Повышение уровня мотивации на уроках русского языка через использование электронных образовательных ресурсов




Пушкина Е.О., учитель начальных классов ОГАОУ ЦО «Ступени»

Повышение уровня мотивации на уроках русского языка через использование электронных образовательных ресурсов

В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы — подготовить ученика — будущего выпускника — к свободной, полноценной жизни.

Один из возможных путей повышения эффективности и результативности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в применении учителем электронно-образовательных ресурсов (ЭОР).

Одной из главных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является развитие познавательного интереса и расширение кругозора. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у обучающихся, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Я веду уроки русского языка у учащихся начальных классов с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для них характерны быстрая истощаемость внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса.

Применение ЭОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

  • позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке;

  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • повышают интерес к урокам русского языка;

  • активизируют познавательную деятельность учащихся;

  • развивают творческий потенциал учащихся;

  • осовременивают урок.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала и тем самым поднять интерес школьников к учебе.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые я чаще всего используются на своих уроках русского языка.

Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий, и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

В своей работе использую электронное приложение к учебнику, которое является мультимедийным компонентом УМК «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. В данном приложении отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в приложении представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры. С помощью электронного приложения я объясняю новый материал на уроке, организовываю повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.

При проверке домашнего задания, изучении нового и закреплении изученного материала, я использую интерактивные кроссворды на сайте «Фабрика кроссвордов». И на этом же сайте я разрабатываю кроссворды по темам уроков, определенными образовательной программой курса. Использование интерактивных кроссвордов на уроках развивают эрудицию, расширяют словарный запас, тренируют память, внимание, развивают логическое мышление и стимулируют познавательную активность учащихся.

В своей работе разрабатываю интерактивные задания и упражнения для отработки определенных учебных умений и навыков у учащихся начальных классов. В этом мне помогает сайт LearningApps.org.

Для закрепления учебного материала использую ресурсы образовательного портала InternetUrok.ru. На этом портале представлены уроки, тесты и тренажёры для школьников.

Учащиеся 1-2 классов с интересом выполняют задания на образовательных портала logozavr.ru, iqsha.ru. Школьники погружаются со сказочными героями Логошей и Айкьюшей в виртуальную школу, где в игровой форме приобретают и закрепляют знания, умения и навыки для успешного обучения русскому языку.

Для знакомства с новым материалом, особенно в начале обучения русскому языку я использую обучающие мультфильмы «Азбука-малышка тетушки Совы», которые в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей, знакомит детей с красочным, остроумным и динамичным мультипликационным алфавитом. Чтобы лучше запомнить образ буквы вместе с учеником мы работаем с анимационным написанием, которое содержит в себе: элементы и образцы правильного написания заглавных и строчных букв. Анимационное написание букв я чередую с работой на «песочной дорожке». Данный вид работы очень интересен маленьким ученикам. Можно отметить, что этот комплекс работы с буквами способствует развитию не только лингвистических умений, моторики, но и расширению кругозора младших школьников.

Перед началом работы в тетради с помощью мяча «Су-Джок» я провожу с ребенком гимнастику для развития мелкой моторики рук. Суть задания заключается в том, что школьник слушает аудиозапись инструкции и выполняет движения с мячиком. Данный вид деятельности увлекателен для ребят.

Изучая новую тему урока я применяю размещённые на канале видеоуроки русского языка для детей «Школа Шишкиного леса» это цикл образовательных программ. Школьники узнают зачем изучать язык, который мы, казалось бы, и так знаем? На этот вопрос ответит на уроках Василиса, учительница русского языка. Оказывается, узнавать родной язык очень интересно! А начинается он с букв — у каждой свой характер, свой нрав. Удивительные истории о словах-перевёртышах и словах-близнецах ждут тех, кто усвоит азбуку. Уроки русского языка для ребят в лесной школе всегда проходят в игровой форме, скучно на них не бывает.

Для предупреждения утомляемости учащихся я использую интерактивные физминутки, гимнастику для глаз, где сказочные герои предлагают ученику выполнить простые движения. Такой вид деятельности позволяет снимать статическое напряжение мышц, переключать внимание с одной деятельности на другую, успокаивать нервную систему и восстанавливать работоспособность школьников.

Таким образом, использование ЭОР на уроках русского языка помогает мне, как учителю, лучше оценить способности и знания каждого ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулируют мой профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера. Электронные образовательные ресурсы выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.

Список источников

  1. Авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

  2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.–М., 1999

  3. Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)/ БадмаеваН.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. –Улан-Удэ, 2004, C.139–141.

  4. https://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola

  5. https://learningapps.org/

  6. http://www.logozavr.ru/

  7. https://interneturok.ru/