Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами




Автор: Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»ъ

Цель работы: ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, лабораторным оборудованием и приемами обращения с ним.

Ход урока:

I. Организационный момент

II . Изучение нового материала

1. Изучение техники безопасности при работе в кабинете химии. Кабинет химии – необычный, и требования к работе в нем особенные. Чтобы избежать ошибок и травм, каждый предмет в химической лаборатории нужно использовать строго по назначению и уметь с ним обращаться. Химический эксперимент будет действительно безопасным, поучительным и интересным, если соблюдать меры предосторожности при работе с химической посудой, реактивами, оборудованием. Эти меры предусмотрены правилами техники безопасности. Кабинет химии интересен, но и опасен, если пренебрегать техникой безопасности. Например, в химическом кабинете ни в коем случае нельзя принимать пищу, поскольку многие вещества, которые в нем находятся, ядовиты.

Не приступайте к эксперименту, если точно не знаете порядка и правил проведения опыта. Работать надо, строго соблюдая инструкцию и только с теми веществами, которые необходимы для эксперимента.

Подготовьте рабочее место, рационально разместите реактивы, посуду, принадлежности, чтобы не пришлось тянуться через стол, опрокидывая рукавом колбы и пробирки. Не загромождайте стол вещами, которые не потребуются для выполнения эксперимента.

Опыты проводят только в химически чистой посуде.

Все манипуляции нужно проводить над столом.

Чтобы определить запах вещества, необходимо держать сосуд на расстоянии 15-20 см от лица и легкими движениями руки направлять воздух от отверстия сосуда к носу.

Разумеется, НИКАКИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОБОВАТЬ НА ВКУС НЕЛЬЗЯ!

Никогда не выливайте излишек реактива обратно в склянку. Пользуйтесь для этого специальным стаканом для отходов. Рассыпанные твердые вещества тоже нельзя собирать обратно в исходный сосуд, тем более руками.

Если вы нечаянно обожглись, порезались, разлили реактив на стол, на руки или на одежду, немедленно обратитесь к учителю или лаборанту.

Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

О технике безопасности в стихах.

Вещества бывают разные:

Едкие и взрывоопасные.

Бывает, что они сами воспламеняются,

А есть такие, которыми отравляются.

Если ты не хочешь получить ожог

Или надышаться ртутными парами,

Эти правила безопасности внимательно прочитай

И в химическом кабинете никогда их не забывай.

При работе с веществами

Не берите их руками

И не пробуйте на вкус

Реактивы – не арбуз:

Слезет кожа с языка

И отвалится рука.

Задавай себе вопрос,

Но не суй в пробирку нос:

Будешь кашлять и чихать,

Слезы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу –

Вот ответ на все вопросы

С веществами неизвестными

Не проводи смешивания неуместные:

Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай,

Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай

Если ты работаешь с твердым веществом

Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.

Ты возьми его немножко –

Одну восьмую чайной ложки.

При работе с жидкостью каждый должен знать:

Мерить надо в каплях – ведром не наливать

Если на руку тебе кислота или щелочь попала

Руку быстро промой водой из-под крана

И, чтоб осложнений себе не доставить,

Не забудь учителя в известность поставить.

В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот:

Тонкой струйкой подливая,

Осторожненько мешая,

Лей в водичку кислоту –

Так отвадишь ты беду.

Не вливайте и не высыпайте

В сосуды с чистыми веществами

Остатки от опытов,

Проводимых вами!

Чистота – друг человека,

Не забывай об этом никогда.

Используй чистую посуду

В лаборатории всегда!

2. Строение и обращение с лабораторным штативом.

  1. Изучи строение лабораторного штатива, используя стр.106.

  2. Собери штатив для работы и разбери.

  3. Зарисуй строение штатива, отметь его назначение в тетради.

3. Строение спиртовки, приемы работы с ней. Многие химические процессы протекают при нагревании, для этого пользуются нагревательным прибором – спиртовкой. Спиртовка состоит из стеклянного резервуара 1, который заполняют спиртом не более, чем на 2/3 объема. В спирт погружен фитиль 3, изготовленный из хлопчатобумажных нитей. Он удерживается в горлышке резервуара с помощью специальной трубки с диском 2. Зажигают спиртовку только с помощью спичек. Для этой цели нельзя использовать другую горящую спиртовку, так как спирт при этом может разлиться и вспыхнуть. Фитиль необходимо ровно обрезать ножницами, в противном случае он начинает обгорать. Нельзя дуть на пламя, чтобы потушить спиртовку, ее следует закрыть колпачком 4. Он же предохраняет от быстрого испарения спирта.

В строении пламени различают 3 зоны: верхняя несветящаяся, самая горячая; средняя светящаяся, горячая; темная, негорячая. Нагревать надо в верхней части пламени.

1. Изучи строение спиртовки, используя стр. 107.

2. Изучите приемы обращения со спиртовкой3. Изучи строение пламени спиртовки, выясни, в какой зоне пламени следует производить нагревание и почему.

4. Нагрейте в пробирке воду, соблюдая приемы работы со спиртовкой.

5. В тетради зарисуйте спиртовку и укажите ее части, отметь назначение спиртовки и правила нагревания.

4. Знакомство и обращение с лабораторным оборудованием и посудой. Большинство химических опытов проводят в стеклянной посуде. Стекло прозрачно, и вы можете наблюдать, что происходит с веществами.

Химические реакции проводят в пробирках, плоскодонных или конических колбах. Если содержимое пробирки нужно нагреть, пользуются специальными держателями. Нагревать можно только колбы, сделанные из специального термостойкого стекла. Такую посуду помечают специальным знаком – матовым прямоугольником.

Для демонстрационного эксперимента часто используют химические стаканы и конические колбы, которые имеют специальную градуировку, позволяющую определить объем находящейся в них жидкости.

Круглодонные колбы нельзя поставить на стол, их закрепляют на металлических стойках – штативах – с помощью лапок. Лапки, а также металлические кольца крепят на металлическом штативе специальными зажимами. В круглодонных колбах удобно проводить химические реакции для получения каких-либо веществ, например, газообразных.

Для того чтобы собирать образующиеся газы, используют колбу с отводом – колбу Вюрца или другой прибор — прибор Кирюшкина.

Если образующиеся газообразные вещества нужно охладить, сконденсировать в жидкость, используют стеклянный холодильник. В его внутренней трубке, охлаждаемой холодной водой, которая течет по внешней трубке или рубашке холодильника в обратном направлении, образующиеся газы превращаются в жидкость.

Конусные воронки служат для переливания жидкостей из одного сосуда в другой, а также применяются в процессе фильтрования – отделения жидкости от твердого вещества.

Для разделения двух несмешивающихся жидкостей, например, бензина и воды, служат делительные воронки. Нижний слой более тяжелой жидкости сливается через нижнюю трубку, снабженную краном, жидкость с меньшей плотностью остается в воронке.

Посуда с толстыми стенками, похожая на глубокую миску, называется кристаллизатором. Благодаря его большой площади поверхности растворитель быстро испаряется из раствора, а растворенное вещество остается на стенках емкости в виде кристаллов. Кристаллизатор нельзя нагревать. Его стенки, кажущиеся прочными, не выдерживают нагревания и трескаются.

При выполнении химического эксперимента часто приходится отмерять необходимый объем жидкости. Для этих целей используют мерную посуду:стаканы, мерные цилиндры.

Помимо стеклянной в школьной химической лаборатории есть фарфоровая посуда. Ступку и пестик используют для измельчения кристаллических веществ. Стеклянная посуда для этого не подходит, так как не выдерживает давления, создаваемого пестиком при растирании.

Фарфоровые чашки с гладкими и блестящими стенками можно нагревать на открытом пламени и использовать для выпаривания растворов

Некоторые химические вещества ядовиты, другие при попадании на кожу разъедают ее, многие легко воспламеняются. Предупреждают об этом специальные знаки на этикетках.

III. Закрепление. (фронтальная беседа)

IV. Домашнее задание: составить ребусы, загадки, шарады, кроссворд по ТБ

6

МУЗЕЙ « ПОЛУЖИВЫХ ФИГУР»

Химия – наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности. Приглашаем всех в музей « Полуживых фигур».

Представляем экспонат « жертва взрыва».

( Ученик в порванной одежде, глаз перевязан черной повязкой, лицо в саже, волосы всклокочены.)

Жертва взрыва.

Получил я водород,
К нему прибавил кислород,
А они взорвались сразу,
И остался я без глаза.

Ведущий Ему хотелось волшебства,
В пробирке он поджог два вещества….

Звучит траурная музыка. Взявшись за руки, выходят « жертва щелочи» и « жертва кислоты».

Жертва щелочи.

Вы не думайте, друзья,
Что пришла так в школу я,
Зная щелочь платья съела,
Вот такое, братцы, дело!
( показывает на « Жертву кислоты».)
Попробовать на вкус решил он кислоту,
Глядь, языка уж нет во рту!
Растаял тот язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет.

Ведущий.

Перед тем как с веществами общаться,
Следует узнать, как с ними обращаться.
Последний экспонат – « жертва любопытства».
( входит ученик с поднятыми вверх руками. К рукам приклеены рисунки – руки без пальцев.)

Жертва любопытства ( плача)

Сунул палец я в пробирку,
Вместо пальца – просто дырка.

Ведущий.

Вот беда, игра опасна!

Слезы льешь теперь напрасно!
Чтобы жизнь свою не подвергаешь опасности,
Ты свято соблюдай все правила безопасности!