Сегодня со стороны государства уделяется больше внимания вопросам патриотического воспитания, чем это было несколько лет назад. Серьезные моменты были обозначены в Послании Президента Федеральному Собранию РФ. Появилась новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 и предназначенная для учащихся 1-11 классов. Разрабатываются программы развития школ. Посредством программных мероприятий наша школа строит всю гражданско-патриотическую работу согласно формуле: «Каково сегодняшнее общество, школа и её воспитательная деятельность – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество».
Работа по патриотическому воспитанию велдется в нашем учреждении на протяжении многих лет. Весь накопленный материал и опыт необходимо было собрать воедино. Результатом систематизации стало открытие осенью 2005 года школьного музея, где сегодня все хранится и приумножается. Многолетний труд по патриотическому воспитанию школьников и весь накопленный материал позволяет нам принимать участие в различных мероприятиях района и области. За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ от Высшего Совета Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил РФ (МЕГАПИР) школе вручен Диплом, от Правительства РФ — почетный знак «Патриотизм. Родина. Честь». В 2009 году работа школы по патриотическому воспитанию признана лучшей на уровне области (в областном конкурсе на лучшую постановку работы мы заняли 1 место). В 2010 году мы стали обладателями номинации «Школа воспитания патриота» в рамках областного конкурса «Признание» на лучшую школу года ЕАО.
Мы живем в историческом месте, история которого насчитывает уже более 100 лет. Это и столыпинское переселение, и Гражданская война, знаменитый Волочаевский бой, и Великая Отечественная война и послевоенное развитие до настоящих дней. Нас окружают исторические места, памятные знаки, которые стоят на территории села уже 60-80 лет! У нас есть свой музей, на основании экспонатов и материалов которого ведется патриотическая работа. Это ядро всей деятельности школы по нравственно-патриотическому и гражданско-патриотическому воспитанию. В школе работает краеведческий кружок, педагоги активно занимаются патриотической работой. Все это подвигло нам к тому, чтобы создать целое направление в работе школы и соединить всю работу воедино.
Школьный музей является ядром всей патриотической работы. Все, что планируется в работе музея на один учебный год, а также в перспективном планировании, основывается на мероприятиях программы «Патриот».
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Патриот» на 2010-2015 гг. (знакомство с разделами программы, их краткое описание)
Основные аспекты Программы гражданско-патриотического воспитания школьников «Патриот» на 2010-2015 гг.
Цель программы:
— дальнейшее развитие и совершенстВОвание системы гражданско-патриотического воспитания школьников.
Данная цель предполагает воспитание патриотов России, граждан праВОвого демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся школы, разнообразные виды деятельности.
Задачи программы
Достижение поставленной программой цели становится возможным через решение следующих задач:
1-я группа
- — совершенстВОвать нормативно-праВОвое, методическое и информационное обеспечение функционирования школьной системы гражданско-патриотического воспитания;
- — формировать позитивное отношение не только школьников, но и общества к данному направлению работы;
- — внедрять в воспитательную работу современные формы, методы и средства;
- — повышать профессионализм в вопросах патриотического воспитания, воспитательный потенциал школы и эффективность воспитательной работы с детьми и подростками, в том числе проводить методические недели для методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
- — развивать материально-техническую базу патриотического воспитания в школе, в том числе продолжить формирование фондов школьного музея;
- — объединить усилия всех институтов социального воспитания для реализации задач патриотического воспитания и образования детей и подростков.
2-я группа
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей малой родины (Волочаевской земли) и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции, в том числе через деятельность органов ученического самоуправления;
- воспитывать гражданина своего Отечества на примере героических судеб односельчан, граждан страны;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
- формировать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей малой родины и России;
- продолжить изучение истории, настоящего и будущего села, района, области;
- формировать у школьников потребность в здоровом образе жизни (физическое развитие учащихся через проведение массовых мероприятий, туриад, спартакиад, зарниц и т. д.);
- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;
- принять участие в конкурсах, мероприятиях, соревнованиях разного уровня;
- увеличить охват школьников, занятых общественно-полезным делом, в том числе категорию детей из социально неблагополучных семей, состоящих на учете в ПДН, КДН.
Новизна программы:
- программа отражает основные элементы Послания Президента РФ Федеральному Собранию в части вопросов образования и патриотического воспитания и имеет цельное комплексное содержание;
- программа нацелена на формирование общего нравственного, патриотического и благожелательного морального климата не только в школе, но и в её окружении;
- программа достаточно конкретна, так как связана с крупными датами, мероприятиями и проектами, а их перечень достаточно полон;
- программа обязательна для исполнения, так как определен порядок её реализации и отчет по ней (это заложено в Программе развития школы);
- программа финансируется исходя из затрат на её мероприятия, а также предусматривает внебюджетные источники финансирования;
- в программе впервые делается попытка исполнения мероприятий и проектов патриотического характера за счет поддержки местного индивидуального предпринимательства, для которого эта сфера необязательна, не является престижной и т. д.;
- программа и её мероприятия не направлены на создание новых произведений искусства по тематике патриотического воспитания, но она содержит положения, имеющие обязательный характер;
- программа направлена на интенсивную и качественную работу её непосредственных исполнителей, то есть создает необходимые условия для работы общественных объединений, которые могут способстВОвать развертыванию патриотической работы в школе и селе;
- программа связана с новыми ФГОСТами, в которых воспитание как таковое имеет обязательный и четко очерченный характер;
- программа носит не только мемориальный характер, но и включает вопросы специального информационного сопровождения, обобщения и распространения опыта работы школы в данном направлении, создания методического фонда школы, участия в семинарах и т. д.;
- программа направлена, в том числе, на искоренение экстремизма, повышение духовности и обеспечения стабильности — в основном, при помощи работы школьного музея, конкурсов и мероприятий.
В своей работе по патриотическому воспитанию школьников мы опираемся не только на свои собственные силы, которыми просто не сможем охватить весь спектр воспитательной работы, но и учитываем наиболее полное использование потенциала общественных объединений поселения.
Общий охват реализацией программы – более 300 человек. Возрастная категория от 7 лет и старше, основной контингент – 7-17 лет.
Программа «Патриот» реализуется в школе среди участников образовательного процесса: обучающихся, педагогического и учебно-вспомогательного персонала. В реализации совместных с социумом социально значимых проектов, грантов и т. д. (совет ветеранов, женсовет, родительские комитеты, управляющий совет и другие общественные организации) в программу включаются дополнительная возрастная категория старше 17-18 лет.
Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СОШ № 11 с. Волочаевка», также тесное сотрудничество с учреждениями, активно решающими вопросы гражданско-патриотического воспитания. МБОУ «СОШ № 11 с. Волочаевка» сотрудничает Дальневосточным представительством Национальной Ассоциации Объединений офицеров запаса Вооруженных сил РФ, общественной организацией ветеранов военной службы Дальневосточного военного округа г. Хабаровска, библиотеками, Домом культуры, общественными организациями села: женсоветом, Советом ветеранов войны и труда, родительским комитетом.
Главными исполнителями программы являются директор школы, заместители директора по воспитательной работе, учителя, педагог-организатор, руководители МО, библиотекарь. Соисполнителями могут являться представители общественных организаций и структур, находящихся на территории поселения. Руководство процессом реализации программы осуществляет директор школы.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, важными событиями; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников имеет четыре основных механизма функционирования: интегрирующий, защитный, корректирующий, регулирующий.
Принципы программы:
- Принцип доверия и поддержки: доверие и взаимная поддержка педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.
- Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, общественных организаций.
- Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности возможности стать полноправными участниками жизнедеятельности школы.
- Принцип выбора: родители, члены общественности, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания, форм и способов организации воспитательного процесса.
- Принцип единства всех воздействий на ученика, в том числе и общественных.
- Добровольность, самодеятельность, самоуправление, самоорганизация и творчество.
- Национальное равноправие и интернационализм.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- системное гражданско-патриотическое воспитание школьников;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- ВОвлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности и части социума.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу своей малой родины, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм праВОвого государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководстВОваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Оценка эффективности реализации программы (способы проверки результатов):
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и дейстВОвать индивидуально и в коллективе,
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать,
- умение принимать и защищать свои решения,
- готовность к участию в общественных делах,
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине и Волочаевской земле,
- права и свободы человека и гражданина,
- символика Российской Федерации,
- национальное самосознание,
- уважение чести и достоинства других граждан,
- гражданственность.
Количественные параметры:
- Показатель включенности каждого школьника в воспитательные ситуации.
- Показатель качества школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам, проводимым мероприятиям).
- Снижение количества детей с девиантным поведением.
- Работа детско-юношеских организаций «Зеркало» и «Зеркальце», их количественный состав.
- Количество участий в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
- Количество проведенных мероприятий.
Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в школе, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно школьников, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности школы, села, преодоление экстремистских проявлений и других негативных явлений, возрождение духовности, обеспечение стабильности и укрепление безопасности.
Первые результаты реализации Программы «Патриот»: итоги работы школы и школьного музея по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в 2010 и 2011 гг.
Теорию отработать на бумаге легче, а вот реализовать её на практике достаточно трудно. Претворение в жизнь нашей Программы будет продолжено до 2015 года, но первые результаты уже есть. Все они подтверждены грамотами, дипломами, благодарственными письмами и качественно-количественными показателями. Перечислим только часть результатов Программы:
- Большую часть времени в воспитательной работе стала занимать работа по патриотическому воспитанию.
- Снизилось количество детей, стоящих на учете ОДН и ВШУ на 50 %.
- В течение 2010 и 2011 гг. педагогическим коллективом воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике), прививалась любовь к малой родине, к родной школе через традиционные школьные дела, поисково-исследовательскую работу, краеведческую деятельность, социально значимую общественную и спортивно-массовую работу.
- В школе регулярно отмечались дни воинской славы России, с приглашением ветеранов ВОв, труда, воинов интернационалистов, проводились акции, «Ветеран живёт рядом», «Помоги ветерану».
- В преддверии 12 февраля – годовщины Волочаевской битвы – в школе проводились открытые мероприятия, экскурсии для детей и гостей школы. В этот день ученики и коллектив школы принимали участие в организации и проведении торжественного митинга, посвященного событиям Гражданской войны, а именно Волочаевской битве. Ребята возложили венки и гирлянды к братской могиле. На этом мероприятии присутстВОвали представители общественных, военных организаций, жители села, представители администраций разного уровня, ученики школ Хабаровского края и ЕАО. Школа в этот день открыла свои двери для приема большого количества гостей. Учащиеся школы организовали проведение экскурсий в музее по экспозициям, посвященным событиям Гражданской войны.
- При проведении Дня открытых дверей в 2010 году немалая доля была отведена представлению патриотической работы с учениками.
- Коллектив и учащиеся нашей школы провели большую работу по благоустройству памятных мест в поселении. Совместно с Советом ветеранов села ежегодно реализуются различные проекты, муниципальные гранты.
- Работа школы по нравственно-патриотическому воспитанию отражена в средствах массовой информации. Большинство материалов опубликовано в газете «Районный вестник». Всего о нас было написано 17 статей и снято 6 видеосюжетов.
- Главными в 2010 году стали работа над созданием собственной Книги Памяти Волочаевского сельского поселения и открытие памятника воинам-волочаевцам на привокзальной площади. В рамках краеведческого кружка «Поиск» проведена большая поисково-исследовательская работа по восстановлению наиболее полного списка ветеранов-участников войны – жителей поселения, была организована исследовательская лаборатория «Пишем Книгу Памяти». Перед собой мы поставили цель – ВОвлечь как можно больше учащихся и жителей поселения в поисково-исследовательскую работу, посвященную юбилею Победы. Воспитывать уважение к боевым традициям воинов-дальневосточников. А также воссоздать наиболее полный список участников войны-волочаевцев.
В ходе реализации различных проектов в 2010 году было ВОвлечено более 500 человек – это школьники, учителя школ № 6 с. Партизанское и № 11 с. Волочаевка, коллектив администрации поселения, председатели и члены Советов ветеранов сел, жители сел Волочаевка и Партизанское, родственники участников войны и тружеников тыла.
В юбилейный год было проведено большое количество мероприятий. В течение 2010 года мы приняли участие во многих конкурсах и мероприятиях районного и областного уровней:
- Февраль 2010 года нам принес II место в областном конкурсе «Дети войны в судьбе ЕАО». Мы опубликовали работу «Становление характера» о нашем земляке-волочаевце, чьи детские военные годы прошли в нашем селе. Работу выполняли ребята активисты музея.
- Члены краеведческого кружка «Поиск» заняли I место в областной краеведческой викторине «Поклонимся великим тем годам». На конкурс отправлена большая иллюстрированная брошюра с ответами на вопросы викторины.
- В марте-апреле 2010 года мы приняли участие в районном смотре-конкурсе экспозиционных работ школьных музеев, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и также заняли I место.
- Участие в районной научно-практической конференции исследовательских работ, посвященных участию жителей Смидовичского района в Великой Отечественной войне» с исследовательской работой, посвященной землякам – участникам войны принесло нам в апреле 2010 года I место.
Два вторых места было занято школьниками на районном слете допризывной молодежи, посвященном юбилею Победы.
Также мы приняли участие:
- в областном конкурсе публикаций «Я помню! Я горжусь!»;
- в районном чемпионате игр «Дебаты-2010» в конкурсе импровизационной речи (тема: «Победе – 65!»);
- в районном конкурсе «Юный живописец», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в марте 2010 года;
- в областном семинаре руководителей школьных музеев обменивались опытом работы, проводимой к юбилею Победы по подготовке Книги Памяти;
- в легкоатлетическом кроссе поселения к 65-летию Победы, в котором участВОвало 150 школьников;
- в районном конкурсе видеосюжетов «Расскажу о ветеране»;
- в реализации муниципального гранта по публикации Книги Памяти, его средства (5000 рублей) позволили нам отпечатать несколько экземпляров Книги Памяти поселения для того, чтобы она попала в библиотеки школ сел Партизанское и Волочаевка, сельские библиотеки, администрацию;
- в районном конкурсе проектов на лучшую организацию работы, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне мы заняли также I место (денежная премия 5000 рублей);
- в районном конкурсе сочинений «Письмо ветерану»;
- в акции «Ветеран живет рядом»;
- в мероприятии по награждению участников войны и тружеников тыла юбилейными медалями.
Нами был оформлен стенд к Юбилею Победы, обновлена экспозиция школьного музея, посвященная землякам-участникам войны, издано 40 экземпляров Книги Памяти Волочаевского сельского поселения на сумму 18 000 рублей (средства выделены администрацией поселения).
Кроме того, проведена работа по сбору материалов и документов для установки надгробий 5 участникам войны. Эта работа продолжается в 2011 году (совместно с райвоенкоматом).
Итогом работы в юбилейный год Победы стало торжественное открытие 29 сентября 2010 года памятного знака в с. Волочаевка, на котором увековечены фамилии 114 жителей села – участников Великой Отечественной. На плитах обелиска выбиты имена тех, кто сложил головы в 1941-1945 гг. и тех фронтовиков, кто жил здесь после окончания войны. Наша работа и огромная работа Совета ветеранов села Волочаевка внесли определенный вклад в это доброе и важное дело.
Результаты 2011 года.
В 2010/2011 учебном году мы активно включились в новые конкурсы и проекты:
- в областном конкурсе на лучшую школу года ЕАО «Признание» мы стали обладателями Диплома в номинации «Школа воспитания патриота»;
- к 65-летию окончания Второй Мировой войны в сентябре в музее для всех классов школы были организованы экскурсии;
- классы школы активно включились в проведение мероприятия «Три поля русской славы», посвященные Курской, Куликовской и Бородинской битвам;
- в течение осени проведена серьезная поисковая и исследовательская краеведческая работа, результатом которой стали проекты по истории села, школы, памятникам Волочаевки и т. д.:
- Проект «Памятники Волочаевки»,
- Проект «История школы»,
- Проект «История основания села Волочавека»,
- Проект «Генеалогическое древо семьи Волочаевых» (музей активно вел переписку с правнуком основателя села, проживающем в г. Сан-Франциско, США),
- Проект «Гордость школы и села»,
- Проект «Выпускники школы»,
- Проект «Учителя школы»,
- Проект «Волочаевский бой»,
- Фотопроект «Моя малая Родина».
— в январе 2011 года прошли мероприятия, посвященные Содружеству независимых государств;
— 12 февраля 2011 года проведен торжественный митинг на сопке Июнь-Корань, посвященный 89-ой годовщине Волочаевского боя и завершения Гражданской войны на Дальнем Востоке с приглашением общественности, гостей и школьников из Хабаровского края. В музее школы прошли экскурсии для гостей и жителей Волочаевского сельского поселения.
В торжественных мероприятиях приняли участие школьники села Тополево Хабаровского края, представительство Ассоциации МЕГАПИР в ДФО (генерал-майор в отставке Мельников Ю.А.), руководство и представители общественной организации ветеранов военной службы ДВО (руководитель В.И. Болдырев), ветеранские организации сел Партизанское и Волочаевка, жители села.
Активисты музея и авторы проектных работ были награждены грамотами Дальневосточного представительства Ассоциации офицеров запаса вооруженных сил РФ.
16 февраля проведен прием участников лыжного перехода «Дорогами отцов» по маршруту Хабаровск – Волочаевка. В музее школы проведена экскурсия для участников перехода.
Все классы приняли активное участие в Фестивале солдатской песни к 23 февраля 2011 года. Исполнение песен сопровождалось инсценировками, интерактивными формами представлений.
Членами краеведческого кружка «Поиск» проведена большая работа по участию в областной краеведческой викторине «Казаки на Амурской земле» (занято I место и 3 авторам работы вручена грамота победителей в номинации «Преемственность традиций» от атамана Средне-Амурского окружного казачьего общества В.М. Сизова и Диплом победителей от ДЮЦ г. Биробиджана).
Школа приняла участие в районном конкурсе воспитательных программ с программой гражданско-патриотического воспитания школьников «Патриот». Программа была направлена на Всероссийской конкурс для участия.
Школьный музей подал заявку на участие в реализации муниципального гранта «Мы граждане России». Грант получил финансовую поддержку. Реализация гранта направлена на санитарную очистку памятных мест села, приведение в порядок мест захоронений основателя села, участников Гражданской войны и Волочаевской операции, обустройство памятного места участникам ВОв-волочаевцам. В течение лета профильный отряд «Краевед» должен провести обновление надписей на Братской могиле, памятном камне Блюхеру В.К., могиле Волочаева М.С., провести санитарную очистку и вырубку кустарников вдоль насаждений Привокзальной площади села. Это масштабная работа. Запланированы проведение экологических десантов на сопке Июнь-Корань, проведение косметического ремонта памятника Блюхеру у здания школы. Весь комплекс мероприятий будет направлен на подготовку к проведению 90-летнего юбилея Волочаевского боя и завершения Гражданской войны на Дальнем Востоке.
Музей школы принял как и в прошедшем учебном году участие в районном конкурсе школьных музеев и занял снова I место.
В ноябре текущего года мы направили документы на областной конкурс на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в 2011 году.
Вся проводимая гражданско-патриотическая работа неразрывно связана с Советом ветеранов села, администрацией поселения.
В перспективе.
В течение 2011-2012 гг. продолжается работа по сбору информации об истории школы, села, земляках, оставивших значительный след в истории, науке, культуре и т. д. Будет продолжена работа над проектами по темам: «Символы Волочаевки», «История школы» — о ветеранах — педагогах школы, «Гордость села и школы», «Семейная реликвия», «Волочаевка без легенд», «Волочаевский бой», «Герои Волочаевки». Планируется обновить диораму Волочаевского боя, провести обновление экспозиции, посвященной Гражданской войне. В плане также мероприятия по пополнению фондов музея, участию в общешкольных мероприятиях, посвященных юбилейным датам и Дням воинской славы. Планируется начать работу по подготовке пособия-путеводителя к 105 летию с. Волочаевка, 60-летию с. Партизанское и 35-летию Волочаевской школы.
Мероприятия работы музея школы на 2011-2012 гг. охватывают не только традиционные и общешкольные дела, но и направлены на подготовку и проведение в феврале 2012 года юбилея Волочаевского боя.
Работа школьного музея
Школьный музей – это ядро всей школьной патриотической работы. Все, что планируется в работе музея на один учебный год, а также в перспективном планировании, основывается на мероприятиях программы «Патриот» и плане работы школы.