Многофункциональная дидактическая игра «Умный ёжик»


Автор: Елена Владимировна Волкова
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан
Должность: воспитатель


Пояснительная записка

Всем известно, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно в игре ребенок развивается, обучается. Чтобы обучение проходило с увлечением, необходимы яркие красочные игрушки, которые будут не только приносить радость малышам, но и развивать его. А если это игрушка изготовлена руками педагога, она ценна вдвойне.

Дидактическая игра –это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;

2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Предлагаемые варианты игр предназначены для детей 3-5 лет.

Задачи:

1. Совершенствование навыка счета в пределах 10, формирование умения соотносить количество предметов с числом;

2. Формирование у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой;

3. Закрепление умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);

4. Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов, умения объединять предметы по общим признакам;

5. Развитие внимания, памяти, наблюдательности (игры «Чего не стало» и «Что изменилось»);

6. Закрепление умения детей подбирать предметы по цвету;

7. Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.

В процессе игры используются тематические стихи:

1. Бежит по саду ёжик

И не жалеет ножек.

Он катит яблочко, пыхтит,

И у него довольный вид.

2. Меж березок, возле елки,

Быстро бегают иголки.

А на них грибы, листочки —

Их, пожалуй, много очень.

Это ежик деловой

Провиант несет домой.

Вариант 1. «Найди пару»

Цель: закрепить представления о цвете, форме, умения объединять предметы по общим признакам.

Предлагаемые варианты игр предназначены для детей 3-5 лет.

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты листьев разного цвета и формы, силуэты яблок разного цвета, силуэты грибов, силуэты цветов.

Правила игры: подобрать пары предметов.

Игровые действия: ребенок подбирает предмет по заданному признаку.

Ход игры: воспитатель прикрепляет к ежику предмет (например: желтое яблоко) и предлагает ребенку подобрать пару к яблоку.

Вариант 2. «Помоги ежику заготовить запасы на зиму»

Цель: развивать мелкую моторику, закрепить навыки начального счета, навыки классификации предметов по определенному признаку.

Дидактический материал: шнурки, силуэты яблок, грибов, прищепки,

Правила игры: с помощью прищепок прикрепить на шнурок яблоки или грибы.

Игровые действия: помочь ежику сделать запасы на зиму, выбрав только определенные предметы (например: яблоки, и прикрепить их на шнурок.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку помочь ежику сделать на зиму запасы – засушить яблоки и грибы. Ребенок выбирает предметы, которые он будет развешивать на веревке (например: только яблоки или только грибы). С помощью прищепок предметы прикрепляются к шнурку.

Вариант 3. «Подбери по цвету яблоки»

Цель: развивать мелкую моторику, закрепить умения подбирать предметы по цвету.

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты яблок.

Правила игры: подобрать яблоки по заданному цвету.

Игровые действия: помочь ежику сделать запасы на зиму.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку помочь ежику сделать на зиму запасы – собрать яблоки или груши заданного цвета (например: только красные яблоки). Ребенок прикрепляет заданные предметы к игровому полю.

Вариант 4. «Подбери по цвету листочки»

Цель: развивать мелкую моторику, закрепить навыки классификации предметов по цвету.

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты листьев.

Правила игры: подобрать листья по заданному цвету.

Игровые действия: помочь ежику сделать запасы на зиму.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку помочь ежику сделать на зиму запасы – собрать листья заданного цвета (например: только желтые листья). Ребенок прикрепляет заданные предметы к игровому полю.

Вариант 5. «Подбери листочки по форме»

Цель: развивать мелкую моторику, закрепить навыки классификации предметов по форме.

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты листьев разной формы.

Правила игры: подобрать листья по заданной форме.

Игровые действия: помочь ежику сделать запасы на зиму.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку помочь ежику сделать на зиму запасы – собрать листья заданной формы (например: только дубовые). Ребенок прикрепляет заданные предметы к игровому полю.

Вариант 6. «Что где находится?»

Цель: закрепить умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты предметов.

Правила игры: определить место положения предметов на игровом поле.

Игровые действия: помочь ежику собрать урожай.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку помочь ежику собрать урожай грибов, яблок, листьев – расположить силуэты в определенном месте: грибок – в середине, справа – желтый листок, слева – красное яблоко, вверху – гриб боровик, внизу – красный кленовый листок. Варианты расположения могут быть различные. Ребенок прикрепляет заданные предметы к игровому полю.

Вариант 7. «Помоги ежику собрать грибы»

Цель: закрепить названия грибов, умения классифицировать грибы (съедобные – несъедобные).

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты грибов.

Правила игры: собрать съедобные грибы.

Игровые действия: помочь ежику собрать грибы на зиму.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку помочь ежику собрать урожай грибов. Ребенок выбирает только съедобные грибы, называет их и прикрепляет на игровое поле.

Вариант 8. «Найди, где ошибся ежик»

Цель: закрепить названия грибов, умение классифицировать грибы (съедобные – несъедобные, развивать логическое мышление при решении проблемной ситуации.

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты грибов.

Правила игры: найти ошибку у ежика.

Игровые действия: помочь ежику собрать съедобные грибы на зиму.

Ход игры: воспитатель прикрепляет на игровое поле все грибы и предлагает проверить, соблюдал ли ежик правила сбора грибов. Ребенок рассматривает грибы, которые собрал ежик и находит ошибку, аргументирует свой выбор.

Вариант 9. «Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, закрепить навыки счета в пределах 10.

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты предметов.

Правила игры: запомнить расположение предметов, перечислить изменения.

Игровые действия: найти и назвать все изменения.

Ход игры: воспитатель прикрепляет на игровое поле силуэты и предлагает ребенку запомнить, что и в каком количестве находится на колючках у ежика. Ребенок запоминает в течение нескольких секунд, отворачивается (или закрывает глаза). Воспитатель производит необходимые изменения (меняет количество, цвет, предметы и т. п.) Ребенок, открыв глаза, перечисляет все замеченные им изменения.

Вариант 10. «Чего не стало?»

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность.

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты предметов.

Правила игры: запомнить расположение предметов, перечислить пропавшие предметы.

Игровые действия: найти и назвать все изменения.

Ход игры: воспитатель прикрепляет на игровое поле силуэты и предлагает ребенку запомнить, что и в каком количестве находится на колючках у ежика. Ребенок запоминает в течение нескольких секунд, отворачивается (или закрывает глаза). Воспитатель производит необходимые изменения (убирает нужное количество предметов). Ребенок, открыв глаза, называет что и в каком количестве пропало.

Вариант 11. «Помоги ежику собрать урожай»

Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 10, формировать умение соотносить количество предметов с числом.

Дидактический материал: игровое поле «Умный ежик», силуэты предметов.

Правила игры: подобрать заданное количество предметов.

Игровые действия: помочь ежику собрать урожай.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку помочь ежику в сборе урожая. Называет необходимое количество предметов. Ребенок считает и прикрепляет силуэты на колючки.

Новая игра сразу же понравилась ребятам. Они с интересом играли с Умным ежиком.