Научно-практическая конференция, посвященная 90-летию Волочаевского боя. Тема доклада: «Наследие Волочаевского боя»


Автор: Алексей Николаевич Зайцев
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка»
Должность: учитель истории


Волочаевка известна прежде всего событиями 1922 года, когда Гражданская война на Дальнем Востоке достигла своей кульминации . Февральские бои, получившие название «Волочаевских дней», стали переломным моментом в ходе всей братоубийственной войны. За 90 лет люди немало сделали, чтобы сохранить память об этих легендарных событиях.

Перечень объектов культурного наследия Волочаевского боя достаточно велик. Битва осталась в истории не только благодаря памяти людей и существованию Волочаевки, но и через множество памятников архитектуры, культуры, литературы, киноискусства.

В ходе поисковой работы мы выяснили следующие факты:

  • кроме известной песни Петра Парфенова «По долинам и по взгорьям…», написанной им в 1922, в 1937 году братьями Васильевыми году снят фильм «Волочаевские дни». Фильм снимался в деревне Киркемяги на берегу Финского залива. Он изображает разгром японских интервентов дальневосточными партизанами;
  • в 1942 году бой упоминается в документальном фильме «Страна родная». Фильм представляет собой краткую, иллюстрированную кинохронику истории России;
  • в 1933 году написано монументальное полотно «Волочаевский бой». Картина была выставлена в фойе кинотеатра «Гигант» и стала лучшей из 304 работ художников;
  • с 1972 по 1975 гг. создавалась панорама «Волочаевская битва». Шедевр изобразительного искусства размером 43х6 м. Одна из 3-х панорам России, внесенная в архив панорам мира;
  • художниками Зориным и Куриленко создана диорама Волочаевского боя;
  • написаны литературные произведения: «Пароль не нужен» (Ю. Семенова), «Волочаевка без легенд» (Г. Левкин), «Таежные походы», художественные рассказы для детей, сборники «Этих дней не смолкнет слава», «Форпост героев», пьеса «Июнь-Корань»;
  • по роману «Пароль не нужен» снят художественный фильм;
  • в ходе своих поисков мы разыскали хронику 1957 года – «Торжественный митинг к 35-летию боев под Волочаевкой»;
  • в 1960-е гг. снят документальный фильм «Ребята Волочаевки»;
  • вышли в свет фотоальбомы, открытки. Нами сделана подборка более 30 стихотворений о Волочаевском бое;
  • на месте боев на вершине сопки Июнь-Корань создан мемориальный комплекс (памятник Федерального значения – единственный в ЕАО). Пейзажи окрестностей села, виды с сопки в любое время года очень живописны. Временный памятник появился здесь в 1923 году, а в ноябре 1928 года возведено монументальное сооружение памятник-музей, использовавшийся до начала ВОв как обычная сельская начальная школа. Здание памятника музея декорировано в виде неприступной крепости – бастиона. На вершине здания трехметровая скульптура народоармейца, созданная венгерским скульптором, преподавателем Хабаровского педучилища А.А. Бадоньи. В метре от здания ‒ братская могила, в центре которой установлен памятный знак с надписью и словами знаменитой песни. К вершине сопки ведет лестница, построенная в 1980-е гг. и винтовая дорога, построенная в 1926-27 гг. Музея на вершине сопки нет с 1991 года, здание законсервировано;
  • именем «Волочаевка» назывались корабли, пароходы, даже есть сорт вишни «Волочаевка»;
  • более 30 районов носили имя «Волочаевский» во время Великой Отечественной войны;
  • большое количество топонимов, связанных с Волочаевкой существует не только у нас в стране, но и в Украине – это населенные пункты, станции, улицы, военный полк, военный городок, природные объекты.

36 лет на вершине сопки находился памятник В.К. Блюхеру. В 2008 году к 100-летию села в целях дальнейшего сохранения он был перенесен к зданию школы. На сопке остался памятный камень, установленный женой маршала Г.Л. Блюхер.

У здания старого вокзала в сквере в 1956 году размещены памятные знаки партизану и командиру-народоармейцу. Десять лет назад к 80-летию Волочаевского сражения они перенесены к зданию современного вокзала. Инициатором реставрации памятников был один из внуков участника Волочаевского боя.

В 1972 году по проекту архитектора Бориса Терентьевича Германа построен мемориальный вокзал. Интерьер его главного зала – мозаичное панно «Этих дней не смолкнет слава!» – выполнено художником-монументалистом Николаем Павловичем Долбилкиным. Все здесь подчинено единому замыслу – «Триумф победы!».

Волочаевская средняя школа сегодня – это тоже достопримечательное место. В школе есть небольшой музей, где можно познакомиться с историей села, школы, боя, с мероприятиями патриотического направления.

В музее созданы экспозиции: «Земля Волочаевская», «Наша школьная планета», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…»; имеются макет сопки, здания памятника-музея, грамоты, благодарности, дипломы. Зал Гражданской войны – это экспозиция «Этих дней не смолкнет слава», фрагменты созданной учениками и учителем ИЗО диорамы и панорамы боя.

Чтобы сохранить историю, мы сегодня делаем очень многое:

  • ухаживаем за местом захоронения основателя села М.С. Волочаева;
  • ежегодно поддерживаем внешний облик памятника маршалу СССР, герою Гражданской войны Блюхеру В.К.;
  • пропалываем, подметаем, убираем мусор, обновляем надписи на памятных знаках;
  • в школьном музее проводим более 40 экскурсий в год;
  • участвуем в различных конкурсах, приглашаем гостей, сотрудничаем с МЕГАПИР, общественной организацией ветеранов военной службы ДВО;
  • проводим экологические марши, субботники, акции, митинги, мероприятия к 12 февраля.

Большая работа проводится в летний период в рамках реализации муниципального гранта, в котором мы ежегодно участвуем в рамках работы профильного отряда «Краевед». Эта работа всегда приносит результат – мы занимаем призовые места в областных и районных конкурсах, выигрываем гранты.

Мы пытаемся не только сохранить эту историю, но и приумножить её. Свидетельством тому стали: школьный музей, доска Герою СССР Панову А.С., обелиск воинам-волочаевцам – участникам ВОв и Книга Памяти поселения, которые появились за последние 6 лет. А самая главная достопримечательность – мемориальный комплекс, благодаря усилиям не только властей всех уровней, но и наших жителей и учеников школы не только сохранен, но и отреставрирован. Сегодня он выглядит обновленным, белоснежным, а главное – на вершине сопки построена часовня.

Было бы глупо не использовать весь этот огромный потенциал, который нам достался в наследство. Каждый клочок земли здесь дышит историей. На этом легендарном прошлом наша школа воспитала не одно поколение и продолжает это делать сегодня

Трагедия начала 1920-х гг. «работает» для нас как двигатель, который ведет многие годы по пути согласия и примирения.

ТАБЛИЦА «Памятники ветеранам войны, умершим в мирное время»

Фамилия, имя, отчество ветеранаДата смертиДата установки памятникаМестоположение памятникаХарактеристика памятникаСостояние памятника сегодня
       

Используется при проведении обследования мест захоронений участников войны

ПАМЯТКА «Захоронения ветеранов, умерших по окончании ВОв»

  1. Ф.И.О. ветерана, которому установлен памятник.
  2. Дата и причина смерти.
  3. Дата установки памятника.
  4. История установления памятника.
  5. Месторасположение памятника.
  6. Характеристика памятника (размер, форма, материал, композиционное решение, наличие фото и надписей, сохранность).
  7. Наличие ухода за местом захоронения ветерана войны.
  8. Фамилии и адреса родственников ветерана, проживающих в селе.
  9. Где, когда и в какой форме обобщались, представлялись, хранятся сведения о ветеране и месте его захоронения.

ПАМЯТКА «Памятник (обелиск) погибшим в период ВОв»

  1. Наименование памятника.
  2. Местонахождение памятника (край, поселок, город, улица, № дома и т. д.)
  3. Дата открытия памятника и его автор.
  4. История возведения.
  5. Описание памятника (планировка, композиция, размер)
  6. Историческое событие, которому посвящен памятник.
  7. Состояние памятника. Организация шефской работы. Как используется данный памятник в настоящее время.
  8. Фотография, рисунок или план памятника.
  9. Определение биографических сведений, относящихся к фамилиям, помещенным на памятнике.
  10. Основная библиография, архивные источники.

ПАМЯТКА « Семья ветерана войны»

  1. Характеристика семьи (создание, состав, социальное положение).
  2. Наличие наград отца (деда) в семье и условия их хранения.
  3. Наличие фотографий и писем времен войны в семье ветерана. Их характеристика.
  4. Отношение к боевому прошлому и наградам в семье ветерана (1-е, 2-е и последующие поколения).
  5. Участие семьи в мероприятиях по увековечению памяти участников войны.
  6. Воспоминания членов семьи о боевом прошлом отца (деда).

ПАМЯТКА «Ветеран ВОв»

  1. Ф.И.О.
  2. Дата рождения и дата смерти.
  3. Место рождения.
  4. Образование.
  5. Место жительства перед началом войны.
  6. Место призыва.
  7. Воинская часть (партизанский отряд, подпольная группа) и фронты, в составе которых воевал в годы войны.
  8. Наличие наград (когда и за что награжден).
  9. Дата демобилизации.
  10. Место работы и должность в послевоенный период.
  11. Дата прибытия в наше село.
  12. Участие в общественной деятельности, связанной с увековечением памяти о событиях войны.

ИНСТРУКЦИЯ по работе с Книгами Памяти

  1. Найти в оглавлении книги и открыть для чтения интересующий исследователя район или населенный пункт если таковые указаны.
  2. Найти в списке фамилий ту, что интересует исследователя в данный момент, прочесть, обращая внимание на сокращения, принятые в книге.
  3. Определить боевой путь дивизии, в которой воевал данный человек, используя литературу о войне, воспоминания родственников, данные архивов, ресурсы сети Интернет.
  4. Охарактеризовать военную профессию и звание участника войны.
  5. Определить влияние указанных ранений для жизни и здоровья участника войны.
  6. Охарактеризовать населенный пункт и битву, в которой погиб или участвовал
  7. Охарактеризовать награды, указанные в Книге Памяти напротив фамилии участника войны (за что и кому их вручали).
  8. Если участник войны остался в живых, определить, где он жил в послевоенное время.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ (34 часа)

Вариант программы может быть использован для проведения поисково-исследовательской работы

ТЕМА. Операция «Поиск».(1 час)

Создание поисковой группы. Определение поля деятельности группы.

ТЕМА. Памятники погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и умершим в мирное время ветеранам (11 часов)

  1. История создания памятника. Роль памятника в жизни населённого пункта. Памятник в литературе. Создание паспортов описания памятников. Заполнение тетради воспоминаний. Определение планировки, композиции и размеров памятника. Фотофиксация памятника. Состояние памятников сегодня.
  2. Память о погибших сегодня. Биографические сведения, относящиеся к фамилиям, помещенным на памятнике.
  3. Выставка фотоматериалов «Памятники погибшим в ВОв на территории области, района, села»
  4. Индивидуальное задание: написать творческие работы о памятнике или событиях, которым он посвящен.

ТЕМА. Ветераны Великой Отечественной войны в военное и послевоенное время (20 часов).

  1. Начало Великой Отечественной войны для жителей села.
  2. Военные призывы и их влияние на жизнь сельчан. Семьи участников Великой Отечественной войны. Семейные реликвии времен войны.
  3. Ветераны войны: воспоминания, легенды, факты. «Книга Памяти» области, района. Участие ветеранов войны и членов их семей в увековечении памяти о войне.
  4. Состояние могил фронтовиков, умерших в послевоенное время. Совет ветеранов села и его роль в сохранении памяти о ветеранах.
  5. Экскурсия к месту погребения ветеранов войны.
  6. Встреча с членами семей ветеранов войны.

ТЕМА. Итоги работы.(2 часа) Презентация результатов поиска: фотоальбом, музейная композиция, исследовательская работа.