Организация групповой работы на заключительном этапе обучения




Автор: Ирина Викторовна Скотникова, преподаватель ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»

  1. Основная цель групповой работы. Заключительный этап обучения.

Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.   Эффективность  использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы педагогов ПЦ »Эксперимент» (в частности, исследовательская разработка С. Танцорова »Групповая работа в развивающем обучении»). Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б. Воронцов (»Практика развивающего обучения по системе Д.Б Эльконина — В.В.Давыдова»). Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.

Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

ФГОС требуют, чтобы выпускники обладали рядом общих компетенций, которые необходимо формировать из урока в урок, групповая работа на уроке помогает формировать большую их часть. Это, прежде всего, умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения  задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), умение принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач (ОК 4), умение работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с другими студентами (ОК 6), умение ставить цели, мотивировать деятельность свою и своих товарищей,  с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7).

Организация учебного процесса требует от преподавателя множественных усилий. Чтобы представить студентам достоверную и актуальную информацию, необходимо постоянно расширять свои познания в предметной области, чтобы сделать занятие интересным для студентов, требуется использовать в своей педагогической деятельности современные технологии личностно-ориентированного, проблемного, проектного обучения. Чтобы оценить групповую работу студентов и выполнение ими требуемых компетенций, преподаватель должен разработать объективные критерии оценивания. Чтобы организовать групповую работу студентов и выполнение ими практических, лабораторных работ, требуются методические пособия. Казалось бы, организуя свою работу с учётом вышеописанных задач, удаётся добиться главной цели обучения – эффективность процесса обучения.

Использование групповой формы деятельности обучающихся на уроке тесно связано с уроками закрепления знаний, выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются обучающимися с большой помощью педагога и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем обучающиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике.

Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков предполагает следующую последовательность:

— воспроизведение теоретических знаний;

— выполнение практических заданий и упражнений;

— проверка выполнения самостоятельных работ;

— задание на дом.

Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение педагога. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщении, чтения отдельных мест из учебника или беседы педагога и обучающегося.

Уроки проверки (контрольные) позволяют педагогу выявить уровень сформированности знании, умений и навыков обучающихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от обучающихся применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.

Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия обучающимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех обучающихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами обучащихся (2 — 6) человек при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве педагога. Групповая форма обучения — это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной — все плюсы ученической самостоятельности.

Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, обучающиеся активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля педагога. Но при организации групповой работы следует помнить, что обучающиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения.

Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается в следующих ее характеристиках:

—      наличие непосредственного взаимодействия между обучающимися;

—  опосредованное руководство деятельностью обучающегося со стороны педагога, строящееся по принципу: «педагог — группа сотрудничающих между собой обучающихся», то есть педагог взаимодействует не с каждым обучающимся в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой обучающихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом. Внутри же группы по отношению к каждому обчающемуся все эти функции выполняют сами обучающемуся.

Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении студентов СПО. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества.

2. Признаки групповой работы.

Главными признаками групповой работы обучающихся на уроке являются:

  • учебная группа на данном уроке делится на мини группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая мини группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера мини группы или педагога;

  • задания в мини группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена мини группы;

  • состав мини группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина мини групп различна. Она колеблется в пределах 2-6 человек. Состав мини группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять обучающиеся, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

  Виды работ при использовании групповой формы организации познавательной деятельности:

  • парная работа, которая чаще всего используется при взаимной проверке знаний. Её особенностью является необходимость по возможности учитывать психологическую совместимость пары. Это работа должна продолжаться не более 5-7 минут.

  • бригадная форма работы, используется при закреплении учебного материала. Число учащихся в бригаде – 5-8 человек. Педагог назначает лидера, соблюдая очерёдность лидерства. Сильных и слабых обучающихся в бригаде должно быть примерно одинаковое количество.

  • звеньевая форма, чаще всего используется в лабораторных работах и практикумах, наиболее эффективна на этапе формировании умений и навыков. Численность звена не должна превышать 10 человек. Регламент времени  –  5-7 минут.

3. Роль и место групповой работы в учебной деятельности.

При совместной учебной деятельности группы проявляется, в первую очередь, активность обучающихся в малых группах – там им комфортнее. На начальном этапе обучения обучающийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всей учебной группой и педагогом, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми на предложенные вопросы и задания. Обучающийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Цели организации совместной учебной работы самих обучающихся:

  • дать каждому обучающемуся эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие обучающиеся вообще не могут добровольно включиться в общую работу учебной группы, без которой у робких и слабо подготовленных обучающихся развивается учебная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера;

  • дать каждому обучающемуся возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета педагога, ни подавляющего внимания всего учебной группы;

  • дать каждому обучающемуся опыт выполнения тех рефлексивных преподавательских функций, которые составляют основу умения учиться. На первых уроках – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования;

  • дать педагогу, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь обучающихся в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке »обучение» и »воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения обучающихся.

4. Виды групповой работы. Формы интерактивного и группового обучения.

Для того чтобы поддержать в течение урока внимание обучающихся, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у обучающегося интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Развитие обучающегося происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.

      Для развития устойчивой учебной мотивации и познавательной активности применяются  разнообразные методы деятельности учащихся: поощрение, создание ситуаций успеха, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, прогнозирование будущей деятельности, формирование ответственного отношения, формирование рефлексивности, развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и  сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Все это позволяет превратить приобретение знаний во внутреннемотивированный и радостный процесс и приводит в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе. Следовательно, залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

       В условиях традиционной классно-урочной формы организации обучения, где  ведущий педагог выполняет роль «фильтра», а деятельность ученика в основном репродуктивная (принцип взаимоотношений субъект-объект), невозможно формирование ключевых компетентностей на высоком уровне. Современность требует от педагога использования наиболее рациональных методов, приемов, технологий, обеспечивающих решение этих задач.

      В соответствии с этим цель педагогической деятельности – организация учебной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей обучающихся посредством использования активных способов обучения (принцип взаимоотношений субъект-субъектных, где педагог выступает в роли «фасилитатора»).

В настоящее время появилась необходимость обновить содержание процесса обучения и воспитания. Это привело  к необходимости заняться поиском новой технологии учебно-воспитательного процесса. Выбор был сделан в пользу технологии интерактивного обучения. Она является хорошей возможностью идти в ногу со временем. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • овладение навыками организации парной и групповой работы учащихся;

  • формирование у учащихся культуры общения, умения работать в команде;

  • создание ситуаций, требующих самоорганизации, самостоятельной деятельности учащихся.

Целесообразность применения интерактивных форм обучения определяется задачами всего урока в целом и его этапов в отдельности. Целеполагание и постановка учебных задач создают условия и возможности для использования некоторых форм интерактивного обучения – обучения, основанного на общении и взаимодействии учащихся на уроках. Организация процесса обучения на основе взаимодействия учащихся носит избирательный и краткосрочный характер. Это значит: организовывать работу учащихся в технологии интерактивного обучения можно лишь на определенном этапе урока с определенной целью и в определенных временных рамках. Важным условием использования форм и методов интерактивного обучения является степень эффективности применения этих форм, оправданность их выбора в организации урока. Особенность интерактивного обучения предполагает физическую (меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут и т. д.), социальную (задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями) и познавательную (вносят дополнения в изложение педагога, сами находят решение проблемы) деятельность.

Формами интерактивного обучения являются:

  1. Фронтальная работа в кругу.

  2. Статичные группы (группы постоянного состава).

  3. Мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении).

  4. Статичные пары (пары постоянного состава).

  5. Пары  сменного состава.

Прием фронтальной работы в кругу, можно использовать в самом начале урока, где будет осуществлен выход на тему урока; в середине урока, когда требуется зафиксировать, обобщить результат проведенного поиска; в конце урока можно подвести общий итог.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы – правильное комплектование групп. Психолог Ю.Н. Кулюткин пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания взаимопомощи, снимается тревожность и страх». Задания должны быть достаточно трудными, желательно проблемными, допускать разные точки зрения. Учитель здесь должен быть организатором, режиссером и соучастником коллективной деятельности. Статичные и мигрирующие группы можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного. Работа учеников в парах постоянного состава хорошо известна в нашей практике – небольшое задание выполняют два ученика по очереди или совместно, затем сверяют результаты друг с другом или со справочником. Отличие работы в парах сменного состава состоит в том, что закончив работу в парах, каждый ученик меняет партнера и в новой паре выполняет новое задание. Поскольку не все обучающиеся имеют опыт общения в парах сменного состава, педагогу необходимо учить ребят овладевать приемами ведения учебного диалога.

Мигрирующие группы можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного. Каждая группа «мини –лаборатория» , которая собирает доказательства, чтобы объяснить научное предположение о чем-либо. Такой урок-мастерская развивает творческий потенциал каждого, будит дух экспериментаторства.

Раскрою виды работы в парах, используемые, при работе по основным методикам коллективных учебных занятиях.

1. Обсуждение.

Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные как в тексте некоторого автора, так и текстах-высказываниях друг друга. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем мнения совпадают, а затем за счет друг друга свои представления расширить.

Обсуждение включает несколько приемов:

  • восстановить то, что сказал педагог или ученик, или что прочитал в учебнике;

  • интерпретировать текст (мысли) автора, т.е. высказать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку, выразить оценки других авторов;

  • задавать вопросы.
    Указанные приемы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности.
    2. Совместное изучение.

         Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих. Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже есть отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга. Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приемы для изучения разных по типу видов информации, тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений.

3. Обучение.

Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.

Необходимые условия для осуществления взаимообучения:

  • ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое;

Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале!

  • эти фрагменты не должны зависеть друг от друга;
  • обучать нужно малыми порциями.

«Педагог» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что материал понятен «ученику», переходить к следующему.

4.Тренировка.
         За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Забота «тренера» – наличие действий у «тренирующегося» по решению задач (ответа на вопрос) и его ответ. Если «тренер» владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий. Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить ход мысли напарника. Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами. Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в заучивании формул, сведений, фактов, находить аргументы, давать толкования понятиям и т.п.

5.  Проверка.

Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом. Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика.

Парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первокурсников.

Это определяется тем, что в начале учебного года большинство обучающихся:

  • не владеют умениями совместной деятельности;

  • не  готовы сотрудничать в больших группах;

  • плохо знают друг друга;

  • не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной  деятельности с ними.

Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Работа в парах формирует у обучающихся, умения принимать общую цель; разделять обязанности; согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

5. Контроль педагога за групповой работой.

Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.

Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий.

Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевидной ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена.

Педагог должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы, отмечая следующее:

— Внимательны ли они или отвлекаются?

— Как ведут себя: живо или апатично?

— Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

— Слушают ли друг друга?

— Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?

— Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

6. Обсуждение результатов групповой работы.

Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, педагог организует обсуждение результата работы групп. В конце занятия, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всей учебной группой. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда педагог (или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенно мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: »А каким способом получен такой результат?». Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: »Почему вы так думаете?». Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.

7. Из опыта работы по использованию групповой формы организации учебного процесса на этапе закрепления, система оценки.

Технология группового метода обучения решает проблему активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы педагога, все они превращаются в прах, если у обучающегося нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М. Поташник) – ключ к учению, к познанию.

Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у обучающегося есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность.

Чтобы организовать активную познавательную деятельность каждого обучающегося, входящего в группу, можно ввести правило отчета за каждое выполненное задание с элементами игры или соревнования.

         Приведу пример занятия, проводимого мною в период закрепления учебного материала по дисциплине «Организация и технология розничной торговли» по разделу «Маркетинг в торговле» с обучающимися первого курса профессии «продавец, контролёр-кассир». (Приложение № 1.)

Учебная цель: Проектирование плана маркетинговой деятельности по изучению спроса покупателей и выявлению рынка сбыта товара.

Время проведения занятия: 2 учебных часа.

Вид урока: деловая игра.

Форма проведения занятия: групповая.

Материально-техническое и дидактическое сопровождение урока: каждой группе предоставляются: компьютер, карточки задания, бумага формата 4 А, упаковки товара, фломастеры, учебники.

Организация занятия:

Учебной группе была предоставлена возможность самостоятельно разделиться на 3 мини группы – «Маркетологов», по 5 обучающихся из которых один был назначен руководителем группы. После самостоятельного формирования групп, в 2 – х группах оказались более сильные обучающиеся, в третьей из 5-ти обучающихся один был более сильным.

Группам предлагалось выполнить изучение товароведных характеристик, цен и других свойств товара, предлагаемого для реализации в «заданных населённых пунктах» согласно условий, в карточках заданиях, а так же составить проект совместной маркетинговой деятельности по изучению спроса на предлагаемый товар и возможный вариант реализации большой партии предлагаемого товара, с максимальной пользой для предприятия изготовителя и предприятия реализующего товар. Времени на выполнение самостоятельной работы в группе отводилось 45 минут.

После того, как обучающиеся закончат работу, они должны защитить свой проект в виде минидоклада, с использованием схем, диаграмм, и предлагаемыми вариантами методов маркетингового изучения спроса (в виде презентации), обосновывая свои доводы аргументированными доказательствами.

В ходе урока роль преподавателя сводилась к контролю за выполнением предложенных этапов работы, направлению групповой мысли в «нужное русло», и оценки участия каждого члена группы в этой работе.

       Проанализировав выполнение данного задания, я выяснила, что две группы смогли быстро договориться о порядке работы, перераспределив роли и выполнить ее дружно, слажено быстро и полностью, третья не смогла продемонстрировать такой уровень сотрудничества, соответственно по понятной причине: в её составе оказался лишь один «сильный» ученик, который взял на себя всю работу группы. Процесс совместной деятельности в этой группе, учащиеся подменили индивидуальной работой одного ученика.

Итоговая оценка, по проделанной работе в группе, выставляясь по разработанномую критерию (Табл.1). В этом критерии учитывалась доля участия каждого участника группы, и пожелания лидера группы, которые не только организовывали работу группы, но и принимали активное участие в выполнении поставленных заданий, и осуществлении контроля, за их выполнением. Оценка предусматривала набольшее набранное количество, как по отдельному участнику, так и в целом по общему максимальному количеству набранных баллов группой.

Общая оценка за урок выставлялась по шкале (Табл. 2).

Таблица № 1.

Оценки работы группы № 1 по проектированию плана маркетинговой деятельности по изучению спроса покупателей и выявлению рынка сбыта товара.

п/п

Наименование критерия оценки

Количество баллов

Ф.И.О обучающегося/количество баллов

Банная А.Тельминова З. Кузнецов М.Джумаева А.Тонких А.

1

Выполнение заданий по проверке теоретических знаний

5

5

5

4

5

4

2

Использование методов изучения спроса на товар

5

5

5

4

5

4

3

Активность

5

5

5

4

5

4

4

Творчество

5

4

5

4

5

4

5

Умение выполнять поиск информации

5

5

5

4

4

4

6

Умение работать с диаграммами

5

4

5

4

4

4

7

Умение работы с компьютером

5

5

5

5

5

4

8

Умение составлять логически и аргументировано обоснованную информацию

5

4

5

4

4

4

9

Умение работы в коллективе

5

5

5

5

4

4

10

Защита проекта

5

5

5

5

5

5

Всего баллов

50

47

50

43

46

41

Оценка

 

5

5

4

5

4

Общее количество баллов группы

250

227

Общая оценка

 

90,8% — 5 отлично

Таблица № 2.

Шкала выставления итоговой оценки за урок:

Процент выполнения (%)

Количество баллов

Оценка

100 — 90

50 – 45

5 отлично

89 – 80

44 — 40

4 хорошо

79 — 70

39 — 35

3 удовлетворительно

менее 69

34

2 неудовлетворительно

Неготовность учащихся принимать общую цель совместной деятельности, ставит преграду для формирования деловых межличностных отношений. Их отношения складываются только как личностные и не входят в зону деловых взаимоотношений.

На этапе закрепления изучаемых разделов программы, я ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах в период проведения практических занятий и лабораторно-практических работ при этом непременным является соблюдение нескольких условий:

  • группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом;
  • обеспечение средств обучения для решения поставленной задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы;
  • заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.

 В микро группах обучающиеся учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция). Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на общий результат. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

Приведу пример проведения урока учебной практики в форме деловой игры по теме: «Инвентаризация» с  обучающимися второго курса профессии «Продавец, контролёр-кассир».

Учебная цель: Закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков по проведению инвентаризации продовольственных товаров.

Место проведения: учебная лаборатория «Розничная торговля продовольственными товарами»

Время проведения занятия: 4 учебных часа.

Вид урока: деловая игра.

Форма проведения занятия: групповая.

Материально-техническое сопровождение урока: ассортимент продовольственных товаров различных групп, бланки учётной документации, инструкционные карты, карточки задания к выполнению работ в группах.

Организация занятия:

По жребию, преподаватель предлагает разделиться группе на 3 инвентаризационных комиссии (подгруппы). В каждой инвентаризационной комиссии определяются роли согласно требованиям проведения инвентаризации в розничной торговой сети: председатель инвентаризационной комиссии, представитель бухгалтерии, материально ответственное лицо (продавец), представитель сторонней организации.

В задании каждой образованной группы входило выполнение следующих пунктов:

1) подготовка товара к инвентаризации на рабочем месте продавца;

2) подсчёт, перевес товара, оформление товарных ярлыков представителями инвентаризационной комиссии;

3) оформление учетной документации по проведённой проверке;

4) доклад председателя комиссии о выполненной работе и её результатах преподавателю.

Роль преподавателя (мастера производственного обучения) в данном случае сводилась к периодическому инструктажу председателей инвентаризационной комиссии назначенных в группах, по вывяленным замечаниям в ходе проверок, для того, чтобы группы могли исправить, либо удалить выявленный недостаток.

Процесс соревновательности, определялся отведённым временем на выполнение каждой операции, следовательно, от каждого участника требовалась максимальная активность, ответственная предварительная подготовка. В интересах группы было выполнить всё правильно и быстро.

Межпредметная интеграция дисциплин, в процессе закрепления общего знания по изученному процессу хорошо просматривается на уроках учебной практики, где обучающимися, демонстрируются умения на основе полученных знаний. В данном уроке, разработанные практические задания предполагают проверку теоретических знаний по дисциплинам: «Бухгалтерский учёт и отчётность в торговле», «Товароведение продовольственных товаров», «Организация и технология розничной торговли», «Деловая культура», «Оборудование торговых предприятий».

Для оценки выполненных работ, я опять же, использую критерий оценки работ с применением бальной системы и шкалы определение итоговой оценки (Табл.3, Табл.4)

                                                                   

Талица № 3.

Критерий оценки работы инвентаризационной комиссии № 1, по выполненным заданиям инвентаризации продовольственных товаров.

п/п

Наименование критерия оценки

Количество баллов

Ф.И.О обучающегося/количество баллов

Банная А.Тельминова З. Кузнецов М.Джумаева А.Тонких А.

1

Выполнение контрольного теста по проверке теоретических знаний по теме: Инвентаризация

5

5

5

5

5

4

2

Выполнение практического задания № 1. Подготовка товара к инвентаризации (пересчёт, перевес)

10

10

10

10

10

10

2.1

Правильность подготовки весового оборудования

5

5

5

5

5

5

2.2

Правильность выполнения взвешивания товаров

5

5

5

5

5

5

3

Выполнение практического задания № 2. Оформление инвентаризационных ярлыков

10

10

10

8

8

8

3.1

Правильность заполнения5

5

5

4

4

4

3.2

Аккуратность оформления5

5

5

4

4

4

4

Выполнение практического задания № 3. Оформление инвентарной описи

15

15

15

12

12

12

4.1

Соответствие вносимой информации в Инвентаризационную опись, исходной информации из Товарного отчёта

5

5

5

4

4

4

4.2

Правильность внесения проверяемых данных в Инвентаризационную опись

5

5

5

4

4

4

4.3

Правильность выполнения расчёта и выведения разницы инвентаризационной проверки в Инвентаризационной описи

5

5

5

4

4

4

5

Выполнение практического задания № 4. Выведение итогов инвентаризации, принятие решения инвентаризационной комиссии

5

5

5

5

5

5

5.1

Правильность оформления раздела Инвентаризационной описи – Итого инвентаризации

5

5

5

5

5

5

6

Выполнение практического задания № 5. Оформление объяснения материальноответсвенного лица

5

5

5

4

4

4

6.1

Оформление объяснения материальноответсвенного лица по факту выявленных расхождений при инвентаризации

5

5

5

4

4

4

7

Активность

5

5

5

5

5

4

8

Умение работы в коллективе

5

5

5

5

4

4

9

Доклад о выполненной работе

5

5

5

5

5

5

Всего баллов

65

65

65

59

58

56

Оценка

 

5

5

5

5

4

Общее количество баллов группы

325

303 – 93%

Общая оценка

 

5 отлично

Таблица № 4.

Шкала выставления итоговой оценки за урок:

Процент выполнения (%)

Количество баллов

Оценка

100 — 90

65 — 58

5 отлично

89 – 80

57 — 52

4 хорошо

79 — 70

751 – 45

3 удовлетворительно

69 — 50

44 — 32

2 неудовлетворительно

Следующим примером организации групповой работы на заключительном этапе изучения приведу урок-конференцию по дисциплине «Экономика», где форма итоговой аттестации – дифференцированный зачёт.

Дисциплина: Экономика.

Группа второго курса профессия: «Повар, кондитер».

Вариант итоговой аттестации: дифференцированный зачёт.

Форма урока: конференция.

Время проведения урока: 2 учебных часа.

Организация урока:

За месяц до окончания курса дисциплины, обучающимся выдаются темы рефератов. Выполнение рефератов организовано в виде самостоятельной внеаудиторной работы. Для выполнения поиска информации к темам рефератов, учебная группа делиться на мини группы составом 2-3 человека. В течение месяца участники мини групп осуществляют поиск заданий по содержанию к теме реферата, предоставляя найденную информацию для проверки преподавателю. За неделю до защиты реферата, мини группы организуются для совместной работы, по итоговому оформлению реферата.

На уроке-конференции, группа должна защитить выполненный совместно реферат за круглым столом перед всей учебной группой и приглашёнными представителями администрации. Причём слушатели учебной группы имеют право задавать вопросы по найденной и использованной информации, а группа исполнитель должна отвечать на встречные вопросы одногруппников (соискателей).

Для того, чтобы конференция проходила интересно, а вопросы были актуальными и пригодились им в дальнейшем в жизни, вариант примерных вопросов, я как преподаватель, готовлю заранее используя найденную информацию обучающихся во время их поисковой деятельности в дальнейшем предлагаю группам-слушателям.

Оценка защиты реферата предусматривает разработанный заранее критерий, в котором прослеживается как работа по подбору и поиску информации к реферату, так и его защита в виде доклада, и ответы на вопросы слушателей. В итоге обучающиеся показывают не только те знания и умения который заложены в программе данной дисциплины, но и те общие компетенции, которыми обучающиеся могут овладеть, только при использовании групповых форм организации учебной деятельности это: умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения  задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), умение принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач (ОК 4), умение работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с другими студентами (ОК 6), умение ставить цели, мотивировать деятельность свою и своих товарищей,  с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7).

  Используя групповые формы и интерактивные методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей:

  •  стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых дисциплин;
  •  повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;
  •  развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
  •  изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
  • саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.  

Применяя на уроках  групповую форму работы и интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию. Действительно, между учащимися в группе  неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала  становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

В настоящее время каждый преподаватель ставит перед собой задачу не только сообщить обучающимся определенные знания, но и научить обучающихся думать, развить их мысль, творческую инициативу, самостоятельность.

Важнейшая цель образования — это формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Заключение

Современные подходы к обучению требуют пересмотра старых принципов построения учебного процесса и самого содержания образования в целом. Дидактическая система групповой работы является альтернативой классно-урочной системе обучения. Групповая форма работы содержит в себе массу новых идей. Она решает многие воспитательные и дидактические задачи, а также создает оптимальные условия для обучения и воспитания личности.

Групповая работа на уроках помогает слить обучение, воспитание, развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить без двоек, без принуждения, как развить у обучающихся достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным.

При групповой форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.

На уроках групповой работы обучающимся можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается — двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Групповая работа на уроке способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы — все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что обучающийся становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

Но следует напомнить, что все эти показатели будут действовать в том случае, если учитель применяет групповую форму работы в системе. Практика подтвердила, что всё-таки, в использовании групповой формы работы на уроке больше положительных моментов, чем отрицательных. Групповая форма работы представляет богатство методических приемов, дает простор для творческих поисков учителя и раскрывает индивидуальные способности каждого ученика. Школа будущего за молодыми специалистами, поэтому не надо бояться отстаивать новые формы работы с учащимися, и применять чаще групповую форму работы на уроках

В настоящей работе «Организация групповой работы на этапе закрепления» исследовалась проблема учебной деятельности с учетом групповой формы организации учебного процесса на этапах закрепления. Психолого-педагогическую основу профессионального опыта составили работы  Давыдова В.В., Д.Б.Эльконина, Цукерман Г.Н., Рубинштейна С.Л., И.М.Чередова, С.П.Ивановой и др.

Анализ педагогической теории позволил выделить следующие закономерности:

1. Учебное сотрудничество является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.

2. Организация сотрудничества обучающих друг с другом наиболее активно осуществляется в различных видах групповой работы.

Общая гипотеза исследования: можно предположить, что при условии адекватного  использования групповых форм организации учебного сотрудничества на уроках у обучающихся существенно повысятся:

1) эффективность формирования компонентов учебной деятельности,

2) успешность решения учебных задач,

3) уровень развития межличностных взаимоотношений.

Деятельностная сущность групповой формы организации учебного сотрудничества осуществляется через конструирование модели обучения при изучении любой темы курса  дисциплины.

Эффективности формирования компонентов учебной деятельности,  успешности решения учебных задач и повышению  уровня развития межличностных взаимоотношений обучающихся способствовала система развивающей работы, включающая    систематическое использование групповых форм обучения в педагогическом процессе; учет возрастных и психологических особенностей, в подборе методов, средств и способов групповой работы; введение в традиционную методику обучения творческих заданий в групповой деятельности; создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой личности.

Анализ практики работы показал, что   при условии адекватного  использования групповых форм организации учебного сотрудничества на уроках теории и практики, у обучающихся существенно повысились  эффективность формирования компонентов учебной деятельности,  успешность решения учебных и производственных задач, уровень развития межличностных взаимоотношений.

 

Список использованной литературы:

  1. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
  2. Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа:[http://psh.tom.ru/index.php/component/].  
  3. Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 2005.- №2
  4. Опыт организации групповой работы на уроках. Режим доступа:[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]
  5. Геропимус Ю. В. Игра, модель, экономика. Знание, М:, 2007
  6. Еременко Н.И. Элективный курс. Предпринимательское право. Экономика, правоведение. Волгоград, ИТД «Корифей», 2006
  7. Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме. М.: Высшая школа, 2005
  8. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. М.: ВЛАДОС, 2008
  9. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград, Учитель, 2006
  10. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М. Академия, 2009.
  11. Хруцкий Е. А. 0рганизация проведения деловых игр. М: Высшая школа, 2007.