Организация патриотического (военно-патриотического) воспитания


Автор: Дмитрий Владимирович Махинько
Место работы: ОГАОУ ДПО "Институт развития образования ЕАО"
Должность: специалист по УМР


Содержимое

Введение

Процессы, происходящие в последние годы в патриотическом воспитании, всё больше выдвигают на первый план такие его направления, как историко-патриотическое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, культурно-патриотическое. Это способствует обогащению содержания патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании патриотических ценностей у различных категорий молодёжи.

При этом всё более уходит на дальний план такое направление патриотического воспитания, как военно-патриотическое воспитание (далее ВПВ). Как известно, именно оно было наиболее развитым и эффективно функционирующим со времени создания системы ВПВ с середины 60-х годов прошлого столетия. Эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западно-европейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем ВПВ молодёжи и подготовке её к военной службе СССР такой проблемы фактически не существовало).

С началом так называемой «перестройки» именно ВПВ, равно как и Вооружённые Силы, оказались в числе главных объектов борьбы против «тоталитаризма», «империи зла» и «сверхмилитаризации». В ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной кампании система ВПВ была дискредитирована и разрушена, утрачена почти во всех государственных институтах, прежде всего в СМИ, образовательной, культурной, научной и других сферах, лишилась какой бы то ни было поддержки со стороны структур власти.

Стремление отдельных структур и части педагогического сообщества к сведению к нулю в патриотическом воспитании его военной составляющей не только ослабляет, обедняет его, но и лишает самой сути, так как ВПВ является базовой составляющей патриотического воспитания. Так сложилось исторически, что в послевоенные годы именно ветераны Великой Отечественной войны, поколение Победителей, начали активно, целенаправленно и повсеместно передавать свой бесценный опыт служения Родине многомиллионной армии наследников Великой Победы, родившихся в первое десятилетие мирной жизни. Для этого использовались самые широкие возможности, различные формы, силы и средства на всех уровнях системно организованной и в то же время подвижнической деятельности.

Именно благодаря ВПВ основное содержание патриотического воспитания понималось прежде всего как беззаветное и самоотверженное служение Родине, ответственность за выполнение конституционного долга, обязанность по защите Отечества и готовность выступить с оружием в руках против любого агрессора.

Так называемый «современный» патриотизм, позиционируемый в демократически-модернизированном варианте в самых различных новациях и разновидностях, таких, например, как «просвещённый», «гуманный», «социальный», «гражданский», «либеральный», «новый» и т.п., максимально вытесняет или вовсе исключает необходимость защиты Отечества и военной службы перед лицом тех реальных военных и иных угроз, которые направлены против национальных интересов и безопасности Российской Федерации. К сожалению, даже такое высокое по своему содержанию направление патриотического воспитания, как духовно-патриотическое, выступающее в настоящее время в качестве приоритетного, также по существу лишено военного компонента.

Этим самым прерывается величайшая традиция всей нашей драматической и героической истории, в которой высшим проявлением духовности всегда являлось выполнение воинского долга, служение своему Отечеству с оружием в руках. Высший патриотизм это самоотверженная борьба с врагами Отечества, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны и в послевоенных вооружённых конфликтах с участием России.

Вследствие этого и с учётом того, что борьба эта, как показывают события последнего времени, отнюдь не закончилась, ВПВ слишком рано списывать со счётов. Никакое другое направление патриотического воспитания, вне зависимости от того, каким бы инновационным оно не представлялось, не может выступать в качестве альтернативы ВПВ. Совершенно очевидно, что именно ВПВ является одним из важных факторов обеспечения военной безопасности, особенно в условиях тех изменений, которые происходят в сознании и общественном мнении не только личного состава Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, но и российского общества в целом.

Таким образом, в сложный период исторического развития Российской Федерации и её военной организации ВПВ должно занять достойное место среди других направлений патриотического воспитания и воспитания российской молодёжи в целом.

В настоящее время актуальность и востребованность именно ВПВ как специфического направления патриотического воспитания значительно возросли, по крайней мере, по следующим основаниям:

— Во-первых, вследствие резко обострившейся военно-политической обстановки в мире и вокруг России, появления новых угроз её национальной и военной безопасности, возможности возникновения вооружённых конфликтов с её участием, особенно на западном стратегическом направлении в связи с событиями на Украине.

— Во-вторых, значительное ослабление после развала СССР уровня военной безопасности, дееспособности Вооружённых Сил, их статуса и престижа в российском обществе, морально-психологического состояния военнослужащих, их готовности к защите Отечества. Происходящие в настоящее время процессы в армии и на флоте требуют ещё больших усилий для коренного улучшения состояния Вооружённых Сил как важнейшего фактора обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

— В-третьих, значительное возрастание роли и значения заблаговременной подготовки к военной службе молодёжи допризывного возраста, вызванное резким сокращением её продолжительности (до одного года).

— В-четвёртых, безуспешность и бесперспективность попыток найти в течение длительного времени альтернативное ВПВ направление в патриотическом воспитании в качестве главного компонента вновь создаваемой системы этой деятельности в условиях так называемой «модернизации» воспитания, образования и других институтов, формирующих современную молодёжь.

В современных условиях основные министерства и ведомства, государственные органы и организации, составлявшие в советский период ядро, основу системы военно-патриотического воспитания (за исключением Минобороны России и ДОСААФ России), переключились на другие направления и формы работы с молодёжью или вовсе самоустранились от выполнения воспитательных функций в отношении подрастающего поколения. Вследствие этого они не могут рассматриваться в качестве сколько-нибудь полноценных, а тем более доминирующих субъектов этой деятельности.

В этих условиях значительно возросли роль и значение общественно-государственных и общественных организаций и объединений, участвующих в патриотическом и ВПВ, которые вносят заметный вклад в формирование у молодёжи, причём работая с самыми трудными, наименее защищёнными категориями детей и подростков, готовности к защите Отечества и военной службе. Этот вклад многих сотен и тысяч объединений (клубов) патриотической и военно-патриотической направленности является действительно реальным.

Раздел 1. Военно-патриотическое воспитание
в современной России (концептуальные основы)

Военно-патриотическое воспитание это многоплановая систематическая целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении её военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз.

Основным объектом ВПВ является подрастающее поколение дошкольного и школьного возраста, в котором наиболее активная работа с будущими защитниками Отечества проводится в подростковом и юношеском возрасте, достигая максимальной интенсивности за 2–3 года до призыва на военную службу.

Содержание ВПВ молодёжи определяется его целью, распадающейся на две основные взаимосвязанные задачи.

Первая из них направлена на развитие у молодёжи гражданственности и патриотизма, способности активно участвовать в созидательном процессе, укреплении нашего общества и государства. Вторая задача связана с целенаправленным воспитанием у молодёжи допризывного возраста готовности к успешному выполнению специфических функций по обеспечению национальной и военной безопасности РФ в различных сферах деятельности, воинской, пограничной, правоохранительной и др.

Содержание деятельности, связанной с реализацией первой задачи, обусловливается состоянием международной, прежде всего военно-политической, обстановки в мире, характером глобальных противоречий, особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической, информационной и других сфер жизни, задачами воспитания подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

С учётом этих факторов содержание воспитания, определяемое в рамках реализации первой задачи, выступает в более широком социально-педагогическом плане. Эта реализация, связанная с формированием личности гражданина-патриота, основывается на таких элементах, как высокий интеллект, способность к усвоению важнейших ценностей, позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, культурным, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деловые и иные качества и умение реализовывать их в важнейших видах деятельности, особенно патриотической направленности, способность к проявлению таких высоких чувств, как любовь к Родине, уважение к законности, трудолюбие, ответственность за личное участие в решении проблем общественной жизни, опыт осуществления социально значимой деятельности и необходимых для достойного выполнения основных обязанностей гражданина России, в том числе и по защите Отечества.

Решение второй задачи обусловливается целым рядом факторов, связанных с обеспечением защиты РФ её военной организацией, важнейшими тенденциями её развития, характером военного строительства, особенно в области комплектования Вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов, призывным контингентом, степенью его готовности к выполнению задач в условиях военной и государственной службы; объективными требованиями, предъявляемыми к уровню действенности и эффективности воспитания, целью которого является формирование и развитие у каждого молодого человека качеств и свойств, позволяющих ему успешно выполнить функцию защиты Отечества.

Воспитание, одной из задач которого является подготовка молодёжи к выполнению функции защиты Отечества, главным образом в условиях воинской деятельности, характеризуется значительно большей спецификой, конкретной направленностью и обеспечивает глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооружённых сил РФ, других войсках, воинских формирований и органов.

Специфика каждой из этих двух задач воспитания предполагает существенную дифференциацию его содержания. Это проявляется, во-первых, в том, что мировоззренческий, социально-педагогический компонент содержания воспитания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим связанным с ней видам государственной службы.

Во-вторых, в связи с сокращением срока военной службы по призыву до одного года и необходимостью существенного повышения уровня заблаговременной подготовки к ней значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, более основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других связанных с ней видов государственной службы.

Содержание воспитания, определяемое его целью и задачами, актуализирующими деятельность воспитательных структур, её направленность на решение наиболее важных и насущных проблем, основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. Эти ценности, такие как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, взаимовыручка и др., являлись важнейшим мотивом действий русских, российских и советских войск, отличавшихся на полях сражений самоотверженностью, доблестью и мужеством. В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. В этой ситуации общество и его военная организация должны вновь вступить на путь развития, основанный на использовании бесценных богатств и ресурсов, но которые используются крайне неэффективно. Только основываясь на огромном духовно-нравственном потенциале народов России, можно решить важнейшие задачи в различных сферах нашей жизни.

Государственная стратегия Российской державы должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие своего народа. Вся героическая и драматическая история Руси, России, её величайшая культура, традиции, лучшие нравственные силы нашего народа представляют собой многовековые корни духовных ценностей, возвышаемых и отстаиваемых русской православной церковью, являющихся стержнем общественного бытия, воинской деятельности и боевого духа армии и флота.

С учётом развития современных тенденций в общественной и государственной жизни, особенно если иметь в виду её духовно-нравственный компонент, важно правильно определить прежде всего ценностные основы ВПВ, обусловливающие его содержание и принципы. Система ценностей ВПВ постоянно эволюционирует, претерпевает значительные изменения, которые осуществляются в контексте развития российского общества и государства, русской православной церкви, ислама и некоторых других конфессий, Вооружённых Сил, других силовых структур. Среди наиболее значимых духовно-нравственных ценностей военнослужащие различных категорий отмечают воинскую честь и достоинство, воинские традиции и ритуалы, патриотизм, верность Отечеству, самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений, мужество, отвагу, готовность к достойному служению Родине.

Реализация этих и других ценностей в процессе ВПВ будущих защитников Отечества должна способствовать:

  • развитию у молодёжи стремления быть достойными гражданами России и соответствовать её статусу при выполнении конституционных обязанностей по защите Отечества;

  • формированию уважительного отношения к лучшим традициям нашего «воинства русского» от Святослава, Александра Невского до Георгия Жукова и наших дней и готовности следовать им при выполнении духовно-патриотического и воинского долга;

  • консолидации, объединению на основе обеспечения защиты Отечества, его надёжной безопасности всех категорий молодёжи вне зависимости от их особенностей, различий в месте проживания, условий жизнедеятельности и т.д.;

  • аккумулированию и возможно более активному проявлению всеми категориями молодёжи высших духовных и социально значимых ценностей, способностей, качеств, личного опыта, приобретённых в условиях военно-патриотической деятельности.

Система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы:

  • духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);

  • нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);

  • историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);

  • государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, её суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Среди ценностей, составляющих основу содержания ВПВ молодёжи, выделяются духовность, гражданственность, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству.

Духовность это интегративное качество, относящееся к сфере смысло- жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде. Проблема духовности это не только определение высшего уровня освоения личностью своего мира и отношения к нему. Это проблема выхода личности за рамки ограниченного жизненно необходимыми потребностями бытия, преодоления себя в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям, в том числе религиозным, и реализации их на своём жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества».

Внутренней основой самоопределения личности является совесть – категория нравственности. Нравственность же является определителем уровня духовного развития и служения, совершенства личности, осуществляемого, проявляемого в процессе самореализации.

Таким образом, духовность высшая сфера жизни, деятельности и развития личности и общества. Основой духовной жизни общества является интеллектуально-нравственная и волевая деятельность, высшим проявлением которой является защита Отечества, исторических, религиозных и культурных святынь, готовность с оружием в руках отстаивать независимость и суверенитет Родины, способность к самопожертвованию в борьбе с силами агрессии.

Гражданственность – это личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный соотнесённостью потребностей, ориентацией познания и деятельности личности на интересы государства и общества. В основе отражения лежит сформированный идеал государственного устройства и гражданского общества. Гражданственность – это направленность личности на интересы государства и общества, а также соответствующая данной направленности система отношений, поведения и деятельности личности в условиях государства.

Таким образом, гражданственность определяется как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, её направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.

Патриотизм это одна из базовых составляющих духовного и национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, религии, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также в признании самобытности и ценности других человеческих сообществ.

Готовность к достойному служению Отечеству это многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной организацией к молодёжи, являющееся результатом его воспитания и подготовки к выполнению функций по защите общества и государства и выражающееся в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной или иной связанной с ней государственной службы. К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, относятся:

  • гражданский долг постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;

  • воинский долг – система духовно-религиозных, социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать высшие цели, приоритеты и интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;

  • профессионализм – высокая степень овладения различными категориями личного состава Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;

  • воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащего (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.

Введение в содержание ВПВ этих и других ценностей отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности. Без таких ценностей и соответствующего научно-методического обеспечения система ВПВ будет по-прежнему оставаться непрочной конструкцией, почти не связанной с Вооружёнными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами и проблемами обеспечения военной безопасности страны.

Таким образом, содержание ВПВ молодёжи может рассматриваться как основа формирования важнейших духовных, нравственных, социальных и патриотических ценностей, официально получивших общенациональный статус и поддерживаемых гражданами общества. Под воздействием системы идей эти ценности преломляются и видоизменяются в ходе общественного развития. Они выступают как исходное начало интеграции и обеспечения целостности России, российского государства, как главные ориентиры формирования гражданина патриота защитника Отечества.

Основные направления патриотического воспитания определяются особенностями переживаемого периода общественного развития, проблемами, решаемыми в процессе осуществляемых преобразований, состоянием патриотического воспитания молодёжи, а также его целями и задачами, и призваны обеспечить их выполнение. Они представляют собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых непосредственно в сфере деятельности патриотического воспитания молодёжи в определённые сроки, осуществляемых соответствующими субъектами, располагающими необходимыми возможностями и ресурсами.

Комплекс системных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием основных категорий молодёжи России. При этом основной упор делается на участие в этой деятельности высших органов всех ветвей власти, ключевых министерств и ведомств, прежде всего Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Министерства культуры, Роспечати, ВГТРК, Министерства обороны Российской Федерации, МВД России, Министерство спорта РФ, ДОСААФ России, других общественно-государственных и общественных организаций (объединений) патриотической направленности.

Структурно направление патриотического воспитания подразделяется на две основные составляющие:

В первую из них включены направления, призванные поднять эффективность деятельности по патриотическому воспитанию на более высокий уровень, решить накопившиеся проблемы, создать лучшие условия для её осуществления, новые, более оптимальные возможности для формирования личности гражданина – патриота России. Мероприятия, предназначенные для выполнения этих задач, систематизированы по следующим основным направлениям:

— Информационно-аналитическое. Активное и постоянное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление в их деятельности сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана. Противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотизма в любых формах и передачах в целях недопущения интеллектуального и эмоционального воздействия на сознание и чувства молодёжи.

Анализ исследований в сфере патриотического воспитания, использование их результатов в практической деятельности в целях её коренного улучшения в условиях важнейших изменений в обществе. Обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, определение и использование более эффективных форм и методов приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотическим ценностям, их духовному освоению.

— Нормативное правовое. Обеспечение законодательной базы, определение социально-правового статуса патриотического воспитания; принятие, доработка ряда федеральных и региональных законов, например, о патриотизме, о молодёжи, национальной безопасности и др. Определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций каждого органа, организации, ведомства как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учётом их специфики, а также изменений, произошедших в обществе. Создание нормативно-правовой основы воспитания в системе образования и дошкольных учреждениях. Разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов в сфере воспитания гражданственности и патриотизма, оказание помощи в разработке правовых основ этой деятельности самодеятельным общественным организациям и регионам.

— Организационно-методическое. Разработка специальных программ и методик по организации и проведению патриотического воспитания в его различных формах, использование всего многообразия педагогических методов и средств с учётом особенностей той или иной категории учащейся молодёжи, специфики регионов и этапов этой деятельности. Развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания, достижений и позитивных результатов субъектов этой деятельности, обобщение передового опыта регионов, информирование о новациях руководителей и организаторов массовой патриотической работы. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учётом инноваций, передового отечественного и зарубежного опыта, включающей конкретные рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания молодёжи.

Обеспечение взаимодействия государственных институтов, организаций и объединений патриотической направленности. Осуществление мер по активизации патриотического воспитания на всех уровнях этой деятельности с учётом обеспечения координации и взаимодействия между её субъектами на принципах взаимозаинтересованного сотрудничества. Повышение уровня организации, улучшение функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом. Обеспечение её взаимосвязи и взаимодействия с системой образования, культуры, массовой информации, военной организации общества, другими элементами его государственной структуры и социальными институтами. Улучшение управления процессом патриотического воспитания в целях формирования и реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединение усилий различных общественных организаций и объединений, а также оказание им необходимой помощи.

Регулярное проведение форумов, конференций, совещаний, других совместных мероприятий с руководителями патриотических и военно-патриотических союзов, объединений России, крупнейших объединений регионов по вопросам развития патриотизма, повышения эффективности этой деятельности. Создание механизма поддержки деятельности военно-патриотических объединений (клубов) и организаций патриотической направленности со стороны органов управления субъектов Российской Федерации, а также соответствующих структур, особенно органов местного самоуправления.

— Подготовка и повышение квалификации кадров. Организация системы подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи воспитания гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Оказание поддержки обще- образовательным учебным заведениям открытого типа с углублённой профессиональной подготовкой к некоторым видам деятельности, связанным с выполнением ряда функций по защите Отечества. Обучение руководителей и организаторов патриотического воспитания, их переподготовка и повышение квалификации в системе семинаров, лекториев, сборов, практикумов, курсов повышения квалификации и др. Создание условий для решения проблемы усиления дифференциации в подготовке кадров для патриотического воспитания молодёжи с учётом необходимости выполнения конкретных задач в различных условиях его организации и осуществления.

— Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания. Оказание финансовой поддержки основным субъектам, рабочим органам, руководителям и организаторам патриотического воспитания, а также сотрудничающим с ними организациям и объединениям. Проведение мероприятий по подготовке руководителей и организаторов этой деятельности в сфере финансовых и экономических вопросов в целях обеспечения самоокупаемости и самофинансирования организаций в условиях рыночной экономики. Привлечение производственных, торговых, коммерческих и других предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности патриотического воспитания, оказания необходимой экономической и финансовой помощи в реализации проектов, программ и планов развития гражданственности и патриотизма у российской молодёжи, разработанных в регионах и общественных молодёжных движениях, объединениях, организациях патриотической направленности.

Вторая составляющая включает основные направления самого патриотического воспитания, среди которых выделяются: историко-патриотическое, культурно-патриотическое, научно-патриотическое, образовательно-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-, оздоровительно-патриотическое, взаимодействие с регионами и координация их деятельности в патриотическом воспитании российской молодёжи.

В каждом из этих направлений представлено все многообразие как традиционных, так и инновационных форм работы по развитию гражданственности и патриотизма в российском обществе.

Основное содержание деятельности, осуществляемой по этим направлениям, сфокусировано на формировании у подрастающего поколения исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой образованности, культуры, духовности, любви к России, конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Все эти направления, будучи тесно взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга, призваны оптимизировать осуществляемое в настоящее время патриотическое воспитание, придать ему более конкретную направленность, в том числе с учётом целей и задач, решаемых обществом и государством. Для этого основные министерства и ведомства, рабочие органы, руководители и организаторы, ответственные за реализацию данных направлений, должны иметь все условия, располагать необходимыми средствами для эффективного использования не только традиционных, но и качественно новых форм, методов, технологий этой деятельности в целях достижения её конечного результата.

Основные направления военно-патриотического воспитания

Духовно-нравственное осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает:

  • развитие высокой культуры и образованности;

  • осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству;

  • формирование высоконравственных норм поведения, дисциплинированности, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Включает:

  • изучение многовековой истории Отечества;

  • места и роли России в мировом историческом процессе,

  • военной организации в развитии и укреплении общества, его защите от внешних врагов,

  • понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого предыдущих поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Политико-правовое формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает:

  • ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества;

  • осознание требований, предъявляемых к готовности призывного контингента к военной службе.

Социокультурное – формирование у личности социально ориентированных и культурно-эстетических отношений как важнейшего компонента её общего развития на основе достижений мировой и отечественной цивилизации. Оно включает:

  • воспитание у детей и молодёжи высокой духовной культуры;

  • удовлетворение их культурных потребностей;

  • обогащение военно-патриотической деятельности элементами культуры и воинского этикета;

  • развитие культуры общения и взаимоотношений между различными категориями воспитанников;

  • создание условий для самодеятельного художественного творчества, проведения культурно-массовых мероприятий.

Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает:

  • беззаветную любовь и преданность своему Отечеству;

  • гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам;

  • почитание национальных святынь и символов;

  • готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Военно-ориентированное (деятельностное) – формирование добросовестного и ответственного отношения к участию в военно-патриотической работе, стремления к активному проявлению способностей и лучших качеств в интересах успешного проведения конкретных мероприятий. Включает:

  • мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации военно-ориентированной самореализации личности, её притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность своевременно выполнять возложенные обязанности и конкретные задания;

  • умение прогнозировать и реализовывать планы своего военно- ориентированного роста.

Психологическое – формирование у молодёжи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в изменяющихся условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, других психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает:

  • изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах;

  • профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения;

  • снятие психологической напряжённости, преодоление стресс;

  • формирование важнейших психологических качеств с учётом психологических особенностей различных категорий молодёжи, каждой личности;

  • индивидуально-воспитательную и психолого-профилактическую работу.

Воспитание на воинских традициях представляет собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной (военизированной) среде в виде порядка, правил и норм поведения коллектива (формирования), его духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие, являются:

  • верность военной присяге, боевому знамени и военно-морскому флагу;

  • служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам;

  • самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;

  • массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества;

  • воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы;

  • нравственные основы взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие;

  • гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Воспитание на традициях включает:

  • активное использование героического пути, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и героизма воинов;

  • участие ветеранов войны, участников вооружённых конфликтов в основных мероприятиях военно-патриотического воспитания;

  • возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

  • насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооружённым Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т.д.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, научно- организационными основами, принципами, формами и методами воспитания.

ВПВ осуществляется на основе использования самых различных форм этой деятельности, включающей в себя три условно выделяемые группы:

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания ВПВ, включает многообразные формы преимущественно учебно-образовательного характера. Они используются в процессе решения первой из двух основных задач ВПВ, главным образом в условиях осуществляемого в системе образовательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих её элементов (учебных занятий) по различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения, основ военной службы.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания и задач ВПВ, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., в частности, включают:

  • ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск;

  • с особенностями службы, быта и досуга военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Третья группа, наиболее перспективным в плане результативности выполнения задач ВПВ является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании. К ней относятся такие формы:

  • пост №1;

  • поисковая деятельность;

  • оборонно-спортивный оздоровительный лагерь;

  • учебно-полевые сборы;

  • военно-патриотические клубы (объединения) различной направленности, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников;

  • военно-спортивные праздники, смотры-конкурсы, фестивали и др.

Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определённой цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями, способствующими реализации основных задач ВПВ. Кроме того, они синтезируют основные элементы как общего, так и специального содержания ВПВ в тесно взаимосвязанном и взаимодополняемом виде. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическим и практико-прикладным компонентами ВПВ, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Организация и проведение конкретных мероприятий по ВПВ молодёжи предполагает использование соответствующих средств, способствующих достижению его задач.

Система средств ВПВ включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся: учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажёры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.

Образовательные средства включают: основные теоретические, методические и научно-практические рекомендации по организации и проведению ВПВ, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию её свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о службе в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Организационные средства воспитания это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина, патриота защитника.

Все три группы средств ВПВ тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению её главной цели. Практическая деятельность по военно-патриотическому воспитанию молодёжи строится на дифференцированном подходе к различным её категориям по следующим основным направлениям:

  • распространение военных, военно-технических и военно-исторических знаний среди юношей допризывного возраста в процессе подготовки к военной службе;

  • факультативное и внеклассное проведение историко-культурной и общественно-гражданской подготовки молодёжи через оформление классов соответствующей наглядной агитацией;

  • посещение музеев боевой и трудовой славы;

  • участие в общественных мероприятиях, посвящаемым памятным датам и дням воинской славы;

  • привлечение к шефской работе, к участию в деятельности по над- лежащему содержанию мемориальных комплексов и др.;

  • деятельность региональных центров военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи;

  • поисковая деятельность;

  • содействие органам образования в организации и проведении занятий с учащимися по основам военной службы и курсу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • популяризация среди молодёжи, детей и подростков технических и военно-прикладных видов спорта;

  • пропаганда здорового образа жизни, гармоничного духовного и физического развития;

  • развитие сети детских и молодёжных военно-патриотических клубов;

  • привлечение детей и подростков к техническому творчеству и массовому техническому спорту.

Раздел 2. Методические рекомендации
по организации патриотического
(военно-патриотического) воспитания граждан

В настоящее время уровень и эффективность патриотического (военно- патриотического воспитания) не соответствует сложной военно-политической обстановке, возрастанию внешних и внутренних угроз национальной без- опасности Российской Федерации, не является приоритетным направлением воспитания граждан (молодёжи), осуществляется бессистемно, координация деятельности в этой сфере недостаточна.

Одна из причин сложившегося положения дел является слабая законодательная база развития и обеспечения военно-патриотической работы. Деятельность Министерства образования и науки России, Министерства культуры России, Министерства спорта РФ, других министерств и ведомств, осуществляющих военно-патриотическое воспитание без непосредственного участия Министерства обороны России и ДОСААФ России является совершенно недостаточной для формирования и подготовки гражданина патриота защитника Отечества, готового к выполнению воинского долга.

Важнейшими формами, отражающими сущность и специфику военно- патриотического воспитания, в наибольшей степени развивающими готовность граждан к защите Отечества и военной службе, являются:

  • мероприятия, посвящённые Дню Великой Победы, Дням воинской Славы России, Дню Защитника Отечества;

  • учебные сборы;

  • оборонно-спортивные оздоровительные лагеря;

  • поисковая деятельность;

  • работа с военно-патриотическими объединениями (клубами);

  • авто-, мото-, велопробеги;

  • спартакиады, соревнования по авиационным, техническим и военно- прикладным видам спорта;

  • военно-исторические, военно-технические конкурсы;

  • выставки, фестивали и некоторые другие.

Целью военно-патриотической работы является организация, контроль и методическое обеспечение на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по обязательной подготовке молодёжи к военной службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации:

  • получение гражданами начальных знаний в области обороны, под- готовки их по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах организаций;

  • военно-патриотическое воспитание;

  • а также непосредственное проведение ряда мероприятий по подготовке граждан к военной службе.

 
Основными задачами в сфере военно-патриотического воспитания являются:
  • планирование, методическое обеспечение, организация и проведение работы по военно-патриотическому воспитанию;

  • координация деятельности других субъектов военно-патриотического воспитания;

  • активное сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, трудовыми коллективами, родительской общественностью, творческими союзами, спортивными обществами и иными организациями, средствами массовой информации в интересах совершенствования работы по военно-патриотическому воспитанию, заинтересованного отношения к подготовке граждан к военной службе;

  • организация и проведение совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации военно-патриотических мероприятий воспитательного характера, военно-спортивной, поисковой, музейной, историко-познавательной, клубной и шефской работы;

  • участие в разработке и реализации региональных проектов и программ по вопросам военно-патриотического воспитания совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

  • организация и проведение комплексных мероприятий, праздников, олимпиад, конкурсов, фестивалей различной направленности, мемориальных вечеров и встреч;

  • организация военно-патриотических, военно-исторических клубов, поисковых отрядов, объединяющих по интересам молодёжь и граждан;

  • организация классов военно-патриотического воспитания;

  • проведение выездных тематических встреч в различных образовательных организациях;

  • участие в военно-поисковой деятельности на территории региона;

  • участие в мероприятиях военно-исторических реконструкций;

  • организация и проведение профильных оборонно-спортивных лагерей;

  • проведение бесед и лекций о традициях российской армии и российского флота;

  • организация занятий с детьми и подростками военно-прикладными и техническими видами спорта;

  • организация и проведение авто-, мотокроссов на региональном уровне по местам боевых действий Великой Отечественной войны, посвящённых памятным датам военной истории и истории ДОСААФ России;

  • создание библиотеки и фильмотеки военно-патриотической направленности;

  • изучение регионального опыта по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Для выполнения основных задач по военно-патриотическому воспитанию необходимо организовать работу: военно-патриотических клубов; военно-исторических клубов; поисковых отрядов; отрядов юнармейцев; клубов юных патриотов, юных моряков, юных десантников (детские и подростковые клубы иных видов военных специальностей); кружков технического творчества; музеев (комнат) воинской и трудовой славы; классов военно-патриотического воспитания; секций по техническим и военно-прикладным видам спорта; выставок техники и вооружения.

Рекомендации по подготовке и проведению мероприятий патриотического (военно-патриотического) воспитания

1. Военно-патриотическое воспитание должно осуществляться в соответствии с целями, задачами, направленностью и содержанием этого направления патриотического воспитания с учётом его специфики. Основываясь на высших духовно-патриотических ценностях, достижениях отечественной, особенно военной истории, культуры, науки, славных боевых традициях. Проведение любого конкретного военно-патриотического мероприятия должно быть нацелено на формирование у граждан (молодёжи) любви к Отечеству и готовности к его защите, прежде всего в условиях военной службы.

2. Военно-патриотическое воспитание не обособляется, а тем более не противопоставляется таким приоритетным направлениям, как гражданско- патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Напротив, одним из критериев развития гражданственности, её главным смыслом является патриотизм, достойное служение Отечеству, высшее проявление которого – защита с оружием в руках.

Также одним из высших проявлений нравственности и духовности является выполнение воинского долга, готовность к самопожертвованию, «положить свою душу за други своя». Духовно-нравственные ценности формируются именно в процессе военно-патриотического воспитания, вследствие чего огромное значение в этой деятельности имеет гуманитарная, мировоззренческая, идейно-патриотическая составляющая

3. При подготовке и проведении конкретных мероприятий необходимо постоянно и целенаправленно использовать величайший военно-исторический потенциал нашей Родины: памятные события, даты, дни воинской славы, побед русского оружия, праздничные дни Вооружённых Сил, видов, родов войск, воинских объединений, соединений и частей и т.д.

4. При планировании мероприятий, выборе конкретных форм, средств, методов военно-патриотической работы важно использовать бесценный опыт, накопленный в этой сфере и богатейшие традиции, созданные ещё в пред- военные годы. С середины 60-х годов ХХ века военно-патриотическое воспитание приобрело статус безусловно приоритетного направления во всей системе патриотического воспитания в советский период. Лучшие, наиболее популярные формы этой работы, начиная с уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и завершая военно-спортивными играми «Зарница», «Орлёнок», проводятся с учётом изменившихся условий и сегодня.

Важно отметить, что традиционные, испытанные формы военно- патриотического воспитания, созданные при активном участии фронтовиков, наших отцов и дедов, заслуживают самого внимательного и бережного отношения. Поэтому любые инновационные формы должны иметь с традиционными тесную связь и ни в коем случае не противопоставляться им в качестве альтернативы. Это касается прежде всего информационных технологий, ряда игровых форм, таких как пейнтбол, страйкбол, военно-компъютерные игры, военизированная робототехника и некоторых других. Новые формы, которые пользуются повышенным интересом, спросом у современной молодёжи, не должны утрачивать военно-патриотической направленности, а тем более своего главного смысла служить делу защиты Отечества.

5. Военно-патриотическое воспитание неразрывно связано с военным обучением. В отличие от образовательной политики, осуществляемой Министерством просвещения РФ, все мероприятия военно-патриотической направленности, в том числе учебные занятия, другие формы работы по развитию сознания, чувств и волевых качеств будущих защитников Отечества, основываются на воспитательной деятельности, которая имеет непреходящее, нередко приоритетное значение. Усвоение военных знаний, осмысление постоянно возрастающей информации интерпретируется в педагогической плоскости, в формировании на позитивной основе патриотических качеств, навыков, умений, привычек как основы готовности к защите Отечества и военной службе.

6. Обеспечение выполнения главных задач военно-патриотического воспитания с учётом его специфики невозможно без участия в нём в качестве основных субъектов Минобороны России, ДОСААФ России, ряда ветеранских организаций. Все остальные органы, организации, структуры играют второстепенную, дополнительную роль, поскольку не имеют к военному делу прямого отношения.

7. Приоритетное внимание необходимо уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, учебные сборы, оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры, страйкбол и некоторые др.).

8. Создание необходимых условий для достижения высокой эффективности и полноценности проводимых мероприятий (информационное, учебно-материальное, методическое и иное обеспечение, использование современных технологий и специальных методик).

9. Проведение конкретных мероприятий, как правило, на военной (военизированной) базе, объекты которой специально предназначены для подготовки граждан к защите Отечества и военной службе. В первую очередь это Центры подготовки к военной службе и военно-патриотического воспитания, располагающие всем необходимым для проведения всего комплекса мероприятий, начиная с учебных занятий и завершая конкурсами, фестивалями, военно-интеллектуальными играми.

10. Использование специфических сложных форм, специальных методик и технологий, приближенных к условиям военной службы, предполагает преодоление опасностей, рисков, трудностей, использование особых навыков, умений, качеств в том числе в незнакомой, быстро изменяющейся обстановке с применением шумовых, дымовых, взрывных и других эффектов. Вследствие этого целый ряд мероприятий предполагает строгое соблюдение мер безопасности.

11. Осуществлять постоянное взаимодействие с самыми различными органами, организациями, объединениями, отдельными личностями, особенно имеющими отношение к военной сфере или проявляющими к ней повышенный интерес, прежде всего из числа молодёжных организаций. Центры должны быть координаторами всей военно-патриотической работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

12. Отличительной особенностью военно-патриотического воспитания как специфического направления патриотического воспитания является его достаточно высокая степень организованности, дисциплины и исполнительности. Это предполагает должный уровень руководства и управления, основывающегося в том числе на принципе единоначалия. При проведении мероприятий с выраженной военной спецификой в отношении участников предъявляются конкретные требования, подаются команды, даются распоряжения, поручения, осуществляется контроль за их выполнением.

13. Военно-патриотическое воспитание, как никакое другое направление патриотического воспитания, включает не только конкретные задачи, направления, формы, средства и технологии, используемые для их выполнения в условиях организованной деятельности, но и нацеленность на достижение конечных результатов подготовки к защите Отечества и военной службе. Для этого необходимо использовать систему критериев и показателей, как количественных, так и качественных, которая применяется в ДОСААФ России и на основе которой определяется рейтинг всех региональных отделений оборонной организации по результатам военно-патриотической работы в конце каждого года (система критериев и показателей прилагается). Не менее важным является возможность выяснить и оценить достигнутый уровень подготовки того или иного коллектива, группы, подростка, юноши.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + три =