Проект в первой младшей группе «Воспитание гендерной принадлежности в игре»


Автор: Светлана Сергеевна Дебелая
Место работы: МКДОУ "Детский сад" "Солнышко" с. Амурзет"
Должность: воспитатель


Проект краткосрочный.

Срок реализации проекта: октябрь — ноябрь

Участники проекта: воспитанники первой младшей группы.

Актуальность проекта:

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста.

Цель и задачи проекта:

Учитывая актуальность этой темы, я поставила перед собой цель — способствовать благоприятному протеканию гендерного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить психологические и другие особенности мальчиков и девочек;
  • определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек;
  • создать условия в группе раннего возраста для гендерного воспитания детей;
  • изготовить картотеку игр для мальчиков и девочек;
  • повысить уровень педагогической грамотности в вопросах воспитания мальчиков и девочек.

Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность воспитанников и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.

Простые правила воспитания девочек:

  • Личный пример.
  • Право на эмоции (выслушивать эмоциональные рассказы и т. д.).
  • Учить играть в игрушки для девочек.
  • Обучение опрятности, аккуратности.
  • Девочки испытывают потребности в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.
  • Девочкам, прежде всего, необходима забота, понимание и уважение.

Простые правила воспитания мальчиков:

  • Личный пример.
  • Право на эмоции.
  • Потребность в руководстве.
  • Возможность изучать мир (все мальчики по своей натуре исследователи).
  • Обучение опрятности, аккуратности.
  • «О человеке судят не по словам, а по его поступкам».
  • Мальчику необходим опыт успеха, опыт победы и прежде всего над собой – над своим телом и мозгом.

Игровая деятельность: Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно- бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков — шумные, наполненные движением. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, там они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения.

Дидактические игры:

«Подбери пуговицы для платья», «Бусы для куклы», «Найди пару варежке», «Подбери одежду для куклы Кати», «Крупный строительный материал»,«Сборно-разборные игрушки», «Поручение», «Подбери пару по цвету», «Подбери одежду для куклы Вани», «Гараж для машины».

Подвижные игры:

«Мотылек», «Поезд», «Автомобили», «Собери мячики», «Птичка», «Воробушки», «Мышки-трусишки».

Сюжетноролевые игры:

«Машина едет по улице», «Строим забор», «Медвежонок чинит машину», «Машина хочет быть чистой», «Строим дорогу», «К нам пришел доктор», «Игры с Жучкой», «Наводим чистоту», «Знакомство с куклами».

Подборка художественной литературы:

Сказки: «Колобок», «Три поросенка», «Курочка ряба», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь» , книги о животных, машинках, богатырях;

Детские стихи А.Барто, потешки, колыбельные.

Работа с родителями:

Консультации для родителей на данную тему.
Книжка передвижка для родителей «У вас растет мальчик»,
«У вас растет девочка».

Подведение итогов проекта:

Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности, в общении друг с другом показали, что у них расширился кругозор, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. У детей расширились представления о различиях между мальчиками и девочками.