Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания


Автор: Юлия Сергеевна Онищенко
Место работы: МКОУ Основная общеобразовательная школа села Благословенное имени Героя Советского Союза Георгия Дорофеевича Лопатина"
Должность: учитель истории


Вы все знаете, что представляет собой данная технология.

Мне хотелось бы вам рассказать о нескольких приемах, которые я особенно успешно использую на своих уроках. Одним из них является составление КЛАСТЕРА.  Примеры использования кластеров вы можете видеть на экране (3 примера).

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

Как мы видим, всякая аргументация содержит в себе четыре основных элемента.

Пример: обрабатывая отрывок текста из указа Екатерины II 1767г.

Я считаю, что Екатерина II дала слишком большую власть дворянству.

Потому, что согласно указу запрещала крестьянам жаловаться на своих помещиков, и жестоко их наказывала.

Я могу это подтвердить строчкой из указа «А буде и по обнародовании сего ее императорского величества указа которые люди и крестьяне в должном у помещиков своих послушании не останутся и… недозволенные на помещиков своих челобитные, а наипаче ее императорскому величеству в собственные руки подавать отважится, то как челобитчики, так и сочинители сих челобитен наказаны будут кнутом и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск…»

Следовательно, Екатерина II дала полную власть дворянству на местном уровне в лице своих выборных органов.

Предлагаю познакомиться с опытом применения СИНКВЕЙНА. Сиквейн я обычно предлагаю ученикам, как индивидуальное самостоятельное задание; реже для работы в парах. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, но я часто использую его на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Процесс написания синквейна очень нравится моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.

Пример: История 5 класс «Единовластие Цезаря»

  1. Цезарь
  2. Умный, талантливый
  3. Использовать, управлять, воевать
  4. Цезарь захватил власть в 49 году до н.э.
  5. Император

Рассмотрим на примере обществознания в 6 классе «Символика России», здесь я предлагаю ученикам составить сразу три синквейна, либо один на выбор.

  1. Герб

  2. Красный, государственный

  3. Показывать, пронзать, держать

  4. Герб изображается на учреждениях, печатях, деньгах.

  5. Образ

  1. Флаг

  2. Синий, красный, белый

  3. Поднять, использовать, возвышаться

  4. Флаг официальный символ Российской Федерации

  5. Знамя

  1. Гимн

  2. Торжественный, громкий

  3. Петь, стоять, прославлять

  4. Гимны имеют все государства

  5. Песня

Ещё один прием, который мне очень близок «Схема Фишбоун», она прекрасно дает возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их  значимости.

С помощью такой предложенной схемы можно организовать работу в группах и парах, найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

А теперь самый главный вопрос «Как составлять схемы Фишбоун?». Я готовлю их заранее до урока, использую обычный лист А4. Чаще прямо на доске составляю Фишбоун. Можно сделать схему в цвете, чтобы акцентировать внимание учащихся. Если нет такой возможности, то для составления схемы подойдет обычный или цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид.

Итак, схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Причем, все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Рассмотрим, конкретно на примере урока истории России 6 класс во время изучения темы «Распад Золотой Орды и его последствия». Итак, заполняем 4 основных блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки.

  • Голова — Какие изменения произошли с распадом Золотой Орды.
  • Верхние косточки — причины: отсутствие сильного правителя, с конца XIVвека происходило постепенное разложение государства, подвластные монголам территории начали бунтовать, регулярные междоусобные войны.
  • Нижние косточки — факты: 1438г. возникло Казанское ханство, 1443г. Крымское ханство, 1459г. Астраханское ханство.
  • Хвост — вывод: распад Золотой Орды привел к образованию на юго-восточных границах Русского государства ряда самостоятельных ханств.
  • Или на примере обществознания, 8 класс, тема «Образование»
  • Голова — общеобразовательная часть системы образования.
  • Верхние косточки — причины: дошкольное образование, начальное образование, общее основное образование, среднее общее образование.
  • Нижние косточки — факты: детский сад, 1-4 класс, 5-9 класс, 10-11 класс.
  • Хвост — вывод: Подготовка к жизни, социализация.

Ещё один пример, так же из обществознания, 7 класс, тема «Деньги, их функции»

  • Голова — Что такое деньги?.
  • Верхние косточки — причины: мера стоимости, средство обращения, средство сбережения, средство платежа.
  • Нижние косточки — факты: измерение стоимости товаров и услуг, посредники в обмене товаров, оплата срочных платежей, ликвидный финансовый актив.

Хвост — вывод: все то, что выполняет функции денег, законное платёжное средство.

Заключение

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками.

Список литературы  
1. Валеева Н.Г. Жанрово – стилистические характеристики научных текстов //www.trpub.ru/valeeva-har-text.html.
2. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.
5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.
6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г.
7. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?» газета «Русский язык» №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm
8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г.
9. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2
10. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4
11. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm
12. Нетрадиционные уроки по истории России 20 века. Автор — составитель Корнева Т.А. Издательство «Учитель». Волгоград. 2009г.
13. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г.

14. Плигин А. Чему и как учить – классика и современность. // Журнал народное образование №8. 2008 г.
15. Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 10-11 классы, Москва, Просвещение, 2007 год
16. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство «Питер», 2000 г.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 7 =