Музейная педагогика как форма организации внеурочной деятельности


Автор: Татьяна Викторовна Томашевич
Место работы: МБОУ СОШ № 3 п. Смидович


Музейная педагогика в практике современной школы

В будущее мы входим, Оглядываясь на прошлое

Современная концепция образования в России предполагает разностороннее использование культурно-исторического наследия для обучения и воспитания детей и молодёжи.

Закон Российской Федерации «Об образовании» ввёл понятие государственного образовательного стандарта, который формируется на принципах органичного соединения федерального и национально-регионального компонентов. Реализация этих принципов возможна лишь при использовании всего многообразия культурного и природного наследия, как в масштабах цивилизации, так и на уровне конкретного региона.

Аспекты гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания и просвещения придадут более глубокий характер, повысят эффективность и результативность мероприятий, проводимых в рамках работы по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.

Наиболее активно культурное наследие возможно использовать в школьном краеведении, под которым понимается широкий спектр специальных методик использования информации по истории родного края в целях повышения эффективности обучения и воспитания.

Становление и развитие школьного краеведения вызвало необходимость создания школьного музея, который призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов учащихся, овладению ими навыков самостоятельной исследовательской работы. Школьный музей влияет на многие аспекты деятельности школы, позволяет осуществлять комплексный подход к идейно-политическому, трудовому и эстетическому воспитанию учащихся.

В течение нескольких десятков лет учащиеся и педагоги нашей школы собирали старинные вещи, материалы об истории поселка, о народах, проживающих на территории нашей области и края. В 1985 году музей в СОШ № 3 п. Смидович был открыт. На базе музея проводятся тематические уроки, всевозможные мероприятия.

Музейная педагогика, работа по патриотическому воспитанию молодежи как никогда актуальна и необходима в наши дни, так как может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а созидать.

Целью музейной педагогики является развитие эмоциональной сферы детей, воспитание у учащихся любви к родному краю, формирование способности проникновения во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постижение их истинной ценности, воспитание у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края.

В 2007 году на базе школьного музея боевой и трудовой славы МОУ СОШ № 3 п. Смидович был открыт РЦ «Патриот», целью которого было создание системы по патриотическому воспитанию в Смидовичском районе.

За 2007-2009 годы был полностью обновлен интерьер районного центра по патриотическому воспитанию молодежи «Патриот». Трудом активистов музея, учителей, родителей были созданы экспозиции: «Гражданская война на ДВ», «Великая Отечественная война»; диорамы «Инский бой», «Волочаевский бой», «Памятник народоармейцам»; пилон из черного мрамора, посвященный ВОв; экспозиции «История заселения», «История школы», «Смидовичский район»; диорамы «Чжурчжени», «Краеведческая изба»; новые витрины. Это стало возможным благодаря работе по грантовым проектам «Память в наследство», «Шире круг единомышленников», поддержанных Президентом РФ, ООО «Лига здоровья нации», ВПП «Единая Россия», а также муниципальным проектам Смидовичского района.

Этой работе предшествовала большая поисковая деятельность всех школьных структур: классных сообществ, педагогов дополнительного образования. К работе были привлечены администрация поселка Смидович, молодежная организация «СМИД», РОО «Зеленый росток» в ЕАО. Ребятами были собраны недостающие фотографии и информационный материал, необходимый для оформления стендов и витрин музея. В настоящее время активисты центра накапливают информацию об истории и людях всех населенных пунктов нашего района.

Новые экспозиции увеличили приток молодежи в музей, вызвали интерес к его документам и экспонатам, что способствует формированию социально активной личности патриота и гражданина, который будет обладать чувством любви к Отечеству и стремиться к его защите.

В РЦ «Патриот» собран богатый материал, относящийся к древним племенам – чжурчженям, проживавшим на территории Смидовичского района в X-XII веках. Это черепки, кувшин, монеты, украшения, орудия быта и охоты. Экспонаты вызывают неподдельный интерес у школьников и гостей музея. Работа в этом направлении продолжается совместно с Хабаровским археологическим музеем. Весь материал является незаменимым источником для подготовки классных часов, тематических уроков, факультативных и кружковых занятий, открытых мероприятий как на уровне школы, так и района.

Экскурсионная работа является основной в работе музея. Активисты центра проводят их как для учеников школы, так и жителей поселка. Мы готовим адресные экскурсии и проводим их на основе дифференцированного подхода к группе: школьники, туристы, иностранные гости, ветераны. Ученики районных школ также являются частыми гостями центра «Патриот». Стало традицией посещение центра ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами, воинами-пограничниками, иностранными гостями, родителями.

РЦ «Патриот» проводит ежегодные акции «Поможем ветеранам», «Помоги памятникам района», участвует в областных акциях «В защиту Амура», «Белая ромашка» (акция помощи больным туберкулезом).

Активисты центра практикуют новую форму работы – подготовку инсталляций – выставок за пределами музея, посвященных тематическим датам. Ребятам нравится этот вид деятельности, он вызывает интерес, способствует лучшему запоминанию событий. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне была организована работа выставки-инсталляции, с которой молодежный актив посетил все села и поселки района, дважды она была представлена в областном центре. За эту работу организация была удостоена медали президента РФ.

Музейный фонд был активно задействован при подготовке сборника к 75-летию Смидовичского района «Большая любовь к малой родине». В музее хранятся документы из областного архива и архива Хабаровского краеведческого музея, касающиеся наших земляков. Эта работа также выполнена поисковиками – членами кружка «Хранители истории».

В год учителя активисты центра выпустили книгу об учителях – ветеранах школы «Одна судьба со школой на двоих».

Систематически проводятся традиционные массовые мероприятия на базе центра: «Чтобы помнили…» (посвященное ВОв), экскурсии, вечера памяти (посвященные воинам-интернационалистам), «Дети войны» (ветеранам труда), «Экскурс в историю родного поселка» (для учеников «группы риска»), День открытых дверей (для родителей) и многие другие.

Центр является координатором патриотической работы в школах и общественных объединениях района и работает в тесном сотрудничестве с районным Советом ветеранов, общественными объединениями района, районным музеем РОВД, военкоматом.

По результатам работы центром совместно с РОО «Зеленый росток» выпущены методические материалы по патриотическому воспитанию молодежи: информационные материалы «Опыт работы по проекту “Память в наследство”» в 2-х частях, буклет «Память в наследство», сборник «Общественные инициативы Смидовичского района», закладки и листовки по здоровому образу жизни.

Многие из мероприятий освещаются местными и областными СМИ, СМИДОВИЧ – ТV.

В настоящее время активисты центра одержимы другим очень интересным и долгосрочным проектом. Мы работаем над пополнением фонда районного краеведческого музея.

Являясь членом Общественной палаты нашей области, я еще больше осознаю важность патриотической работы с молодежью. Всем вместе нам необходимо выработать критерии оценки этой работы. Наверное, в обществе не все благополучно, если есть вандалы и подростки, которые не уступают место старшим в общественном транспорте, распивают пиво и рисуют на памятниках и захоронениях погибших партизан. Эту работу необходимо усилить, ведь так ветеранов войны остается все меньше.

В каждом районе центром этой работы должен быть районный краеведческий музей. В нашем районе он был утрачен в 90-е годы периода застоя.

Целью РЦ «Патриот» является восстановление первого народного музея на Дальнем Востоке, который создал Ефим Иосифович Кудиш – наш земляк. Наша идея нашла отклик у главы Смидовичского района и, более того, была поддержана правительством области, администрацией района и региональным политсоветом партии «Единая Россия». На очереди монтаж двух экспозиций: «Флора и фауна Смидовичского района» и карта-стенд «История района». Проект рассчитан на всё население района и области. На базе Смидовичского районного музея проводятся экскурсии с целью формирования у молодежи и всего населения района гражданских и патриотических идеалов, активной жизненной позиции. Мы думаем, что эта работа внесет свой вклад в решение проблем местного самоуправления.

Патриотическая работа РЦ «Патриот» получила высокую оценку как на уровне администрации района, так и правительства области.

В современных условиях одной из основных задач школы является формирование у обучающихся исследовательских умений. Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

В преподавании гуманитарных наук и, в частности МХК, ОПК, литературного краеведения основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания истории родного края, шедевров мировой и православной культуры.

Различия в свойствах личности учащихся, в их интересах, склонностях, способностях, разность «уровней актуального развития», психологических установок на овладение знаниями, безусловно, требуют индивидуального подхода к каждому школьнику, который осуществляется на основе дифференциации. Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления учащихся на группы при организации исследовательской деятельности, являются уровень познавательного интереса, а также уровень сформированности исследовательских умений и навыков.

Для эффективного определения интересов и склонностей, учащимся с 5-го класса в процессе изучения темы предлагаю большое количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя, таким образом, выбор видов деятельности, которые интересны учащимся и которые каждый ученик может выполнить. Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности позволяет учитывать эти специфические для каждого ученика характеристики в большей степени, чем при традиционном обучении. Эти показатели не являются неизменными, они развиваются в процессе работы с учащимися.

На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности организую уроки с элементами исследования: «Литературное наследие В.И. Клипеля», «Моя семья в годы ВОв», «Н.Д. Наволочкин», «Я – экскурсовод по Акрополю, Риму».

Другим инновационным методом в развитии исследовательской деятельности учащихся является реализация проектов по созданию новых экспозиций в школьном музее.

В последние время стараемся осуществлять новый подход к музейной и экскурсионной деятельности. С формированием коммуникативной модели музея экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения. Предметом общения во время экскурсии являются ценности культуры, представляющие значимость для всех участников. При этом экскурсию рассматриваем как тип ролевого общения, где каждый участник действует в пределах регламента и выполняет роль экскурсовода или экскурсанта. Одновременно экскурсия рассматривается как тип прямого общения, при котором экскурсовод непосредственно общается с аудиторией. Он может корректировать свой рассказ и действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение является важным показателем мастерства экскурсовода.

Комплексные экскурсии изучают объекты с разных точек зрения. Школьниками собран большой фонд подлинных памятников: фотографий, экспонатов, воспоминаний, относящихся к Великой отечественной войне. В преддверии 65-летия Победы в ВОв активистами музея была проведена большая поисковая работа. В работе «Победители» впервые был обобщен материал о земляках – воинах, собранный многими поколениями смидовичских школьников. В работе представлены биографии 57 героев и участников Великой Отечественной войны.

В связи с формированием коммуникативной модели музея, мы применяем инновационные методы в культурно-образовательной деятельности: проектный метод, ролевая игра, компьютерная викторина, конкурсы-задания, музейные праздники.

Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся высокого и среднего уровня сформированности исследовательских умений и навыков осуществляется во внеурочное время и эффективно при работе на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др.

Для того, чтобы исследовательско-образовательная деятельность была эффективной, считаю, что мы должны держать руку на пульсе времени и активно сотрудничать друг с другом. При этом важно использовать в работе и традиционные и инновационные формы деятельности. Экскурсия, как и прежде, остается главной, но не единственной формой работы экскурсовода, музейного педагога, учителя, педагога дополнительного образования. Сотрудники музеев и школ, выставочных комплексов и учреждений дополнительного образования должны владеть всеми базовыми формами работы (лекция, консультация, конференция, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), праздник, концерт, встреча с интересным человеком, ролевая игра) c различными группами населения; применять творческий подход к делу, постоянно совершенствовать методы и формы работы.