Особенности организации и методика обучения игре в баскетбол в начальных классах


Автор: Людмила Михайловна Бормотова
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 15 пос. Биракан»
Должность: учитель физической культуры


Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития. Считаю, что приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое значение во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения и элементы спортивных и подвижных игр.

В школьной программе действия с мячом включены начиная с первого класса. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от класса к классу за счет дополнительных занятий, а также более сложных способов выполнения. Кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями ребята формируют навыки ведения, отбивания мяча, ловли, передачи, а также забрасывание мяча в кольцо. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности и согласованности движений. Они формируют умение схватить, удержать и бросить мяч. В играх с мячом у детей развиваются быстрота, прыгучесть, сила.

У детей младшего школьного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.

Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные мышцы, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. Важно развитие мышц удерживающих позвоночник, а это формирует правильную осанку.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения и воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедится в успешности действий.

Баскетбол – спортивная игра требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок.

Работая с младшими школьниками, я последовательно решаю основные задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности.

Младший школьный возраст предоставляет возможность для планомерного, углубленного изучения техники баскетбола. Уже в первом классе дети осваивают естественные движения, которые в дальнейшем служат основой для овладения специфическими для баскетбола перемещениями и техническими приемами игры. Поэтому с первого класса я знакомлю детей с основами техники перемещения, используя игровые приемы.

Основная стойка баскетболиста: ноги согнуты в коленях, одна нога выдвинута вперед на полшага, туловище немного наклонено вперед, смотреть перед собой, руки внизу. Обучая детей основной стойке, уделяю внимание, на постановку ног, для этого использую игровой прием – пружинка. По моей команде дети изображают как работает пружинка – сгибают и разгибают ноги, находясь в основной стойке баскетболиста. Закрепив этот навык, перехожу к следующему этапу обучения – владению мячом.

Владение мячом: обучение начинаю с техники владения малого мяча. Упражнения провожу в положении «пружинка».

1. Бросок и ловля двумя руками.

2. Бросок и ловля правой рукой.

3. Бросок и ловля левой рукой.

4. Бросок и ловля обеими руками с одним, двумя, тремя хлопками.

5. Бросок правой, ловим левой.

6. Бросок левой, ловим правой.

7. Бросок мяча в пол, ловим двумя.

8. Бросок мяча правой, ловим правой сверху, тоже левой.

9. Бросок мяча правой в пол, ловим правой снизу.

10. Броски и ловля на разной высоте отскока.

11. Броски мяча в стену, ловим обеими и одной рукой.

12. Броски мяча в цель.

13. Ловля и броски мяча партнеру.

14. Набивание мяча в пол.

Во всех этих упражнениях особое внимание уделяю работе ног, положению рук на мяче. Как только дети овладели приемами с малым мячом, перехожу к обучению владению мини мячами.

Упражнения в жонглировании мячом.

1. Вращение мяча вокруг туловища.

2. Перекладывание мяча под правой и левой ногой на месте и в движении.

3. Стоя на месте, ноги на ширине большого шага, перекатывание мяча между ног – «восьмерка».

4. Зажать мяч стопами: прыжки с продвижением вперед, вперед-назад, вправо-влево.

5. Зажать мяч стопами: подбрасывание мяча носками и ловля мяча.

6. Перебрасывание мяча с правой руки на левую (мяч не касается туловища).

7. Подбрасывание мяча с поворотами на месте и ловля.

8. «Маятник» – ноги на ширине плеч бросок мяча в пол между ног, ловля сзади, бросок в пол, ловля спереди.

9. Бросок мяча вверх обеими руками снизу, ловля сверху над головой.

10. Сильный удар мячом в пол перед собой, так чтобы он подскочил вверх выше головы, затем ловим обеими руками сверху.

11. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой и ловля той же рукой, после одного удара мяча в пол.

Количество ударов меняется. Эти же упражнения после закрепления дети выполняют в соревновательных условиях: а) кто быстрее выполнит и точнее, б) командные эстафеты.

Следующий этап обучения – элементы ведения мяча. Обучение начинаю из исходного положения: упор присев, объясняю детям о правильном положении руки на мяче: а) пальцы рук широко расставлены, немного согнуты, контакт с мячом осуществляется кончиками пальцев, б) верхняя часть руки и кисть помогают пальцам придать мячу скорость, в) мяч ударяется у правой (левой) ноги, г) работа ног – «пружинка».

Ошибки при ведении мяча: кисть шлепает по мячу, большая частота ударов в пол, глаза смотрят на мяч. Стараюсь говорить детям о том, что при ведении мяча должно создаваться впечатление, что мяч прилипает к руке. Как только дети закрепили этот навык – перехожу к обучению в стойке баскетболиста: а) ведение у правой ноги, б) ведение у левой ноги, в) с руки на руку. Акцент делаю на работу ног.

Ловля мяча – является сравнительно простым навыком, но дети не всегда правильно выполняют технику ловли, поэтому учу азбуке ловли мяча: а) смотреть на мяч, до тех пор, пока не поймаешь; б) ловить мяч на кончики пальцев; в) движение рук и кистей направить навстречу мячу.

Для обучения технике ловли мяча применяю упражнения с набивными мячами для укрепления кисти – связочного аппарата.

1. И. п.- сидя на полу, ноги широко расставлены, кисти на мяче, толчком послать мяч партнеру.

2. И. п. — стоя ноги врозь, руки с мячом внизу, бросок мяча в пол.

3. И. п. — стоя ноги врозь, руки с мячом у груди, бросок мяча вперед.

Для быстрого освоения техники ловли мяча использую на уроках подвижные игры, связанные с бросками и ловлей: «Охотники и утки», «Выбивала», «Защита крепости» – эта игра проводится в двух вариантах: а) кто больше поймает летящих мячей, б) на чьей половине после сигнала остается мячей.

Во втором классе начинаю предлагать обучающимся изучать технику перемещения баскетболиста. Бег – основной прием перемещения. Изучаем в основном равномерный бег, уделяя внимание постановке стоп, а также на сгибание ног в коленных суставах.

Приставной шаг изучается в стойке баскетболиста вправо и влево.

Остановки прыжком – по звуковому сигналу обращаю внимание на работу ног, приземление на две ноги.

Владение мячом во втором классе продолжаю закреплять элементами жонглирования.

Азбука жонглирования.

а) большинство упражнений выполняется в стойке баскетболиста.

б) у каждого игрока свой мяч.

в) упражнения выполнять без зрительного контроля.

г) каждое упражнение выполнять в течении 30 секунд.

Упражнения в жонглировании.

1. Держа мяч на ладони, подбросить его вверх и поймать тыльной стороной кисти.

2. Перекат: мяч на ладони над головой, выпрямляя руку движением кисти перевести мяч на кончики пальцев. Опуская руку вперед, перекатить мяч на тыльную сторону кисти.

3. Перебрасывание мяча кончиками пальцев с руки на руку.

4. Вращение мяча вокруг шеи с руки на руку.

5. Вращение мяча вокруг туловища, передавая с руки на руку.

6. Вращение вокруг ног – «восьмерка».

7. Перекат по спине, ловля на уровне пояса.

8. «Маятник» – удар под ногами спереди, ловля, удар под ногами, поймать спереди.

9. Подбрасывание мяча вверх, удар по бедрам, ловля мяча.

Затем во втором классе перехожу к изучению передачи мяча, совершенствуя ловлю. Существует много способов передач. Основные из них – передача двумя руками от груди, передача двумя руками от груди с ударом в пол, передача одной рукой от плеча. Все эти виды передач дети изучают в начальной школе.

При обучении передаче двумя руками от груди уделяю внимание работе рук, ног, ловле мяча, напоминая о азбуке ловли:

1. Основная стойка, мяч удерживается двумя руками на уровне груди, пальцы широко расставлены, большие пальцы направленны друг к другу. Руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз. Мяч посылается движением плеч, предплечий, кистей, пальцев.

2. Передача с отскоком от пола – выполняется также, только мяч направляется в пол.

Изучая эти передачи — дети учат азбуку передач мяча:

а) правильно выбери стойку;

б) не забывай, что передача должна быть точной;

в) проверь положение рук на мяче;

г) выполняй правильно ловлю.

При изучении технике ведения мяча во втором классе, использую упражнения в различных исходных положениях:

1. Ведение мяча стоя на правом (левом) колене.

2. Ведение в стойке баскетболиста с высоким и низким отскоком мяча.

3. Ведение мяча с закрытыми глазами.

4. Ведение мяча в шаге у правой (левой) ноги.

5. Ведение на месте, одна нога впереди, другая сзади, ведение мяча под ногой.

6. Ведение мяча из упора присев, с переходом в стойку баскетболиста.

7. Ведение мяча на месте, с переводом его с руки на руку.

8. Ведение мяча в шаге: по линиям, по боковым, по дуге, по штрафным кругам.

Подвижные игры разучиваю с детьми в соответствии с изученным материалом. Перемещение: «Воробьи, вороны», «Ловишки», Чай-чай, выручай», «Коршун и цыплята», «Наседка и коршун».

Броски и ловля: «Перестрелка», «Выбивала», «Охотники и утки», «Защита крепости», «Ловишки с мячом», «Пятнашки с мячом».

В третьем классе продолжаю обучение передвижениям с различными видами бега. Остановки прыжками и двумя ногами, защитная стойка, приставные шаги, ловля и передача мяча двумя и одной рукой на месте и в движении. Подвижные игры с элементами баскетбола.

Техника перемещения в третьем классе усложняется, так как в баскетболе очень важна скорость, недостаточно лишь быстро бегать. Поэтому учу их делать рывки, остановки, изменять направление движения и скорость.

Рывки изучаем как из положения на месте, так и при беге на небольшой скорости:

а) построение в одну шеренгу, по сигналу ускорение из различных и. п. -стоя, в упоре присев, стоя спиной с поворотом, выполняя прыжки, подскоки, в и. п. – лежа.

б) очень эффективное упражнение – челночный бег.

Затем перехожу к обучению остановкам. Ввожу в изучение остановку двумя шагами, как подводящее упражнение для обучения броску в движении. Обучение провожу при построении в шеренгу, сначала отрабатываю с детьми остановку прыжком по сигналу, с приземлением на две ноги. Затем под счет раз, два учим остановку двумя шагами. На раз – шаг правой, на два – левой. Далее в ходьбе, в колонну по одному, на счет. При закреплении, во время медленного бега под счет. И при полном освоении этого элемента, во время бега по звуковому сигналу: один свисток – остановка прыжком, два – двумя шагами.

Движение в защитной стойке: совершенствуя приставной шаг боком, начинаю обучать движению в защитной стойке спиной вперед:

а) стойка баскетболиста, двигаясь спиной вперед по волейбольным линиям, шаг широкий, спина прямая;

б) в паре, взявшись за руки, необходимо дотронуться до носок партнера.

в) в паре, друг против друга, запятнать колени партнера.

г) в паре, запятнать лопатки партнера, при этом уберечь свои.

Упражнения в жонглировании мячом в третьем классе более сложные, так как элементы выполняются как на месте, так и в движении:

1. Вращение мяча вокруг ног и между ног по восьмерке во время ходьбы.

2. Стоя ноги врозь, удерживать мяч обеими руками между ногами, правая рука спереди, левая сзади .Поменять положение рук, не давая мячу упасть на пол.

3. Стоя ноги врозь, поднять мяч руками над головой и с силой послать его в пол перед собой. Поймать мяч на уровне пояса, коленей, пола.

4. Удерживать мяч на ладони вытянутой руки. Движением кисти послать мяч к плечу. Ударом плеча вернуть его обратно.

5. Ноги на ширине плеч, мяч за спиной, бросок мяча в пол между ногами так, чтобы он отскочил вперед, поймать его обеими руками.

6. Прыгая вверх, подбрасываем мяч движением кисти правой руки (левой).

7. Мяч за спиной на уровне пояса. Подбросить мяч обеими руками за спину, сделать шаг вперед и поймать.

Ведение мяча изучаем в шаге и в движении:

1. Ведение мяча в высокой и низкой стойке.

2. Ведение мяча по коридорам.

3. Ведение по восьмерке, обводя штрафные круги со сменой рук.

4. Ведение мяча по прямой, остановиться, сесть на пол. Не прекращая ведения, подняться и продолжить ведение.

5. «Слалом». Вести мяч, обводя стойки расположенные по площадке.

6. «Игра жестов». Дети стоят в шеренге, по жестам учителя выполняют задание. Жест руками к себе – ведение шагом вперед. Жест от себя – ведение спиной назад. Жест рукой – круг над головой – движение с ведением по всему залу. Руки скрещены над головой – все бегут на свои места.

7. Пятнашки с ведением, водящий ведя мяч, старается запятнать игроков, которые ведя мяч убегают от водящего.

8. Эстафеты с ведением мяча.

К ранее изученным передачам добавляется передача одной рукой от плеча на месте и в шаге. Примерные упражнения, которые способствуют закреплению данной передачи:

1. Стойка баскетболиста, мяч находится у правого (левого) плеча на широко расставленных пальцах, другая рука поддерживает мяч спереди-снизу.

2. С шагом. При выполнении передачи выполняется шаг вперед, при ловле шаг назад.

3. Тоже, но с ведением и остановкой.

4. В паре, чья пара наберет 30 передач без потери мяча.

5. В паре. Ведение до середины зала, остановка прыжком, передача одной рукой от плеча.

6. В паре. Ведение мяча до середины зала, остановка в два шага, передача одной рукой от плеча.

7. Передача мяча с водящим. Ребята передают мяч друг другу в круге, не давая водящему возможности овладеть мячом.

8. В паре. Ведение мяча, передача в движении после двух шагов, возвращение на место спиной вперед.

Самое важное при обучении – работа ног, правильное положение рук на мяче.

Из бросков мяча в кольцо, на начальном этапе обучения, бросок в движении является одним из основных, но к тому же и одним из наиболее сложных для освоения.

Обучение начинаю из-под кольца, с места. Одна нога впереди, другая сзади, правая рука у плеча, мяч расположен на кисти. Сгибая и разгибая ноги выполнить бросок одной рукой. Учу целиться в квадрат щита. Как только дети освоят это движение, перехожу к отработке шагов. Под щитом рисую два круга, дети выполняют шаг правой (шаг левой), оттолкнувшись, производят бросок в кольцо. Затем одним ударом мяча, шаг правой (левой) отталкивание и бросок. Закрепляя навык: ведение, два шага, бросок. Затем закрепление провожу в эстафете, когда дети стоят в две колонны, выигрывает команда, забившая 10 мячей. Вышагивание на опорной ноге, ведение, два шага, бросок.

Затем обучаю детей броску мяча одной рукой с места. Обучение начинаю со стойки баскетболиста. Мяч лежит на широко расставленных пальцах, левая рука поддерживает мяч снизу. Мяч посылается выпрямлением руки и разгибанием кисти, одновременно выпрямляются ноги. Рука работает вперед-вверх. Этот бросок ребята выполняют из-под кольца, из-за трапеции.

Подвижные игры провожу с элементами баскетбола: «Мяч капитану», «Борьба за мяч», «Разведчики», эстафеты с элементами баскетбола – броски, ведение, передачи.

В четвертом классе учу использовать в игре повороты и финты перед передачей. Постоянно напоминаю обучающимся о необходимости выполнять пас на движение партнера в направлении вытянутой руки. Кроме того, ученик должен иметь понятие о необходимости играть через ближнего своего игрока. Поощряю игроков, кто играет на площадке по принципу «играй – откройся». Обучая ведению мяча «змейкой», я прошу детей дотрагиваться предплечьем ближней руки до стойки. Это позволяет им научиться своевременно переводить мяч с руки на руку, водить мяч в низкой стойке и прикрывать мяч от соперника свободной рукой.

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка направлено на качество выполнения движения, а не достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнование на скорость выполнение движения способствует их неправильному закреплению. Но это не значит, что начальном этапе формирования действия с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворяю желание детей играть. Эффективное использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя в сочетании с обучением.

В дальнейшем применяю подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка, действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После того как дети научатся правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает возможность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечивать сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а так же что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если учитель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почему именно так они должны выполнятся. Ребенок должен знать , почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скоростью и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи партнера.

Для сознательно отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные навыки в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнения самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в классе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей.

В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети среднего школьного возраста усваивают такие действия с мячом и без него. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры.

Вывод. В четвертом классе ребята продолжают совершенствовать все изученные технические приемы начальной школы. Моя основная задача – это воспитание полноценного, здорового, физически и морально устойчивого подрастающего поколения. Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, сумевший за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире. В основе баскетбола лежат естественные движения – бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей с раннего школьного возраста. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с младших классов. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает ребят мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремленности.

Обучение баскетболу с начальных классов имеет положительный результат, ведь в этом возрасте закладывается определенная база навыков и умений и уже в дальнейшем ученикам легче осваивать тактико-технические элементы и приемы игры.