Краткая аннотация: Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления о нашей Родине, интерес к её изучению в будущем. НОД предназначен для проведения в дошкольном учреждении в старших, подготовительных группах.
Актуальность: Ознакомление дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений. Актуальность проблемы выражается в том , что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование патриотической позиции.
Основная образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.
Программные задачи:
1. Образовательные: Расширять знания детей о государственных символах России-флаге, гербе, гимне. Познакомить с основными неофициальными символами Российской Федерации- берёза, матрёшка. Продолжать развивать навыки работы в парах.
2. Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость к музыке, фольклору; развивать мелкую моторику; речевую активность.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважительное отношение к государственным символам России.
Форма проведения: игровая
Материалы и оборудование: картинки с символикой-флага: лыжник ,вертолёт, башня, военная техника; картинки: флаг, герб, берёза; шаблоны флага; окрашенные в красный цвет и синий: рожки, пшено; конфетти; салфетки голубого и красного цвета; аудиозапись гимн, народная хороводная « во поле берёзка стояла»; фишки-флажки; разрезные картинки-герб; матрёшка-игрушка; русские народные костюмы на каждого ребёнка; медали .
Предварительная работа с детьми: Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага разучивание стихотворений о Родине; частушек; хоровода «во поле берёзка стояла»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: рассматривание книг о Родине;
Методические приёмы: Наглядный, словесный, беседа, игра, итог.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребят, для нас Лёня и Глеб приготовили стихотворения . Давайте послушаем.
Дети: 1. Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть
То увидим мы тогда, и леса и города
Океанские просторы, ленты рек, озёра ,горы.
2. Мы увидим даль без края, тундру где звенит весна
И поймём тогда какая, наша Родина большая , необъятная страна.
Воспитатель: О чём это стихотворение? Как называется наша Родина?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас пройти к доске и рассмотреть картинки. Посмотрите внимательно и скажите ,что общего вы видите на них?
(Ответы детей: флаг России)
Воспитатель: Я вам предлагаю необычным способом выложить флаг. На столах я приготовила вам шаблоны флага. Подходите выбирайте каким методом вы будете выкладывать. Обращаем внимание на цвет и каждый из вас договаривается какой именно цвет будет выкладывать. Встаём в пары и приступаем. Не забываем последовательность цвета флага. Первая полоска у нас уже белого цвета, мы её пропустим, выкладываем вторую и третью.
(Самостоятельная работа детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает)
Воспитатель: Флаг ребята состоит из трёх цветов, и называют его триколор, скажи Лёня-триколор; повтори Милана; а ты Егор…..Давайте посмотрим и сравним с флагом на доске , все правильно сделали. Друг у друга проверьте. Молодцы.
Флаг, ребятки, мы уже сказали , это символ России. А какие ещё символы вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята-герб. Давайте с вами пройдём на стульчики и внимательно рассмотрим герб. Опишите , что изображено на гербе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да ребят, на красном щите, двуглавый орёл изображён. У орла на голове короны, а над ними ещё одна большая корона. В правой лапе орла- скипетр; а в левой-держава. Корона означает самостоятельность России. А скипетр и держава-это символы власти единства. На груди орла красный щит с серебряным всадником. Всадник поражает копьём дракона. Этого всадника зовут Георгий Победоносец. Ему в древности поклонялись как воину и защитнику Отечества. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру: «Собери целое».
(Дети собирают на столах герб в двух командах)
Воспитатель: в нашей стране есть ещё один символ –гимн. Это самая главная, торжественная песня. Он исполняется в особенных случаях. Посвящается нашей стране, её бескрайним просторам, отважным людям. В гимне поётся о прошлом и будущем нашей страны ; о любви граждан к своей Родине. А кто знает, как надо слушать гимн? Давайте мы тоже покажем, как мы проявляем любовь к своей Родине.
(Включается отрывок аудиозаписи гимна России, дети слушают стоя и молча)
Воспитатель: Герб, флаг и гимн — это официальные символы Родины. А я хочу вас ещё познакомить с неофициальными символами. Любой русский человек, находясь далеко от дома при слове Родина , представляет что то своё, очень родное. И для многих людей –это дерево. Как вы думаете ,какое? ( Ответ детей- берёза).Правильно, берёза, потому что берёзовых рощ нигде больше нет, только в России. Не даром этому дереву многие поэты посвящали стихи. Давайте послушаем стихотворение С. Есенина «Белая берёза». А прочтут нам его Саша и Егор.
Дети:
1. Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
2. И стоит берёза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне
А заря лениво обходя кругом
Обсыпает ветки новым серебром.
Воспитатель: А ещё русские люди любили водить хороводы. Давайте и мы с вами встанем в хоровод «во поле берёзка стояла»
(Дети исполняют хоровод под музыку, и садятся на стульчики)
К нам в Россию приезжает очень много гостей из разных стран: Англия, Франция, Германия и всегда хотят увезти с собой наш русский сувенир. А какой, вы узнаете отгадав загадку:
В этой молодице, прячутся девицы
Каждая сестрица, для меньшей темница
Красные щёчки, пёстрые платочки
Хлопают в ладошки, весёлые…….
(Ответ детей-матрёшки)
Да ребят, давным — давно родилась расписная матрёшка. Назвали её в честь девушки Матрёны, которая работала в доме художника, она была очень красивая и добрая. Внутри ещё одна, ещё одна, ещё, ещё….. воспитатель достаёт матрёшку из матрёшки.
Эй, матрёшки, хохотушки, запевайте ка частушки!
(Четыре девочки поют частушки:)
1.Мы матрёшки, мы подружки
Утром рано мы встаём.
В четвером поём частушки
И танцуем в четвером.
2. Я матрёшка сувенир
В расписных сапожках
Прогремела на весь мир
Русская матрёшка
3. Мастер выточил меня
Из куска берёзы,
До чего ж румяна я
Щёки словно розы.
Воспитатель: Молодцы матрёшки!
А сейчас мы с вам сыграем в игру: Вопрос-ответ». Я задаю вам вопросы связанные с символикой России, и за каждый правильный ответ вы получите фишку- флажок. А в конце мы посчитаем, у кого больше всех фишек, получит медаль.
Какие официальные символы государства вы знаете ?
Почему у орла две головы?
Почему флаг называется триколор ?
Что означает белая полоса на флаге?
Что означает синяя полоса на флаге?
Что означает красная полоса на флаге?
С какими неофициальными символами вы познакомились?
Что такое гимн?
Как называют человека который живёт в России?
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы посчитаем кто, сколько фишек собрал.
(Воспитатель с детьми подсчитывают фишки и у кого получилось больше всех, награждает медалями » Молодец»)