Пушкина Е.О., учитель начальных классов ОГАОУ ЦО «Ступени»
Повышение уровня мотивации на уроках русского языка через использование электронных образовательных ресурсов
В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы — подготовить ученика — будущего выпускника — к свободной, полноценной жизни.
Один из возможных путей повышения эффективности и результативности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в применении учителем электронно-образовательных ресурсов (ЭОР).
Одной из главных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является развитие познавательного интереса и расширение кругозора. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у обучающихся, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Я веду уроки русского языка у учащихся начальных классов с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для них характерны быстрая истощаемость внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса.
Применение ЭОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке;
способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
повышают интерес к урокам русского языка;
активизируют познавательную деятельность учащихся;
развивают творческий потенциал учащихся;
осовременивают урок.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала и тем самым поднять интерес школьников к учебе.
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые я чаще всего используются на своих уроках русского языка.
Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий, и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.
В своей работе использую электронное приложение к учебнику, которое является мультимедийным компонентом УМК «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. В данном приложении отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в приложении представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры. С помощью электронного приложения я объясняю новый материал на уроке, организовываю повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.
При проверке домашнего задания, изучении нового и закреплении изученного материала, я использую интерактивные кроссворды на сайте «Фабрика кроссвордов». И на этом же сайте я разрабатываю кроссворды по темам уроков, определенными образовательной программой курса. Использование интерактивных кроссвордов на уроках развивают эрудицию, расширяют словарный запас, тренируют память, внимание, развивают логическое мышление и стимулируют познавательную активность учащихся.
В своей работе разрабатываю интерактивные задания и упражнения для отработки определенных учебных умений и навыков у учащихся начальных классов. В этом мне помогает сайт LearningApps.org.
Для закрепления учебного материала использую ресурсы образовательного портала InternetUrok.ru. На этом портале представлены уроки, тесты и тренажёры для школьников.
Учащиеся 1-2 классов с интересом выполняют задания на образовательных портала logozavr.ru, iqsha.ru. Школьники погружаются со сказочными героями Логошей и Айкьюшей в виртуальную школу, где в игровой форме приобретают и закрепляют знания, умения и навыки для успешного обучения русскому языку.
Для знакомства с новым материалом, особенно в начале обучения русскому языку я использую обучающие мультфильмы «Азбука-малышка тетушки Совы», которые в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей, знакомит детей с красочным, остроумным и динамичным мультипликационным алфавитом. Чтобы лучше запомнить образ буквы вместе с учеником мы работаем с анимационным написанием, которое содержит в себе: элементы и образцы правильного написания заглавных и строчных букв. Анимационное написание букв я чередую с работой на «песочной дорожке». Данный вид работы очень интересен маленьким ученикам. Можно отметить, что этот комплекс работы с буквами способствует развитию не только лингвистических умений, моторики, но и расширению кругозора младших школьников.
Перед началом работы в тетради с помощью мяча «Су-Джок» я провожу с ребенком гимнастику для развития мелкой моторики рук. Суть задания заключается в том, что школьник слушает аудиозапись инструкции и выполняет движения с мячиком. Данный вид деятельности увлекателен для ребят.
Изучая новую тему урока я применяю размещённые на канале видеоуроки русского языка для детей «Школа Шишкиного леса» это цикл образовательных программ. Школьники узнают зачем изучать язык, который мы, казалось бы, и так знаем? На этот вопрос ответит на уроках Василиса, учительница русского языка. Оказывается, узнавать родной язык очень интересно! А начинается он с букв — у каждой свой характер, свой нрав. Удивительные истории о словах-перевёртышах и словах-близнецах ждут тех, кто усвоит азбуку. Уроки русского языка для ребят в лесной школе всегда проходят в игровой форме, скучно на них не бывает.
Для предупреждения утомляемости учащихся я использую интерактивные физминутки, гимнастику для глаз, где сказочные герои предлагают ученику выполнить простые движения. Такой вид деятельности позволяет снимать статическое напряжение мышц, переключать внимание с одной деятельности на другую, успокаивать нервную систему и восстанавливать работоспособность школьников.
Таким образом, использование ЭОР на уроках русского языка помогает мне, как учителю, лучше оценить способности и знания каждого ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулируют мой профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера. Электронные образовательные ресурсы выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.
Список источников
Авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.–М., 1999
Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)/ БадмаеваН.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. –Улан-Удэ, 2004, C.139–141.
https://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola
https://learningapps.org/
http://www.logozavr.ru/
https://interneturok.ru/