Проект краткосрочный.
Срок реализации проекта: октябрь — ноябрь
Участники проекта: воспитанники первой младшей группы.
Актуальность проекта:
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста.
Цель и задачи проекта:
Учитывая актуальность этой темы, я поставила перед собой цель — способствовать благоприятному протеканию гендерного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
- изучить психологические и другие особенности мальчиков и девочек;
- определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек;
- создать условия в группе раннего возраста для гендерного воспитания детей;
- изготовить картотеку игр для мальчиков и девочек;
- повысить уровень педагогической грамотности в вопросах воспитания мальчиков и девочек.
Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность воспитанников и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.
Простые правила воспитания девочек:
- Личный пример.
- Право на эмоции (выслушивать эмоциональные рассказы и т. д.).
- Учить играть в игрушки для девочек.
- Обучение опрятности, аккуратности.
- Девочки испытывают потребности в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.
- Девочкам, прежде всего, необходима забота, понимание и уважение.
Простые правила воспитания мальчиков:
- Личный пример.
- Право на эмоции.
- Потребность в руководстве.
- Возможность изучать мир (все мальчики по своей натуре исследователи).
- Обучение опрятности, аккуратности.
- «О человеке судят не по словам, а по его поступкам».
- Мальчику необходим опыт успеха, опыт победы и прежде всего над собой – над своим телом и мозгом.
Игровая деятельность: Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно- бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков — шумные, наполненные движением. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, там они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения.
Дидактические игры:
«Подбери пуговицы для платья», «Бусы для куклы», «Найди пару варежке», «Подбери одежду для куклы Кати», «Крупный строительный материал»,«Сборно-разборные игрушки», «Поручение», «Подбери пару по цвету», «Подбери одежду для куклы Вани», «Гараж для машины».
Подвижные игры:
«Мотылек», «Поезд», «Автомобили», «Собери мячики», «Птичка», «Воробушки», «Мышки-трусишки».
Сюжетно—ролевые игры:
«Машина едет по улице», «Строим забор», «Медвежонок чинит машину», «Машина хочет быть чистой», «Строим дорогу», «К нам пришел доктор», «Игры с Жучкой», «Наводим чистоту», «Знакомство с куклами».
Подборка художественной литературы:
Сказки: «Колобок», «Три поросенка», «Курочка ряба», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь» , книги о животных, машинках, богатырях;
Детские стихи А.Барто, потешки, колыбельные.
Работа с родителями:
Консультации для родителей на данную тему.
Книжка передвижка для родителей «У вас растет мальчик»,
«У вас растет девочка».
Подведение итогов проекта:
Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности, в общении друг с другом показали, что у них расширился кругозор, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. У детей расширились представления о различиях между мальчиками и девочками.