Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему «Государственные символы России»


Автор: Серняева Анна Александровна
Место работы: МБДОУ "Детский сад № 29" г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Краткая аннотация: Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления о нашей Родине, интерес к её изучению в будущем. НОД предназначен для проведения в дошкольном учреждении в старших, подготовительных группах.

Актуальность: Ознакомление дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений. Актуальность проблемы выражается в том , что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование патриотической позиции.

Основная образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

1. Образовательные: Расширять знания детей о государственных символах России-флаге, гербе, гимне. Познакомить с основными неофициальными символами Российской Федерации- берёза, матрёшка. Продолжать развивать навыки работы в парах.

2. Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость к музыке, фольклору; развивать мелкую моторику; речевую активность.

3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважительное отношение к государственным символам России.

Форма проведения: игровая

Материалы и оборудование: картинки с символикой-флага: лыжник ,вертолёт, башня, военная техника; картинки: флаг, герб, берёза; шаблоны флага; окрашенные в красный цвет и синий: рожки, пшено; конфетти; салфетки голубого и красного цвета; аудиозапись гимн, народная хороводная « во поле берёзка стояла»; фишки-флажки; разрезные картинки-герб; матрёшка-игрушка; русские народные костюмы на каждого ребёнка; медали .

Предварительная работа с детьми: Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага разучивание стихотворений о Родине; частушек; хоровода «во поле берёзка стояла»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей: рассматривание книг о Родине;

Методические приёмы: Наглядный, словесный, беседа, игра, итог.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребят, для нас Лёня и Глеб приготовили стихотворения . Давайте послушаем.

Дети: 1. Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь

Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть

То увидим мы тогда, и леса и города

Океанские просторы, ленты рек, озёра ,горы.

2. Мы увидим даль без края, тундру где звенит весна

И поймём тогда какая, наша Родина большая , необъятная страна.

Воспитатель: О чём это стихотворение? Как называется наша Родина?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас пройти к доске и рассмотреть картинки. Посмотрите внимательно и скажите ,что общего вы видите на них?

(Ответы детей: флаг России)

Воспитатель: Я вам предлагаю необычным способом выложить флаг. На столах я приготовила вам шаблоны флага. Подходите выбирайте каким методом вы будете выкладывать. Обращаем внимание на цвет и каждый из вас договаривается какой именно цвет будет выкладывать. Встаём в пары и приступаем. Не забываем последовательность цвета флага. Первая полоска у нас уже белого цвета, мы её пропустим, выкладываем вторую и третью.

(Самостоятельная работа детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает)

Воспитатель: Флаг ребята состоит из трёх цветов, и называют его триколор, скажи Лёня-триколор; повтори Милана; а ты Егор…..Давайте посмотрим и сравним с флагом на доске , все правильно сделали. Друг у друга проверьте. Молодцы.

Флаг, ребятки, мы уже сказали , это символ России. А какие ещё символы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята-герб. Давайте с вами пройдём на стульчики и внимательно рассмотрим герб. Опишите , что изображено на гербе?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да ребят, на красном щите, двуглавый орёл изображён. У орла на голове короны, а над ними ещё одна большая корона. В правой лапе орла- скипетр; а в левой-держава. Корона означает самостоятельность России. А скипетр и держава-это символы власти единства. На груди орла красный щит с серебряным всадником. Всадник поражает копьём дракона. Этого всадника зовут Георгий Победоносец. Ему в древности поклонялись как воину и защитнику Отечества. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру: «Собери целое».

(Дети собирают на столах герб в двух командах)

Воспитатель: в нашей стране есть ещё один символ –гимн. Это самая главная, торжественная песня. Он исполняется в особенных случаях. Посвящается нашей стране, её бескрайним просторам, отважным людям. В гимне поётся о прошлом и будущем нашей страны ; о любви граждан к своей Родине. А кто знает, как надо слушать гимн? Давайте мы тоже покажем, как мы проявляем любовь к своей Родине.

(Включается отрывок аудиозаписи гимна России, дети слушают стоя и молча)

Воспитатель: Герб, флаг и гимн — это официальные символы Родины. А я хочу вас ещё познакомить с неофициальными символами. Любой русский человек, находясь далеко от дома при слове Родина , представляет что то своё, очень родное. И для многих людей –это дерево. Как вы думаете ,какое? ( Ответ детей- берёза).Правильно, берёза, потому что берёзовых рощ нигде больше нет, только в России. Не даром этому дереву многие поэты посвящали стихи. Давайте послушаем стихотворение С. Есенина «Белая берёза». А прочтут нам его Саша и Егор.

Дети:

1. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

2. И стоит берёза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне

А заря лениво обходя кругом

Обсыпает ветки новым серебром.

Воспитатель: А ещё русские люди любили водить хороводы. Давайте и мы с вами встанем в хоровод «во поле берёзка стояла»

(Дети исполняют хоровод под музыку, и садятся на стульчики)

К нам в Россию приезжает очень много гостей из разных стран: Англия, Франция, Германия и всегда хотят увезти с собой наш русский сувенир. А какой, вы узнаете отгадав загадку:

В этой молодице, прячутся девицы

Каждая сестрица, для меньшей темница

Красные щёчки, пёстрые платочки

Хлопают в ладошки, весёлые…….

(Ответ детей-матрёшки)

Да ребят, давным — давно родилась расписная матрёшка. Назвали её в честь девушки Матрёны, которая работала в доме художника, она была очень красивая и добрая. Внутри ещё одна, ещё одна, ещё, ещё….. воспитатель достаёт матрёшку из матрёшки.

Эй, матрёшки, хохотушки, запевайте ка частушки!

(Четыре девочки поют частушки:)

1.Мы матрёшки, мы подружки

Утром рано мы встаём.

В четвером поём частушки

И танцуем в четвером.

2. Я матрёшка сувенир

В расписных сапожках

Прогремела на весь мир

Русская матрёшка

3. Мастер выточил меня

Из куска берёзы,

До чего ж румяна я

Щёки словно розы.

Воспитатель: Молодцы матрёшки!

А сейчас мы с вам сыграем в игру: Вопрос-ответ». Я задаю вам вопросы связанные с символикой России, и за каждый правильный ответ вы получите фишку- флажок. А в конце мы посчитаем, у кого больше всех фишек, получит медаль.

  1. Какие официальные символы государства вы знаете ?

  2. Почему у орла две головы?

  3. Почему флаг называется триколор ?

  4. Что означает белая полоса на флаге?

  5. Что означает синяя полоса на флаге?

  6. Что означает красная полоса на флаге?

  7. С какими неофициальными символами вы познакомились?

  8. Что такое гимн?

  9. Как называют человека который живёт в России?

Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы посчитаем кто, сколько фишек собрал.

(Воспитатель с детьми подсчитывают фишки и у кого получилось больше всех, награждает медалями » Молодец»)