Выполнил: Костин Сергей Дмитриевич, учитель высшей категории
МБОУ «СОШ с. Амурзет»
Проектно – исследовательская деятельность в урочное и внеурочное время
Целью современного образования является подготовка выпускника, который бы мог органично влиться в общество. Каждый обучающийся должен иметь возможность проявить свои таланты и творческий потенциал.
Преподавание технологии в школе должно способствовать развитию способностей, необходимых каждому для самореализации в качестве члена семьи, гражданина, труженика.
Поэтому учитель должен помочь ученикам адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой. В процессе работы над проектом у учащихся развиваются умения и навыки работы в коллективе, которые помогут решать проблемы и выходить из конфликтных ситуаций, проявляя при этом толерантность и уважение к интересам всех участников проекта. Необходимое условие успешной работы над проектом – это умение выполнять, читать чертежи, использовать чертежи при сборке и выполнять сам проект.
По моему мнению, именно метод проектов лежит в основе развивающего обучения в образовательной области «Технология».
Преподавателю следует выбирать проекты, которые по-настоящему интересуют школьников и имеют практическую значимость – это позволит объединять работу на уроках и внеурочное время.
Метод проектов постепенно совершенствуется, а накопленный опыт позволяет углублять и уточнять его теоретическую и практическую базу.
Несмотря на наличие имеющейся в распоряжении учителей технологии методической литературы, где отражены общеизвестные положения и алгоритм проектной деятельности. При использовании этого метода на практике возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся, содержание и уровень подготовки учащихся к выполнению работ, виды и тематика проектов, характер координации, степень самостоятельности учащихся, методика проверки знаний и умений на различных этапах выполнения проекта и др.
Этапы выполнения проекта:
Подготовительный
Конструкторский
Технологический
Экономический
Заключительный
Подготовительный этап
Поисково-исследовательский этап
Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.
Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк тем проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.
Осознание проблемной области
Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами).
Учитель выступает в роли консультанта.
Первое исследование
Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений: книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности.
Этапы исследования
Учитель наблюдает, консультирует, советует.
Определение конкретной задачи и ее формулировка
Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта и его обоснование.
Учитель помогает уточнить формулировки.
Установление основных параметров и ограничений
Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами.
-
Учитель делает уточнения.
Второе исследование
Выявление традиций, тенденций, истории
Этапы исследования
Учащиеся изучают возможную историю проекта, конспектируют, рисуют, генерируют идеи.
Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь.
Третье исследование
Построение «звездочки обдумывания»
Этапы исследования
Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия.
Учитель проверяет, уточняет, советует.
Четвёртое исследование
Выработка идей, вариантов, альтернатив
Этапы исследования
Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.
Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь.
Выбор материала, построение «звездочки обдумывания»
Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.
Выбор инструмента, оборудования
Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.
Учитель консультирует, обобщает.
Конструкторский этап
Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, выполняют эскизы, чертежи, технологические карты, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.
Технологический этап
Выполнение технологических операций
Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, в соответствии с правилами техники безопасности.
Учащиеся выбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.
Учитель наблюдает, контролируют, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил техники безопасности.
Экономический этап
Экономическое и экологическое обоснование
Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия.
Учитель оказывает помощь, контролирует процесс.
Контроль качества
Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта.
Учитель проверяет, уточняет результаты.
Заключительный этап
Коррекция
Реклама
Оформление
Самооценка
Защита проекта
Коррекция
Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты.
Учитель анализирует, советует.
Контроль, испытание
Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание.
Учитель наблюдает, консультирует.
Реклама
Учащиеся готовят рекламу (рекламный проспект), товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий.
Учитель консультирует, советует.
Оформление
Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями.
Учитель консультирует, помогает
Самооценка
Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства.
Учитель наблюдает, консультирует
Защита проекта
Учащиеся готовят и делают доклады, презентации, отвечают на вопросы
Защита проекта в коллективе
Учитель слушает, участвует в оценке проекта
Защита проекта перед комиссией (представление необходимой документации, показ изделия, презентация проекта)
Общие требования к оформлению проекта
Оформление титульного листа:
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается название проекта. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.
В нижнем правом углу указывается фамилия, имя и класс проектанта. Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указываются место и год выполнения работы.
Порядок расположения листов:
титульный лист;
план с указанием страниц;
обоснование выбора темы;
историческая справка;
техническая и технологическая документация (эскизы, чертежи, схемы, технические рисунки, операционные и технологические карты и т.д.);
описание изготовления своего изделия;
экономическое и экологическое обоснование;
инструкция по эксплуатации;
реклама (рекламный проспект);
список используемой литературы;
чистый лист (для рецензии).
Критерии оценки проекта
Оригинальность темы и идеи проекта
Конструктивные параметры
Технические критерии
Эстетические критерии
Экономические критерии
Экологические критерии
Информационные критерии
Конструктивные параметры:
Соответствие конструкции назначению изделия;
Прочность, надёжность;
Оригинальность;
Удобство пользования.
Технические критерии:
Соответствие документации;
Оригинальность применения и сочетание материалов;
Соблюдение правил техники безопасности.
Эстетические критерии:
Дизайн изделия;
Композиционная завершённость;
Использование традиций народной культуры.
Экономические критерии:
Потребность в изделии;
Экономическое обоснование;
Рекомендации к использованию;
Возможность массового производства;
Реклама изделия.
Экологические критерии:
Наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия;
Возможность использования вторичного сырья, отходов производства;
Возможные экологические последствия при использовании изделия (экологическая безопасность).
Информационные критерии:
Стандартность проектной документации;
Использование дополнительной информации и интернет-ресурсов.
В основе проектной деятельности на уроке технологии лежит творческая задача интеллектуально-практического характера. Данное определение говорит о том, что при выполнении проекта у учащегося должны развиваться как умственные способности, в частности техническое мышление, так и практические умения и навыки.
Без постановки перед учащимися проблемных заданий проекты теряют свою роль как средства развития творческих способностей учащихся.
На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условия для творчества уже в самом начале. Каким образом? До начала работы учащихся над проектом учитель проводит большую подготовительную работу.
Если рассматривать тематику проектных заданий в целом, то она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии.
Естественно, что не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у учителя должен формироваться «банк проектов» — перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения. В помощь учащимся в работе над проектом в учебной мастерской необходимо оборудовать «Уголок проектанта», где могут быть размещены следующие материалы:
Уголок проектанта
Банк проектов (тематика проектов)
Образцы выполнения проектов, включая изготовленные школьниками изделия.
Памятка учащемуся (анализ этапов проектирования)
Оформление проектного дневника (пояснительной записки)
Алгоритм самоанализа проектной деятельности
Виды презентации проекта
План выступления на защите проекта
Критерии оценки проекта
Пояснительная записка выполняется рукописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа формата А4.
При организации проектной деятельности, возникает вопрос: как и когда ее осваивать: в отведенную в программе 4-ю четверть или параллельно с другими темами и педагогическими технологиями?
Конечно, 4 четверть для проектной деятельности, казалось бы, более предпочтительна. Но конец года чаще всего не позволяет качественно провести защиту проекта и представить результаты проектирования. Ведь важен не только процесс выполнения проекта, но и результат, представленный «публике». Думается, что этот вопрос учитель должен определить для себя сам. Время, которое отведено на проектную деятельность по программе не хватает, поэтому многие ученики занимаются во внеурочное время.
Невозможно заставить детей работать над проектом, если они не знают, о чем идет речь, как приступить к работе. Поэтому в 5 классе целесообразно проводить ознакомительный урок по теме «Что такое проект?» и обязательно знакомлю учащихся с типологией проектов. В классах, где школьники только знакомятся с учебным проектированием, целесообразно планировать коллективные небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных этапах проектирования. В этом случае все учащиеся выполняют проект по одной теме, выбирая свой вариант конструкции, формы, отделки изделия. По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы.
Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался «банк проектов». При изучении раздела «Технология обработки древесины» учащимися 5-6 классов были выполнены следующие проекты: «Разделочная доска», «Карандашница», «Игрушка» и т.д. Для этого возраста профессиональная проба сил позволяет не только сформировать навыки изготовления изделия, но и способствует воспитанию интереса к предмету, творческого отношения к работе, формированию информационной компетентности. Учащиеся 7-го класса в разделе «Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей», выполняют проекты с использованием токарного станка по дереву, такие как: «Точёная игрушка», «Кухонные принадлежности», «Подсвечник» и т.д. Учащихся 10-11-х классов ориентирую на выполнение в основном художественно-конструкторских проектов: «Шкатулка своими руками», «Светильник», «Кухонный набор из 4-х элементов», «Ваза под фрукты», «Панно», «Канделябр», «Полка под цветок» и т. д. Мои учащиеся успешно принимают участие в районных, областных и региональных выставках декоративно прикладного творчества, научно-практических конференциях, школьных, районных и областных олимпиадах. Необходимо грамотно согласовать содержание проектной работы с интересами школьников, тогда и они будут стремиться к познанию данной профессиональной сферы деятельности.
Работа над проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать практические умения и навыки, критическое мышление.
Реализация проектов на уроках технологии предоставляет учащимся возможность совершенствовать свои практические умения и навыки, совершенствовать коммуникативные способности, осуществлять рефлексию по отношению к выполненной деятельности.
Заключение
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей — невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через пошаговую разработку темы, которая имеет реальный итог. Практика работы над проектно – исследовательской деятельностью показала, что в них нет неуспевающих детей. Успех, интерес, радость, возможность проявить себя, в независимости от успеваемости – результат данного вида обучения. Получение навыков общения со сверстниками, взрослыми: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат – идет целенаправленная подготовка к будущей взрослой жизни. Умение решать творческие задачи: самостоятельно составлять план действий, находить оригинальные пути решения поставленной задачи это становление будущего активного члена общества.
Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.
Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества от школьного уровня до регионального. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество, это является неоспоримой оценкой качества моего труда. Но больше всего меня радуют слова родителей, которые не ожидали, что их сыновья смогли превратить простую фанеру или кусочек древесины в настоящее произведение искусства. Многие ребята делают полезные для дома вещи. Родители являются активными советчиками, больше времени уделяют общению с детьми, переживают вместе с ними радость созданного изделия.
На уроке технологии проекты в настоящее время занимают значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.