Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у мастеров Гжели»


Автор: Лидия Леонидовна Вольникова
Место работы: ОГОБУ «Детский дом № 5»
Должность: воспитатель


Программные задачи:

  • Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров, их бытом, творчеством, с характерными особенностями росписи предметов.
  • Закреплять умения детей передавать в рисунке крупные и мелкие элементы узора, технику владения кистью, правила пользования палитрой.
  • Развивать у детей чувство цвета, внимание, память, умение синтезировать, анализировать.
  • Обогащать у детей словарь родного языка новыми словами: фарфор, мастерская, гончар, грунт.
  • Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих, узнавать предметы, сделанные мастерам Гжели.

Материал:

Выставка посуды, игрушек, репродукции с росписью Гжели, плоскостная игрушка солнышко-колоколнышко, магнитофон, силуэты кувшинов из белой бумаги для каждого ребенка, гуашь, палитра, кисти, тряпочки, вода.

Предварительная работа:

  • Чтение книги «Гжель», рассматривание посуды, игрушек, репродукций, лепка кувшинов и их роспись.
  • Индивидуально-коррекционная работа: учить в определенной последовательности смешивать гуашь Славу, Ульяну, Настю.
  • Словарная работа: познакомить детей с новыми словами: фарфор, грунт, мастерская, гончар.

I часть.

Ребята, я вас приглашаю в мастерскую. Что такое мастерская? Верно, это помещение, где работают мастера своего дела. Новое слово (мастерская) повторяем индивидуально.

Посмотрите на картинку и скажите, какие мастера здесь работают? Верно, гжельские.

Посмотрите, какие изделия вы видите на выставке? (Посуду, игрушки). Почему называют эти изделия гжельскими? Верно, эти мастера живут недалеко от Москвы в селе Гжель. Они первыми придумали эту роспись.

Ребята, из чего делают предметы Гжели? Верно, из глины. По-другому глину, обожженную в печи, называют фарфор. Новое слово (фарфор) повторяем индивидуально.

Ребята, знаете ли вы что того мастера, который лепит из глины предметы, называют гончаром? Новое слово (гончар) повторяем индивидуально. А тот человек, который расписывает эти предметы, называется художник. Что художник делает с предметом в начале своей работы? Верно, покрывает изделие белой краской. А по-другому говорят, наносит белый грунт, как мы фон на лист бумаги. Новое слово (грунт) повторяем индивидуально. Эту роспись легко узнать т.к. в ней мастера используют … какие краски? (голубую, синюю).

II часть.

Стук в окно.

Кто это стучит в окно?

Влетает пакет, из него выглядывает ворона.

  • Ой, куда это меня ветром занесло?
  • Это г. Биробиджан, ул. Кубанская, 32, детский дом №5?
  • Да, а что случилось?
  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каркуша! Сейчас я все объясню. Я прилетела к вам из с. Гжель. Там, в нашем селе, мне сорока на хвосте принесла новость, что вы хотите стать гжельскими мастерами?
  • Верно, это так.
  • Вот я и подумала, к вам полечу и вас гжели научу.
  • А разве птицы умеют рисовать? (нет).
  • Это у вас в городе птицы бездарные, а в нашем селе все могут рисовать! Даже я стала мастерицей гжельской росписи.
  • Ребята, давайте посмотрим, какой мастерицей стала Каркуша?

Игра «Помоги художнику».

Цель: учить детей классифицировать посуду Гжели, развивать умения синтезировать, анализировать. На доске выставляю плоскостную посуду голубой, красной, зеленой росписи. Дети самостоятельно находят посуду Гжели, ошибки Каркуши в ее росписях.

Вот видишь, Каркуша, как в жизни бывает «Не хвали сам себя, пусть похвалят тебя». Не огорчайся, Каркуша! Ребята, что нам делать? Надо ей помочь.

Цель: сегодня мы будем учить Каркушу передавать в росписи элементы Гжели. Ребята, вот еще и солнышко-колоколнышко в помощники пришло к нам.

Разминка.

III часть.

Здравствуйте, ребята! Можно я вам помогу? Для росписи я вам принесла своих помощников – лучики-фломастеры.

Ребята, сможет ли солнышко нам помочь в этом деле? (нет). Верно, у тебя, солнышко, нет голубой и синей краски.

Очень жаль, что не могу вам помочь. Тогда я вам подарю их в конце занятия за лучшую работу. Заглянуло к вам в окошко, ведь устали вы немножко. А пока с лучиками поиграем.

Игра: «Прикоснись кончиком лучика до своего носа». Игра повторяется 3-4 раза.

IV часть.

Перед самостоятельной деятельностью детей я на доске частично показываю приемы рисования розы. Остальную часть кувшина предлагаю детям украсить самостоятельно, помогаю вопросом: «какими узорами можно расписать свободную часть кувшина?». Вспомните и покажите, как надо держать кисть, чтобы она была помощницей в вашем трудном деле. В воздухе концом кисти показываем с детьми приемы (тычка, прямой, круглой, волнистой линией). Дети под музыку делают роспись на кувшинах.

V часть.

Самоанализ своих работ детьми.

  • Каркуша, чем мы сегодня занимались?
  • Сейчас посмотрю.
  • На верхнюю часть доски к солнышку-колоколнышку поставьте те работы, что получились удачно, хорошо. А возле меня, Каркуши, работы с небольшими ошибками.
  • Расскажите, почему вы так решили? Мой анализ с солнышком (похвала, подарки – лучики-фломастеры от солнышка-колоколнышка).