Музейная педагогика в школьной практике


Автор: Алексей Николаевич Зайцев
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка»
Должность: учитель истории


Сегодня со стороны государства уделяется больше внимания вопросам патриотического воспитания, чем это было несколько лет назад. Серьезные моменты были обозначены в Послании Президента Федеральному Собранию РФ. Появилась новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 и предназначенная для учащихся 1-11 классов. Разрабатываются программы развития школ. Посредством программных мероприятий наша школа строит всю гражданско-патриотическую работу согласно формуле: «Каково сегодняшнее общество, школа и её воспитательная деятельность – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество».

Работа по патриотическому воспитанию велдется в нашем учреждении на протяжении многих лет. Весь накопленный материал и опыт необходимо было собрать воедино. Результатом систематизации стало открытие осенью 2005 года школьного музея, где сегодня все хранится и приумножается. Многолетний труд по патриотическому воспитанию школьников и весь накопленный материал позволяет нам принимать участие в различных мероприятиях района и области. За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ от Высшего Совета Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил РФ (МЕГАПИР) школе вручен Диплом, от Правительства РФ — почетный знак «Патриотизм. Родина. Честь». В 2009 году работа школы по патриотическому воспитанию признана лучшей на уровне области (в областном конкурсе на лучшую постановку работы мы заняли 1 место). В 2010 году мы стали обладателями номинации «Школа воспитания патриота» в рамках областного конкурса «Признание» на лучшую школу года ЕАО.

Мы живем в историческом месте, история которого насчитывает уже более 100 лет. Это и столыпинское переселение, и Гражданская война, знаменитый Волочаевский бой, и Великая Отечественная война и послевоенное развитие до настоящих дней. Нас окружают исторические места, памятные знаки, которые стоят на территории села уже 60-80 лет! У нас есть свой музей, на основании экспонатов и материалов которого ведется патриотическая работа. Это ядро всей деятельности школы по нравственно-патриотическому и гражданско-патриотическому воспитанию. В школе работает краеведческий кружок, педагоги активно занимаются патриотической работой. Все это подвигло нам к тому, чтобы создать целое направление в работе школы и соединить всю работу воедино.

Школьный музей является ядром всей патриотической работы. Все, что планируется в работе музея на один учебный год, а также в перспективном планировании, основывается на мероприятиях программы «Патриот».

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Патриот» на 2010-2015 гг.  (знакомство с разделами программы,  их краткое описание)

Основные аспекты Программы гражданско-патриотического воспитания школьников «Патриот» на 2010-2015 гг.

Цель программы:

— дальнейшее развитие и совершенстВОвание системы гражданско-патриотического воспитания школьников.

Данная цель предполагает воспитание патриотов России, граждан праВОвого демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся школы, разнообразные виды деятельности.

Задачи программы

Достижение поставленной программой цели становится возможным через решение следующих задач:

1-я группа

  • — совершенстВОвать нормативно-праВОвое, методическое и информационное обеспечение функционирования школьной системы гражданско-патриотического воспитания;
  • — формировать позитивное отношение не только школьников, но и общества к данному направлению работы;
  • — внедрять в воспитательную работу современные формы, методы и средства;
  • — повышать профессионализм в вопросах патриотического воспитания, воспитательный потенциал школы и эффективность воспитательной работы с детьми и подростками, в том числе проводить методические недели для методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
  • — развивать материально-техническую базу патриотического воспитания в школе, в том числе продолжить формирование фондов школьного музея;
  • — объединить усилия всех институтов социального воспитания для реализации задач патриотического воспитания и образования детей и подростков.

2-я группа

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей малой родины (Волочаевской земли) и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции, в том числе через деятельность органов ученического самоуправления;
  • воспитывать гражданина своего Отечества на примере героических судеб односельчан, граждан страны;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
  • формировать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей малой родины и России;
  • продолжить изучение истории, настоящего и будущего села, района, области;
  • формировать у школьников потребность в здоровом образе жизни (физическое развитие учащихся через проведение массовых мероприятий, туриад, спартакиад, зарниц и т. д.);
  •  активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию;
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;
  • принять участие в конкурсах, мероприятиях, соревнованиях разного уровня;
  • увеличить охват школьников, занятых общественно-полезным делом, в том числе категорию детей из социально неблагополучных семей, состоящих на учете в ПДН, КДН.

Новизна программы:

  • программа отражает основные элементы Послания Президента РФ Федеральному Собранию в части вопросов образования и патриотического воспитания и имеет цельное комплексное содержание;
  • программа нацелена на формирование общего нравственного, патриотического и благожелательного морального климата не только в школе, но и в её окружении;
  • программа достаточно конкретна, так как связана с крупными датами, мероприятиями и проектами, а их перечень достаточно полон;
  • программа обязательна для исполнения, так как определен порядок её реализации и отчет по ней (это заложено в Программе развития школы);
  • программа финансируется исходя из затрат на её мероприятия, а также предусматривает внебюджетные источники финансирования;
  • в программе впервые делается попытка исполнения мероприятий и проектов патриотического характера за счет поддержки местного индивидуального предпринимательства, для которого эта сфера необязательна, не является престижной и т. д.;
  • программа и её мероприятия не направлены на создание новых произведений искусства по тематике патриотического воспитания, но она содержит положения, имеющие обязательный характер;
  • программа направлена на интенсивную и качественную работу её непосредственных исполнителей, то есть создает необходимые условия для работы общественных объединений, которые могут способстВОвать развертыванию патриотической работы в школе и селе;
  • программа связана с новыми ФГОСТами, в которых воспитание как таковое имеет обязательный и четко очерченный характер;
  • программа носит не только мемориальный характер, но и включает вопросы специального информационного сопровождения, обобщения и распространения опыта работы школы в данном направлении, создания методического фонда школы, участия в семинарах и т. д.;
  • программа направлена, в том числе, на искоренение экстремизма, повышение духовности и обеспечения стабильности — в основном, при помощи работы школьного музея, конкурсов и мероприятий.

В своей работе по патриотическому воспитанию школьников мы опираемся не только на свои собственные силы, которыми просто не сможем охватить весь спектр воспитательной работы, но и учитываем наиболее полное использование потенциала общественных объединений поселения.

Общий охват реализацией программы – более 300 человек. Возрастная категория от 7 лет и старше, основной контингент – 7-17 лет.

Программа «Патриот» реализуется в школе среди участников образовательного процесса: обучающихся, педагогического и учебно-вспомогательного персонала. В реализации совместных с социумом социально значимых проектов, грантов и т. д. (совет ветеранов, женсовет, родительские комитеты, управляющий совет и другие общественные организации) в программу включаются дополнительная возрастная категория старше 17-18 лет.

Механизм реализации программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СОШ № 11 с. Волочаевка», также тесное сотрудничество с учреждениями, активно решающими вопросы гражданско-патриотического воспитания. МБОУ «СОШ № 11 с. Волочаевка» сотрудничает Дальневосточным представительством Национальной Ассоциации Объединений офицеров запаса Вооруженных сил РФ, общественной организацией ветеранов военной службы Дальневосточного военного округа г. Хабаровска, библиотеками, Домом культуры, общественными организациями села: женсоветом, Советом ветеранов войны и труда, родительским комитетом.

Главными исполнителями программы являются директор школы, заместители директора по воспитательной работе, учителя, педагог-организатор, руководители МО, библиотекарь. Соисполнителями могут являться представители общественных организаций и структур, находящихся на территории поселения. Руководство процессом реализации программы осуществляет директор школы.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, важными событиями; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников имеет четыре основных механизма функционирования: интегрирующий, защитный, корректирующий, регулирующий.

Принципы программы:

  1. Принцип доверия и поддержки: доверие и взаимная поддержка педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.
  2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, общественных организаций.
  3. Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности возможности стать полноправными участниками жизнедеятельности школы.
  4. Принцип выбора: родители, члены общественности, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания, форм и способов организации воспитательного процесса.
  5. Принцип единства всех воздействий на ученика, в том числе и общественных.
  6.  Добровольность, самодеятельность, самоуправление, самоорганизация и творчество.
  7. Национальное равноправие и интернационализм.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

  • системное гражданско-патриотическое воспитание школьников;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • ВОвлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности и части социума.

2. В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу своей малой родины, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм праВОвого государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководстВОваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Оценка эффективности реализации программы (способы проверки результатов):

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и дейстВОвать индивидуально и в коллективе,
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать,
  • умение принимать и защищать свои решения,
  • готовность к участию в общественных делах,
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине и Волочаевской земле,
  • права и свободы человека и гражданина,
  • символика Российской Федерации,
  • национальное самосознание,
  • уважение чести и достоинства других граждан,
  • гражданственность.

Количественные параметры:

  1. Показатель включенности каждого школьника в воспитательные ситуации.
  2. Показатель качества школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам, проводимым мероприятиям).
  3. Снижение количества детей с девиантным поведением.
  4. Работа детско-юношеских организаций «Зеркало» и «Зеркальце», их количественный состав.
  5. Количество участий в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
  6. Количество проведенных мероприятий.

Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в школе, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно школьников, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности школы, села, преодоление экстремистских проявлений и других негативных явлений, возрождение духовности, обеспечение стабильности и укрепление безопасности.

Первые результаты реализации Программы «Патриот»: итоги работы школы и школьного музея по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в 2010 и 2011 гг.

Теорию отработать на бумаге легче, а вот реализовать её на практике достаточно трудно. Претворение в жизнь нашей Программы будет продолжено до 2015 года, но первые результаты уже есть. Все они подтверждены грамотами, дипломами, благодарственными письмами и качественно-количественными показателями. Перечислим только часть результатов Программы:

  • Большую часть времени в воспитательной работе стала занимать работа по патриотическому воспитанию.
  • Снизилось количество детей, стоящих на учете ОДН и ВШУ на 50 %.
  • В течение 2010 и 2011 гг. педагогическим коллективом воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике), прививалась любовь к малой родине, к родной школе через традиционные школьные дела, поисково-исследовательскую работу, краеведческую деятельность, социально значимую общественную и спортивно-массовую работу.
  • В школе регулярно отмечались дни воинской славы России, с приглашением ветеранов ВОв, труда, воинов интернационалистов, проводились акции, «Ветеран живёт рядом», «Помоги ветерану».
  • В преддверии 12 февраля – годовщины Волочаевской битвы в школе проводились открытые мероприятия, экскурсии для детей и гостей школы. В этот день ученики и коллектив школы принимали участие в организации и проведении торжественного митинга, посвященного событиям Гражданской войны, а именно Волочаевской битве. Ребята возложили венки и гирлянды к братской могиле. На этом мероприятии присутстВОвали представители общественных, военных организаций, жители села, представители администраций разного уровня, ученики школ Хабаровского края и ЕАО. Школа в этот день открыла свои двери для приема большого количества гостей. Учащиеся школы организовали проведение экскурсий в музее по экспозициям, посвященным событиям Гражданской войны.
  • При проведении Дня открытых дверей в 2010 году немалая доля была отведена представлению патриотической работы с учениками.
  • Коллектив и учащиеся нашей школы провели большую работу по благоустройству памятных мест в поселении. Совместно с Советом ветеранов села ежегодно реализуются различные проекты, муниципальные гранты.
  • Работа школы по нравственно-патриотическому воспитанию отражена в средствах массовой информации. Большинство материалов опубликовано в газете «Районный вестник». Всего о нас было написано 17 статей и снято 6 видеосюжетов.
  • Главными в 2010 году стали работа над созданием собственной Книги Памяти Волочаевского сельского поселения и открытие памятника воинам-волочаевцам на привокзальной площади. В рамках краеведческого кружка «Поиск» проведена большая поисково-исследовательская работа по восстановлению наиболее полного списка ветеранов-участников войны – жителей поселения, была организована исследовательская лаборатория «Пишем Книгу Памяти». Перед собой мы поставили цель – ВОвлечь как можно больше учащихся и жителей поселения в поисково-исследовательскую работу, посвященную юбилею Победы. Воспитывать уважение к боевым традициям воинов-дальневосточников. А также воссоздать наиболее полный список участников войны-волочаевцев.

В ходе реализации различных проектов в 2010 году было ВОвлечено более 500 человек – это школьники, учителя школ № 6 с. Партизанское и № 11 с. Волочаевка, коллектив администрации поселения, председатели и члены Советов ветеранов сел, жители сел Волочаевка и Партизанское, родственники участников войны и тружеников тыла.

В юбилейный год было проведено большое количество мероприятий. В течение 2010 года мы приняли участие во многих конкурсах и мероприятиях районного и областного уровней:

  • Февраль 2010 года нам принес II место в областном конкурсе «Дети войны в судьбе ЕАО». Мы опубликовали работу «Становление характера» о нашем земляке-волочаевце, чьи детские военные годы прошли в нашем селе. Работу выполняли ребята активисты музея.
  • Члены краеведческого кружка «Поиск» заняли I место в областной краеведческой викторине «Поклонимся великим тем годам». На конкурс отправлена большая иллюстрированная брошюра с ответами на вопросы викторины.
  • В марте-апреле 2010 года мы приняли участие в районном смотре-конкурсе экспозиционных работ школьных музеев, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и также заняли I место.
  • Участие в районной научно-практической конференции исследовательских работ, посвященных участию жителей Смидовичского района в Великой Отечественной войне» с исследовательской работой, посвященной землякам участникам войны принесло нам в апреле 2010 года I место.

Два вторых места было занято школьниками на районном слете допризывной молодежи, посвященном юбилею Победы.

Также мы приняли участие:

  • в областном конкурсе публикаций «Я помню! Я горжусь!»;
  • в районном чемпионате игр «Дебаты-2010» в конкурсе импровизационной речи (тема: «Победе – 65!»);
  • в районном конкурсе «Юный живописец», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в марте 2010 года;
  • в областном семинаре руководителей школьных музеев обменивались опытом работы, проводимой к юбилею Победы по подготовке Книги Памяти;
  • в легкоатлетическом кроссе поселения к 65-летию Победы, в котором участВОвало 150 школьников;
  • в районном конкурсе видеосюжетов «Расскажу о ветеране»;
  • в реализации муниципального гранта по публикации Книги Памяти, его средства (5000 рублей) позволили нам отпечатать несколько экземпляров Книги Памяти поселения для того, чтобы она попала в библиотеки школ сел Партизанское и Волочаевка, сельские библиотеки, администрацию;
  • в районном конкурсе проектов на лучшую организацию работы, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне мы заняли также I место (денежная премия 5000 рублей);
  • в районном конкурсе сочинений «Письмо ветерану»;
  • в акции «Ветеран живет рядом»;
  • в мероприятии по награждению участников войны и тружеников тыла юбилейными медалями.

Нами был оформлен стенд к Юбилею Победы, обновлена экспозиция школьного музея, посвященная землякам-участникам войны, издано 40 экземпляров Книги Памяти Волочаевского сельского поселения на сумму 18 000 рублей (средства выделены администрацией поселения).

Кроме того, проведена работа по сбору материалов и документов для установки надгробий 5 участникам войны. Эта работа продолжается в 2011 году (совместно с райвоенкоматом).

Итогом работы в юбилейный год Победы стало торжественное открытие 29 сентября 2010 года памятного знака в с. Волочаевка, на котором увековечены фамилии 114 жителей села – участников Великой Отечественной. На плитах обелиска выбиты имена тех, кто сложил головы в 1941-1945 гг. и тех фронтовиков, кто жил здесь после окончания войны. Наша работа и огромная работа Совета ветеранов села Волочаевка внесли определенный вклад в это доброе и важное дело.

Результаты 2011 года.

В 2010/2011 учебном году мы активно включились в новые конкурсы и проекты:

  • в областном конкурсе на лучшую школу года ЕАО «Признание» мы стали обладателями Диплома в номинации «Школа воспитания патриота»;
  • к 65-летию окончания Второй Мировой войны в сентябре в музее для всех классов школы были организованы экскурсии;
  • классы школы активно включились в проведение мероприятия «Три поля русской славы», посвященные Курской, Куликовской и Бородинской битвам;
  • в течение осени проведена серьезная поисковая и исследовательская краеведческая работа, результатом которой стали проекты по истории села, школы, памятникам Волочаевки и т. д.:
  • Проект «Памятники Волочаевки»,
  • Проект «История школы»,
  • Проект «История основания села Волочавека»,
  • Проект «Генеалогическое древо семьи Волочаевых» (музей активно вел переписку с правнуком основателя села, проживающем в г. Сан-Франциско, США),
  • Проект «Гордость школы и села»,
  • Проект «Выпускники школы»,
  • Проект «Учителя школы»,
  • Проект «Волочаевский бой»,
  • Фотопроект «Моя малая Родина».

— в январе 2011 года прошли мероприятия, посвященные Содружеству независимых государств;

— 12 февраля 2011 года проведен торжественный митинг на сопке Июнь-Корань, посвященный 89-ой годовщине Волочаевского боя и завершения Гражданской войны на Дальнем Востоке с приглашением общественности, гостей и школьников из Хабаровского края. В музее школы прошли экскурсии для гостей и жителей Волочаевского сельского поселения.

В торжественных мероприятиях приняли участие школьники села Тополево Хабаровского края, представительство Ассоциации МЕГАПИР в ДФО (генерал-майор в отставке Мельников Ю.А.), руководство и представители общественной организации ветеранов военной службы ДВО (руководитель В.И. Болдырев), ветеранские организации сел Партизанское и Волочаевка, жители села.

Активисты музея и авторы проектных работ были награждены грамотами Дальневосточного представительства Ассоциации офицеров запаса вооруженных сил РФ.

16 февраля проведен прием участников лыжного перехода «Дорогами отцов» по маршруту Хабаровск – Волочаевка. В музее школы проведена экскурсия для участников перехода.

Все классы приняли активное участие в Фестивале солдатской песни к 23 февраля 2011 года. Исполнение песен сопровождалось инсценировками, интерактивными формами представлений.

Членами краеведческого кружка «Поиск» проведена большая работа по участию в областной краеведческой викторине «Казаки на Амурской земле» (занято I место и 3 авторам работы вручена грамота победителей в номинации «Преемственность традиций» от атамана Средне-Амурского окружного казачьего общества В.М. Сизова и Диплом победителей от ДЮЦ г. Биробиджана).

Школа приняла участие в районном конкурсе воспитательных программ с программой гражданско-патриотического воспитания школьников «Патриот». Программа была направлена на Всероссийской конкурс для участия.

Школьный музей подал заявку на участие в реализации муниципального гранта «Мы граждане России». Грант получил финансовую поддержку. Реализация гранта направлена на санитарную очистку памятных мест села, приведение в порядок мест захоронений основателя села, участников Гражданской войны и Волочаевской операции, обустройство памятного места участникам ВОв-волочаевцам. В течение лета профильный отряд «Краевед» должен провести обновление надписей на Братской могиле, памятном камне Блюхеру В.К., могиле Волочаева М.С., провести санитарную очистку и вырубку кустарников вдоль насаждений Привокзальной площади села. Это масштабная работа. Запланированы проведение экологических десантов на сопке Июнь-Корань, проведение косметического ремонта памятника Блюхеру у здания школы. Весь комплекс мероприятий будет направлен на подготовку к проведению 90-летнего юбилея Волочаевского боя и завершения Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Музей школы принял как и в прошедшем учебном году участие в районном конкурсе школьных музеев и занял снова I место.

В ноябре текущего года мы направили документы на областной конкурс на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в 2011 году.

Вся проводимая гражданско-патриотическая работа неразрывно связана с Советом ветеранов села, администрацией поселения.

В перспективе.

В течение 2011-2012 гг. продолжается работа по сбору информации об истории школы, села, земляках, оставивших значительный след в истории, науке, культуре и т. д. Будет продолжена работа над проектами по темам: «Символы Волочаевки», «История школы» — о ветеранах — педагогах школы, «Гордость села и школы», «Семейная реликвия», «Волочаевка без легенд», «Волочаевский бой», «Герои Волочаевки». Планируется обновить диораму Волочаевского боя, провести обновление экспозиции, посвященной Гражданской войне. В плане также мероприятия по пополнению фондов музея, участию в общешкольных мероприятиях, посвященных юбилейным датам и Дням воинской славы. Планируется начать работу по подготовке пособия-путеводителя к 105 летию с. Волочаевка, 60-летию с. Партизанское и 35-летию Волочаевской школы.

Мероприятия работы музея школы на 2011-2012 гг. охватывают не только традиционные и общешкольные дела, но и направлены на подготовку и проведение в феврале 2012 года юбилея Волочаевского боя.

Работа школьного музея

Школьный музей – это ядро всей школьной патриотической работы. Все, что планируется в работе музея на один учебный год, а также в перспективном планировании, основывается на мероприятиях программы «Патриот» и плане работы школы.