Цель – повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Ожидаемый результат: создание лепной картины с изображением полуобъёмных, выпуклых персонажей, предметов на горизонтальной поверхности; применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми; повышение уровня профессиональной компетентности.
Ход мастер-класса:
Хочу представить вам свой опыт работы в художественно-эстетическом развитии с использованием нетрадиционной техники «пластилинография». Слово пластилинография имеет два корня: пластилин – материал, при помощи которого осуществляется замысел, и «графил» – это создавать изображение, рисовать. Нетрадиционная техника «пластилинография» является новым направлением детского творчества. Принцип данной техники заключается в создании пластилиновой лепной картины с изображение выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин, возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование пластилиновой поверхности бисером, семенами растений, природным материалом, небольшими кусочками бумаги. Цели и задачи пластилинографии:
формирование навыков работы с пластилином;
пробуждение интереса к нетрадиционной технике;
освоение приёмов – скатывание, надавливание, размазывание;
развитие общей и мелкой моторики рук;
развитие способности контролировать движения пальцев рук;
обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
создание с помощью новых приёмов сюжетных картин;
ознакомление с разнообразием окружающего мира;
развитие фантазии и воображения;
формирование элементарных навыков самоконтроля;
улучшение речевого развития детей;
формирование положительных навыков коммуникативного общения со сверстниками;
развитие психических процессов (развитие волевого усилия, развитие мышления);
развитие художественных и творческих способностей детей;
снижение мышечного напряжения и расслабление;
обогащение предметно-развивающей среды группы, способствующую проявлению творческой активности детей.
Актуальность:
Актуальность нетрадиционной техники является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса.
На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение); навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Ожидаемые результаты:
системное внедрение нетрадиционной техники в воспитательно-образовательный процесс позволяет развить художественно-творческие способности детей;
сформировать интерес и стремление к общению, связанной с творческой деятельностью;
способствует формированию навыков коллективного творчества и сотрудничества;
помогает создать интерес к различным видам техник, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.
Систематизация работы по использованию нетрадиционных техник способствует активизации памяти, внимания, воображения детей.
Основные приёмы, используемые в пластилинографии: Разминание, отщипывание, скатывание, раскатывание, вытягивание, вдавливание, сплющивание, скручивание, размазывание (мазок – надавливание на скатанный шарик и оттягивание его в нужном направлении), процарапывание, налеп.
Материалы для создания пластилиновой картины:
Набор цветного пластилина, картон, оргалит, фанерные доски, диски, пластинки, контурные предметные рисунки, сюжетные картинки, набор стеков, бросовый и природный материал, доска, салфетка. Рекомендации в работе с пластилином:
Твёрдый пластилин нужно разогреть заранее в ладонях. Использовать плотный матовый картон. Использовать физкультминутки и спокойную, лирическую музыку.
Правила поведения при работе с пластилином:
Нельзя брать пластилин в рот.
Во время лепки не следует трогать лицо, глаза, одежду руками.
После работы вымыть руки с мылом.
Маленькие кусочки пластилина не выбрасывать, они пригодятся для другой поделки.
После занятия убрать своё рабочее место.
Виды пластилинографии:
Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Обратная (витражная) пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной стеклянной, прозрачной пластиковой поверхности.
Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру с использованием «жгутиков».
Многослойная пластилинография (миллефиори) – объёмное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с последовательным нанесением слоёв пластилина.
Модульная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек дисков.
Мозаичная пластилинография или пластилиновая мозаика – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью пластилиновых шариков.
Фактурная пластилинография – изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.
Этапы осваивания различных видов пластилинографии:
Младшая группа – прямая пластилинография.
Средняя группа – мозаичная пластилинография, контурная пластилинография.
Старшая группа – фактурная пластилинография, модульная пластилинография.
Подготовительная группа – многослойная пластилинография (миллефиори).
Выполнение работы: (слайд с изображением дерева яблони) Выполнение начинается с нанесения на картон изображения. Можно использовать раскраски или рисунок. От пластилина отщипывается небольшой кусочек и в виде мазков наносится на поверхность картона. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности, не выходя за контур рисунка. Можно применять смешанный пластилин для фактурной цветовой гаммы. Пластилинография является необычным и увлекательным занятием не только для детей, но и для взрослых. Я советую родителям детей своей группы непременно самим научиться необычным изобразительным приёмам в пластилинографии. Системная работа по использованию нетрадиционной техники способствует развитию педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей. Слайд работ «Пластилиновые фантазии» Своё увлечение пластилинографией я передаю детям, начиная с младшего возраста. Я построила свою работу художественно-эстетического развития в технике «пластилинография» по принципу – от простого – к сложному. Для начала я составила долгосрочный проект работы по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновые фантазии» Слайды: «Матрёшка», «8 марта», «Сарафан для Маши», «Мухомор», «Зёрнышки для петушка». Начиная с младшей группы, дети выполняют первые шаги в пластилинографии. Они наносят на плоскостные изображения небольшие кусочки пластилина в виде небольших шариков. Этими шариками они заполняют весь изображённый предмет. Слайды: «Медвежонок», «Снегири», «Снежинка», «Светофор», «Цветочная поляна», «Рябиновая веточка», «Веточка мимозы». В средней группе дети выполнили работы, используя приёмы размазывания (мазок), раскатывание, сплющивание. Слайды: «Вырастала ёлочка», «Новогодняя ёлка», «Зимние деревья», «Белая берёза», «Подарок маме», «Осенний пейзаж». «Деревья – могучий дуб, мохнатая ель, осенний клён», «Берёзовая роща», «Этот удивительный космос».
В старшем возрасте дети выполнили работы в технике фактурная пластилинография с наибольшим мастерством. Работы предлагала детям выполнить на дисках, на оргалите, картоне. Слайды: «Светофор – три глаза, три наказа», «Российский флаг», «Яблоня весной и осенью», «Красивые цветы», «Одуванчик – жёлтый сарафанчик», «Лесная красавица».
В подготовительной группе учила детей применять две разные техники — пластилинография и торцевание (пластилин и небольшие кусочки гофрированной бумаги). Слайд: «Яблонька» А также дети выполнили витражную пластилинографию, используя бросовый материал.
Работы, выполненные детьми в технике «пластилинография», использую в своей работе. Слайд: «Космос» Игра «Сложи картинку» – дети составляют целое из 4-6 частей. Слайд: Диорама «Кто живёт в лесу?» Игра «Кто живет в лесу?», «Подводный мир» Это панорама, выполненная в технике «пластилинография» и добавление объёмных игрушек зверей, рыб.
Такие диорамы использую для настольного театра. Слайд: «Планеты Солнечной системы». При изучении космического пространства закрепляли названия планет, их местоположение в солнечной системе выполнили общую работу «Планеты Солнечной системы». Слайд: Альбом «Деревья родного края», брошюра. Изучая разные виды деревьев, их названия и отличительные особенности выполнили работы, используя фактурную пластилинографию. Разные виды деревьев, выполненные в технике «пластилинография» использую в речевых играх.
Участвуя в районном конкурсе «Речевые игры» подготовила альбом «Деревья родного края», а также выпустила брошюру «Словесные игры», выполненные в технике пластилинография. Слайды: «Пейзажи родного села», «Мир растений», «Животный мир» Когда изучаем природу в разные времена года, её отличительные особенности, выполнили работы, используя многослойную пластилинографию. Слайд: «Дымковская барыня, хохломские изделия, гжельский чайник» Знакомя детей с народно — прикладным искусством выполнили работы с элементами росписи Хохломы, Дымково, Гжели. Слайд: «Подарки».
В технике пластилинография дети готовили подарки своим родителям на праздник Нового года, День Защитника Отечества, 8 марта, день матери, день России. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «пластилинография» позволяет решать не только практические, но и воспитательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел. Дети получают знания, умения, навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции. Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты. Дети получают удовлетворение от художественной деятельности. Каждый ребёнок вносит в свою работу обязательно что-то своё, для них открываются новые возможности обыкновенного пластилина, но мы его называем «волшебным пластилином». Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, выполнить коллективные работы, проявить своё творчество и фантазию в технике пластилинография. Работа педагогов за столами. Предлагаю им выполнить коллективные работы (под лирическую мелодию) Темы работ: «Планеты солнечной системы», «Деревья родного края», «Праздничный салют». Вношу пластилин, картон, стеки. Показ приёмов выполнения. Каждая работа состоит из 4-6 частей.
Спасибо за внимание!