Автор: Анна Николаевна Забродина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Николаевка
Класс: 2класс
УМК: «Планета знаний»
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: «Невидимые нити в зимнем лесу»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу, приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
- Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.
Оборудование: учебник по окружающему миру Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов «Планета знаний» страница 36-39; рабочая тетрадь; аудиозапись; презентация, листы самооценки.
Технологическая карта урока
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) | ||||||
1. Орг. момент: Словесн.: слово учителя. | 2 мин | Здравствуйте, ребята! Слайд. Урок окружающего мира. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. И с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Л: формировать положительное отношение к урокам окр. мира; формировать ценностные ориентации. | ||||||
2. Постановка учебной проблемы и актуализация знаний. Словесн.: слово учителя, беседа. Словесн.: слово учителя. Практич.: расшифровывание записи (темы). | 6 мин |
Проверка домашнего задания Сегодня нас ждет очень интересная тема. Но перед этим стоит закрепить знания прошлого урока. На прошлом уроке мы говорили о жизни птиц и зверей зимой. Слайд. — Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки: Кабан, бобр, белка, ласка, суслик, заяц, медведь, хомяк, лягушка, лось, еж, бурундук, лиса, волк.
Бурундук осенью может запасти в своем потайном амбаре до 4 кг мелких семян. Удивительно, что бурундук не пользуется этими запасами в холодное время года — он спит в своем гнездышке. Но с наступлением весны, когда в лесу трудно отыскать корм, запасы приходятся как нельзя кстати, Фронтальный опрос — Почему птицы собираются зимой в стайки? — Чем питаются зимой разные звери? Самоопределение к деятельности Расшифруйте запись. Замените цифры буквами с помощью алфавита. Слайд. 15,6,3,10,5,10,14,29,6 15,10,20,10 3 9,10,14,15,6,14 13,6,19,21. — Догадались ли вы, какова будет тема урока? Верно, «Невидимые нити в зимнем лесу». Слайд. Сегодня мы будем говорить о связях между живой и неживой природой. | Воспринимать информацию. Закреплять знания прошлого урока. Распределять животных по группам. Воспринимать информацию. Отвечать на вопросы. Расшифровывать запись. Формулировать тему урока. Предполагать задачи урока. | П: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации. П: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; постановка и формулирование проблемы. | ||||||
3. Поиск решения проблемы Словесн.: слово учителя, беседа. Практич.: чтение текста. Практич.: просмотр видеозаписи. Словесн.: беседа. | 2 мин 6 мин 3 мин 1 мин 4 мин 2 мин 2 мин 5 мин 2 мин 2 мин | — Ребята, какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между природой и человеком? (Экология) — Отгадайте загадку. Зеленая тетка оделась в иголки, Стоит одиноко в лесу на пригорке. Надела сережки себе для потехи, Припрятав для белок в сережках орехи. (Ель) Слайд. Поурочные разработки, страница 286-288. Чтение текста «Невидимые нити в зимнем лесу», ответы на вопросы, отгадывание загадок. Слайды. Работа по учебнику — Рассмотрите рисунок и схему, как ель помогает животным. Страница 37. — На схеме связь односторонняя, но ведь и животные тоже помогают ели. А как? (Мыши, делая запасы, уносят шишки в норы и тем самым помогают ели размножаться; белки и клесты, вынимая семена из шишек, часто их теряют, и семена разлетаются по ветру) — Приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу. (Осина: ее ветками, сережками и почками питаются лоси, зайцы, тетерева, глухари) Физминутка А теперь немного отдохнем! Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парты тихо сесть. Продолжаем работать. Прочитаем текст, страница 36 и 38. — Расскажите, как связаны между собой сойка и белка; белка, клест и дятел; клест и полевка. Выполним задание 2 страница 21 в РТ. Учебник, страница 39. «Подумаем!» номер 1. Учебник, страница 39, «Проверим себя». Просмотр видео. Слайд. — Как растения помогают животным? — Как животные помогают растениям? — Как животные помогают животным? Прочитаем вывод на странице 39. Поурочные разработки, страница 290-291 «Диалоги животных». | Отгадывать загадку. Отвечать на вопросы. Рассматривать рисунок и схему в учебнике. Приводить примеры. Повторять движения. Читать текст в учебнике. Анализировать прочитанное. Выполнять задание в РТ. Смотреть и анализировать видеозапись. Отвечать на вопросы. | К: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре и в группах. П: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации. К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументация своего мнения и позиции. | ||||||
4. Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.: слово учителя. | 3 мин | — Как звучала тема урока? (Невидимые нити в зимнем лесу) — Что нового узнали? А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке. Д/з: учебник стр. 36-39, в РТ н. 1 с. 20. Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания! | Анализировать. Отвечать на вопросы. Самоконтроль. Записать домашнее задание. | Р: отслеживать цель учебной деятельности. Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |