Автор: Олеся Данилова, МКОУ ДС с. Птичник
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста — сложный педагогический процесс. В основе его лежат развитие чувств. Старая поговорка гласит: «Все новое — хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников [1].
Воспитанию нравственно — патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств — доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином [2]. В настоящее время можно с радостью отмечается рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины. Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Дошкольный период в жизни ребенка — важный этап его развития (воспитания). В этот период начинают развиваться чувства, характер, которые незримо смогут связать его с народом, страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни данного явления — в языке народа, усваиваемый ребенок через песни, музыку, игры и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом.
Поэтому целью патриотического воспитания в дошкольных учреждениях является создание условий для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности. Современная педагогическая наука ставит следующие задачи по формированию патриотического воспитания перед педагогами ДОУ: 1. Формирование предметно — развивающую среды и условий для приобщения детей к народной культуре. 2. Знакомство с фольклором, как специфической областью народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально — поэтических жанров. 3. Формирование у детей общих представлений о традиционных и обрядовых праздниках. 4. Знакомство, с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость. 5. Воспитание интереса к русским народным играм, выявление самобытности и многообразие содержания и форм игр [3]. Педагоги дошкольных образовательных учреждений хорошо знакомы с влиянием окружающих предметов на формирование душевных качеств ребенка — развитие любознательности, в воспитании чувства прекрасного. Устное народное творчество включает в себе большие поэтические ценности. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить. Педагогами ДОУ эффективно используются малые фольклорные формы в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку — воспитателю. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными [4]. Следовательно, рост национального самосознания влечет за собой рост педагогического мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений и, конечно же, способствует включению в образовательный процесс ДОУ накопленного методического материала. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств. Следовательно, основной целью педагогов дошкольных образовательных учреждений по приобщению детей к национальному искусству является систематическое использование всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, способных привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее.
Библиографический список
1. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителей / под ред. Каирова И. А., Богданова О. С. М.: Творческий центр «Сфера», 1999.
2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2008.
3. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. СПб, 2005. 4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1985. 5. Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. Русский народный костюм. СПб, 2004.