Литературное чтение. Тема: К.Г.Паустовский «Прощание с летом»


Автор: Ольга Михайловна Усова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Аур
Должность: учитель начальных классов


Учебник. Литературное чтение 2 класс Э.Э. Кац

Цель: формирование умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях

Задачи: научить выразительно читать, вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; сравнивать переживания писателей, работа с иллюстрацией

Тип урока: открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: рассказывают об опыте общения с природой; привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении

Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Звенит задорно колокольчик,

Пора урок нам начинать,

Всем нужно дружно поздороваться

И у столов красиво встать.

Проговаривают за учителем

Регулятивные:волевая саморегуляция

  1. Подготовка к чтению

Цель: подготовка речевого аппарата

Дыхательные упражнения

вдох носом, выдох через рот;

— вдох, задержка дыхания, выдох;

— вдох, выдох по порциям.

— «В цветочном магазине»

Речевая разминка

-Глубокий вдох и на выдохе читаем строчку

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

Читаем по подготовленным текстам ( у каждого на парте специальная папочка по чтению)

Вывод: речевой аппарат готов к чтению

Дыхательные упражнения

Выполняют

Называют на выдохе согласный

Жужжащее чтение

  1. Постановка учебной задачи

2.Определение задач урока

  • На доске вы видите портрет писателя Константина Георгиевича Паустовского и даты его жизни. Вглядитесь в это лицо, запомните его.

  • К,Г,Паустовский — известный русский писатель, который много произведений написал для детей. Рассмотрите обложки его книг. Назовите произведения. Быть может, среди них вам встретятся те, которые вы уже читали.

  • Читаем название произведения

Тема урока: «К.Г.Паустовский «Прощание с летом»

— О чем может рассказать произведение?

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, на доске, назовите задачи на урок

* Прочитать…

*Проанализировать….

*Учиться…

Рассматривают портрет Запоминают

Слушают

Читают

Предполагают (О конце лета и начале осени)

произведение

произведение

выразительно читать новое произведение

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

  1. Открытие нового знания

физминутка

Цель: определение роли слова в создании живой картины мира

1.Словарная разминка

Первопуток – первый зимний путь по свежему снегу

Заворожила- заколдовала

Застенчивая невеста- робкая, скромная

Нахохлившись – подняли, взъерошили перья

Бисер- мелкие бусинки

  1. Первичное чтение учителем

— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

  1. Повторное чтение вслух

— Особое внимание следует обратить на темп и интонацию: читать надо не спеша, выдерживая паузы в конце предложений, как бы прислушиваясь к тому , что происходит за стенами дома.

  1. Анализ текста.

— Паустовский пишет: «Лил , не переставая, холодный дождь», «шумел мокрый ветер» А какими еще могут быть дождь и ветер?

— О звуках, издаваемых самоваром, Паустовский сказал: «…пел и пел свою нехитрую песню»

-Что бы изменилось, если бы автор написал: «беспрерывно шумел» или «постоянно гудел» самовар?

— Почему Паустовский написал, что «вода хлестала в окно», а не струилась или стекала с него?

-Как вам кажется, уютно ли было человеку в комнате в такую погоду?

Читают слова на выдохе

Высказывают свои чувства

Летом дождь теплый, ласковый

Ветер бывает горячий, холодный и совсем не мокрый

Ответы детей

Ответы детей

ответ

Познавательные: рассказывают об опыте общения с природой; привлекают свой жизненный опыт

Цель: формирование умений сравнивать переживания писателей

физминутка

  1. Сравнение настроения, выраженного двумя авторами, Пушкиным и Паустовским, в их произведениях об осени

— О каком осеннем месяце рассказывает каждый из писателей.

Подтвердите свой ответ строками произведения

  1. Определение чувств писателя, выраженных в произведении.

— О чувствах, выраженных Пушкиным в его произведении, мы говорили на предыдущем уроке. Паустовский пишет, что конец ноября- «самое грустное время в деревне» .

-Найдите в тексте объяснение такого определения «ноябрьского» настроения.

-Но Паустовский не говорит, что ему тоскливо и страшно, — есть уют ярко освещенной комнаты, поющий самовар и спящий в кресле кот.

  1. Активация читательского опыта.

— Расскажи, когда бывает особенно уютно в вашем доме, что вы чувствуете в это время?

  1. Работа с иллюстрациями на стр 18

— Рассмотри картинку на странице 18 и расскажите об иллюстрации, которую хотели бы нарисовать к рассказу К.Паустовского

Пушкин: «октябрь уж наступил»

Паустовский: «был конец ноября»

Это холодный дождь и шумящий мокрый ветер, хлещущая в окно вода, размытые дороги, одинокая голая ветка березы, все время стучащая в окно, и то, что никто не навещает

Познавательные: иллюстрации к рассказу.

  1. Первичное закрепление

Работа в тетради с 13 задание 1-2

Работают в тетради на с 13

 
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Работа в тетради с 14 задание 4

— Проверьте правильность выполнения задания по образцу ( картинка на доске с правильным вариантом ответа)

Работают в тетради на с 14

Проверяют по эталону

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

  1. Включение нового знания

— Выполните задания 3 на с 13-14

Работают самостоятельно

 
  1. Рефлексия

-Какую задачу ставили на урок?

-Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

-Что нужно сделать еще?

— Где можно применить новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем еще надо поработать?

Отвечают на вопросы

Домашнее задание с 19 вопрос 6 (а) сочинить рассказ с предложенным началом