Организация профилактической работы в образовательных организациях по предупреждению наркотической зависимости у подростков и молодежи


Автор: Оксана Александровна Попова
Место работы: ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО"
Должность: Заведующий кафедрой начального, дошкольного и коррекционного образования


Содержимое

Общие положения

В России проблема употребления наркотиков подростками на сегодня приобрела ужасающие размеры. Ещё семь или десять лет назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых, обратившихся за медицинской помощью.

Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. Один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчиков и 20% девочек, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек. Возраст наркомании снизился до 8 лет. Прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией.

По данным департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в 2023 году общее число лиц, зарегистрированных с заболеванием наркологического расстройства, составляет 850 человек.

В возрастной структуре преобладают наркомании среди лиц в возрасте 40 – 59 лет (56%), 20 – 39 лет (32%), 60 лет и старше (4%), 18 – 19 лет (4%), 15 — 17 лет (4%).

В муниципальных образованиях области по уровню распространенности наркоманиями, в том числе употребление наркотиков инъекционным способом (на 100 тыс. населения) территорией «риска» (показатель превышает среднеобластной уровень) является г. Биробиджан. По уровню пагубного потребления наркотиков – Смидовичский район.

Перед педагогическим сообществом проблема профилактики наркомании среди детей и подростков встала особенно остро. Индустрия психотропных и психоактивных препаратов стала интригующей, интересной, привлекательной для детей. Сегодня, наркотики маскируют в конфетах, они имеют яркие оболочки и обертки, детям рассказывают мифы о том, что современные наркотики не дают привыкания, что можно отказаться от них в любой момент. В Интернете можно найти список запрещенных к применению препаратов, инструкцию к их потреблению, и даже заказать «наркотовар» на дом.

Согласно социологическим данным (доклад о наркоситуации в Еврейской автономной области в 2023 году, утвержден п. 1.1 протокола заседания антинаркотической комиссии Еврейской автономной области от 21 марта 2024 года № 1) жители автономии 13% считают, что сегодня достать наркотики сравнительно легко (2022 г. – 25%, 2021 г. – 32%); по мнению 10% опрошенных – наркотики найти очень легко (2022 г. – 14,46%, 2021 г. – 1,5%).

Формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте является одной из стратегических целей государственной антинаркотической политики (подпункт «в» пункта 11 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733).

В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы.

Употребление ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих необходимость организации активного противодействия .

Система образования имеет профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяет обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Таким образом, организация работы в образовательной среде по вопросам профилактики употребления обучающимися ПАВ, является неотъемлемой частью ответственности образовательной организации.

Задача образовательной организации на сегодняшний день – создать единую платформу универсальной профилактики, где и семья, и школа будут нести общие профилактические установки.

В современной ситуации профилактическая деятельность должна строиться на утверждении приоритета задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей — созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.

Важно подчеркнуть, что любое образовательное учреждение обладает всеми возможностями для организации профилактической работы с учащимися подростками. Приоритетом является отсутствие противоречия между педагогами и родителями (законными представителями) в подаче информации обучающимся о негативных факторах социума и единстве мировоззрения и отношения к социально неодобряемым явлениям.

Основные понятия, связанные с наркотизмом

Наркотики – средства (вещества), оказывающие воздействие на психику и поведение человека; их потребление способно приводить к формированию физической и психической зависимости (наркомании), состоянию, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме наркотиков и дискомфорт при отсутствии такой возможности.

Психоактивные вещества (далее — ПАВ) — наркотики, транквилизаторы, алкогольсодержащие и никотиносодержащие вещества и др., влияющие на функции центральной нервной системы и приводящие к изменению психического состояния.

Употребление ПАВ — первичная проба, экспериментирование с приемом отдельных средств (наркотики, алкогольсодержащие и никотиносодержащие вещества и иные) с целью изменения психического состояния, неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские, психологические и социальные последствия для личности человека.

Группа риска вовлечения в употребление психоактивных веществ — группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально-демографических, психологических и соматофизических признаков, характеризующаяся субъективными установками на систематическое употребление алкоголя, наркотиков и иных ПАВ с высокой вероятностью развития зависимости. К группе риска относятся дети и молодежь:

  • лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни;
  • экспериментирующие с пробами алкогольсодержащих и никотинсодержащих средств, наркотиков и их аналогов, новых потенциально опасных ПАВ;
  • имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами;
  • находящиеся в социально опасном положении, пребывания в обстановке, представляющей опасность для их жизни, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства .

Становление, формирование наркомании характеризуется развитием трех основных признаков: психической зависимости, физической зависимости и толерантности.

Психическая зависимость – это болезненное стремление (влечение) непрерывно или периодически принимать наркотики с тем, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения либо снимать явления психического дискомфорта. Такая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, причем нередко, даже после однократного их приема.

Физическая зависимость – это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с хроническим употреблением наркотика. Она проявляется интенсивными физическими и психическими расстройствами, болевыми ощущениями, которые развиваются сразу, как только действие наркотика прекращается.

Толерантность – это переносимость (чувствительность) организма по отношению к воздействию наркотика. При систематическом приеме отмечается появление адаптации, то есть привыкания к наркотику, когда наблюдается все менее выраженная реакция организма на очередное введение той же самой дозы. Поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется более высокая доза наркотика. Затем через какое-то время и эта доза становится недостаточной и требуется ее повышение по нарастающей.

Форма (вид) наркомании зависит от того, какое именно вещество, обладающее наркотическим эффектом, применяется в конкретном случае. Особенности конкретного вещества, используемые дозировки, частота и способ употребления (прием внутрь таблеток или порошков, инъекции, вдыхание) определяют характер действия наркотика на организм

Правовые нормы в отношении профилактики наркомании среди подростков и обучающейся молодёжи в образовательных организациях

В настоящее время по вопросу антинаркотической направленности специалисты образовательных организаций могут руководствоваться в работе следующей нормативно-правовой документацией:
1. Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. N 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;
2. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 № 733);
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400);
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 N Пр-2685);
5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 № 1351);
6. Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации (одобрена решением Государственного антинаркотического комитета от 03 декабря 2008 №3 );
7. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утверждена Статс-секретарем — заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.А.Корневым 15 июня 2021);
8 .Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 N 2732-р, в части профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения);
9 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями);
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями);
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41, 43);
12.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 07.06.2013 N 120-ФЗ (последняя редакция);
13. Приказ Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях»;
14. Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. N 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;
15. Письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 N ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (вместе с «Рекомендациями по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»);
16. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»;
17. Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ – Московский Государственный Университет Им. М.В. Ломоносова;
18. Закон Еврейской автономной области от 17 сентября 2014 г. N 565-ОЗ «О профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Еврейской автономной области»;
19. Государственная программа Еврейской автономной области «Профилактика правонарушений и преступлений в Еврейской автономной области» на 2023 — 2028 годы.

Правовые нормы в отношении профилактики наркомании среди подростков и обучающейся молодёжи в образовательных организациях

В настоящее время по вопросу антинаркотической направленности специалисты образовательных организаций могут руководствоваться в работе следующей нормативно-правовой документацией:
1. Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. N 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;
2. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 № 733);
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400);
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 N Пр-2685);
5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 № 1351);
6. Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации (одобрена решением Государственного антинаркотического комитета от 03 декабря 2008 №3 );
7. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утверждена Статс-секретарем — заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.А.Корневым 15 июня 2021);
8 .Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 N 2732-р, в части профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения);
9 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями);
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями);
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41, 43);
12.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 07.06.2013 N 120-ФЗ (последняя редакция);
13. Приказ Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях»;
14. Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. N 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;
15. Письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 N ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (вместе с «Рекомендациями по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»);

16. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»;
17. Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ – Московский Государственный Университет Им. М.В. Ломоносова;
18. Закон Еврейской автономной области от 17 сентября 2014 г. N 565-ОЗ «О профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Еврейской автономной области»;
19. Государственная программа Еврейской автономной области «Профилактика правонарушений и преступлений в Еврейской автономной области» на 2023 — 2028 годы.

Концептуальные основы профилактики употребления ПАВ

Профилактика употребления ПАВ — комплекс социальных, образовательных, психологических и медицинских воздействий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления ПАВ.

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью, формирования и пропаганды здорового образа жизни в обществе, а также формирования в обществе нетерпимого отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте

В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливается, что в числе принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков определены приоритет мер по профилактике наркомании, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

Согласно Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года, профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков является одним из направлений антинаркотической политики и осуществляется путем реализации следующих мер:

  • развития инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления ПАВ, в том числе совершенствование педагогических программ и методик профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и включение таких программ и методик в электронные образовательные ресурсы, расширение практики использования универсальных педагогических методик (тренинг, проектная деятельность и другие методики);

  • включения профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, федеральные и региональные программы, проекты, практики воспитания граждан, в особенности детей и молодежи;

  • уделения особого внимания духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях, формирующему у обучающихся устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков;

  • разработки и внедрения стандартов деятельности в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков, а также единого подхода к оценке ее эффективности, включая разработку критериев оценки и проведение экспертизы профилактических программ, реализуемых общественными и некоммерческими организациями;

  • развития системы подготовки кадров в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков;

  • совершенствования механизма раннего выявления незаконного потребления наркотиков в образовательных организациях, создание условий обязательного участия обучающихся в мероприятиях по раннему выявлению незаконного потребления наркотиков;

  • организации сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, в первую очередь несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), о рисках и последствиях потребления наркотиков;

  • профилактической деятельности (включающей учебный, воспитательный и профилактический компоненты), направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций.

Цель профилактики в образовательной среде — развитие на постоянной основе содержания профилактической деятельности (включающей учебный, воспитательный и профилактический компоненты), направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций.

Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде являются:

  • формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактической деятельности для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;

  • мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности;

  • минимизация влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в незаконное употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций;

  • содействие созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей доступность информации, направленной на формирование современных навыков и компетенций у обучающихся и молодежи, способствующих развитию ресурсов личности человека и гражданина, осознанно выполняющей и пропагандирующей правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • укрепление ресурсов семьи, ориентированных на воспитание у детей и подростков законопослушного, успешного, ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, вовлеченному в незаконное употребление ПАВ;

  • расширение практик обмена и внедрения в образовательной среде передовых, инновационных педагогических и психологических методик и технологий, способствующих развитию ценностей здорового образа жизни, культуры ответственного поведения в обществе и формированию устойчивого неприятия незаконного потребления ПАВ;

  • интеграция профилактических компонентов в образовательные программы, внеурочную и воспитательную деятельность, региональные и муниципальные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

  • развитие секций, кружков и иных форм организации внеучебного досуга несовершеннолетних на базе образовательных организаций в целях привлечения обучающихся к творческой, спортивной и иной деятельности как альтернативы потреблению ПАВ и иному противоправному поведению;

  • вовлечение несовершеннолетних в деятельность добровольческих (волонтерских), детско-юношеских и иных общественных движений и организаций с целью формирования просоциальных нравственных установок, популяризации здорового образа жизни;

  • развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся.

Ресурсами, обеспечивающими снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся, выступают:

  • социально-деятельностные — создание условий для развития инфраструктуры социальной, психолого-педагогической поддержки и формирования среды реализации позитивно ориентированных интересов обучающихся, просоциальных форм досуга, здоровьесберегающей среды, деятельности волонтерского молодежного движения, социально ориентированных общественных объединений и организаций;

  • личностные — создание условий для формирования у обучающихся образовательных организаций системы убеждений, обеспечивающей сознательный отказ от употребления ПАВ и устойчивого неприятия незаконного потребления наркотиков; этико-правовые — создание условий для формирования правового самосознания, правовой грамотности обучающихся, с опорой на существующие общественные нормы и государственные механизмы контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующие употреблению ПАВ обучающимися образовательных организаций; духовно-нравственные — создание условий для формирования антинаркотической идеологии и антинаркотического поведения у детей и молодежи;

  • информационные — формирование условий развития цифровой культуры и цифровой гигиены, как совокупности навыков и компетенций обучающихся, способных осознанно выстраивать общение и обмен информацией с другими пользователями онлайн-пространства с помощью цифровых средств коммуникации, критично воспринимать получаемую информацию, соблюдать правила информационной безопасности.

Объектами профилактики в образовательной среде являются условия и факторы жизни обучающихся (как внешние, так и внутренние), связанные с риском вовлечения в употребление ПАВ, негативное влияние которых можно корректировать или нивелировать за счет опосредованного профилактического воздействия.

Внешние факторы и условия проявляются на макросоциальном уровне общества в целом и на микросоциальном уровне, включая влияние ближайшего окружения. Среди них:

  • агрессивная активность по вовлечению несовершеннолетних в потребление наркотических средств и ПАВ, их доступность, появление новых потенциально опасных ПАВ наряду с низким уровнем эффективности контроля их распространения;

  • пропаганда незаконного потребления наркотиков и либеральные установки в отношении употребления ПАВ, которые демонстрируются средствами массовой коммуникации, в том числе посредством сети Интернет, социальными сетями и сообществами, обществом в целом и значимыми в детско-подростковой и молодежной среде социальными группами (семья, сверстники, друзья и т.д.);

  • недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию и включенность в просоциальную деятельность обучающихся образовательных организаций;

  • социокультурные особенности среды, ближайшего окружения обучающихся, в том числе их родителей (законных представителей).

Внутренние факторы подразумевают личностные характеристики обучающихся образовательных организаций, имеющие связь с риском употребления ПАВ:

  • неадекватная самооценка, дисбаланс представления о себе и отношения к окружающему миру;

  • непринятие социальных норм, ориентированность на аддиктивные установки социума; высокий уровень тревожности, фрустрированности, конформности, склонность к риску, авантюризм;

  • редуцированная стрессоустойчивость и низкий уровень социально-психологической адаптации, просоциальной активности и самоконтроля.

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют два направления — первичную и вторичную профилактику.

Первичная профилактика — система социальных, психологических и воспитательных мер, направленных на предупреждение вовлечения в употребление и распространение ПАВ. Реализуется в работе со всеми обучающимися, как не вовлеченными в наркопотребление, так и относящимися к группе риска вовлечения в употребление ПАВ. Ее основная цель — формирование у субъектов профилактической деятельности (их представителей) отношения нетерпимости к обороту и потреблению ПАВ, стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья, приверженности законопослушному поведению. Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде.

Вторичная профилактика — система социальных, психологических и медицинских мер в отношении обучающихся, имеющих эпизоды употребления ПАВ, а также имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии.

Реализация задач профилактики употребления ПАВ в образовательной среде осуществляется на следующих структурных уровнях:

  • макросоциальный уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ на региональном/муниципальном уровнях (мезосоциальный уровень);

  • микросоциальный уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности конкретных организаций, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения.

Вышеуказанные структурные уровни тесно взаимосвязаны, порядок их взаимодействия и полномочия определены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами образовательных организаций.

На территории Еврейской автономной области правоотношения, возникающие в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, организации лечения, социальной и психологической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями, регулируются Законом Еврейской автономной области «О профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Еврейской автономной области от 17 сентября 2014 № 565-ОЗ.

Профилактика наркозависимости в образовательной организации

Когда учителя и родители замечают изменения поведения подростка, вызванные потреблением наркотика, они думают, что это – трудности переходного возраста. К тому моменту, когда становится ясно, что это связано с приемом наркотиков, подросток уже зачастую переходит рубеж первой стадии болезни, получив наркотическую зависимость.

Влечение к наркотикам носит чрезвычайно сильный характер, оно быстро разрушает личность и жизнь человека; одним из указаний на злоупотребление наркотиками является социальная деградация, проявляющаяся, прежде всего в быстро нарастающей социальной дезадаптации. При этом наблюдаются снижение успеваемости, отказ от учебы и профессиональной деятельности, конфликты с социальным окружением, проблемы с законом, отход от семьи и друзей, сужение общения до наркоманического круга, изоляция (Максимова Н.Ю., 1996).

Наряду с социальной деградацией происходит выраженное изменение характера. На фоне озабоченности наркотиком нарастает общая необязательность, формируется амотивационный синдром, утрачиваются прежние интересы и увлечения, отрицание становится стилем поведения. Наркозависимый отрицает буквально всё: факты употребления, свои поступки и ответственность, наличие проблемы, а также саму зависимость и необходимость ее лечения. Попытки окружающих помочь зависимому зачастую обесцениваются или вызывают агрессию. Реальность у наркоманов полностью заменяется фантазиями в форме бесплодных мечтаний, невыполняемых обещаний, лжи и иллюзий (Менделевич В.Д., 2001).

Одним из наиболее важных в рассматриваемой проблеме является вопрос о мотивации наркозависимого поведения (Петракова Т.Н., Лимонова Д.Л., Меньшикова Е.С., 1999). Среди мотивов первичного употребления выделяют: атарактические (достижение психологического комфорта и релаксации), стремление к принадлежности и одобрению группы, гедонистические (получение специфического физического удовольствия), гиперактивации (для повышения тонуса и самооценки), псевдокультурные (демонстрация какого-либо качества) и познавательно-исследовательские мотивы (любопытство и стремление к новым впечатлениям) (Кон И.С., 1989).

Если первоначально аддиктивная личность старается уйти от решения проблем, то постепенно она вообще теряет способность к действиям. Депрессия, изоляция, ощущение беспомощности и проблемы с законом — всё это, наконец, приводит к осознанию серьезности положения.

И бороться с уже сформировавшейся болезнью очень трудно, так как множество наркозависимых после лечения опять начинают принимать наркотики. Во всех антинаркотических программах мира на первое место ставят проблему профилактики наркозависимости. Профилактика зависимости от наркотиков представляет собой стратегии, направленные либо на снижение факторов риска заболевания наркоманией, либо на усиление многих факторов, которые понижают восприимчивость к болезни. Определенные жизненные обстоятельства могут либо способствовать, либо препятствовать началу потребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска потребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем психоактивных веществ, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска потребления психоактивных веществ.

Н.А. Сирота (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003) разработала классификацию факторов риска формирования наркомании в подростковом возрасте.

a) Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности.

К ним отнесены:

  • патологически протекавшая беременность у матери;

  • хронические острые и тяжелые заболевания матери в период беременности;

  • хронические и острые тяжелые психические травмы, действующие на мать в период беременности;

  • патологически протекавшие роды у матерей;

  • задержки в раннем нервно-психическом развитии;

  • нервно-психические отклонения в раннем детстве.

б) Факторы наследственной отягощенности:

  • наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

  • наследственная отягощенность алкоголизмом;

  • наследственная отягощенность наркоманией.

в) Факторы нарушенного онтогенеза:

  • черепно-мозговые травмы;

  • психотравмы;

  • тяжелые соматические заболевания в процессе развития ребенка.

г) Различные нарушения семейного воспитания:

  • неполные, распавшиеся семьи, отсутствие семьи, деструктивные семьи, воспитание по типу явной или скрытой гинопротекции, в том числе воспитание в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками;

  • психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей.

д) Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:

  • формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;

  • избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;

  • формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их;

  • снижение успеваемости;

  • нарушение школьной дисциплины;

  • неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);

  • конфликтность в отношениях со сверстниками — представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними;

  • конфликтность с учителями и администрацией школ;

  • нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному» принципу;

  • уменьшение интенсивности и неустойчивость общения с противоположным полом, выраженные проблемы общения с противоположным полом;

  • коммуникативная форма проведения досуга, отсутствие устойчивых увлечений;

  • склонность к асоциальным формам поведения.

е) Психологические факторы:

  • зависимость от влияния референтной группы сверстников, особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции;

  • тенденция реализовать эмоциональное напряжение в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания, принятия решения, игнорирование системы социальных установок и ролей;

  • нарушения в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформировавшаяся в соответствии с возрастом самооценка, прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

  • несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;

  • отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;

  • отсутствие сформированного представления о жизненных целях и будущем;

  • отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и в связи с этим отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

  • неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении «призыв к помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

Профессором Н.В. Вострокнутовым выделены общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками, которые могут быть полезны родителям и педагогам:

  • Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

  • Появляются отчужденность, эмоционально холодное отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.

  • Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

  • Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.

  • Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

  • Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и (или) другие психоактивные вещества.

  • Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

  • Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.

  • Изменение аппетита — от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота.

  • Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.

  • «Беспричинное» сужение или расширение зрачков.

Факторами защиты от риска потребления психоактивных веществ могут быть:

  • семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;

  • высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;

  • высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие;

  • доступность служб социальной помощи;

  • высокое качество медицинской помощи;

  • низкий уровень преступности в регионе.

Нет единственного фактора, который бы способствовал началу потребления психоактивных веществ конкретным человеком. В процессе жизни на индивида воздействует совокупность как факторов риска, так и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятных связей с формированием наркозависимости.

В мире существуют определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало потребления наркотиков лицами, ранее их не потреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на детей, подростков, молодежь. Усилия первичной профилактики направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Первичная профилактика должна осуществляться специально обученными в области профилактики психологами, медицинскими и социальными психологами и педагогами. Субъектами внутри- и межведомственного взаимодействия в этом случае являются органы управления образовательными учреждениями, образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), учреждения здравоохранения (наркологические диспансеры) и др.

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является избирательной. Она ориентирована на лиц, имеющих эпизоды потребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для группы риска), либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития.

Вторичная профилактика у детей, подростков и молодежи включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Ее контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, уходы из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящиеся в трудной жизненной ситуации — социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию).

Выполнение программ вторичной профилактики должно осуществляться специально обученными профессионалами — психотерапевтами, психологами, педагогами — и сетью непрофессионалов — членами групп само- и взаимопомощи, консультантами. Эффект от программ вторичной профилактики более быстрый, но менее универсальный и действенный, чем от первичной.

Третичная профилактика наркозависимости является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Третичная профилактика типа «А» направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа «Б» (именуемая также четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших потреблять наркотики. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов-психотерапевтов, терапевтов и психологов, а также непрофессионалов-консультантов, членов социально-поддерживающих групп и сообществ.

Для реализации образовательной модели профилактики необходимы:

  • постоянный мониторинг факторов социально-психологического и педагогического неблагополучия подростков для определения группы риска наркотизации;

  • психолого-педагогическое информирование школьников подросткового возраста о вредном воздействии наркотических средств на организм человека;

  • проведение обучения педагогического коллектива школы — повышение квалификации в области противодействия наркотизации школьников;

  • вовлечение подростков в социально значимую деятельность;

  • взаимодействие с родителями в направлениях воспитания активной гражданской позиции и формирования культуры здорового образа жизни. Примером может служить создание семейно-спортивного школьного клуба (для проведения спортивных соревнований между семейными командами как в рамках одной классной параллели, так и между школами района, выезда на природу, участие в туристических походах);

  • повышение роли и места занятий физкультурой и спортом в образовательном процессе школы.

Порядок действия школы, если в ней учится подросток-наркоман

В отношении ребенка и подростка:

1. Предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ; сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.

2. Предлагать помощь подростку корректным и, если ситуация позволяет, желательно ненавязчивым способом.

3. Корректно использовать информацию о наркологических проблемах подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.

4. Иметь информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним, особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.

5. Точно знать при работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ: какова ситуация в его семье? Могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка? Каково его микросоциальное окружение по месту жительства?

В отношении родителей:

1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) ребенка.

2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов наркоманической группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

3. Организовать индивидуальные встречи подростков и (или) их родителей (законных представителей) с врачом районного подросткового наркологического кабинета.

4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

Действия учителя, если школьник находится в измененном состоянии сознания в классе:

1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.

3. Срочно вызвать медицинского работника школы.

4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей) подростка.

5. Нецелесообразно проводить немедленное разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.

6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

7. Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет.

В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается достаточно быстро, начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы. Столкнувшись с такими формами поведения, школа обычно переходит к тактике «активного выталкивания» трудного ученика с проблемами зависимости из школьной среды. При безуспешности «активного выталкивания» оставляет ему своих учеников, всё социальное пространство вокруг школы. Таким образом, школа проигрывает свою борьбу с начинающим наркотизироваться подростком за его судьбу и за судьбы других подопечных учеников.

Что необходимо помнить в такой ситуации?

1. Социально-профилактическая и медико-психологическая помощь, ориентированная на отдельные случаи вмешательства по отдельным детям и подросткам, без работы в микросреде, без разъединения группы наркотизирующихся несовершеннолетних практически малоэффективна, так же как и временная изоляция ребенка в домашних условиях, или временное помещение его в наркологический стационар, или разовое приглашение инспектора отделения профилактики правонарушений несовершеннолетних, часто используемое «с целью устрашения».

2. Начинающий наркоман, несмотря на его установку оставить школу, должен оставаться как можно дольше в школьной среде и продолжать учебу, так как это один из существенных социально-психологических факторов противодействия нарастающей социальной дезадаптации подростка.

3. Профилактическая работа должна быть не только предупреждающей, но и активно направленной, а на этапе формирующейся зависимости — обязательно комплексной с привлечением всех специалистов, работающих с детьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками.

Целевыми задачами такой комплексной деятельности являются:

  • разъединение асоциальных групп, в которых практикуется постоянный прием токсических и наркотических веществ;

  • объединенная помощь детям социального педагога, школьного психолога, врача, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних в преодолении формирующейся зависимости и отклонений поведения;

  • восстановление школьного статуса ребенка, бросившего прием токсико-наркотических веществ, с коррекцией возникших у него пробелов в обучении и воспитании.

Профилактические программы для детей и подростков школьного возраста

Разработка и апробация различных программ профилактики наркозависимости среди детей, подростков, молодежи становится все более актуальным научным направлением во всем мире, в том числе и в России. В настоящее время профилактика наркомании уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий и является системой научных знаний. При проведении этих программ необходимо создание условий открытого доверительного общения и творческой атмосферы работы, основная цель которой – формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих потреблению наркотиков.

Первое направление — разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни несомненно должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических навыков, через практику коммуникативных навыков, чтобы создавать поддержку в среде сверстников.

Образовательные превентивные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста (младший и средний школьный возраст) и их включенности в наркотическую ситуацию. Наиболее эффективен такой подход к детям с интактным характером представлений о наркоситуации и о наркотиках, к детям, не имеющим опыта контакта с подростками, включенными в наркосреду.

При создании образовательных программ, ориентированных на профилактические аспекты противодействия употреблению наркотиков, очень важным моментом является их адресность для отдельных возрастных периодов: 5-7 лет, 8-11 лет, 12-14 лет, 15-17 лет. Образовательные превентивные программы должны быть многоплановыми, включать «уроки жизненных навыков» противодействия первой пробе алкоголя и наркотика; формировать у детей установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.

К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Такие программы относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем «обучения через предмет». Это окружающий мир, валеология, основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни через развитие физической культуры школьников. Данное направление учебно-воспитательной работы обеспечивается в первую очередь через заместителя директора по учебной работе, педагога по ОБЖ, педагога по физической культуре, а также частично лекторов — специалистов по отдельным проблемам развития и здорового образа жизни (половое воспитание). Для данных форм работы по отдельным разделам превентивных образовательных программ может привлекаться и школьный врач. Следует указать, что в настоящее время многие программы по данным предметам (окружающий мир, валеология, ОБЖ) нуждаются в определенной модификации с целью усиления в них аспектов действенной, антинаркотической профилактики, включая усиление следующих компонентов:

— образовательный — углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни;

— психологический — углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной концепции самосознания у ребенка;

— социальный — активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.

Второе направление — разработка авторских превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ.

Это превентивные, т.е. несущие определенный потенциал предупреждения от употребления психоактивных веществ, образовательные программы относятся к уровню активной первичной профилактической работы. В их основе также лежит обучение через предмет, а именно такие предметы как история, биология, химия, литература и частично ОБЖ.

В условиях образовательного учреждения развитие этого направления первичной профилактической работы в школе обеспечивается прежде всего осознанием проблем первичной профилактики заместителем директора по учебной и воспитательной работе. Разработка авторских программ обеспечивается учителями-предметиками, в программы которых входит формирование у учащихся знаний о наиболее общих механизмах действия психоактивных веществ, о истории их распространения, о морально-этических проблемах, возникающих перед человеком при злоупотреблении наркотиками, и т.д. Для формирования этого направления работы также могут привлекаться лекторы — специалисты по отдельным проблемам здоровья и развития (половое воспитание, психическое здоровье и проблемы зависимости) и школьный врач.

Превентивные образовательные программы выполняют свое назначение, если в них достаточно глубоко проработаны следующие компоненты действенной, антинаркотической профилактики:

  • образовательный — минимальные знания о наркотических веществах и особенностях развития зависимости; знания о социальных и медицинских последствиях, к которым приводит зависимость при употреблении психоактивных веществ;

  • психологический — знания о себе и путях коррекции психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления психоактивных веществ, формирование устойчивой самооценки, умения сказать «нет», нести ответственность за себя и свой выбор, умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;

  • социальный — формирование навыков общения, преодоления чувств вины, неуверенности, психологической зависимости.

При составлении прогнозируемых результатов необходимо делать акцент на личностные результаты: знание законодательства Российской Федерации; ориентация в системе моральных норм и ценностей; основы социально-критического мышления, знание основ здорового образа жизни; уважение личности и ее достоинства; устойчивость к давлению сверстников, направленному на вовлечение к употреблению ПАВ; позитивная самооценка; готовность и способность к соблюдению моральных норм.

Третье направление — разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ-тренингов для учащихся. Данная форма первичной профилактической работы в школе может проводиться с подростками среднего и старшего школьного возраста.

В этом направлении первичный профилактический уровень обеспечивается не педагогическими и воспитательными, а психологическими методами, ориентированными на развитие личностных ресурсов учащихся и стратегий их позитивного поведения.

В связи с этим разработка данного направления первичной профилактики в школе может быть решена только на основе глубоко продуманной стратегии развития антинаркотической работы со стороны руководителей учреждения — директора, заместителя директора по воспитательной работе. Данное направление следует считать эффективным, но достаточно трудоемким и требующим квалифицированной подготовки школьного психолога, социального педагога, а также помощи учителей, подготовленных для активного сотрудничества с психологами в проведении активной профилактической работы в школе.

Антинаркотическая работа проводится с подростками старшего школьного возраста (15-17 лет) в форме школьных тематических круглых столов, учебных дискуссий и «мозговых штурмов», а также ролевых игр по актуальным проблемам противодействия формированию зависимости. Наиболее полно данное направление реализуется, когда из подростков старшего школьного возраста (15-17 лет) формируются группы волонтеров для дальнейшей профилактической работы в группах взаимопомощи между подростками-сверстниками, в группах поддержки при школьном наркопосте на базе школьного медицинского кабинета.

Четвертое направление — разработка превентивных обучающих программ — тренингов для специалистов образовательного учреждения.

Это направление активной профилактической антинаркотической работы ориентировано, прежде всего, на обучение и переобучение методам первичной профилактики педагогического состава школы и учителей-лидеров, которые проявили интерес активно сотрудничать со школьным психологом, школьным врачом, социальными педагогами в проведении антинаркотических программ.

Развитие данного направления работы в школе обеспечивается в первую очередь усилиями руководства школы, которое ставит перед педагогическим коллективом такую задачу (директор, зам. директора школы по воспитательной работе). Разрабатывают методические основы этого направления в школе такие специалисты как школьный психолог, социальный педагог, учителя, подготовленные для активного сотрудничества с психологами в проведении активной профилактической работы в школе. В ряде случаев такая работа на первом этапе может быть обеспечена специалистами наркологической службы, которые подготовлены по психотерапии и для активной профилактической работы в школе.

Данное направление первичной профилактики реализуется следующими средствами:

  • лекционные занятия по психологии личности, специфике подросткового возраста, особенностям дисфункциональной семьи и стрессовым расстройствам, проблемам зависимости и созависимости, особенностям выздоровления и реабилитации при наркомании;

  • практические семинары по методическому оснащению превентивных обучающих программ-тренингов для учащихся.

Подготовка и организация проведения программ антинаркотических программ должна содержать этапы ретроспективного анализа ситуации в образовательной организации и методические требования, которые можно представить в виде следующего алгоритма реализации антинаркотической программы:

1) оценка факторов наркоситуации в школе;

2) оценка текущих факторов наркоситуации в школе («группа риска»);

3) анализ имеющегося опыта антинаркотической работы в ОО;

4) формулирование целей и задач этапов реализации программы;

5) анализ плана мероприятий в рамках реализации программы;

6) подготовка отчета об исполнении программы на основе критериев и планируемых результатов исполнения программ;

7) анализ возможных рисков и трудностей при реализации программ;

8) предполагаемые шаги по их преодолению.

Рекомендации уроков профилактики наркомании для обучающихся с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков и молодежи

Важнейшим направлением работы всех общеобразовательных учреждений остается целенаправленный процесс формирования у обучающихся ценностных нравственных и духовных ориентиров, воспитания чувства полноценности и гражданской позиции, профилактика наркомании среди подростков.

Проблема потребления психотропных средств и психоактивных веществ среди подростков в России находится в зоне особого внимания государства и общества. Приоритетным направлением в работе с детьми является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а именно недопущение вовлечения подрастающего поколения в потребление наркотиков.

Цели организации и проведения уроков профилактики наркомании:

  • систематизировать и актуализировать знания учащихся о здоровом образе жизни;

  • формировать активную позицию, направленную на участие молодежи в социально-политической жизни, привлечение к альтернативным формам досуга в противовес наркотической зависимости;

  • формировать способность сказать: «Нет», принимать осознанные решения в повседневной жизни и в кризисных жизненных ситуациях;

  • формировать основу правовой культуры как необходимости следовать социально одобряемым правовым нормам.

Единые подходы к проведению урока определены через:

  • единую структуру и содержание;

  • единообразная образовательная часть.

При проведении профилактической беседы или урока по профилактике наркомании важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности школьников:

  • теоретическая образовательная часть;

  • практическая часть с психологическими упражнениями на закрепление материала и формирование поведения социально одобряемого правовым нормам.

Продуктивной окажется работа с обучающимися в групповом формате с использованием таких форм, как рисунки, коллаж, написание рассказов. Особое внимание следует уделить форме проведения урока. Специалисту следует избегать пассивных форм проведения мероприятия. Необходимо включить всех учащихся класса в активную деятельность.

В основной школе (5–6 классы) универсальный урок может в равной мере решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. Психолого — педагогические особенности обучающихся данной категории детей обусловлены содержанием важного этапа ‒ начала подросткового кризиса (11–13 лет). Поэтому в этот возрастной период рекомендуется использовать технологии проектирования и моделирования в групповом формате: дискуссия (аквариум) в классах, где практиковались подобные формы ранее; мозговой штурм; обратная связь (рефлексия); социальное проектирование, моделирование ситуаций и совместное решение; инсценировка; ролевые игры; интерактивные игры.

В 7–8 классах психолого-педагогические особенности обучающихся обусловлены продолжением подросткового кризиса. В этот период успешная социализация подростка осуществляется, прежде всего, при условии обеспечения для него возможности осознавать и на ценностно-эмоциональном уровне выражать собственное отношение к общекультурным образцам, нормам и закономерностям взаимодействия с окружающим миром. При работе с данной категорией подростков используются те же формы групповой работы (5-6 классы).

В старших классах (9–11 классы) методика работы специалиста имеет свои особенности (15–18 лет). Кризис идентичности является нормативным для 15–18 лет. Он необходим для нормального взросления и проявляется в бурном росте самосознания. Меняется отношение к своей личности. Юноша или девушка осознает себя неповторимой, не похожей на других личностью, с собственным миром чувств, мыслей и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Желание выделиться среди сверстников, попытки быть оригинальным приводят к стремлению самоутвердиться во внешних формах поведения, в оригинальных суждениях и необычных поступках. Педагог настраивает старшеклассников на более глубокое понимание.

Могут быть выбраны такие формы: дискуссия, диспут, круглый стол, мозговой штурм, социальное проектирование, моделирование ситуаций и совместное решение, поисковые исследования, практикум.

Педагогическими и методическими условиями успешного проведения тематических бесед с использованием лекционного материала по профилактике наркомании среди подростков являются:

  • использование досугово-культурных и профилактических программ;

  • опора на методический материал в данной тематике;

  • опора на знания обучающихся, полученные в ходе образовательного процесса в рамках сопряженных дисциплин ‒ обществознание, ОБЖ;

  • использование наглядного материала, мультимедийных презентаций из Интернет-ресурсов.

Каждому специалисту необходимо конструировать свой вариант проведения урока или беседы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся класса и на уровень их подготовленности.

При этом следует учитывать, что при организации и проведении урока необходимо выдержать структуру (теоретический и практический этап урока), с обязательным включением учащихся в активную деятельность.

Для создания доброжелательной благоприятной атмосферы специалистам в начале урока необходимо провести упражнения разминки, которые настроят коллектив на хорошее настроение и командную работу.

В заключение мероприятия необходимо использовать формат групповой рефлексии, в рамках которой каждый участник урока выразит свои чувства и отношение к услышанному и увиденному материалу на встрече.

Использованная литература:

  1. Бахтеев Р.Д. Комплекс мер по профилактике наркомании в молодежной среде / Р.Д. Бахтеев // Право. Экономика. Безопасность. – 2017. – № 3. – С. 98–99.

  2. Власова Ж.В. Девиантное поведение молодѐжи вследствие употребления психоактивных веществ / Ж.В. Власова, С.О. Коржова, О.А. Уколов // Центр. науч. вестн. – 2017. – Т. 2, № 12 (29). – С. 8–11.

  3. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утверждена Статс-секретарем — заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.А.Корневым 15 июня 2021 года);

  4. Коннов С.С. Наркомания как деструктивный фактор развития человеческого капитала молодого поколения в РФ / С.С. Коннов // Контентус. – 2017. – № 7 (60). – С. 16-17

  5. Макеева А.Г. «Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников», Пособие для учителя. Под ред. М.М. Безруких, М., 2003

  6. Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ – Московский Государственный Университет Им. М.В. Ломоносова.

  7. Об организации наркологической помощи в России и проблемах в системе профилактики наркомании. Брылев В.И. Межведомственное взаимодействие по предупреждению наркомании среди молодѐжи: общие выводы и предложения / В.И. Брылев, И.В. Исупова // Вестн. Балт. федер. ун-та им. И. Канта. Сер. : Гуманитар. и обществ. науки. – 2017. – № 2. – С. 32–38.

  8. Цыганкова Н.И., Эрлих О.В. «Методические рекомендации для организации занятий курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ».