Основной государственный экзамен (ОГЭ) по обществознанию продолжает оставаться в нашем регионе самым массовым из экзаменов по выбору. Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом. В каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий, что в совокупности они представляют все традиционные разделы курса:
- Человек и его социальное окружение»,
- Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире.
- «Человек в мире культуры»
- «Человек в экономических отношениях»
- «Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы),
- «Человек в политическом измерении»
- «Гражданин и государство»
- «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права».
Задания различаются по форме и уровню сложности. Данные задания выявляют достижение метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как: распознавание, воспроизведение и извлечение информации; классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте); объяснение; аргументация; оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от заданий базового уровня, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Каждое задание с развёрнутым ответом проверяет определённое умение.
В 2024 году его выбрали 1349 выпускников 9-х классов ЕАО (99 %). Результаты экзамена 2024 года позволяют сделать вывод о том, что участники ОГЭ всех групп наиболее успешно справились с заданиями № 2, 3, 7-11, 13, 15, 18 и 20, в основу которых положен учебный материал разделов «Общество и человек», «Духовная культура», «Экономическая сфера» и «Социальная сфера». Средний процент выполнения данных заданий находится в интервале от 78,3% до 85,2%.
С экзаменом по обществознанию в 2024 г. справились 88,7% выпускников. Этот показатель ниже результатов прошлого года на 4,7% (в прошлом году он составлял 93,4% от 1403 чел.).
Снижение результатов ГИА в 2024 году произошло по целому ряду причин:
— усложнением содержания заданий и проверяемых умений в ОГЭ 2024 по обществознанию;
— при изучении теории не было уделено должного внимания отработке проверяемых у выпускников основной школы умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать свое мнение с опорой на факты социальной жизни и обществоведческие знания;
— у ряда выпускников не отработаны навыки и умения выполнения заданий, требующих анализа практических ситуаций (зад.5,6 и 12);
— на результаты экзамена в 2024 году также повлияли не сформированные у определенного количества выпускников навыки по формату выполнения заданий ОГЭ 2024 (особенно задание 12), что принципиально важно для качественной подготовки к экзамену.
Задание 12 направлено на проверку умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Недостаточный уровень умения работать с графической информацией (диаграммами, таблицами), интерпретировать ее не позволил выпускникам 2024 года выполнить это задание на должном уровне. Средний процент выполнения составил в 2024 г. — 28,9%, а в 2023 году — 34,7%.
Ошибки выпускников при выполнении этого задания связаны с неумением анализировать предложенный материал и делать соответствующие логические выводы, а также правильно прочесть задание: увидеть, что речь идет об опросе, а не о голосовании (что и не увидели выпускники и поэтому не набрали заявленных баллов).
В задании 12 выпускникам предоставляется некоторая сводка статистических данных в виде графика или диаграммы с приложенным описанием по социологическому исследованию. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения с заштрихованными столбцами и пояснения, называемого легендой диаграммы. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый столбец диаграммы, а по шкале на оси у можно определить, какая доля / процент респондентов выбрали каждый вариант ответа. Задача школьника — проанализировать представленный материал и сделать на основе полученной информации уместные и правильные выводы о сходствах и различиях тех или иных аспектов данных. То есть описать, почему есть сходства и различия в представленных данных. Ответ на эту задачу должен быть логичным, связанным, объемным, поэтому задание считается сложным.
Для успешного решения этого задания требуется овладеть приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников и публикаций СМИ. Также, уметь анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами.
Статистические материалы могут быть различными. Обычно они связаны с социальными проблемами, политикой, экономикой, культурой и другими аспектами общественной жизни. Любая предложенная диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения с заштрихованными столбцами и пояснения, называемого легендой диаграммы. Задача проверяет не только знания выпускника по предмету, но и его умение выражать свои мысли, структурировать текст, использовать приемы логической связи для собственных идей.
Критерии оценивания:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения: | 4 |
Сформулировано по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение | 3 |
Сформулированы только два вывода | 2 |
Сформулирован только один вывод | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Для успешного выполнения задания 12 выпускникам учителю необходимо научить их четко и внимательно работать с легендой, информацией в диаграмме или таблице. После того, как ученик четко понял, что от него требуется в задании, ему необходимо сформулировать свою позицию по данной теме в части сходства или различия статистических данных. При выполнении данного задания есть вероятность обнуления баллов при использовании в ответах слов «число»», «количество» и «проголосовали».
Для формулирования развернутого ответа при указании сходства можно воспользоваться клише ответа.
В выводе о сходстве позиций опрошенных необходимо указывать, в чём сходство заключается (т.е. обязательно должны использоваться словосочетания «равные доли», «одинаковые доли/проценты», «наибольшая/наименьшая доля опрошенных обеих групп» и т.п.). Например,
— Равные доли опрошенных обеих групп считают, что…
— И в 2000, и в 2010 г. одинаковые доли опрошенных считают, что…
— Равные доли мужчин и женщин считают, что…
— Одинаковые доли опрошенных обеих возрастных групп (государств, городов…) считают, что…
— Среди опрошенных обеих групп наиболее популярен ответ…
— Большинство обеих групп в одинаковой мере отметили…
— Для опрошенных обеих групп в равной мере важны…
— В обеих странах (государствах, группах.) пятая доля опрошенных (приблизительно 20%) ответили, что…
Продолжая выполнять задание, необходимо сформулировать свою позицию по данной теме в части различий статистических данных. Сделать предположение, почему появляются различия в результатах социологического исследования. Возможные клише для построения ответа на различия:
— В стране Z большая часть респондентов, нежели в стране Y, считает…
— Больше…чем… считают, что…
— Доля тех, кто считает, что… в 2009 г. (в стране, в государстве, в группе…) больше, чем в 2019 г…
— Среди тех, кто считает… мужчин больше, чем женщин …
— За10 лет сократилась доля тех, кто …
— 50-летние считают более важным… в отличие от 25-летних…
— 30-летние в большей мере, чем 50-летние предпочитают…
— Мнение о том, что… популярнее среди…, чем…
В выводе о различии позиций опрошенных необходимо указывать, в чём различие заключается. Не следует подменять выводы простым описанием данных диаграммы. Ученику нужно сравнивать позиции групп опрошенных (это могут быть группы, выделенные по возрасту, полу, профессии, уровню образования, месту проживания и т.п.), а не сами ответы между собой.
Ученик должен понимать, что вывод — это результат анализа изображения и полученной информации, а предположение — это твое мнение, почему такой результат мог получиться. Для формулирования предположение можно предложить воспользоваться следующим клише ответа.
— Возможная причина связана с тем, что…
— Вероятнее всего это связано с тем, что…
— Возможно…скорее всего.
— Это может быть связано с тем, что…
— Очевидно, что ….
После выполнения задания ученику необходимо перечитай свои записи и убедиться, что его ответ соответствует поставленной задаче, выводы и предположения выглядят аргументированно, связно и логично. В правильном ответе должны быть сформулированы верные выводы и высказаны аргументированные предположения. Таким образом задание проверяет не только знания выпускника по предмету, но и его умение выражать свои мысли, структурировать текст, использовать методы логической связи для собственных идей. Выпускник должен понимать, что вывод – это результат анализа изображения и полученной информации, а предположение – это его мнение, почему такой результат мог получиться.
Написание ответа на 12 задание ОГЭ по обществознанию требует хорошей подготовки и практики, поэтому учителю необходимо данную работу проводить в системе, при изучении каждого раздела предмета «Обществознания».
В данных методических рекомендациях представлена тематическая подборка заданий для выпускников 9 класса по следующим разделам курса «Обществознание»: «Человек в системе социальных отношений»; «Человек в современном изменяющемся мире»; «Гражданин и государство».
РАЗДЕЛ «Гражданин и государство».
Задание 1.
В 2015 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провел среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Алгоритм решения задания:
Внимательно прочитать вопрос, который задавался респондентам
Затем нужно изучить легенду графика или информацию на диаграмме, в таблице, соотнести с соответствующими столбцами. Это позволит точно понять, какую информацию необходимо проанализировать.
Установить, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа; в случае необходимости можно записать соответствующее число над каждым столбцом. Далее необходимо сравнить число респондентов каждой группы, давших каждый из ответов, и определить, какие ответы дало примерно одинаковое число представителей двух (или более, в зависимости от гистограммы) групп, а в каких ответах мнения представителей разных групп заметно разошлись. Целесообразно отметить на гистограмме эти сходства и различия мнений.
Как записывать ответ?
Применительно к данному заданию ответ на задание будет выглядеть так:
- сходство, например, пятая часть респондентов как в стране Z, так и в стране Y считает, что наиболее важно для их страны развитие технологий (возможное объяснение: так как развитие технологий способствует развитию экономики страны в целом, но не позволяет решить сиюминутные бытовые проблемы, в любой стране есть небольшая, но устойчивая группа сторонников данного варианта ответа).
- различие, например, в стране Z большая часть респондентов, нежели в стране Y, выступает за решение социальных проблем.
(возможное объяснение, например, так как в стране Z, возможно, менее развита социальная сфера и социальная политика государства не так эффективна, чем в стране Y.
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 2.
Ученые изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- В обоих государствах большинство граждан высказали готовность участвовать на безвозмездной основе в экологических организациях (так как в современном обществе остро стоит глобальная экологическая проблема, что понимают все люди независимо от уровня их образования).
- Граждане с высшим образованием в большей степени, нежели граждане со средним образованием, готовы участвовать в деятельности благотворительных организаций, помогать больным и бездомным (так как граждане с высшим образованием, как правило, придерживаются более гуманных взглядов и готовы помогать ближнему).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание3.
Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- Среди респондентов во все года преобладает отсутствие интереса к политике, отказ от посещения выборов (возможно, граждане данного государства довольны своим положением и не стремятся что-то менять, поэтому среди них развит абсентеизм).
- Среди респондентов, опрошенных в 2005 году, по сравнению с респондентами последующих лет, можно наблюдать больший уровень тех, кто ходит на митинги и демонстрации (возможно, в данном государстве постепенно решаются наиболее острые общественные проблемы, общество становится более стабильным в политической сфере, и граждане не видят необходимости участвовать в митингах и демонстрациях).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 5.
В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны N им предложили ответить на вопрос: «Что для Вас служит главным источников новостей о событиях в стране?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- Во все три года опроса наиболее часто выбираемый респондентами ответ «Телевидение» (это связано с тем, что телевидение оставалось самым массовым и наглядным источником информации, вследствие его популярности и уровень доверия к нему достаточно высок).
- Существенно возросла доля выбора социальных сетей и блогов в 2016г. по сравнению с 2014г. (это связано с тем, что именно в этот промежуток времени не только появился такой источник информации, как социальные сети и блоги, но и новостные агентства стали использовать их для распространения информации).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 6.
В ходе социологических опросов, проведенных среди совершеннолетних граждан страны N в 2005-м и 2018-м годах, им предложили ответить на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаете актуальную информацию о происходящем в стране и в мире?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- Почти не изменилась доля опрошенных, получающих информацию из такого источника, как телевидение (телевидение имеет распространение по всей стране, поэтому этот источник получения информации остается одним из самых распространенных).
- Существенно, на 25%, выросла доля опрошенных, которые получают информацию из интернет-источников (это можно объяснить тем, что за прошедшие годы серьезно выросла доступность интернета, а также увеличилось число информационных служб, имеющих различные мобильные интернет-приложения, которые быстро предоставляют актуальную информацию).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 7.
В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны Z, им предложили ответить на вопрос: «Какая форма политического участия граждан, по вашему мнению, является наиболее действенной в современном обществе? (можно было дать несколько ответов)».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- равное число опрошенных считает, что участие в деятельности политических партий является эффективным (это может быть связано с тем, что в государстве политические партии действуют реально, а не номинально, поэтому им доверяют жители).
- число людей, которые считают, что обращаться в органы государственной власти наиболее эффективно, выше среди 50-летних, чем среди 30-летних (это может быть связано с недоверием граждан 30-летнего возраста органам государственной власти, чего нельзя сказать о 50летних ).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 8.
В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны Z и Y , им предложили определить, для чего нужна многопартийность.
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- равный процент опрошенных в обеих странах не интересуется политикой (это может быть связано с тем, что граждане разочаровались в деятельности политических институтов и отказались от участия в политике).
- мысль о необходимости правления только одной партии наименее популярна в стране Z, чего нельзя сказать о гражданах страны Y (это может быть связано с тем, что в стране Z традиционны ценности демократии и выше уровень политической культуры, чем в стране Y)
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 9.
В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны Y, им предложили ответить на вопрос: «Какие причины заставляют Вас принимать или не принимать участие в выборах? (можно было дать несколько ответов)».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- одинаковый процент опрошенных из обеих возрастных групп в равной степени считают, что их мотивирует принимать участие в выборах необходимость реализовать свои права (возможно, это связано с тем, что в обеих группах есть люди с высоким уровнем политической и правовой культуры)
- среди 40-летних число людей, которые не участвуют в политике, на 50% больше, чем среди 25-летних (возможно, это связано с тем, что старшее поколение более уверены в том, что их участие не повлияет на ход развития страны).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 10.
В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны Z и страны Y, им предложили ответить на вопрос о том, в каких митингах и демонстрациях они готовы принять участие (можно было дать несколько ответов).
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- среди опрошенных обеих стран одинаковое количество опрошенных (35%) могли бы принять участие в экологической акции (так как в современном обществе остро стоят экологические проблемы и, возможно, граждане видят свою возможность повлиять на ее разрешение).
- среди опрошенных страны Y больший процент, чем в стране Z, могли бы выйти на митинг или демонстрацию против высокой безработицы (это может быть связано с тем, что в стране Y на момент опроса был экономический кризис, повлекший за собой высокий уровень безработицы).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 11.
Центр гуманитарных исследований провел опрос среди различных групп населения о возможностях и способах влияния граждан на политические решения. Участникам опроса было предложено выбрать не более двух вариантов.
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- опрошенные обоих групп в равной степени считают, что влиять на политические решения можно посредством выражения мнения через СМИ и в блогах ( это может быть связано с тем, что в современном обществе высок уровень цифровизации, все связываются через интернет)
- среди учащейся молодежи более популярно мнение, что активность граждан не влияет на политические решения (это может быть связно с недоверием молодежи к власти).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
РАЗДЕЛ «Человек в системе социальных отношений».
Задание 1.
В разные годы в ходе социологического опроса родителям первоклассников города Z задавали вопрос о том, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях.
Отдельные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- в оба года около 35% опрошенных родителей отметили, что важно воспитывать внимание и уважение к окружающим (возможно, это объясняется тем, что это одна из моральных норм и ценностей и является важной во все времена).
- в 2022 году, по сравнению с 2002 годом, более популярно мнение о том, что важно воспитывать стремление к успеху (возможно, это объясняется тем, что в обществе за прошедшие годы произошли перемены, и родители стали понимать, что без такого качества их детям будет сложно в новом обществе).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание2.
Центр гуманитарных исследований провел опрос среди различных групп учащейся молодежи. Им задавали вопрос: «Какие действия в большей степени могут повлиять на повышение вашего социального статуса в будущем?». Участникам опроса было предложено выбрать не более двух вариантов.
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- одинаково высокое количество опрошенных (80%) обеих социальных групп считает, что поступление в ВУЗ может в большей степени повлиять на повышение социального статуса (это может быть связано с тем, что образование считается важнейшим социальным лифтом в данном государстве, поэтому люди стремятся получить высшее образование, чтобы улучшить свое положение в обществе).
- среди учащихся колледжей мнение о том, что начало предпринимательской деятельности повысит их социальный статус более популярно, чем среди учащихся 11-х классов (это может быть связано с тем, что учащиеся колледжей уже получили профессиональные знания, которые могут пригодиться им в предпринимательской деятельности, чего нельзя сказать о школьниках).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание3.
В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны Y им предложили определить, какие агенты социализации играют в наше время решающую роль в становлении личности подростка (можно было выбрать несколько вариантов).
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- опрошенные из обеих возрастных групп в равной степени считают, что родители играют решающую роль в становлении личности подростка ( это связано, возможно, с тем, что в обществе сформированы семейные ценности, поэтому родители ответственно относятся к воспитанию детей, а дети уважают родителей).
- опрошенные в возрасте 20-40 лет в большей степени, чем опрошенные в возрасте 41-60 лет, считают, что близкие друзья играют решающую роль в социализации личности (в молодости общение с друзьями, сверстниками является важнейшей потребностью; в старшем возрасте дружба ценится, но больше времени люди проводят с семьей).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 4.
В ходе выполнения проектной работы по обществознанию старшеклассники провели опрос среди различных возрастных групп. Им задавали вопрос: «Какие агенты (институты) социализации повлияли на ваши жизненные установки в большей степени?» (можно было дать несколько ответов).
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- прошенные обеих групп в большинстве своем считают, что семья в большей степени повлияла на их жизненные установки (возможно, это связано с тем, что семья является наиболее значимым агентом первичной социализации, благодаря которому люди формируют свою картину миру с детства )
- среди опрошенных 13-16 лет более популярно мнение, что друзья в большей степени повлияли на их жизненные установки, чем у 18-30 летних (возможно, это связано с тем, что во взрослом возрасте у человека уже сформированы жизненные установки, и мнение друзей не может значительно на него повлиять, тогда как в подростковом возрасте картина мира и установки формируются через общение прежде всего с друзьями).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 5.
В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны Z, им задавали вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны распределяться домашние обязанности между мужем и женой, если оба супруга работают?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- опрошенные обеих групп в равной степени считают, что муж и жена должны распределять домашние обязанности в равной степени, работа по дому должна распределяться в равной степени (возможно, это связано с тем, что в обществе доминируют семьи демократического характера с равными правами и обязанностями всех членов семьи).
- среди опрошенных, получивших высшее образование, меньше, чем в группе со средним образованием, тех, кто отметил, что домашние обязанности – обязанность жены (возможно, более образованные граждане уверены, что в современном обществе мужчины и женщины равны во всех проявлениях.)
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 6.
В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны N, им предложили ответить на вопрос: «Кто должен быть главой семьи?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- среди опрошенных обеих социальных групп наибольшее число считает, что главой семьи должен быть муж (это может быть связано с тем, что в обществе доминирует семья традиционного типа, где главой семьи является муж, старший в роду мужчина).
- среди женщин гораздо меньше (5% против 35% у мужчин) тех, кто считает, что главой семьи должен быть тот, кто зарабатывает больше (это может быть связано с тем, что женщины в этой стране зарабатывают меньше, поэтому такая позиция означает, что главным в семье должен быть муж, чего бы они не хотели).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание7.
В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны Z, им предложили ответить на вопрос: «В какой поддержке со стороны государства нуждается семья в наибольшей степени?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- почти не изменилась доля опрошенных, считающих, что государство, в первую очередь, должно оказывать поддержку молодым семьям в приобретении жилья (очевидно, это можно объяснить тем, что молодые семьи всегда, независимо от экономической ситуации в стране, нуждаются в финансовой поддержке для покупки жилья)
- на 10 % увеличилось количество опрошенных, считающих, что государство должно способствовать созданию рабочих мест в регионах (возможно, это объясняется тем, что за 10 лет ухудшилась экономическая ситуация, что привело к сокращению рабочих мест в регионах и росту безработицы).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 8.
В 2008 году правительство страны N инициировало широкомасштабные социально-экономические реформы. В ходе социологического опроса, проведенного среди совершеннолетних граждан страны N, им предложили ответить на вопрос: «В какой мере государство выполняет свои обязанности перед гражданами?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- наименьшее число опрошенных в оба года считают, что государство по большей части не выполняет своих обязанностей перед гражданами (это может быть связано с тем, что у этой доли граждан недостаточно благополучное положение, в чем они винят государство).
- в 2022 году больший процент опрошенных стали считать, что государство по большей части выполняет свои обязанности перед гражданами (возможно, это связано с тем, что государство изменило свою политику, сделав ее более социально ориентированной),
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание 9.
В ходе социологического опроса, проведенного среди граждан страны N , им предложили ответить на вопрос: «Какие способы профилактики негативных отклонений поведения высчитаете наиболее эффективными в современном обществе?» (можно было дать несколько ответов).
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- около 50% опрошенных в обеих социальных группах считает, что популяризация здорового образа жизни является наиболее эффективным способом профилактики негативных отклонений в современном обществе (это может быть связано с тем, что многие люди считают отклоняющееся поведение результатом биологических проблем, которые можно избежать благодаря здоровому образу жизни).
- среди 40-летних в сравнении с 20-летними более популярно мнение, что ужесточение наказания за правонарушения может быть более эффективным способом профилактики негативных отклонений (это может быть связано с тем, что 40-летние граждане убедились, что метод принуждения, когда люди боятся возможного наказания, более эффективен).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание10.
Фонд «Общественное мнение» провел опрос среди россиян о соблюдении социальных норм. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- большинство опрошенных в обеих социальных группах считает, что благодаря соблюдению социальных норм окружающие чувствуют себя защищенными (это может быть связано с тем, что социальные нормы в России являются социальными регуляторами общественных отношений, за несоблюдение которых наступают социальные санкции, которые обеспечивают порядок в обществе).
- среди 20-летних опрошенных больше по сравнению с 40-летними тех, кто считает, что всегда найдутся люди, которые нарушают нормы (это может быть связано с тем, что среди 20-летних более низкий уровень правовой культуры, и они допускают в своем поведении нарушение норм).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание11.
Социологические службы опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- Граждане обеих возрастных групп в большей степени считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни ( так как большинство людей осуществляют отклоняющееся поведение из-за отсутствия воспитания, низкого уровня их нравственности).
- Граждане 60-ти лет в меньшей степени, чем граждане 25 лет, считают, что люди подпадают под влияние социальной группы, демонстрирующей отклоняющееся поведение (так как для 60-летних в меньшей степени характерна принадлежность к тем или иным субкультурам, чье поведение отклоняется от общепринятого).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Задание12.
Социологические службы опросили жителей страны N. Им задавали вопрос «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- наиболее популярным ответом у граждан обеих групп было мнение, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека ( так как чаще всего отклоняющееся поведение характерно для людей, ведущих асоциальный образ жизни)
- Граждане с высшим образованием в большей степени, чем граждане со средним образованием склонны полагать, что отклоняющееся поведение является следствием генетической предрасположенности (так как более образованные люди более сведущи в генетике и ее влиянии на поведение человека, чем люди со средним образованием).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
РАЗДЕЛ Человек в современном изменяющемся мире. Задание 1.
В стране Z социологические службы провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
- Среди обеих возрастных групп преобладает мнение, что респонденты ежедневно ощущают на себе проявления глобальных проблем (так как в современном обществе остро стоят глобальные проблемы, что можно наблюдать по экологической ситуации, массовой миграции из стран «Юга»; данные проблемы активно освещают СМИ, следовательно, все люди чувствуют проявления глобальных проблем).
- Среди 20-летних граждан, по сравнению с 40-летними, меньше тех людей, кто ничего не знает о глобальных проблемах (так как в современной школе изучение глобальных проблем входит в курс географии, обществознания, английского языка, следовательно, молодежь знает о них больше, чем старшее поколение, которое в школе не изучало данный вопрос).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Таким образом, для успешной подготовки к экзамену, необходимо научить обучающихся формулировать собственные обоснования, заключения и оценочные суждения, делать выводы, критически воспринять и осмыслить разнородную социальную информацию. А также уделить должное внимание для формирования умения передать информацию, заложенную в источнике, средствами современного русского языка, анализировать визуальную информацию.
Используемые источники:
- Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной подготовки к ОГЭ 2024 года по обществознанию. Авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-oge/MR_obcschestvo_oge_2024.pdf
- Навигатор самостоятельной подготовки к ОГЭ. https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-oge#ob
- ФИПИ. Основной государственный экзамен по обществознанию. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory