Народ без народности ‒ тело без души,
которому остается только
подвергнуться закону разложения
и уничтожения в других телах,
сохранивших свою бытность.
К.Д. Ушинский
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры (авторской). Родная культура входит в сознание так, как гены отца и матери входят в его тело. Целостность этических и эстетических идеалов очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знаний, а на уровне образа жизни.
Педагог детского сада имеет значительно большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.
Величайшие художники, музыканты, поэты неоднократно писали и говорили о том, сколь много значило для них общение с народной культурой. Достаточно вспомнить до тоски доходящую пожизненную тягу Л.Н. Толстого к простым людям. П.И. Чайковский писал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой народной музыки. Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полном смысле слова».
Между русской народной и русской авторской культурой есть глубинная связь и единство, ибо и то и другое выражает дух народа. Поэтому в своей работе я предлагаю детям произведения русских композиторов, русскую народную музыку, произведения современных авторов, которые позволяют детям более глубоко и содержательно прожить тот или иной момент жизни. А когда они вырастут, то смогут услышать многоголосье культур и различать среди этого многоголосья неповторимую, теплую, нежную и радостную интонацию звучания культуры своего народа.
Работая с детьми много лет, я постоянно ввожу в свою работу русские народные мелодии, которые благотворно влияют на формирование художественного вкуса. Народная музыка близка мне, потому что в нашей семье, сколько я себя помню, всегда звучала русская народная песня, повзрослев, я сама пела с удовольствием. В школьные годы принимала активное участие в олимпиадах художественной самодеятельности. Летом на каникулах в деревне у родственников я слышала вечерами, как отдыхает молодежь, под русскую гармошку звучали веселые задорные частушки, русские народные песни. Позже я окончила народное отделение Хабаровского государственного института культуры, поэтому могу сказать, что русская народная музыка сопровождает меня почти всю мою жизнь.
Работая над темой «Музыкально-образовательная деятельность на основе русской народной музыки», я изучила следующую литературу: журналы «Дошкольное воспитание № 3, 9, 12 за 1993 год, опыт работы преподавателя института имени Гнесиных «Методика и система вокально-речевых упражнений», репертуарные сборники «Гармошечка- говорушка», «Гусельки», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
В начале учебного года я провела диагностику готовности детей к музыкальным занятиям. Учитывая результаты диагностики, я поставила перед собой следующие задачи:
а) укрепить вокально-слуховую координацию, дифференцировать слуховые ощущения;
б) сформировать голосовой аппарат (диапазон в пределах первой октавы);
в) развивать дыхательные мышцы (брать дыхание между более длительными музыкальными фразами);
г) развивать чувство ритма, ловкость и выразительность движения, согласовывать свои движения с характером музыки;
д) развивать музыкально-творческие способности детей в разных видах музыкальной деятельности (импровизировать в игре на музыкальных инструментах, придумывать собственные варианты напевок, составлять простейшие композиции из знакомых танцевальных элементов).
Учитывая результаты диагностики, возрастные особенности детей, музыкальные способности в том или ином возрасте, я веду обучение в форме разного вида занятий (тематические, комплексные, доминантные), развлечений и праздников, театрализованной деятельности, оперы.
Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина ‒ это мама, близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где он играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Оттого, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Развивая чувство любви к Родине, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, мы в своей работе используем народные пляски, песни, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.
Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небогатый багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: колыбельная песня мамы, напевание народной плясовой мелодии. Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие ему народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которых так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В этом направлении большую работу проводят воспитатели ясельных групп. Постоянно в этих группах слышны попевки и потешки, воспитатели сами сочиняют мелодии, очень похожие на русские народные.
С русскими народными мелодиями и песнями дети начинают знакомиться уже в младших группах. Они их слышат на музыкальных занятиях и вне занятий. Предлагаю слушать детям музыку в грамзаписи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этого использую грампластинки и кассеты с записью. В своей работе применяю метод варьирования. Вот как, например, я работаю над русской народной песней «Петушок». На занятие приношу игрушку петушка и говорю, что он будит ребят по утрам, спрашиваю, как он кричит. Дети дружно отвечают: «Ку-ка-ре-ку». Включаю в первое занятие дидактическую игру «Большой и маленький петушок» на различие звуков по высоте. Это игра способствует разогреву певческого аппарата.
На последующих занятиях я ввожу игрушку через загадку, затем предлагаю детям шапочку петушка, одевая её по очереди на них, поем песню, дети начинают подпевать. Далее дети слушают песню в грамзаписи, затем я играю ее на металлофоне, на дудочке, это приводит детей в восторг, и на следующем занятии мы играем с детьми в игру «Петушок» Цивкиной. Такие варианты работы над одной песней помогают закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей.
Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах, вы, сени», «Пойду ль я». Учу маленьких детей различать контрастный характер музыки (гуляем-пляшем, гулять-отдыхать), учу реагировать детей на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ногой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать.
Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий, усложняю его. Программа обучения пению в детском саду содержит такие задачи, как формирование устойчивого интереса к пению, обучение выразительному пению, обучение певческим навыкам, развитие голоса и слуха детей. Эти задачи можно решить опираясь на народные песни, как на одно из самых совершенных средств музыкального воспитания. Чем же привлекает народная песня? Простотой построения мелодий, богатством и разнообразием содержания, яркой образностью, наглядностью, юмором ‒ все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. Протяженность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни ‒ отличный материал для обучения детей напевному пению.
В средней группе используются народные песни: «Дождик», «Две тетери», «Ходит Ваня», «Гуси, вы гуси». Пение песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением «з», «п», требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля, соль) не отвлекает их внимание на запоминание методических оборотов. Этой песней начинаю работу с детьми над динамическими оттяжками. Объясняю, что будем постоянно усиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На следующих занятиях использую песню как попевку, пропевая ее от ля, соль, си. Мягкая гармония аккомпанемента песни «Две тетери», связное его звучание помогает напевному пению. В этой песне первая фраза начинается и заканчивается на тонике, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии мы закрепляем умение детей слышать и воспроизводить голосом постепенное движение мелодии вверх к тонике. На примере этой песни начинаю учить детей петь с ускорением.
В старшей группе программа рекомендует использовать народные попевки и песни «Чики-чикалочки», «Бой, качи-качи», «Ворон», «Васька – кот». Опевание 5-й и 3-й ступеней в песне «Чики-чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имен детей побуждает их активно включаться в пение. В течение года использую песню в качестве попевки. Интонационной особенностью песни «Бой, качи-качи» является повторение мелодии в определенной последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники. На занятиях со старшими детьми использую ранее выученные народные песни, но ставлю перед ними другие задачи. Например, для чистого интонирования и различия двух соседних ступеней использую песню «Дождик». Попевку «Петушок» использую для определения длинных и коротких звуков.
В подготовительной к школе группе рекомендованы песни «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила» и т.д. Репертуар народных песен для этой группы обусловлен тем, что дети к этому возрасту, систематически занимаясь на музыкальных занятиях, имеют уже достаточный опыт в пении, поют без сопровождения. Поэтому в программу введено много игр-хороводов, которые можно проводить вне занятий. В работе с подготовительной к школе группой также использую ранее выученные народные песни, например, попевки для различия звуков по высоте, опевание тоники, определение длительностей. Известно, что повторение мелодии на одном звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пении попевки «Андрей-воробей», ставлю задачу научить детей высоко держать повторяющий звук.
Пение русских народных песен, сопровождающихся движением, т.е. хороводов, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым. Хороводы «Калина», «Как на тоненький ледок» являются прекрасными образцами для работы над выразительным пением, т.е пения с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Характерные для русской мелодии натуральный мажор, натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка, поэтому широко использую в своей работе многообразие народной мелодии для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость. Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету, слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице» и другим.
Хочу рассказать, как я работаю над инсценированием русских народных песен, напрмер, песни «Как у наших у ворот». Прежде чем познакомить детей с мелодией этой песни, предлагаю воспитателям рассказать детям о том, что в далекие времена люди на Руси жили в домах, которые назывались избами. Их строили по обе стороны дороги, обносили избы высоким забором с широкими воротами, умельцы украшали избы и ворота красивой резьбой, вырезали из дерева петухов, прикрепляли их к воротам. Люди в деревнях хорошо знали друг друга, ходили друг к другу в гости, часто они собирались у чьих-либо ворот, сочиняли смешные песенки и распевали их. Затем я знакомлю детей с мелодией песни «Как у наших у ворот». На последующих занятиях предлагаю детям познакомиться с детским вариантом этой песни. Персонажей из песни дети угадывают через загадки, вношу шапочки, стараемся, чтобы в приготовлении шапочек участвовали дети, роли дети выбирают сами. В дальнейшем предлагаю детям инсценировать песню в сопровождении детского оркестра.
Детям очень нравится песня «Где был Иванушка». При первом знакомстве с текстом песни объясняю детям смысл слов ярмарка, сенички, горенка. Это песня проста, отличается задорной мелодией, оригинальным построением. Работая над песней, обращаю внимание на манеру исполнения Иванушки. Говорю детям, что Иванушка – молодец-удалец, смелый, ловкий, добрый, веселый, держится прямо, гордо, с достоинством. Такого Иванушку мы встречаем в русских народных сказках. Что же купил Иванушка? Дети называют очередность покупок, и затем я прошу показать, как клюет курочка, плывет уточка, жует травку барашек. Вместе с детьми выбираем лучший вариант показа. При исполнении песни даю детям ложки или шумовые народные инструменты: дудки, свистульки, трещетки, коробочки, музыкальные молоточки.
Подбирая музыку для движения, я исхожу из того, что она должна быть художественной, доступной ребенку по форме и изложению. Важно, чтобы дети чувствовали не только общий характер музыки, но и различные средства ее выразительности: мелодию, ритмичный рисунок, фразировку, динамику, и по своим возможностям могли показать эти движения. Русская народная музыка отвечает этим требованиям. Мелодии ее простые, логичные, в них ярко выражена фразировка, все это развивает у детей чувство формы музыкального произведения. Такие композиторы, как Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, А.П. Бородин очень часто прибегали к народным мелодиям в своих симфонических и оперных произведениях. В их обработке эти мелодии стали ярче, прекраснее. Ими нужно как можно чаще пользоваться, избегая примитивных обработок, которые воспитывают у детей плохой музыкальный вкус.
Пляска, как песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Работая над характерной осанкой для русской пляски, я учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко ими усваивается. Учу детей характерному для русской пляски положению рук: стоя с опущенными вдоль туловища руками, кисти в кулаках, кулаки на пояс, локти направлены в стороны (стойка подбоченившись), руки скрещены на груди, руки отведены в стороны, ладонью вперед, кисть открыта. Чем ярче пляска, тем ярче раскрываются руки, тем больше отводятся плечи назад. Если дети танцуют парами, то положение рук такое: мальчик стоя слева от девочки, правой рукой обнимает ее за талию, левые их руки соединены впереди. Правая рука девочки, в зависимости от содержания танца, либо становится на пояс, либо поднята в сторону-вверх, слегка согнута в локте (если в руке платочек). И еще одно положение ‒ дети в паре держатся за руки, руки опущены вниз. Прежде, чем начинать разучивать какую-либо русскую пляску или хоровод, учу детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски. Воспитатели помогают мне в этом, занимаются с детьми индивидуально и подгруппами, использую подговорочки (грамзаписи, кассеты).
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу,
Пляска русская моя
Замечательная.
Я скачу, скачу, скачу
И веревочку кручу,
Ты веревочка крутись,
Пляска русская учись.
Сяду-встану, сяду-встану
И как мячик поскачу,
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу,
Для того, чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее, я предлагаю детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий, чтобы дети почувствовали разницу. Большое внимание уделяю такой форме русской пляски, как свободный перепляс, в котором ребенок может показать свою изобретательность и индивидуальность. Учитывая, что перепляс ‒ это импровизация, которая не требует особой подготовки, я предлагаю детям использовать те движения, которые они уже знают. Кроме того, такая форма пляски помогает развивать самостоятельную танцевально-игровую деятельность детей, способствует проявлению их первых творческих поисков.
Хочу поделиться тем, как я работаю с детьми над танцем с ложками. Уже само присутствие в танце деревянной ложки ‒ этой части национальной принадлежности русского быта, ‒ вызывает у детей большую радость. Работу начинаю с рассматривания ложек разной росписи, обращаю внимание на красоту росписи, говорю, что такие красивые ложки делают русские умельцы, расписная ложка с давних пор гостит не только на столах. Она украшает ярмарки, расцвечивает яркой дробью русские пляски. В наши дни деревянная ложка ‒ знаменитый русский сувенир, и каждый гость нашей страны старается увезти его с собой.
Предлагаю прослушать музыку к танцу с ложками, отхлопать ритм, отстучать его ложками, предлагаю придумать разнообразные ритмические рисунки под мелодию танца, выбираем более интересные и доступные ритмы. Далее разучиваем плясовые движения с одновременным отстукиванием ложками ритмического рисунка. Говорю детям, что когда придет праздник, мы скажем своим гостям:
Поздравить дорогих гостей
Сегодня каждый рад!
Веселый танец с ложками
Танцует детский сад.
Эх, топну ногой,
Да притопну ложками,
Развеселый у нас
Будет танец с ложками.
С помощью бесед, выразительного показа яркой музыки, использования заманчивых атрибутов, мы стараемся вызвать у детей интерес к русской пляске и желание участвовать в ней. С радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для исполнения русской пляски. Костюм помогает войти в образ, и тогда танец становится более выразительным.
Дети очень любят играть в игры, а в музыкальные – тем более. В репертуаре музыкальных игр есть и народные, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность, строятся эти игры на устном народном творчестве. Это хороводные игры, игры, в которые входят присказки, приговорки, припевки, считалки. Это такие игры, как «Колобок», «Теремок», «Заинька, выходи», «Гори, гори ясно». Игра-драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренность в игре.
Лучшим проявлением народного образа является сказка. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием. Эта формы игры являются более развернутой, и методика ее подачи более сложной. Драматизируя народную сказку, я стараюсь подобрать к ней народную музыку, которая характерна персонажу этой сказки и звучит она с появлением героя сказки. Это происходит в таких сказках, как «Теремок», «Колобок», «Кот, лиса и петух».
Опера ‒ это высшая форма музыкальной сказки. Не так часто мы разучиваем с детьми оперу, потому что это очень сложная и большая работа. Но дети с удовольствием участвуют в любой опере, которая написана на основе русской народной сказки и на авторском произведении.
Дети очень хорошо знают сказку Чуковского «Муха-Цокотуха», читают ее наизусть, поэтому я решила подготовить с детьми оперу «Муха-Цокотуха». Отдельные партии я учила с детьми индивидуально, общие хороводы и песни разучивали на музыкальных занятиях. А затем совместили все арии и сценки в большую и красочную музыкальную сказку-оперу, подготовили очень красивую декорацию, яркие костюмы для детей. Длится она по времени всего 15 минут, мне показалось, что это очень мало. И мы решили после того, когда был побежден злой паук, и все букашки выползли из-под лавок, поставить для нашей именинницы Мухи-Цокотухи праздничный концерт. Программа его состояла из русских народных песен, хороводов, плясок. Затем, пригласив малышей, показали для них эту оперу.
Русская народная музыка звучит у нас и на праздниках, и на развлечениях. Через театр игрушек вместе с воспитателями показываем для малышей сказки с музыкальным сопровождением: «Курочка-Ряба», «Колобок», «Маша и медведь», разыгрываем их по ролям. Сказку «Теремок» с пением русской народной песни показывают старшие дети в кукольном театре. Народному творчеству мы посвятили концерт, в котором участвовали дети всех возрастов: под русскую народную мелодию малыши танцевали танец «Подружились», старшие дети инсценировали русские народные песни: «Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько», «Я на горку шла». С интересом дети танцевали «Русский танец» с большими яркими платками.
Любимые вечера досуга детей ‒ отгадывание загадок. В гости к ребятам приходят бабушки-потешницы, которые загадывают детям загадки и веселят детей русскими народными шутками да прибаутками. Народные загадки, шутки, развивают у детей сообразительность, наблюдательность, находчивость и развлекают детей. На 8 Марта дети младших групп поздравляли своих мам и бабушек. К ребятам в гости приходила матрешка, спела веселую русскую народную песню, сплясала, ей помогали маленькие матрешки ‒ девочки. А мальчики старших групп на 8 Марта поздравляли не только мам, бабушек и воспитателей, но и своих подруг ‒ девочек. Они накрывали столы с самоварами, приглашали к столу, ухаживали за ними, вместе пели русские народные песни, приглашали танцевать, соревновались в пении веселых задорных частушек.
В детском саду проводились такие развлечения, как «Как у наших у ворот», «Ярмарка», «Масленица» с участием взрослых. Детей веселили и развлекали скоморохи, медведь, приходила в гости сказочница со своей сказкой, Зима и Дед Мороз, которым пришлось уйти, уступив дорогу Весне. Трудно переоценить значение и силу нравственно-эстетического воздействия на детей выступлений взрослых с русскими народными песнями, шутками, потешками, в ярких русских костюмах.
Дети младшей группы собрались к бабушке. Они рассаживаются в зале, в центре которого стоит столик хохломской работы, на нем чайник на расписном подносе, чашки, оладушки на блюдце. Появляется бабушка, она приветливо улыбается гостям, приветствует их шутками да прибаутками, называя детей по именам:
Наша Оленька в саду,
Что оладушек в меду.
Чики-чики-чикалочки
Едет Коля на палочке,
А Машенька в тележке
Щелкает орешки.
- Саша, Сашенька, куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенечек!
- Под пенечком что?
- Грибок! Хвать его в кузовок!
Дети поют для бабушки русские народные песни «Ладушки», «Петушок», «Зайка», танцуют свой любимый танец «Сапожки» ‒ русская народная мелодия. Бабушка угощает детей сладостями и оладушками, приглашает всех попить чай. Дети благодарят бабушку и приглашают к себе в гости, где вместе с ней играют в различные игры.
К детям средней группы бабушка сама пришла в гости с загадками, дети иллюстрируют отгадки песнями, яркими картинками и игрушками. Дети развлекают бабушку шутками-малютками, играют с ней в прятки и догонялки, просят бабушку поплясать и при этом весело хлопают в ладоши.
Знания, навыки и самостоятельный опыт, полученные на занятиях и развлечениях, дети не просто копируют в свободной игре, а варьируют, проявляют инициативу, фантазию, творчество. В группах дети сами организовывают концерты, ярмарки, сами исполняют попевки и русские народные песни, а в свободной игре поют куклам колыбельные песни, водят с ними хороводы, сами на металлофоне подбирают простые русские народные мелодии.
Можно сделать вывод, что планируя такие формы музыкальной деятельности как развлечения и праздники, подбирая предметы для свободной игры, мы тем самым создаем благоприятные условия для самостоятельной художественной деятельности детей, для активного использования в этой деятельности русской народной музыки.
Но я не останавливаюсь на достигнутом, и чтобы народная музыка более полно вошла в мир детей, я создала вокальную группу. Назвали мы ее «Домисолька», в репертуар этой группы входят русские народные песни, попевки и фольклорный материал. Занимаюсь с детьми два раза в неделю и в течение недели индивидуально. Думаю заниматься с детьми не только пением, но и познакомить их с элементами теории музыки, с основами нотной грамоты. Дети вокальной группы активно участвуют в музыкальной жизни детского сада: ряженые на Новый год, фольклорная группа на празднике «Масленица», в конце года мы организуем концерт для родителей. Дети принимали участие в общегородском конкурсе. в будущем планирую с этой группой выступить перед детьми других дошкольных учреждений.