Привитие интереса к предмету «Физическая культура» через внеклассную работу


Автор: Раиса Михайловна Михайличенко
Место работы: МКОУ «ООШ с. Полевое»
Должность: учитель


Полевская школа – одна из самых старых школ Октябрьского района, которая начала свою деятельность в 1937 году. С 1 сентября 1966 года школа была переименована в среднюю. В 1972 году сдано в эксплуатацию новое, двухэтажное здание средней школы. С 2009 школа получила статус основной общеобразовательной школы. В 2013 году новому зданию школы исполняется 40 лет.

Эту школу закончило около двух тысяч школьников. Среди них есть люди разных профессий – это журналисты, учителя, врачи, военные и инженеры, работники сельского хозяйства. В 1979 году Полевскую среднюю школу закончила и я. Поэтому к спортивным достижениям своих школьников я отношусь с трепетом и гордостью за то, что внесла вклад в развитие спорта в своей родной школе и в привитие интереса к физической культуре и здоровому образу жизни у обучающихся. В настоящее время в школе обучается 92 ребенка.

Наиболее актуальной проблемой в школе является сохранение здоровья учащихся. В последние годы эта проблема стоит особенно остро. После исследования состояния здоровья обучающихся медицинские работники пришли к неутешительным выводам, что недостаток двигательной активности привел школьников к возникновению ряда заболеваний, связанных с сердечнососудистой системой, опорно-двигательным аппаратом, нервной системой. Продолжают возрастать учебные нагрузки на обучающихся, уменьшается двигательная активность детей, что приводит к гиподинамии и нарушению осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм.

В Государственном образовательном стандарте отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является «развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся». Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена государственной программой. Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы.

Министерством образования и науки Российской Федерации был введен дополнительный третий час физической культуры в школе, т. к. два часа в неделю физической активности не смогут исправить существующее положение дел. Образовательным учреждениям рекомендовано развитие сети дополнительного образования спортивного направления, осуществление разработки и реализации программ по воспитанию здорового образа жизни, цели которых совпадают с целью программы по физической культуре: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Привитие интереса к предмету «физическая культура» через внеклассную работу», целью которой является повышение уровня физической подготовленности обучающихся.

Задачи, которые я поставила перед собой: прививать интерес к физической культуре через внеклассную работу, укреплять здоровье школьников, развивать двигательные способности, способствовать физическому развитию детей, воспитывать потребность к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

Для достижения поставленных задач я использую такие внеурочные формы работы, как соревнования, товарищеские встречи с командами соседних школ, «Веселые старты» (Приложение 1), «Президентские состязания», «Смотр-конкурс песни и строя», соревнования «Папа, мама и я — спортивная семья» (Приложение 2) и другие.

На внеклассных мероприятиях применяю самый эффективный метод соревновательноигровой, который исключает принуждение к учению, обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает радость победы и участия в играх, способствует развитию физических качеств.

Физическое воспитание во внеурочное время направлено на развитие личности. Идеалом физической культуры является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств (сила, выносливость, координация, ловкость, быстрота, гибкость), является основой высокой работоспособности во всех видах: учебной, трудовой и спортивной.

У школьников основным видом деятельности является умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями, наконец, высокий уровень развития физических способностей.

В школе созданы все условия для творческой деятельности учителя физической культуры, использования разнообразных форм работы, которые должны способствовать оздоровлению ребят и укреплению их здоровья.

Для воспитания сознательного отношения к укреплению здоровья, к личному уровню физической готовности, начиная с первого класса, я привлекаю обучающихся к участию в различных спортивных секциях и кружках, спортивных конкурсах, соревнованиях, спортивных праздниках. Многолетний опыт показывает, что нужны соревнования, но направленные не на выполнение нормативов по физической подготовке, а мотивирующие на укрепление здоровья, улучшение собственных результатов, т. е. соревнования с самим собой. Во время подвижных игр, эстафет ребята улучшают собственный результат. В таких условиях, где присутствует дух коллективизма, взаимовыручки, поддержки, чувства ответственности перед командой и проявляется рост показателей по физической культуре. Обучающийся верит в свой успех и старается в дальнейшем его развивать. Именно такая работа с обучающимися позволяет прививать интерес к предмету физической культуры.

Интерес к занятиям физической культурой я стараюсь прививать через внеклассную работу, а именно: провожу индивидуальные беседы с обучающимися на различные темы, связанные с физической культурой и спортом; организую спортивные кружки и секции, внеклассные спортивные мероприятия; привлекаю школьников к участию в муниципальных и региональных спортивных мероприятиях; пропагандирую ЗОЖ среди школьников, родителей, педагогов; привлекаю обучающихся к проектной деятельности по ЗОЖ.

Согласно Федеральному базисному учебному плану школы организация занятий по физическому направлению внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Поэтому в школе развита сеть дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению (Приложение 3).

Второй год руковожу кружком «Спортивные и подвижные игры» по программе ФГОС второго поколения. В прошлом году ребята 1 и 2 классов совершенствовали свои физические качества через подвижные игры («Бездомный заяц», «Караси и щука», «Волк во рву», «День и ночь» и т.д.), в основном направленные на развитие индивидуальных физических качеств. В этом году я изменила формы подвижных спортивных игр. Они ориентированы на показатели достижений групп или команд («Футбол», «Пионербол», «Бей-беги», «Лапта», «Перестрелка» и другие).

На протяжении многих лет руковожу спортивными кружками и секциями: кружок «Шахматы» для обучающихся 2-9 классов; секция «Пионербол» для обучающихся 4-6 классов; секцией «Волейбол» для обучающихся 5-9 классов.

В систему физического воспитания обучающихся школы с. Полевое ежегодно включаю внеклассные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Спортивные соревнования это отличная школа всестороннего воспитания и физического развития обучающихся. Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами, причем лучших выбирают сами обучающиеся. Самые достойные становятся участниками муниципальных соревнований. Выбор таковых происходит под моим руководством, я учитываю умение играть и умение взаимодействовать с другими игроками в команде.

Спортивная игра вызывает сильный эмоциональный отклик у обучающихся. Поэтому, играя, обучающиеся, с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения.

В своей работе приоритетной спортивной игрой я выбрала волейбол. Эта командная игра прочно завоевала симпатию у большинства обучающихся школы. Развитие физических качеств, укрепление опорнодвигательного аппарата, повышение работоспособности организма, эмоциональный заряд, сохранение бодростивот далеко не полный перечень его достоинств. Игра в волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Она включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения по площадке, большой скоростью, прыгучестью и другими качествами в определенных сочетаниях. Физическая подготовленность слагается из общей и специальной выносливости, между которыми существует тесная связь. Эта спортивная игра требует от игроков таких качеств, как сконцентрированность, сила удара, ловкость, координация и быстрота движений. Достоинства волейболав его простоте, эмоциональности и зрелищности. Новичок, заинтересовавшись волейболом и познав горечь первых поражений, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, общими развивающими упражнениями. Так волейбол открывает доступ к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Введение в систему дополнительного образования секции «Волейбол», регулярность занятий этой спортивной игрой способствует развитию физических качеств учащихся. Увеличение недельного объема учебной нагрузки (введение третьего часа физической культуры) в школе и во внеурочное время помогает мне решать важнейшую задачу по привитию интереса к предмету «физическая культура».

В спортивные секции по волейболу я предпочитаю набирать обучающихся с шестого класса, так как у детей этого возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные физические качества, необходимые для занятий волейболом (координационные, силовые, скоростносиловые). Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников, я не забываю об индивидуальных особенностях каждого ученика. Доктор педагогических наук В. И. Лях отмечал, что у разных людей уровень развития и сочетания слагаемых, названных физическими качествами, очень различны. Не забываю и об акселерации детей, индивидуальных особенностях организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища), которые отражаются на процессуальной и результативной стороне деятельности. Поэтому бывают и исключения. Когда я замечаю имеющиеся способности у отдельных школьников 4 и 5 классов, то привлекаю таких детей к занятиям в секции. Некоторые обучающиеся 5 класса уже принимают участие в муниципальных спортивных соревнованиях по волейболу.

На секции «Пионербол» во второй половине года начинаю давать задания на изучение приемов волейбола (подача, передача мяча в парах и через сетку), что позволяет успешно формировать «волейбольные» двигательные навыки. Использую дифференцированный подход к физическому воспитанию школьников на уроках и во внеурочных занятиях.

В секции по волейболу приходят и обучающиеся с ослабленным здоровьем, отнесенные к специальной медицинской группе.

Большое значение для выработки усидчивости, развития логического мышления имеют занятия шахматами. Интерес к шахматам проявляют обучающиеся с первого класса. Так, в прошлом году ребята первого класса уже стали призерами в школьном конкурсе «Белая ладья» среди обучающихся начальной школы. Победители школьного конкурса принимают участие в районном конкурсе юных шахматистов и занимают призовые места.

Участие в проектной деятельности по формированию здорового образа жизни позволяет обучающимся глубже вникнуть в проблемы оздоровления нации, осознать все преимущества ЗОЖ и стать активными пропагандистами ЗОЖ среди сверстников. Так, защитник проекта «Вредные привычки и способы борьбы с ними» дает точное определение вредным привычкам, рассказывает о влиянии вредных привычек на организм человека и о способах борьбы с ними. Сегодня в России алкоголизм и наркомания приобрели чудовищные масштабы. Только из-за алкогольных отравлений ежегодно погибает до 1 млн. человек. Но если учесть, что во всем мире физической культурой занимаются 60-70% населения, а в России всего 8-10%, необходима еще достаточно большая работа. Воспитание здорового образа жизни у обучающихся является одной из важных задач государства. Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно дает здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

Защитник проекта «Работа образовательного учреждения по воспитанию ЗОЖ» рассказала о трех основных направлениях работы образовательного учреждения с обучающимися по профилактике употребления ПАВ:

1) Воспитательная работа повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

2) Оздоровительное воспитание пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.

3) Общественные меры борьбы привлечение социальных институтов к профилактической работе (ОВД, поликлиники, КДН, учреждения культуры).

Защитник проекта «ЗОЖ. Польза для человека и государства» разъяснила присутствующим, что здоровый образ жизни позволяет:

  • иметь крепкое физическое здоровье,
  • добиваться успехов в учебной и трудовой деятельности,
  • улучшить материальное благосостояния семьи,
  • добиваться высоких показателей на спортивной арене.

Наряду с тем, что человек получает для себя плюсы, польза от ЗОЖ населения для государства очень значима:

  1. Здоровая трудоспособная нация.
  2. Высокая производительность труда.
  3. Отсутствие простоев на рабочем месте по болезни.
  4. Отсутствие простоев на рабочем месте по случаю перекуров.
  5. Снижение числа нетрудоспособных граждан.
  6. Снижение риска передачи болезней детям.
  7. Снижение травматизма на производстве.
  8. Снижение преступности.
  9. Высокие достижения в спорте на мировом уровне.
  10. Улучшение демографической ситуации в стране.

Защитник проекта «Роль государства в оздоровлении нации», основываясь на данных статистики по стране и ЕАО, рассказала о задачах нашего общества. Государство заинтересовано в дальнейшем существовании, поэтому необходимо в максимально короткие сроки изменить ситуацию, найти новые формы внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов. Здоровье нации и формирование здорового образа жизни, наконец, заслуженно стали национальными государственными приоритетами. Без решения этих базовых вопросов трудно повышать качество жизни и благополучие граждан. В целях профилактики заболеваний и пресечения распространения нездорового образа жизни государству необходимо:

  • разработать государственную информационную политику федерального, регионального и муниципального уровня для информирования населения о целях, ценностях и результатах ЗОЖ;
  • идеи ЗОЖ должны стать составной частью программ дошкольного, школьного, высшего образования;
  • ведение постоянного общероссийского мониторинга состояния физического развития населения;
  • создать законы, ограничивающие курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах;
  • пересмотреть законы о вовлечении несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ;
  • назначать наиболее строгое наказание дельцам крупного наркобизнеса за большие партии наркотиков.

У населения необходимо сформировать мотивацию на здоровый образ жизни:

    1. производство и установка спортивных уличных тренажеров для будущих олимпийских чемпионов и их родственников, а также для всех, кто хочет пребывать в отличной физической форме и настроении;

    2. широко распространять физическую культуру и спорт, здоровый образ жизни, правильное питание, искоренение вредных привычек, создание экологически чистой и ухоженной среды обитания, возможность безопасно и созидательно жить;

    3. увеличить количество спортивных объектов;

    4. воспитывать молодежь в духе патриотизма и гражданственности.

Волейбол, пионербол, футбол, подвижные игры, шахматы это доступные игры для любого возраста, которые укрепляют здоровье, развивают физические качества, воспитывают моральные и волевые качества, имеют высокий зрелищный эффект и не требуют больших финансовых вложений в инвентарь. Полученные знания и умения ребята с удовольствием применяют в свободное от учебы время: по вечерам, во время летних каникул организуют как подвижные игры («Салки», «Перестрелка», «Третий лишний», «Моргалочки», «Роза, берёза», «Классики» и т.д.), так и спортивные игры («Пионербол», «Волейбол», «Футбол»). А как приятно родителям на отдыхе поиграть со своими детьми в эти увлекательные спортивные игры!

Все средства и методы внеклассной работы, которые я использую с обучающимися, позволяют повышать интерес к урокам физической культуры. Посещение уроков физической культуры стабильное. Пропусков уроков без уважительной причины нет. Успеваемость составляет 100%, качество знаний — 88%.