Опыт использования здоровьесберегающих технологий, методов и приемов в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения


Автор: Елена Николаевна Соловьева
Место работы: МКДОУ «Детский сад села Птичник»
Должность: воспиттатель


Здоровье – это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию личности. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Анализ современного состояния практики, исследования специалистов показывают, что 75% болезней взрослых закладывается в детстве, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет простудными заболеваниями в течение года более четырех раз.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития. На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении 45% здоровых и 55% детей с отклонениями здоровья. Нужно учесть тот факт, что дети поступают в детский сад уже со второй, третьей группой здоровья. Из 157 детей 1 группу здоровья имеют 14 детей, 2 группу – 139 детей, а третью и четвертую по два ребенка. Время диктует необходимость в перестроении и обновлении оздоровительной работы, создании комплексной системы развития и воспитания здорового ребенка, использовании здоровьесберегающих технологий.

Понятие «здоровьесберегающих технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века, как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.

Здоровьесберегающая педагогическая технология – это:

  • условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованно двигательный режим.

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Целью нашего дошкольного учреждения является — сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.

Коллектив детского сада осуществляет эту работу по следующим направлениям:

  1. Формирование привычки к здоровому образу жизни – проходит через организованную и неорганизованную деятельность: это поведение уроков здоровья, подвижных, сюжетных, ролевых игр, а также самостоятельная деятельность воспитанников.
  2. Физическое развитие и оздоровление. Осуществляется на практике при помощи таких методов и приемов, как:
  • физ. минутки, динамические паузы, которые проводятся во время занятий в течение 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Сюда мы включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других, в зависимости от вида занятия.
  • — подвижные и спортивные игры проводим как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
  • гимнастика пальчиковая. Проводим, начиная с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Этот вид деятельности рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами и проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
  • гимнастика бодрящая
  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия, где используем индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитываем уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности детей.С целью реализации задач по физическому развитию базовой программы М. Н. Васильевой широко используем разнообразное нетрадиционное оборудование, изготовленное руками педагогов и родителей:
  • «кочки» для индивидуальных упражнений в прыжках;
  • «волшебные мячики для метания;
  • кольцеброс для развития меткости, силы замаха и другие.

В каждой группе оборудованы уголки здоровья.

  1. Лечебно – профилактическая работа – это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самих детей.

Для оздоровления воспитанников используем следующие методы закаливания:

  • рижский метод солевого закаливания стопы ног;
  • дорожка здоровья;
  • обтирание рукавичкой;
  • полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т. д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей;
  • умывание холодной водой после дневного сна;
  • босохождение.

В период летней оздоровительной кампании проведение закаливающих процедур переносится на открытый воздух (босохождение по песку, по утренней траве с росой, камешкам). Для проведения данных процедур на каждом участке оборудована тропа здоровья.

Для привития устойчивого интереса к занятиям коррегирующей гимнастики воспитателями из бросового материала изготовлены: змейки из пробок, дорожки из пуговиц разной величины, косички, ленточки и канаты.

  1. Обеспечение психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
  • сказкотерапия. Одна из важных целей этих занятий — преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.

Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.

  • технологии музыкального воздействия. Уместны в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
  • релаксация для всех возрастных групп с использованием спокойной классической музыки.
  1. Работа с родителями.

С целью укрепления здоровья детей, воспитания привычек здорового образа жизни, интереса к спорту и физкультурным занятиям в детском саду проводятся дни здоровья, спортивные праздники и развлечения. К этой работе активно привлекаются родители («Мама, папа, я – спортивная семья»; «Зимние забавы»). Проводим консультации с родителями по профилактике болезней («Режим дня для часто болеющих детей», «Закаливание ребенка дома», «Питание ребенка дома и в детском саду» и др.), беседы о соблюдении личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы так же и на родительских собраниях.

Таким образом, совершенствование и использование здоровьесберегающих технологий по укреплению здоровья воспитанников помогает нам решить главные задачи дошкольного образования: охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка. Хочется отметить, что при увеличении количества детей в дошкольном учреждении за последние три года (с 65 человек до 157) снижается процентная заболеваемость и количество дней, пропущенных детьми по болезни. Улучшается состояние физического развития ребят. Так в 2014-2015 учебном году у детей старшего возраста показатель высокого уровня развития составлял на начало года 58%, на конец года 67%, показатель среднего уровня развития – 42%, на конец года – 33%.

Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом, и в дальнейшем продолжит работу по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей.