Методические рекомендации «Алгоритм подготовки учащихся к выполнению задания 12 по обществознанию ОГЭ»


Автор: Анна Сергеевна Дружинина
Должность: председатель региональной предметной комиссии по проверке развернутых работ ОГЭ по предмету «Обществознание»


Основной государственный экзамен (ОГЭ) по обществознанию продолжает оставаться в нашем регионе самым массовым из экзаменов по выбору. Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом. В каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий, что в совокупности они представляют все традиционные разделы курса:

  1. Человек и его социальное окружение»,
  2. Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире.
  3. «Человек в мире культуры»
  4. «Человек в экономических отношениях»
  5. «Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы),
  6.  «Человек в политическом измерении»
  7.  «Гражданин и государство»
  8.  «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права».

Задания различаются по форме и уровню сложности. Данные задания выявляют достижение метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как: распознавание, воспроизведение и извлечение информации; классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте); объяснение; аргументация; оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от заданий базового уровня, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Каждое задание с развёрнутым ответом проверяет определённое умение.

В 2024 году его выбрали 1349 выпускников 9-х классов ЕАО (99 %). Результаты экзамена 2024 года позволяют сделать вывод о том, что участники ОГЭ всех групп наиболее успешно справились с заданиями № 2, 3, 7-11, 13, 15, 18 и 20, в основу которых положен учебный материал разделов «Общество и человек», «Духовная культура», «Экономическая сфера» и «Социальная сфера». Средний процент выполнения данных заданий находится в интервале от 78,3% до 85,2%.

С экзаменом по обществознанию в 2024 г. справились 88,7% выпускников. Этот показатель ниже результатов прошлого года на 4,7% (в прошлом году он составлял 93,4% от 1403 чел.).

Снижение результатов ГИА в 2024 году произошло по целому ряду причин:

— усложнением содержания заданий и проверяемых умений в ОГЭ 2024 по обществознанию;

— при изучении теории не было уделено должного внимания отработке проверяемых у выпускников основной школы умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать свое мнение с опорой на факты социальной жизни и обществоведческие знания;

— у ряда выпускников не отработаны навыки и умения выполнения заданий, требующих анализа практических ситуаций (зад.5,6 и 12);

— на результаты экзамена в 2024 году также повлияли не сформированные у определенного количества выпускников навыки по формату выполнения заданий ОГЭ 2024 (особенно задание 12), что принципиально важно для качественной подготовки к экзамену.

Задание 12 направлено на проверку умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

Недостаточный уровень умения работать с графической информацией (диаграммами, таблицами), интерпретировать ее не позволил выпускникам 2024 года выполнить это задание на должном уровне. Средний процент выполнения составил в 2024 г. — 28,9%, а в 2023 году — 34,7%.

Ошибки выпускников при выполнении этого задания связаны с неумением анализировать предложенный материал и делать соответствующие логические выводы, а также правильно прочесть задание: увидеть, что речь идет об опросе, а не о голосовании (что и не увидели выпускники и поэтому не набрали заявленных баллов).

В задании 12 выпускникам предоставляется некоторая сводка статистических данных в виде графика или диаграммы с приложенным описанием по социологическому исследованию. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения с заштрихованными столбцами и пояснения, называемого легендой диаграммы. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый столбец диаграммы, а по шкале на оси у можно определить, какая доля / процент респондентов выбрали каждый вариант ответа. Задача школьника — проанализировать представленный материал и сделать на основе полученной информации уместные и правильные выводы о сходствах и различиях тех или иных аспектов данных. То есть описать, почему есть сходства и различия в представленных данных. Ответ на эту задачу должен быть логичным, связанным, объемным, поэтому задание считается сложным.

Для успешного решения этого задания требуется овладеть приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников и публикаций СМИ. Также, уметь анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами.

Статистические материалы могут быть различными. Обычно они связаны с социальными проблемами, политикой, экономикой, культурой и другими аспектами общественной жизни. Любая предложенная диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения с заштрихованными столбцами и пояснения, называемого легендой диаграммы. Задача проверяет не только знания выпускника по предмету, но и его умение выражать свои мысли, структурировать текст, использовать приемы логической связи для собственных идей.

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы

и высказаны предположения:

4

Сформулировано по одному выводу о сходстве и различии,

по каждому из них высказано уместное предположение

3

Сформулированы только два вывода

2

Сформулирован только один вывод

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Для успешного выполнения задания 12 выпускникам учителю необходимо научить их четко и внимательно работать с легендой, информацией в диаграмме или таблице. После того, как ученик четко понял, что от него требуется в задании, ему необходимо сформулировать свою позицию по данной теме в части сходства или различия статистических данных. При выполнении данного задания есть вероятность обнуления баллов при использовании в ответах слов «число»», «количество» и «проголосовали».

Для формулирования развернутого ответа при указании сходства можно воспользоваться клише ответа.

В выводе о сходстве позиций опрошенных необходимо указывать, в чём сходство заключается (т.е. обязательно должны использоваться словосочетания «равные доли», «одинаковые доли/проценты», «наибольшая/наименьшая доля опрошенных обеих групп» и т.п.). Например,

— Равные доли опрошенных обеих групп считают, что…

— И в 2000, и в 2010 г. одинаковые доли опрошенных считают, что…

— Равные доли мужчин и женщин считают, что…

— Одинаковые доли опрошенных обеих возрастных групп (государств, городов…) считают, что…

— Среди опрошенных обеих групп наиболее популярен ответ…

— Большинство обеих групп в одинаковой мере отметили…

— Для опрошенных обеих групп в равной мере важны…

— В обеих странах (государствах, группах.) пятая доля опрошенных (приблизительно 20%) ответили, что…

Продолжая выполнять задание, необходимо сформулировать свою позицию по данной теме в части различий статистических данных. Сделать предположение, почему появляются различия в результатах социологического исследования. Возможные клише для построения ответа на различия:

— В стране Z большая часть респондентов, нежели в стране Y, считает…

— Больше…чем… считают, что…

— Доля тех, кто считает, что… в 2009 г. (в стране, в государстве, в группе…) больше, чем в 2019 г…

— Среди тех, кто считает… мужчин больше, чем женщин …

— За10 лет сократилась доля тех, кто …

— 50-летние считают более важным… в отличие от 25-летних…

— 30-летние в большей мере, чем 50-летние предпочитают…

— Мнение о том, что… популярнее среди…, чем…

В выводе о различии позиций опрошенных необходимо указывать, в чём различие заключается. Не следует подменять выводы простым описанием данных диаграммы. Ученику нужно сравнивать позиции групп опрошенных (это могут быть группы, выделенные по возрасту, полу, профессии, уровню образования, месту проживания и т.п.), а не сами ответы между собой.

Ученик должен понимать, что вывод — это результат анализа изображения и полученной информации, а предположение — это твое мнение, почему такой результат мог получиться. Для формулирования предположение можно предложить воспользоваться следующим клише ответа.

— Возможная причина связана с тем, что…

— Вероятнее всего это связано с тем, что…

— Возможно…скорее всего.

— Это может быть связано с тем, что…

— Очевидно, что ….

После выполнения задания ученику необходимо перечитай свои записи и убедиться, что его ответ соответствует поставленной задаче, выводы и предположения выглядят аргументированно, связно и логично. В правильном ответе должны быть сформулированы верные выводы и высказаны аргументированные предположения. Таким образом задание проверяет не только знания выпускника по предмету, но и его умение выражать свои мысли, структурировать текст, использовать методы логической связи для собственных идей. Выпускник должен понимать, что вывод – это результат анализа изображения и полученной информации, а предположение – это его мнение, почему такой результат мог получиться.

Написание ответа на 12 задание ОГЭ по обществознанию требует хорошей подготовки и практики, поэтому учителю необходимо данную работу проводить в системе, при изучении каждого раздела предмета «Обществознания».

В данных методических рекомендациях представлена тематическая подборка заданий для выпускников 9 класса по следующим разделам курса «Обществознание»: «Человек в системе социальных отношений»; «Человек в современном изменяющемся мире»; «Гражданин и государство».

РАЗДЕЛ «Гражданин и государство».

Задание 1.

В 2015 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провел среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Алгоритм решения задания:

Внимательно прочитать вопрос, который задавался респондентам

Затем нужно изучить легенду графика или информацию на диаграмме, в таблице, соотнести с соответствующими столбцами. Это позволит точно понять, какую информацию необходимо проанализировать.

Установить, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа; в случае необходимости можно записать соответствующее число над каждым столбцом. Далее необходимо сравнить число респондентов каждой группы, давших каждый из ответов, и определить, какие ответы дало примерно одинаковое число представителей двух (или более, в зависимости от гистограммы) групп, а в каких ответах мнения представителей разных групп заметно разошлись. Целесообразно отметить на гистограмме эти сходства и различия мнений.

Как записывать ответ?

Применительно к данному заданию ответ на задание будет выглядеть так:

  1. сходство, например, пятая часть респондентов как в стране Z, так и в стране Y считает, что наиболее важно для их страны развитие технологий (возможное объяснение: так как развитие технологий способствует развитию экономики страны в целом, но не позволяет решить сиюминутные бытовые проблемы, в любой стране есть небольшая, но устойчивая группа сторонников данного варианта ответа).
  2. различие, например, в стране Z большая часть респондентов, нежели в стране Y, выступает за решение социальных проблем.

(возможное объяснение, например, так как в стране Z, возможно, менее развита социальная сфера и социальная политика государства не так эффективна, чем в стране Y.

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 2.

Ученые изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. В обоих государствах большинство граждан высказали готовность участвовать на безвозмездной основе в экологических организациях (так как в современном обществе остро стоит глобальная экологическая проблема, что понимают все люди независимо от уровня их образования).
  2. Граждане с высшим образованием в большей степени, нежели граждане со средним образованием, готовы участвовать в деятельности благотворительных организаций, помогать больным и бездомным (так как граждане с высшим образованием, как правило, придерживаются более гуманных взглядов и готовы помогать ближнему).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание3.

Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1.  Среди респондентов во все года преобладает отсутствие интереса к политике, отказ от посещения выборов (возможно, граждане данного государства довольны своим положением и не стремятся что-то менять, поэтому среди них развит абсентеизм).
  2.  Среди респондентов, опрошенных в 2005 году, по сравнению с респондентами последующих лет, можно наблюдать больший уровень тех, кто ходит на митинги и демонстрации (возможно, в данном государстве постепенно решаются наиболее острые общественные проблемы, общество становится более стабильным в политической сфере, и граждане не видят необходимости участвовать в митингах и демонстрациях).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 5.

В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны N им предложили ответить на вопрос: «Что для Вас служит главным источников новостей о событиях в стране?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1.  Во все три года опроса наиболее часто выбираемый респондентами ответ «Телевидение» (это связано с тем, что телевидение оставалось самым массовым и наглядным источником информации, вследствие его популярности и уровень доверия к нему достаточно высок).
  2.  Существенно возросла доля выбора социальных сетей и блогов в 2016г. по сравнению с 2014г. (это связано с тем, что именно в этот промежуток времени не только появился такой источник информации, как социальные сети и блоги, но и новостные агентства стали использовать их для распространения информации).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 6.

В ходе социологических опросов, проведенных среди совершеннолетних граждан страны N в 2005-м и 2018-м годах, им предложили ответить на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаете актуальную информацию о происходящем в стране и в мире?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1.  Почти не изменилась доля опрошенных, получающих информацию из такого источника, как телевидение (телевидение имеет распространение по всей стране, поэтому этот источник получения информации остается одним из самых распространенных).
  2.  Существенно, на 25%, выросла доля опрошенных, которые получают информацию из интернет-источников (это можно объяснить тем, что за прошедшие годы серьезно выросла доступность интернета, а также увеличилось число информационных служб, имеющих различные мобильные интернет-приложения, которые быстро предоставляют актуальную информацию).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 7.

В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны Z, им предложили ответить на вопрос: «Какая форма политического участия граждан, по вашему мнению, является наиболее действенной в современном обществе? (можно было дать несколько ответов)».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. равное число опрошенных считает, что участие в деятельности политических партий является эффективным (это может быть связано с тем, что в государстве политические партии действуют реально, а не номинально, поэтому им доверяют жители).
  2.  число людей, которые считают, что обращаться в органы государственной власти наиболее эффективно, выше среди 50-летних, чем среди 30-летних (это может быть связано с недоверием граждан 30-летнего возраста органам государственной власти, чего нельзя сказать о 50летних ).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 8.

В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны Z и Y , им предложили определить, для чего нужна многопартийность.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. равный процент опрошенных в обеих странах не интересуется политикой (это может быть связано с тем, что граждане разочаровались в деятельности политических институтов и отказались от участия в политике).
  2. мысль о необходимости правления только одной партии наименее популярна в стране Z, чего нельзя сказать о гражданах страны Y (это может быть связано с тем, что в стране Z традиционны ценности демократии и выше уровень политической культуры, чем в стране Y)

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 9.

В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны Y, им предложили ответить на вопрос: «Какие причины заставляют Вас принимать или не принимать участие в выборах? (можно было дать несколько ответов)».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1.  одинаковый процент опрошенных из обеих возрастных групп в равной степени считают, что их мотивирует принимать участие в выборах необходимость реализовать свои права (возможно, это связано с тем, что в обеих группах есть люди с высоким уровнем политической и правовой культуры)
  2.  среди 40-летних число людей, которые не участвуют в политике, на 50% больше, чем среди 25-летних (возможно, это связано с тем, что старшее поколение более уверены в том, что их участие не повлияет на ход развития страны).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 10.

В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны Z и страны Y, им предложили ответить на вопрос о том, в каких митингах и демонстрациях они готовы принять участие (можно было дать несколько ответов).

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. среди опрошенных обеих стран одинаковое количество опрошенных (35%) могли бы принять участие в экологической акции (так как в современном обществе остро стоят экологические проблемы и, возможно, граждане видят свою возможность повлиять на ее разрешение).
  2. среди опрошенных страны Y больший процент, чем в стране Z, могли бы выйти на митинг или демонстрацию против высокой безработицы (это может быть связано с тем, что в стране Y на момент опроса был экономический кризис, повлекший за собой высокий уровень безработицы).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 11.

Центр гуманитарных исследований провел опрос среди различных групп населения о возможностях и способах влияния граждан на политические решения. Участникам опроса было предложено выбрать не более двух вариантов.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. опрошенные обоих групп в равной степени считают, что влиять на политические решения можно посредством выражения мнения через СМИ и в блогах ( это может быть связано с тем, что в современном обществе высок уровень цифровизации, все связываются через интернет)
  2. среди учащейся молодежи более популярно мнение, что активность граждан не влияет на политические решения (это может быть связно с недоверием молодежи к власти).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

РАЗДЕЛ «Человек в системе социальных отношений».

Задание 1.

В разные годы в ходе социологического опроса родителям первоклассников города Z задавали вопрос о том, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях.

Отдельные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1.  в оба года около 35% опрошенных родителей отметили, что важно воспитывать внимание и уважение к окружающим (возможно, это объясняется тем, что это одна из моральных норм и ценностей и является важной во все времена).
  2. в 2022 году, по сравнению с 2002 годом, более популярно мнение о том, что важно воспитывать стремление к успеху (возможно, это объясняется тем, что в обществе за прошедшие годы произошли перемены, и родители стали понимать, что без такого качества их детям будет сложно в новом обществе).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание2.

Центр гуманитарных исследований провел опрос среди различных групп учащейся молодежи. Им задавали вопрос: «Какие действия в большей степени могут повлиять на повышение вашего социального статуса в будущем?». Участникам опроса было предложено выбрать не более двух вариантов.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. одинаково высокое количество опрошенных (80%) обеих социальных групп считает, что поступление в ВУЗ может в большей степени повлиять на повышение социального статуса (это может быть связано с тем, что образование считается важнейшим социальным лифтом в данном государстве, поэтому люди стремятся получить высшее образование, чтобы улучшить свое положение в обществе).
  2. среди учащихся колледжей мнение о том, что начало предпринимательской деятельности повысит их социальный статус более популярно, чем среди учащихся 11-х классов (это может быть связано с тем, что учащиеся колледжей уже получили профессиональные знания, которые могут пригодиться им в предпринимательской деятельности, чего нельзя сказать о школьниках).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание3.

В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны Y им предложили определить, какие агенты социализации играют в наше время решающую роль в становлении личности подростка (можно было выбрать несколько вариантов).

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. опрошенные из обеих возрастных групп в равной степени считают, что родители играют решающую роль в становлении личности подростка ( это связано, возможно, с тем, что в обществе сформированы семейные ценности, поэтому родители ответственно относятся к воспитанию детей, а дети уважают родителей).
  2. опрошенные в возрасте 20-40 лет в большей степени, чем опрошенные в возрасте 41-60 лет, считают, что близкие друзья играют решающую роль в социализации личности (в молодости общение с друзьями, сверстниками является важнейшей потребностью; в старшем возрасте дружба ценится, но больше времени люди проводят с семьей).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 4.

В ходе выполнения проектной работы по обществознанию старшеклассники провели опрос среди различных возрастных групп. Им задавали вопрос: «Какие агенты (институты) социализации повлияли на ваши жизненные установки в большей степени?» (можно было дать несколько ответов).

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. прошенные обеих групп в большинстве своем считают, что семья в большей степени повлияла на их жизненные установки (возможно, это связано с тем, что семья является наиболее значимым агентом первичной социализации, благодаря которому люди формируют свою картину миру с детства )
  2. среди опрошенных 13-16 лет более популярно мнение, что друзья в большей степени повлияли на их жизненные установки, чем у 18-30 летних (возможно, это связано с тем, что во взрослом возрасте у человека уже сформированы жизненные установки, и мнение друзей не может значительно на него повлиять, тогда как в подростковом возрасте картина мира и установки формируются через общение прежде всего с друзьями).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 5.

В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны Z, им задавали вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны распределяться домашние обязанности между мужем и женой, если оба супруга работают?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1.  опрошенные обеих групп в равной степени считают, что муж и жена должны распределять домашние обязанности в равной степени, работа по дому должна распределяться в равной степени (возможно, это связано с тем, что в обществе доминируют семьи демократического характера с равными правами и обязанностями всех членов семьи).
  2.  среди опрошенных, получивших высшее образование, меньше, чем в группе со средним образованием, тех, кто отметил, что домашние обязанности – обязанность жены (возможно, более образованные граждане уверены, что в современном обществе мужчины и женщины равны во всех проявлениях.)

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 6.

В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны N, им предложили ответить на вопрос: «Кто должен быть главой семьи?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. среди опрошенных обеих социальных групп наибольшее число считает, что главой семьи должен быть муж (это может быть связано с тем, что в обществе доминирует семья традиционного типа, где главой семьи является муж, старший в роду мужчина).
  2.  среди женщин гораздо меньше (5% против 35% у мужчин) тех, кто считает, что главой семьи должен быть тот, кто зарабатывает больше (это может быть связано с тем, что женщины в этой стране зарабатывают меньше, поэтому такая позиция означает, что главным в семье должен быть муж, чего бы они не хотели).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание7.

В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны Z, им предложили ответить на вопрос: «В какой поддержке со стороны государства нуждается семья в наибольшей степени?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. почти не изменилась доля опрошенных, считающих, что государство, в первую очередь, должно оказывать поддержку молодым семьям в приобретении жилья (очевидно, это можно объяснить тем, что молодые семьи всегда, независимо от экономической ситуации в стране, нуждаются в финансовой поддержке для покупки жилья)
  2.  на 10 % увеличилось количество опрошенных, считающих, что государство должно способствовать созданию рабочих мест в регионах (возможно, это объясняется тем, что за 10 лет ухудшилась экономическая ситуация, что привело к сокращению рабочих мест в регионах и росту безработицы).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 8.

В 2008 году правительство страны N инициировало широкомасштабные социально-экономические реформы. В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны N, им предложили ответить на вопрос: «В какой мере государство выполняет свои обязанности перед гражданами?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1.  наименьшее число опрошенных в оба года считают, что государство по большей части не выполняет своих обязанностей перед гражданами (это может быть связано с тем, что у этой доли граждан недостаточно благополучное положение, в чем они винят государство).
  2. в 2022 году больший процент опрошенных стали считать, что государство по большей части выполняет свои обязанности перед гражданами (возможно, это связано с тем, что государство изменило свою политику, сделав ее более социально ориентированной),

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 9.

В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны N , им предложили ответить на вопрос: «Какие способы профилактики негативных отклонений поведения высчитаете наиболее эффективными в современном обществе?» (можно было дать несколько ответов).

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. около 50% опрошенных в обеих социальных группах считает, что популяризация здорового образа жизни является наиболее эффективным способом профилактики негативных отклонений в современном обществе (это может быть связано с тем, что многие люди считают отклоняющееся поведение результатом биологических проблем, которые можно избежать благодаря здоровому образу жизни).
  2. среди 40-летних в сравнении с 20-летними более популярно мнение, что ужесточение наказания за правонарушения может быть более эффективным способом профилактики негативных отклонений (это может быть связано с тем, что 40-летние граждане убедились, что метод принуждения, когда люди боятся возможного наказания, более эффективен).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание10.

Фонд «Общественное мнение» провел опрос среди россиян о соблюдении социальных норм. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. большинство опрошенных в обеих социальных группах считает, что благодаря соблюдению социальных норм окружающие чувствуют себя защищенными (это может быть связано с тем, что социальные нормы в России являются социальными регуляторами общественных отношений, за несоблюдение которых наступают социальные санкции, которые обеспечивают порядок в обществе).
  2. среди 20-летних опрошенных больше по сравнению с 40-летними тех, кто считает, что всегда найдутся люди, которые нарушают нормы (это может быть связано с тем, что среди 20-летних более низкий уровень правовой культуры, и они допускают в своем поведении нарушение норм).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание11.

Социологические службы опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. Граждане обеих возрастных групп в большей степени считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни ( так как большинство людей осуществляют отклоняющееся поведение из-за отсутствия воспитания, низкого уровня их нравственности).
  2. Граждане 60-ти лет в меньшей степени, чем граждане 25 лет, считают, что люди подпадают под влияние социальной группы, демонстрирующей отклоняющееся поведение (так как для 60-летних в меньшей степени характерна принадлежность к тем или иным субкультурам, чье поведение отклоняется от общепринятого).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание12.

Социологические службы опросили жителей страны N. Им задавали вопрос «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1. наиболее популярным ответом у граждан обеих групп было мнение, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека ( так как чаще всего отклоняющееся поведение характерно для людей, ведущих асоциальный образ жизни)
  2. Граждане с высшим образованием в большей степени, чем граждане со средним образованием склонны полагать, что отклоняющееся поведение является следствием генетической предрасположенности (так как более образованные люди более сведущи в генетике и ее влиянии на поведение человека, чем люди со средним образованием).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

РАЗДЕЛ Человек в современном изменяющемся мире.  Задание 1.

В стране Z социологические службы провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:

  1.  Среди обеих возрастных групп преобладает мнение, что респонденты ежедневно ощущают на себе проявления глобальных проблем (так как в современном обществе остро стоят глобальные проблемы, что можно наблюдать по экологической ситуации, массовой миграции из стран «Юга»; данные проблемы активно освещают СМИ, следовательно, все люди чувствуют проявления глобальных проблем).
  2.  Среди 20-летних граждан, по сравнению с 40-летними, меньше тех людей, кто ничего не знает о глобальных проблемах (так как в современной школе изучение глобальных проблем входит в курс географии, обществознания, английского языка, следовательно, молодежь знает о них больше, чем старшее поколение, которое в школе не изучало данный вопрос).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Таким образом, для успешной подготовки к экзамену, необходимо научить обучающихся формулировать собственные обоснования, заключения и оценочные суждения, делать выводы, критически воспринять и осмыслить разнородную социальную информацию. А также уделить должное внимание для формирования умения передать информацию, заложенную в источнике, средствами современного русского языка, анализировать визуальную информацию.

Используемые источники: