«Пластилинография – нетрадиционная техника в художественно-эстетическом развитии» (мастер-класс для педагогов, презентация)


Автор: Нина Тихоновна Бекетова
Место работы: МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Амурзет»
Должность: воспитатель


Цель – повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Ожидаемый результат: создание лепной картины с изображением полуобъёмных, выпуклых персонажей, предметов на горизонтальной поверхности; применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми; повышение уровня профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса:

Хочу представить вам свой опыт работы в художественно-эстетическом развитии с использованием нетрадиционной техники «пластилинография». Слово пластилинография имеет два корня: пластилин – материал, при помощи которого осуществляется замысел, и «графил» – это создавать изображение, рисовать. Нетрадиционная техника «пластилинография» является новым направлением детского творчества. Принцип данной техники заключается в создании пластилиновой лепной картины с изображение выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин, возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование пластилиновой поверхности бисером, семенами растений, природным материалом, небольшими кусочками бумаги. Цели и задачи пластилинографии:

  • формирование навыков работы с пластилином;

  • пробуждение интереса к нетрадиционной технике;

  • освоение приёмов – скатывание, надавливание, размазывание;

  • развитие общей и мелкой моторики рук;

  • развитие способности контролировать движения пальцев рук;

  • обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

  • создание с помощью новых приёмов сюжетных картин;

  • ознакомление с разнообразием окружающего мира;

  • развитие фантазии и воображения;

  • формирование элементарных навыков самоконтроля;

  • улучшение речевого развития детей;

  • формирование положительных навыков коммуникативного общения со сверстниками;

  • развитие психических процессов (развитие волевого усилия, развитие мышления);

  • развитие художественных и творческих способностей детей;

  • снижение мышечного напряжения и расслабление;

  • обогащение предметно-развивающей среды группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

Актуальность:

  • Актуальность нетрадиционной техники является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса.

  • На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

  • В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение); навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Ожидаемые результаты:

  • системное внедрение нетрадиционной техники в воспитательно-образовательный процесс позволяет развить художественно-творческие способности детей;

  • сформировать интерес и стремление к общению, связанной с творческой деятельностью;

  • способствует формированию навыков коллективного творчества и сотрудничества;

  • помогает создать интерес к различным видам техник, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.

Систематизация работы по использованию нетрадиционных техник способствует активизации памяти, внимания, воображения детей.

Основные приёмы, используемые в пластилинографии: Разминание, отщипывание, скатывание, раскатывание, вытягивание, вдавливание, сплющивание, скручивание, размазывание (мазок – надавливание на скатанный шарик и оттягивание его в нужном направлении), процарапывание, налеп.

Материалы для создания пластилиновой картины:

  • Набор цветного пластилина, картон, оргалит, фанерные доски, диски, пластинки, контурные предметные рисунки, сюжетные картинки, набор стеков, бросовый и природный материал, доска, салфетка. Рекомендации в работе с пластилином:

  • Твёрдый пластилин нужно разогреть заранее в ладонях. Использовать плотный матовый картон. Использовать физкультминутки и спокойную, лирическую музыку.

Правила поведения при работе с пластилином:

  • Нельзя брать пластилин в рот.

  • Во время лепки не следует трогать лицо, глаза, одежду руками.

  • После работы вымыть руки с мылом.

  • Маленькие кусочки пластилина не выбрасывать, они пригодятся для другой поделки.

  • После занятия убрать своё рабочее место.

Виды пластилинографии:

  • Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

  • Обратная (витражная) пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной стеклянной, прозрачной пластиковой поверхности.

  • Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру с использованием «жгутиков».

  • Многослойная пластилинография (миллефиори) – объёмное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с последовательным нанесением слоёв пластилина.

  • Модульная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек дисков.

  • Мозаичная пластилинография или пластилиновая мозаика – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью пластилиновых шариков.

  • Фактурная пластилинография – изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.

Этапы осваивания различных видов пластилинографии:

  • Младшая группа – прямая пластилинография.

  • Средняя группа – мозаичная пластилинография, контурная пластилинография.

  • Старшая группа – фактурная пластилинография, модульная пластилинография.

  • Подготовительная группа – многослойная пластилинография (миллефиори).

Выполнение работы: (слайд с изображением дерева яблони) Выполнение начинается с нанесения на картон изображения. Можно использовать раскраски или рисунок. От пластилина отщипывается небольшой кусочек и в виде мазков наносится на поверхность картона. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности, не выходя за контур рисунка. Можно применять смешанный пластилин для фактурной цветовой гаммы. Пластилинография является необычным и увлекательным занятием не только для детей, но и для взрослых. Я советую родителям детей своей группы непременно самим научиться необычным изобразительным приёмам в пластилинографии. Системная работа по использованию нетрадиционной техники способствует развитию педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей. Слайд работ «Пластилиновые фантазии» Своё увлечение пластилинографией я передаю детям, начиная с младшего возраста. Я построила свою работу художественно-эстетического развития в технике «пластилинография» по принципу – от простого – к сложному. Для начала я составила долгосрочный проект работы по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновые фантазии» Слайды: «Матрёшка», «8 марта», «Сарафан для Маши», «Мухомор», «Зёрнышки для петушка». Начиная с младшей группы, дети выполняют первые шаги в пластилинографии. Они наносят на плоскостные изображения небольшие кусочки пластилина в виде небольших шариков. Этими шариками они заполняют весь изображённый предмет. Слайды: «Медвежонок», «Снегири», «Снежинка», «Светофор», «Цветочная поляна», «Рябиновая веточка», «Веточка мимозы». В средней группе дети выполнили работы, используя приёмы размазывания (мазок), раскатывание, сплющивание. Слайды: «Вырастала ёлочка», «Новогодняя ёлка», «Зимние деревья», «Белая берёза», «Подарок маме», «Осенний пейзаж». «Деревья – могучий дуб, мохнатая ель, осенний клён», «Берёзовая роща», «Этот удивительный космос».

В старшем возрасте дети выполнили работы в технике фактурная пластилинография с наибольшим мастерством. Работы предлагала детям выполнить на дисках, на оргалите, картоне. Слайды: «Светофор – три глаза, три наказа», «Российский флаг», «Яблоня весной и осенью», «Красивые цветы», «Одуванчик – жёлтый сарафанчик», «Лесная красавица».

В подготовительной группе учила детей применять две разные техники — пластилинография и торцевание (пластилин и небольшие кусочки гофрированной бумаги). Слайд: «Яблонька» А также дети выполнили витражную пластилинографию, используя бросовый материал.

Работы, выполненные детьми в технике «пластилинография», использую в своей работе. Слайд: «Космос» Игра «Сложи картинку» – дети составляют целое из 4-6 частей. Слайд: Диорама «Кто живёт в лесу?» Игра «Кто живет в лесу?», «Подводный мир» Это панорама, выполненная в технике «пластилинография» и добавление объёмных игрушек зверей, рыб.

Такие диорамы использую для настольного театра. Слайд: «Планеты Солнечной системы». При изучении космического пространства закрепляли названия планет, их местоположение в солнечной системе выполнили общую работу «Планеты Солнечной системы». Слайд: Альбом «Деревья родного края», брошюра. Изучая разные виды деревьев, их названия и отличительные особенности выполнили работы, используя фактурную пластилинографию. Разные виды деревьев, выполненные в технике «пластилинография» использую в речевых играх.

Участвуя в районном конкурсе «Речевые игры» подготовила альбом «Деревья родного края», а также выпустила брошюру «Словесные игры», выполненные в технике пластилинография. Слайды: «Пейзажи родного села», «Мир растений», «Животный мир» Когда изучаем природу в разные времена года, её отличительные особенности, выполнили работы, используя многослойную пластилинографию. Слайд: «Дымковская барыня, хохломские изделия, гжельский чайник» Знакомя детей с народно — прикладным искусством выполнили работы с элементами росписи Хохломы, Дымково, Гжели. Слайд: «Подарки».

В технике пластилинография дети готовили подарки своим родителям на праздник Нового года, День Защитника Отечества, 8 марта, день матери, день России. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «пластилинография» позволяет решать не только практические, но и воспитательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел. Дети получают знания, умения, навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции. Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты. Дети получают удовлетворение от художественной деятельности. Каждый ребёнок вносит в свою работу обязательно что-то своё, для них открываются новые возможности обыкновенного пластилина, но мы его называем «волшебным пластилином». Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, выполнить коллективные работы, проявить своё творчество и фантазию в технике пластилинография. Работа педагогов за столами. Предлагаю им выполнить коллективные работы (под лирическую мелодию) Темы работ: «Планеты солнечной системы», «Деревья родного края», «Праздничный салют». Вношу пластилин, картон, стеки. Показ приёмов выполнения. Каждая работа состоит из 4-6 частей.

Спасибо за внимание!