Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров, их бытом, творчеством, с характерными особенностями росписи предметов.
- Закреплять умения детей передавать в рисунке крупные и мелкие элементы узора, технику владения кистью, правила пользования палитрой.
- Развивать у детей чувство цвета, внимание, память, умение синтезировать, анализировать.
- Обогащать у детей словарь родного языка новыми словами: фарфор, мастерская, гончар, грунт.
- Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих, узнавать предметы, сделанные мастерам Гжели.
Материал:
Выставка посуды, игрушек, репродукции с росписью Гжели, плоскостная игрушка солнышко-колоколнышко, магнитофон, силуэты кувшинов из белой бумаги для каждого ребенка, гуашь, палитра, кисти, тряпочки, вода.
Предварительная работа:
- Чтение книги «Гжель», рассматривание посуды, игрушек, репродукций, лепка кувшинов и их роспись.
- Индивидуально-коррекционная работа: учить в определенной последовательности смешивать гуашь Славу, Ульяну, Настю.
- Словарная работа: познакомить детей с новыми словами: фарфор, грунт, мастерская, гончар.
I часть.
Ребята, я вас приглашаю в мастерскую. Что такое мастерская? Верно, это помещение, где работают мастера своего дела. Новое слово (мастерская) повторяем индивидуально.
Посмотрите на картинку и скажите, какие мастера здесь работают? Верно, гжельские.
Посмотрите, какие изделия вы видите на выставке? (Посуду, игрушки). Почему называют эти изделия гжельскими? Верно, эти мастера живут недалеко от Москвы в селе Гжель. Они первыми придумали эту роспись.
Ребята, из чего делают предметы Гжели? Верно, из глины. По-другому глину, обожженную в печи, называют фарфор. Новое слово (фарфор) повторяем индивидуально.
Ребята, знаете ли вы что того мастера, который лепит из глины предметы, называют гончаром? Новое слово (гончар) повторяем индивидуально. А тот человек, который расписывает эти предметы, называется художник. Что художник делает с предметом в начале своей работы? Верно, покрывает изделие белой краской. А по-другому говорят, наносит белый грунт, как мы фон на лист бумаги. Новое слово (грунт) повторяем индивидуально. Эту роспись легко узнать т.к. в ней мастера используют … какие краски? (голубую, синюю).
II часть.
Стук в окно.
– Кто это стучит в окно?
Влетает пакет, из него выглядывает ворона.
- Ой, куда это меня ветром занесло?
- Это г. Биробиджан, ул. Кубанская, 32, детский дом №5?
- Да, а что случилось?
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каркуша! Сейчас я все объясню. Я прилетела к вам из с. Гжель. Там, в нашем селе, мне сорока на хвосте принесла новость, что вы хотите стать гжельскими мастерами?
- Верно, это так.
- Вот я и подумала, к вам полечу и вас гжели научу.
- А разве птицы умеют рисовать? (нет).
- Это у вас в городе птицы бездарные, а в нашем селе все могут рисовать! Даже я стала мастерицей гжельской росписи.
- Ребята, давайте посмотрим, какой мастерицей стала Каркуша?
Игра «Помоги художнику».
Цель: учить детей классифицировать посуду Гжели, развивать умения синтезировать, анализировать. На доске выставляю плоскостную посуду голубой, красной, зеленой росписи. Дети самостоятельно находят посуду Гжели, ошибки Каркуши в ее росписях.
– Вот видишь, Каркуша, как в жизни бывает «Не хвали сам себя, пусть похвалят тебя». Не огорчайся, Каркуша! Ребята, что нам делать? Надо ей помочь.
Цель: сегодня мы будем учить Каркушу передавать в росписи элементы Гжели. Ребята, вот еще и солнышко-колоколнышко в помощники пришло к нам.
Разминка.
III часть.
– Здравствуйте, ребята! Можно я вам помогу? Для росписи я вам принесла своих помощников – лучики-фломастеры.
– Ребята, сможет ли солнышко нам помочь в этом деле? (нет). Верно, у тебя, солнышко, нет голубой и синей краски.
– Очень жаль, что не могу вам помочь. Тогда я вам подарю их в конце занятия за лучшую работу. Заглянуло к вам в окошко, ведь устали вы немножко. А пока с лучиками поиграем.
Игра: «Прикоснись кончиком лучика до своего носа». Игра повторяется 3-4 раза.
IV часть.
Перед самостоятельной деятельностью детей я на доске частично показываю приемы рисования розы. Остальную часть кувшина предлагаю детям украсить самостоятельно, помогаю вопросом: «какими узорами можно расписать свободную часть кувшина?». Вспомните и покажите, как надо держать кисть, чтобы она была помощницей в вашем трудном деле. В воздухе концом кисти показываем с детьми приемы (тычка, прямой, круглой, волнистой линией). Дети под музыку делают роспись на кувшинах.
V часть.
Самоанализ своих работ детьми.
- Каркуша, чем мы сегодня занимались?
- Сейчас посмотрю.
- На верхнюю часть доски к солнышку-колоколнышку поставьте те работы, что получились удачно, хорошо. А возле меня, Каркуши, работы с небольшими ошибками.
- Расскажите, почему вы так решили? Мой анализ с солнышком (похвала, подарки – лучики-фломастеры от солнышка-колоколнышка).