1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов ДОУ»
…Управление качеством образования в детском саду начинается с работы с человеком, и прежде всего с педагогом ДОУ, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…
Ю.А. Конаржевский
Наименование программы | Мониторинг профессиональных затруднений педагогов ДОУ |
Руководитель программы | Заведующий МБДОУ |
Основные разработчики программы | Сапуга Е. В. – старший воспитатель МБДОУ |
Цели программы | Общая цель: повышение качества образования в ДОУ Конкретная цель: создание и внедрение системы мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающей реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации, информация о конкретных изменениях, происходящих в процессе профессионально-личностного роста педагогов, о тенденциях развития этого процесса с целью организации управленческой деятельности, направленной на поддержку и развитие положительных тенденций |
Задачи программы |
|
Сроки и этапы реализации программы | 2021–2023 годы. Первый этап (1 квартал 2021г.) – подготовительный, сбор и накопление информации. Задачи: 1. Организовать и осуществить первичный сбор информации о профессиональных затруднениях педагогов. 2. Осуществить анализ уровней профессиональных затруднений педагогов. Второй этап (2021-2023 гг.) – организационно-деятельностный. Задачи: 1. Спланировать методическую поддержку педагогов с учетом затруднений, выявленных в процессе мониторинговых исследований. 2. Организовать работу с педагогами, направленную на ликвидацию профессиональных затруднений. Третий этап (4 квартал 2023 г.) – итогово-аналитический. Задачи: Определить эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях ликвидации профессиональных затруднений педагогов. |
Целевые индикаторы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Управление и контроль за реализацией программы | Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет администрация МБДОУ «Детский сад № 11» |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Введение. Сущностная характеристика развития мониторинга
В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности педагогов ДОУ. От его духовности, социальной позиции, компетентности зависит успех модернизации образования.
Существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность».
Данная Программа исходит из того, что «профессиональная компетентность педагога», то есть качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, понимается как некая совокупность профессиональных компетенций, каждая из которых проявляется в практической педагогической деятельности в виде умения решать конкретные профессионально значимые задачи.
Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога. Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога. Они поддаются наблюдению и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний и умений.
Задача методических служб всех уровней обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.
Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.
Понятие «мониторинг» применительно к образованию характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза, т.е., это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг должен являться неотъемлемым и важнейшим фактором управления любой образовательной системой.
В данном определении можно выделить три ключевых аспекта:
это система сбора, обработки, хранения и распространения информации;
информационное обеспечение управления образовательным процессом;
данные мониторинга позволяют выносить обоснование суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие.
При создании системы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов» надо получить ответ на вопросы: что есть объект мониторинга; на какие цели и задачи по отношению к педагогу направлена управленческая деятельность; каковы инструментальные требования (по надежности, периодичности измерения и скорости обработки, обратной связи и т.п.) к системе измерителей, на основе которых будет построена система мониторинга.
Получаемая информация с указанными качественными характеристиками дает возможность при осуществлении управленческих функций решать ряд задач:
выявлять реальное состояние образовательной системы ДОУ;
анализировать изменения, происшедшие в образовательной системе ДОУ;
выявлять потенциальные возможности дальнейшего развития образовательной системы ДОУ;
определять эффективность влияния образовательной системы на самореализацию педагога и других участников образовательного процесса.
2.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Способность педагога к анализу своей профессиональной деятельности, как и труда коллег — важнейший и своеобразный инструмент преодоления трудностей, стимул к самосовершенствованию. Значение этого качества возрастает в связи с тем, что сегодня происходит решительный переход к методической работе на основе образовательных запросов педагогов.
Но очень часто руководители и методисты встречаются с такой ситуацией, когда педагог не может определить свои ограничения и трудности в учебно-воспитательном пространстве, не может сформулировать характер затруднений. А ведь именно в профессиональной деятельности педагога важным аспектом является формирование умения анализировать собственную деятельность как воспитателя и педагога.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня мониторинг как вид деятельности находится на этапе становления. Самая большая проблема при этом связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований, практически нет научно обоснованных методик и средств, предназначенных для стандартизированного многократного систематического использования в целях определения качества деятельности и проблем трудностей педагога.
Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому важной и актуальной стала проблема мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов».
Новизной данной программы мониторинга является тот факт, что при разработке учитывались следующие аспекты:
Содержание информации. Программа мониторинга нацелена на выявление и отслеживание затруднений и проблем педагогов в образовательном процессе. В содержании мониторинга ведущее место отведено становлению профессионализма педагогов. При положительной динамике исследуемых педагогов, возможно судить о качестве деятельности ДОУ, и позитивно влияющей на развитие профессионализма педагога программы мониторинга.
Качество мониторинга. В программе мониторинга структурированы объекты изучения, методики, диагностический инструментарий.
Использование педагогической информации. К основным качественным показателям информации можно отнести следующие: объективность, точность, достаточность, систематизация, оптимальность обобщения, оперативность.
Значимость программы мониторинга заключается в том, что разработан инструментарий, включающий анкеты, диагностические методики, опросники, тесты, комплектом соответствующих рекомендаций и инструкций.
Анализ деятельности педагогов ДОУ показал, что наиболее значимыми для развития профессионального мастерства педагогов стали такие проблемы, как:
системное выявление, изучение запросов педагогических работников на оказание методической помощи по совершенствованию педагогической деятельности;
своевременная корректировка по устранению выявленных недостатков;
оказание оперативной помощи педагогическим работникам;
осуществление информационной поддержки.
В ходе исследования проблемы был выявлены следующие профессиональные затруднения педагогов:
Психолого-дидактические затруднения педагогов при освоении инновационных технологий;
Профессиональное выгорание и педагогическая деформация;
Преодоление психологического барьера между традиционной и дистанционной формой обучения;
Уход от традиционных методик обучения;
Компьютерная грамотность;
Соответствие уровню требований, предъявляемых к современному педагогу;
Бесконечные мониторинги, эксперименты, постоянная смена образовательных, рабочих программ, программ деятельности и т.д.;
Нет стабильности и определённости;
Слабое владение методами педагогической диагностики, т.е. неумение работать над коррекцией развития ребёнка как личности;
Невозможность эффективного действия в конкретно профессиональной ситуации;
Нежелание родителей участвовать в образовательном процессе;
Потеря терпеливого, вдумчивого отношения к воспитанникам.
Поэтому при разработке данной программы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов ДОУ» необходимо учитывать данные диагностического исследования.
Объектами нашего мониторинга являются: результаты диагностики педагогических кадров и организуемая методическая, психологическая, организационная работа, формулируемая в нормативных документах как «целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога».
Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:
определение цели мониторинга и задач;
определение объектов мониторинга;
отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;
сбор информации;
активация механизма реагирования на полученную информацию;
использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения и генерации адекватного ее варианта;
реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;
цикл движения информационного потока.
3. Основная часть
3.1. Цели и задачи программы
Целью программы является создание механизма выявления профессиональных затруднений педагога на диагностической основе для определения критериально-оценочного механизма мониторинга, направленного на поддержку и развитие профессионального мастерства.
Задачи программы:
Сформировать систему мониторинга эффективной деятельности педагога;
Обеспечить научные подходы к разработке системы мониторинга;
Разработать программу мониторинговых исследований и направлений поддержки педагогических работников ДОУ;
Разработать организационно-технологическую схему функционирования системы мониторинга на основе непрерывности, целостности и преемственности;
Разработать комплекс показателей и индикаторов мониторинга;
Определить формы, методы, приемы и средства, которые будут использоваться в процессе мониторинга;
Сформировать культуру работы с разнообразной информацией о состоянии трудностей педагогических кадров и средствами ее получения;
Обеспечить накопление методик сбора, обработки и использования информации о качестве деятельности педагогов;
Осуществить сбор информации о трудностях и проблемах молодых педагогов;
Разработать (на основе полученных данных) рекомендации и предложения для принятия адекватных решений;
Повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности;
Обеспечить информационные потребности различных групп педагогов.
3.2. Принципы обеспечения мониторинга
В основу мониторинговых исследований положены следующие принципы:
непрерывность (целостная, динамически развивающаяся система, в которой происходят структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер);
научность (процесс строится по основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями);
диагностико-прогностическая.
3.3. Функции программы мониторинга профессиональных затруднений педагогов
аналитическая – непрерывное наблюдение за состоянием педагога и результативностью его деятельности, прояснение сущности происходящих трудностей, событий, процессов, явлений и причин, породивших эти состояния;
оценочная – своевременное выявление изменений, происходивших в деятельности педагога, и выработка норм, на основе которых определяется состояние;
проектировочная – оказание помощи в осуществлении инновационных процессов;
развивающая – выявление проблем, которые помогут предупредить негативные тенденции в деятельности педагога, прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества;
консультационная – осуществление консультативной помощи педагогам;
рефлексивная – оказание помощи педагогам в осмыслении своей деятельности и перспектив ее развития;
обратной связи позволяет анализировать достижения целей, выяснить причины неудач;
педагогической коррекции, которая позволяет определять предложения по исправлению педагогической деятельности;
мотивации и стимулирования, которая позволяет применять внешние стимулы оценки труда педагогических работников;
контроля, которая позволяет осуществлять необходимые виды контроля за образовательным процессом и деятельностью всех субъектов образовательного процесса, так как мониторинг содержит информацию об их состоянии.
3.4.Условия реализации системы мониторинга профессиональных затруднений педагогов
Условиями успешной реализации мониторинга являются:
1. Наличие кадрового ресурса, способного работать с информацией (в том числе и с использованием диагностических методик и новых технологий).
2. Наличие единых критериев и программно-диагностического комплекса.
3. Наличие нормативно-правовой базы.
В соответствии с главной целью программы, чтобы сформировать систему мониторинга затруднений педагогов, необходимо учитывать следующие положения:
процесс проектирования эффективности методической деятельности школы, а это предполагает точность и перспективность исполнения задуманного целеполагания;
главные требования к мониторинговой деятельности;
научно определяющие целеполагание и технологию мониторинга, а это включает: анализ проблем и трудностей педагогов, всесторонняя диагностика проблем, четкое определение их источников и характера; поиск и разработка вариантов и решений рассматриваемых проблем с учетом имеющихся ресурсов; оценка возможных последствий каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения, т.е. приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных привести к желаемым изменениям; разработка организационных форм внедрения проектируемой деятельности в практику и условий ее эффективной реализации.
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов осуществляется по следующей схеме:
Диагностика
Результат
Корректировка
Прогнозирование
3.5. Этапы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:
1-й этап:Установочный.
Алгоритм действий:
— определение целей и задач мониторинга;
— определение основных показателей и критериев;
— выбор методов диагностики.
2-й этап: Диагностико-аналитический.
Алгоритм действий:
— сбор информации;
— количественная и качественная обработка данных;
— постановка педагогического диагноза;
— сравнение результатов, полученных при обработке;
— установление и анализ причинно-следственных зависимостей.
3-й этап: Прогностический.
Алгоритм действий:
— прогнозирование дальнейших результатов и возможностей развития;
— планирование устранения трудностей педагогов.
4-й этап: Деятельностный.
Алгоритм действий:
— организация работы по реализации планов в целях осуществления коррекции образовательного процесса и деятельности педагогов;
— устранение выявленных профессиональных затруднений.
5-й этап: Промежуточно-диагностический, (уточняющий)
Алгоритм действий:
— сопоставление имеющихся результатов с нормативными показателями;
— установление причин затруднений на основе логического анализа;
— разработка стратегии коррекционно-развивающей работы.
6-й этап: Итогово-диагностический (завершающий)
Алгоритм действий:
— оценка состояния деятельности педагога в ходе мониторинга;
— сопоставление полученных результатов с первоначальными;
— установление соответствия избранных целей и задач мониторинга;
— определение эффективности проведенной работы с педагогом
3.6. Методы сбора и обработки информации: экспертный опрос, диагностика, наблюдение, анализ документов, посещение занятий, контроль знаний, умений и навыков, анкетирование, тестирование, самооценка.
3.7. Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:
1. Содержание образования.
2. Качественный состав педагогических кадров:
3. Уровень сформированности профессиональной компетентности:
4. Эффективность работы педагога по плану самообразования
5. Результаты аттестации педагогов.
6. Эффективность деятельности педагога.
7. Самообобщение опыта педагога и обобщение опыта работы на различных уровнях: муниципальном, областном.
8. Сформированность нормативно-правовой базы.
9. Используемые педагогические технологии.
10. Уровень владения информационными технологиями.
11. Инновационная деятельность и экспериментальная деятельность педагога.
12. Материально-техническая база.
Предполагаемый результат. Критерии и показатели эффективности
По результатам реализации мониторинга затруднений педагогов будет выстроена целостная многоуровневая система мониторинга и статистики, обеспечивающая объективное информационное отражение состояния трудностей педагогических кадров в ДОУ, аналитическое обобщение результатов деятельности и на основе данных, разработку прогноза и обеспечения развития и коррекции. Проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов позволит: получить оперативную и достоверную информацию по деятельности педагога ДОУ и его профессиональных проблемах и трудностях; позволит отразить состояние проблем и трудностей педагога в образовательном процессе, аналитически обобщить результаты диагностики, на основе которых спланировать прогноз развития и коррекции педагогической деятельности;
Результат мониторинга профессиональных затруднений педагогов предполагает:
Сбор, накопление и обработка фактического материала о реальном состоянии образовательного процесса в ДОУ.
Непрерывное наблюдение за состоянием методической работы и ее влиянием на повышение качества образования.
Своевременное выявление затруднений дидактического и методического характера, изменений, происходящих в образовательной среде, и факторов, вызывающих их.
Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
Прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества образования в ДОУ.
Выявление, изучение, обобщение и распространение положительного опыта педагогов.
4. Возможные риски и пути их преодоления
Возможные риски: | Пути преодоления |
1) Несовершенство инструментария определения компетентности педагога (диагностических методик, процедур). | 1) Своевременность принятия на всех уровнях управленческих решений, внесение оправданных корректировок в диагностических картах и процедурах проведения мониторинга. |
2) Недостаточная квалификация кадров по проведению мониторинга и ограниченные возможности по их подготовке. | 2) Организация обучения кадров по проблеме организации и проведения мониторинговых исследований. |
5. План действий по реализации программы
«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»
Сроки | Мероприятия/направления | Ответственные | Управленческие решения |
I этап (организационно-подготовительный) Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение: | |||
Январь 2021 | 1. Разработка локальных актов, необходимых для реализации программы: — Положение о мониторинге профессиональных затруднений педагогов; — Циклограмма мониторинга | Старший воспитатель | Утвердить на заседании Методического совета. |
Февраль 2021 | 2. Подбор и разработка диагностического инструментария | Старший воспитатель | Утвердить на заседании Методического совета. |
В течение 2021 г. | 3. Создание компьютерной информационной базы мониторинга | Старший воспитатель | Приказ |
В течение 2021 г. | 4. Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров для руководителей МО | Старший воспитатель | Протоколы и методические рекомендации |
В течение 2021 г. | 5. Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров | Старший воспитатель | Протоколы и методические рекомендации |
II этап (практический) Апробация механизмов и инструментария мониторинга профессиональных затруднений педагогов: | |||
Март 2021 | 1. Запуск циклограммы мониторинга | Приказ по реализации программы мониторинга | |
Март 2021 | 2. Апробация диагностических карт, анализ промежуточных результатов по их реализации | Первичные итоги рассматривать на заседаниях МО | |
Август 2021 | 3. Корректировка плана работы ДОУ по итогам анализа результатов реализации программы | План работы | |
Май 2021 | 4. Обсуждение хода и данных мониторинга на административном совещании | Совершенствование системы мониторинга. | |
5. Анализ работы по программе | Аналитическая справка | ||
6. Разработка схемы «листа индивидуального образовательного маршрута» | . | Утверждение на педагогическом совете | |
7. Разработка индивидуализированной Модели повышения квалификации педагогических кадров | Утверждение на педагогическом совете | ||
8. Разработка в помощь педагогам научно-методических материалов по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения. | Утверждение на педагогическом совете | ||
III этап (внедренческий) Корректировка и совершенствование программы мониторинга | |||
1. Проведение мониторинга в соответствии с утвержденной циклограммой | Формирование банка данных по результатам мониторинга | ||
2. Корректировка механизмов и инструментария реализации мониторинга | Утверждение диагностического инструментария | ||
3. Апробация «листа индивидуального образовательного маршрута» и корректировка его содержания | . | Утверждение на педагогическом совете | |
4. Совершенствование компьютерной информационной базы данных мониторинга | Характеристика базы. Совещание руководителей МО | ||
5. Проведение семинара «Управление методической работой на основе мониторинга профессиональных затруднений педагогов ДОУ» | Представление опыта для методических служб | ||
6. Апробация новой модели методической службы, основанной на удовлетворении индивидуальных образовательных запросов педагогов | Утверждение плана работы | ||
7. Анализ работы по программе | Аналитическая справка | ||
IV этап (обобщающий) Аналитическая работа по реализации программы «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов» | |||
1. Обобщение опыта работы: — публикации в методических журналах — выпуск методических сборников — выступление на конференциях | Представление опыта | ||
2. Подведение итогов реализации программы | Круглый стол |
Механизм мониторинга профессиональных затруднений педагогов
Критерии: компетентности и компетенции | Показатели | Диагностические средства, методы и формы | Периодичность |
Профессиональная компетентность | |||
Профессионально значимые личностные качества педагога | Общая культура педагога | Анкетирование | 1 раз в год |
Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки. | Анкетирование | По мере необходимости | |
Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам) | Наблюдение, анкетирование, тестирование | По мере необходимости | |
Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию) | Наблюдение, анкетирование, тестирование | По мере необходимости | |
Умение продемонстрировать свои достижения | Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства | В течение года | |
Умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты | Индивидуальная образовательная программа для работы с ОД | 1 раз в год | |
Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению | Анкетирование | 1 раз в год | |
Мотивация учебной деятельности | Умение обеспечить успех в педагогической деятельности | Анкетирование, тестирование, экспертная оценка деятельности педагога | В течение года |
Умение превращать учебную задачу в личностно значимую (умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов) | |||
Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов воспитанников | |||
Постановка целей и задач педагогической деятельности | Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников | Экспертная оценка занятия Анкетирование, анализ результатов анкетирования | В течение года |
Умение планировать воспитательную работу | |||
Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии | Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личность | ||
Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу воспитанников | Анализ документации | 1 раз в год | |
Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения | Экспертная оценка занятия | В течение года | |
Умение организовать проектную деятельность воспитанников | |||
Умение разрабатывать рабочую образовательную программу | |||
Умение реализовать интегрированные знания | |||
Организация учебной деятельности | Умение сформировать интеллектуальные операции у воспитанников | ||
Осуществление оценочно-ценностной рефлексии | Умение оценить результаты своей деятельности | В ходе самоанализа урока | В течение года |
Умение анализировать уровень воспитанности Осуществление оценочно-ценностной рефлексии, проводить диагностику нравственных качеств | Анкетирование, анализ результатов анкетирования | В течение года | |
Информационная компетентность | |||
Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач | Умение работать с информационными источниками | Экспертная оценка деятельности педагога | В течение года |
Умение работать с научной, методической и учебной литературой | |||
Умение адаптировать получаемую новую информацию для осуществления оценочно-ценностной рефлексии различного уровня подготовки и возраста | |||
Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий | |||
Умение модернизировать и оптимизировать информационные ресурсы, инфраструктуру образовательного процесса, приспосабливая ее к своим особенностям и особенностям воспитанников; создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала воспитанников посредством применения ИКТ | Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога | ||
Использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР в образовательном процессе | Умение проводить компьютерные демонстрации опытов, создавать презентации по материалам занятия | Экспертная оценка деятельности педагога | В течение года |
Умение применять Интернет-технологии в образовательном процессе и совместной деятельности | Анкетирование | 1 раз в год | |
Коммуникативная компетентность | |||
Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей | Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного воспитанника | Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации | 1 раз в год |
Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях | 1 раз в год | ||
Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность родителей и воспитанников | Анкетирование родителей и воспитанников, анализ документации, экспертиза деятельности педагога | 1 раз в год | |
Умение конструктивно взаимодействовать со специалистами по вопросам развития способностей детей | |||
Умение осуществлять взаимодействие с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса | |||
Умение работать в группе (находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование и т.п.) | Участие в мероприятиях различного уровня | 1 раз в год | |
Правовая компетентность | |||
Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач | Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию основных образовательных программ (приказы, утверждающие Федеральный стандарт образования, региональный базисный учебный план и др.), соответствующие концепции Федерального государственного стандарта и образовательной политики РФ на современном этапе | Тестирование | 1 раз в год |
Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса | Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа) | В течение года |
Критерии, показатели и индикаторы сформированности
профессиональных компетентностей педагога
Критерии | Показатели | Содержание мониторинга | Методы и методики изучения | Индикаторы | Исполнители | |
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности | ||||||
Умение перевести тему НОД в педагогическую задачу | Знание образовательных стандартов и реализующих их программ. Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу | Отслеживание и анализ материалов диагностики умения корректировать цели, делать выводы | Наблюдение, карты посещения уроков, экспертная оценка | % педагогов с высоким (средним, низким) уровнем владения конкретными способами перевода темы в задачи | ||
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников | Знание возрастных особенностей воспитанников. Владение методами перевода цели в образовательную задачу на конкретном возрасте | Анализ умений по организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом возрастных особенностей | Анализ посещения НОД | % педагогов, умеющих ставить педагогические цели и задачи | ||
Компетентность в области мотивирования воспитанников | ||||||
Умение обеспечить успех в деятельности | Знания возможностей конкретных воспитанников. Постановка учебных задач в соответствии с возможностями воспитанников. Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам | Выявление умений создания ситуаций успеха в обучении | Собеседование, анализ НОД, экспертная оценка | % педагогов с высоким (средним, низким) уровнем умений обеспечивать успех воспитанников в деятельности | ||
Компетентность в области информационной культуры | ||||||
Умение использовать в профессиональной деятельности информационных ресурсов | Умения использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Умение квалифицированно работать с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, программно-методическими комплексами | Отслеживание и анализ результатов диагностики уровня владения основными информационными умениями | Анкетирование, аттестация педагогов, участие в конкурсах профессионального мастерства, посещение НОД | % педагогов с высоким (средним, низким) уровнем владений информационными ресурсами | ||
Умение вести самостоятельный поиск информации | Профессиональная любознательность; умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями; использование различных баз данных в образовательном процессе | Отслеживание постоянного профессионального роста педагога, уровня непрерывного обновления собственных знаний и умений вести самостоятельный поиск | Анкетирование | % педагогов с высоким, средним, низким уровнем владения вести самостоятельный поиск информации | ||
Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений | ||||||
Умение выбрать программу, РППС учебно-методические пособия | Знание образовательных стандартов и различных видов программ; умения структурировать программный материал, адаптировать ее к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; умения обосновывать выбор учебно-методических пособий, используемых педагогом | Анализ материалов исследования готовности педагога к выбору и разработки программ. Отслеживание и анализ информации о выборе программ. Анализ данных об экспертизе качества разработанных программ | Анкетирование, экспертная оценка | Мера обеспеченности учебно-методической литературой, доля работников, участвующих в разработке программ | ||
Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях | Умения использовать психологические методы, приемы, процедуры в профессиональной деятельности; знания детской психологии, владения технологиями психолого-педагогической коррекции | Отслеживание и анализ материалов диагностики уровня владения педагогом основными педагогическим и психологическими умениями | Наблюдение, собеседование, анкетирование | Мера затрат времени, ресурсов психических, физических для получения результата | ||
Компетентность в области организации образовательной деятельности | ||||||
Знание методик | возможности применение получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; владение методами решения различных задач; свободное решение олимпиад: региональных, российских, международных | Анализ знаний, сочетания теоретического знания с видением его практического применения. Выявление предпосылок установления личностной значимости педагога в подготовке воспитанников к олимпиадам и конкурсам региональных, российских, международных уровней | Анализ результатов | % качества знаний воспитанников; Результативность участия в олимпиадах, конкурсах воспитанников | ||
Владение методами и приемами работы | Знание нормативных методов и методик. Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторской школы. Использование в образовательном процессе современных методов и технологий обучения | Эффективность усвоения знаний и формирования умений у воспитанников, предусмотренных программой. Анализ развития творческого потенциала педагога. Анализ уровня сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков | Анкета «Оценка и самооценка профессиональных умений педагога» | % педагогов с высокими, достаточными, средними, слабыми профессиональны-ми умениями |
Комплексная диагностическая методика
«Профессиональные потребности и затруднения педагогов»
I — Насколько вам необходимы для успешной работы следующие знания, умения и качества личности (Заполните колонку А, ранжировав пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для вашей работы).
II — Насколько вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности. Заполните колонку Б, проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки.
III — Заполните колонку В, вычислив разность показателей в колонках А и Б (А — Б = В).
№ п/п | Показатели/индикаторы профессиональных потребностей и затруднений | А | Б | В |
1 | Личностная подготовка | |||
1.1. | Уверенность в своих силах | |||
1.2. | Контактность с людьми | |||
1.3. | Системность в работе | |||
1.4. | Понимание происходящих в ДОУ изменений | |||
1.5. | Понимание норм отношений в коллективе | |||
2 | Правовая подготовка | |||
2.1. | Знание своих гражданских и профессиональных прав | |||
2.2. | Знание основ законодательства в сфере образования | |||
2.3. | Знание норм прав дошкольников | |||
2.4. | Умение обучить правовой самозащите дошкольников | |||
2.5. | Умение отстоять свои права | |||
3 | Экономическая подготовка | |||
3.1. | Знание основ рыночной экономики | |||
3.2. | Знание хозяйственного механизма работы ДОУ | |||
3.3. | Умение рационально организовать свой труд | |||
3.4. | Умение рационально организовать труд дошкольников | |||
3.5. | Умение формировать экономическое мышление дошкольников | |||
4 | Управленческая подготовка | |||
4.1. | Знание основ управления ДОУ | |||
4.2. | Умение управлять развитием дошкольников | |||
4.3. | Умение корректировать свой стиль руководства | |||
5 | Общекультурная работа | |||
5.1. | Способность к творчеству | |||
5.2. | Знание основ искусств | |||
5.3. | Умение развивать творческие способности дошкольников | |||
5.4. | Поддержание своей спортивной формы | |||
5.5. | Умение соблюдать режим труда и отдыха | |||
6 | Общеобразовательная подготовка | |||
6.1. | Знание ФГОС | |||
6.2. | Знание смежных дисциплин | |||
6.3. | Умение осваивать новый опыт | |||
6.4. | Умение развивать у дошкольников учебные умения | |||
6.5. | Умение использовать в работе ТСО | |||
7 | Коммуникативная подготовка | |||
7.1. | Знание основ делового общения | |||
7.2. | Умение бесконфликтно общаться с дошкольниками | |||
7.3. | Умение разрешать конфликты с родителями | |||
7.4. | Умение избегать конфликтов с коллегами | |||
7.5. | Умение бесконфликтно общаться с руководством | |||
8 | Психологическая подготовка | |||
8.1. | Умение управлять своим состоянием | |||
8.2. | Знание основ психологии управления | |||
8.3. | Умение изучать личность дошкольников | |||
8.4. | Умение развивать память дошкольников | |||
8.5. | Умение развивать мышление дошкольников | |||
9 | Методологическая подготовка | |||
9.1. | Знание теории поэтапного формирования умственных действий | |||
9.2. | Знание теории развивающего обучения | |||
9.3. | Знание теории программированного обучения | |||
9.4. | Умение самостоятельно изучать дидактические теории | |||
9.5. | Знание основ дидактики | |||
10 | Технологическая подготовка | |||
10.1. | Умение планировать изучение тем | |||
10.2. | Умение проводить образовательную деятельность разных типов | |||
10.3. | Умение управлять учебно-познавательной деятельностью дошкольников | |||
10.4 | Умение организовать самостоятельную работу дошкольников | |||
10.5 | Умение организовать контроль знаний |
Разъяснения процедуры проведения комплексной диагностической методики «Профессиональные потребности и затруднения педагогов»
Каждый показатель диагностической методики соответствует определенному виду профессиональной подготовки педагога. Каждый вид (показатель) включает в себя определенную сумму знаний и умений (набор индикаторов). При отработке анкеты были оставлены наиболее важные для профессионализма современного воспитателя. Так определились 50 направлений профессионального развития педагога. Изучая потребности педагогов ДОУ в овладении различными знаниями и умениями, руководители методической службы ДОУ получают возможность целенаправленно и системно повышать профессионализм педагогов, логично и конкретно планировать методическую работу ДОУ, получать помощь от методической службы.
Цель диагностической методики – изучить удовлетворенность профессиональной подготовкой.
Задание участникам диагностирования:
Заполните колонку «А», ранжировав, пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы, ответив на вопросы:
1. Насколько Вам необходимы для успешной работы знания, умения и качества личности, представленные в анкете.
2. Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности.
Заполните колонку «Б», проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки. Заполните колонку «В», вычислив разность показателей в колонках А и Б (А — Б = В).
Если разность окажется отрицательной, то педагог испытывает потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по данному вопросу. Показатели в колонках «В» указывают, какие профессиональные потребности и затруднения педагога удовлетворены, какие — нет. Далее необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Таковыми считаются те, которые в колонке «В» имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).
Если анкетируется один педагог, то результаты могут послужить основой программы профессионального саморазвития педагога, плана тематических консультаций старшего воспитателя, курирующего методическую деятельность, и индивидуального плана работы по повышению педагогического мастерства. По отдельным направлениям массовых затруднений и потребностей возможно планирование курсов повышения квалификации или городские методические семинары, круглые столы, педагогические чтения и т.п..
Наибольший эффект использования данной диагностической методики в планировании и организации методической работы ДОУ, плана работы методической службы. Изучение динамики профессиональных потребностей и затруднений педагогов позволяет организовать методическую работу более конкретно, индивидуализировано и удобно для всех работников методической службы ДОУ.