Программа «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов МБДОУ «Детский сад № 11»


Автор: Елена Валерьевна Сапуга
Место работы: МБДОУ "Детский сад №11"
Должность: старший воспитатель


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов ДОУ»

Управление качеством образования в детском саду начинается с работы с человеком, и прежде всего с педагогом ДОУ, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…

Ю.А. Конаржевский

Наименование программы

Мониторинг профессиональных затруднений педагогов ДОУ

Руководитель программы

Заведующий МБДОУ

Основные

разработчики программы

Сапуга Е. В. – старший воспитатель МБДОУ

Цели программы

Общая цель: повышение качества образования в ДОУ

Конкретная цель: создание и внедрение системы мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающей реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации, информация о конкретных изменениях, происходящих в процессе профессионально-личностного роста педагогов, о тенденциях развития этого процесса с целью организации управленческой деятельности, направленной на поддержку и развитие положительных тенденций

Задачи программы

  • целенаправленное отслеживание профессионального становления педагогов на основе анализа и коррекции профессиональной деятельности педагогов ДОУ;

  • формирование механизмов выявления профессиональных затруднений и оказания адресной помощи педагогам ДОУ;

  • определение структуры характерных затруднений, тормозящих развитие педагогического мастерства;

  • осуществление краткосрочного прогнозирования и оценка эффективности и полноты реализации методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Сроки и этапы

реализации программы

2021–2023 годы.

Первый этап (1 квартал 2021г.) подготовительный, сбор и накопление информации.

Задачи:

1. Организовать и осуществить первичный сбор информации о профессиональных затруднениях педагогов.

2. Осуществить анализ уровней профессиональных затруднений педагогов.

Второй этап (2021-2023 гг.) – организационно-деятельностный.

Задачи:

1. Спланировать методическую поддержку педагогов с учетом затруднений, выявленных в процессе мониторинговых исследований.

2. Организовать работу с педагогами, направленную на ликвидацию профессиональных затруднений.

Третий этап (4 квартал 2023 г.) итогово-аналитический.

Задачи: Определить эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях ликвидации профессиональных затруднений педагогов.

Целевые

индикаторы

  • увеличение доли педагогов, использующих современные образовательные технологии, участвующих в разработке различных проектов и программ;

  • увеличение доли педагогов, успешно осваивающих государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

  • увеличение количества педагогов, удовлетворенных качеством предоставляемых методических услуг.

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации программы

  • обеспечение роста профессионального мастерства педагогических работников ДОУ;

  • повышение квалификации 100% педагогов ДОУ через системные и проблемные курсы;

  • наличие педагогических и руководящих работников, повышающих квалификацию посредством индивидуальных образовательных маршрутов;

  • увеличение числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта.

Управление

и контроль

за реализацией

программы

Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет администрация МБДОУ «Детский сад № 11»

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Введение. Сущностная характеристика развития мониторинга

В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности педагогов ДОУ. От его духовности, социальной позиции, компетентности зависит успех модернизации образования.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность».

Данная Программа исходит из того, что «профессиональная компетентность педагога», то есть качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, понимается как некая совокупность профессиональных компетенций, каждая из которых проявляется в практической педагогической деятельности в виде умения решать конкретные профессионально значимые задачи.

Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагогаПрофессиональные затруднения своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога. Они поддаются наблюдению и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний и умений.

Задача методических служб всех уровней обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.

Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» применительно к образованию характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза, т.е., это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг должен являться неотъемлемым и важнейшим фактором управления любой образовательной системой.

В данном определении можно выделить три ключевых аспекта:

  • это система сбора, обработки, хранения и распространения информации;

  • информационное обеспечение управления образовательным процессом;

  • данные мониторинга позволяют выносить обоснование суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

При создании системы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов» надо получить ответ на вопросы: что есть объект мониторинга; на какие цели и задачи по отношению к педагогу направлена управленческая деятельность; каковы инструментальные требования (по надежности, периодичности измерения и скорости обработки, обратной связи и т.п.) к системе измерителей, на основе которых будет построена система мониторинга.

Получаемая информация с указанными качественными характеристиками дает возможность при осуществлении управленческих функций решать ряд задач:

  • выявлять реальное состояние образовательной системы ДОУ;

  • анализировать изменения, происшедшие в образовательной системе ДОУ;

  • выявлять потенциальные возможности дальнейшего развития образовательной системы ДОУ;

  • определять эффективность влияния образовательной системы на самореализацию педагога и других участников образовательного процесса.

2.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Способность педагога к анализу своей профессиональной деятельности, как и труда коллег — важнейший и своеобразный инструмент преодоления трудностей, стимул к самосовершенствованию. Значение этого качества возрастает в связи с тем, что сегодня происходит решительный переход к методической работе на основе образовательных запросов педагогов.

Но очень часто руководители и методисты встречаются с такой ситуацией, когда педагог не может определить свои ограничения и трудности в учебно-воспитательном пространстве, не может сформулировать характер затруднений. А ведь именно в профессиональной деятельности педагога важным аспектом является формирование умения анализировать собственную деятельность как воспитателя и педагога.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня мониторинг как вид деятельности находится на этапе становления. Самая большая проблема при этом связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований, практически нет научно обоснованных методик и средств, предназначенных для стандартизированного многократного систематического использования в целях определения качества деятельности и проблем трудностей педагога.

Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому важной и актуальной стала проблема мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов».

Новизной данной программы мониторинга является тот факт, что при разработке учитывались следующие аспекты:

  • Содержание информации. Программа мониторинга нацелена на выявление и отслеживание затруднений и проблем педагогов в образовательном процессе. В содержании мониторинга ведущее место отведено становлению профессионализма педагогов. При положительной динамике исследуемых педагогов, возможно судить о качестве деятельности ДОУ, и позитивно влияющей на развитие профессионализма педагога программы мониторинга.

  • Качество мониторинга. В программе мониторинга структурированы объекты изучения, методики, диагностический инструментарий.

  • Использование педагогической информации. К основным качественным показателям информации можно отнести следующие: объективность, точность, достаточность, систематизация, оптимальность обобщения, оперативность.

Значимость программы мониторинга заключается в том, что разработан инструментарий, включающий анкеты, диагностические методики, опросники, тесты, комплектом соответствующих рекомендаций и инструкций.

Анализ деятельности педагогов ДОУ показал, что наиболее значимыми для развития профессионального мастерства педагогов стали такие проблемы, как:

  • системное выявление, изучение запросов педагогических работников на оказание методической помощи по совершенствованию педагогической деятельности;

  • своевременная корректировка по устранению выявленных недостатков;

  • оказание оперативной помощи педагогическим работникам;

  • осуществление информационной поддержки.

В ходе исследования проблемы был выявлены следующие профессиональные затруднения педагогов:

  • Психолого-дидактические затруднения педагогов при освоении инновационных технологий;

  • Профессиональное выгорание и педагогическая деформация;

  • Преодоление психологического барьера между традиционной и дистанционной формой обучения;

  • Уход от традиционных методик обучения;

  • Компьютерная грамотность;

  • Соответствие уровню требований, предъявляемых к современному педагогу;

  • Бесконечные мониторинги, эксперименты, постоянная смена образовательных, рабочих программ, программ деятельности и т.д.;

  • Нет стабильности и определённости;

  • Слабое владение методами педагогической диагностики, т.е. неумение работать над коррекцией развития ребёнка как личности;

  • Невозможность эффективного действия в конкретно профессиональной ситуации;

  • Нежелание родителей участвовать в образовательном процессе;

  • Потеря терпеливого, вдумчивого отношения к воспитанникам.

Поэтому при разработке данной программы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов ДОУ» необходимо учитывать данные диагностического исследования.

Объектами нашего мониторинга являются: результаты диагностики педагогических кадров и организуемая методическая, психологическая, организационная работа, формулируемая в нормативных документах как «целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога».

Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:

  • определение цели мониторинга и задач;

  • определение объектов мониторинга;

  • отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;

  • сбор информации;

  • активация механизма реагирования на полученную информацию;

  • использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения и генерации адекватного ее варианта;

  • реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;

  • цикл движения информационного потока.

3. Основная часть

3.1. Цели и задачи программы

Целью программы является создание механизма выявления профессиональных затруднений педагога на диагностической основе для определения критериально-оценочного механизма мониторинга, направленного на поддержку и развитие профессионального мастерства.

Задачи программы:

  • Сформировать систему мониторинга эффективной деятельности педагога;

  • Обеспечить научные подходы к разработке системы мониторинга;

  • Разработать программу мониторинговых исследований и направлений поддержки педагогических работников ДОУ;

  • Разработать организационно-технологическую схему функционирования системы мониторинга на основе непрерывности, целостности и преемственности;

  • Разработать комплекс показателей и индикаторов мониторинга;

  • Определить формы, методы, приемы и средства, которые будут использоваться в процессе мониторинга;

  • Сформировать культуру работы с разнообразной информацией о состоянии трудностей педагогических кадров и средствами ее получения;

  • Обеспечить накопление методик сбора, обработки и использования информации о качестве деятельности педагогов;

  • Осуществить сбор информации о трудностях и проблемах молодых педагогов;

  • Разработать (на основе полученных данных) рекомендации и предложения для принятия адекватных решений;

  • Повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности;

  • Обеспечить информационные потребности различных групп педагогов.

3.2. Принципы обеспечения мониторинга

В основу мониторинговых исследований положены следующие принципы:

  • непрерывность (целостная, динамически развивающаяся система, в которой происходят структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер);

  • научность (процесс строится по основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями);

  • диагностико-прогностическая.

3.3. Функции программы мониторинга профессиональных затруднений педагогов

  • аналитическая  непрерывное наблюдение за состоянием педагога и результативностью его деятельности, прояснение сущности происходящих трудностей, событий, процессов, явлений и причин, породивших эти состояния;

  • оценочная  своевременное выявление изменений, происходивших в деятельности педагога, и выработка норм, на основе которых определяется состояние;

  • проектировочная – оказание помощи в осуществлении инновационных процессов;

  • развивающая  выявление проблем, которые помогут предупредить негативные тенденции в деятельности педагога, прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества;

  • консультационная – осуществление консультативной помощи педагогам;

  • рефлексивная – оказание помощи педагогам в осмыслении своей деятельности и перспектив ее развития;

  • обратной связи позволяет анализировать достижения целей, выяснить причины неудач;

  • педагогической коррекциикоторая позволяет определять предложения по исправлению педагогической деятельности;

  • мотивации и стимулированиякоторая позволяет применять внешние стимулы оценки труда педагогических работников;

  • контроля, которая позволяет осуществлять необходимые виды контроля за образовательным процессом и деятельностью всех субъектов образовательного процесса, так как мониторинг содержит информацию об их состоянии.

3.4.Условия реализации системы мониторинга профессиональных затруднений педагогов

Условиями успешной реализации мониторинга являются:

1. Наличие кадрового ресурса, способного работать с информацией (в том числе и с использованием диагностических методик и новых технологий).

2. Наличие единых критериев и программно-диагностического комплекса.

3. Наличие нормативно-правовой базы.

В соответствии с главной целью программы, чтобы сформировать систему мониторинга затруднений педагогов, необходимо учитывать следующие положения:

  • процесс проектирования эффективности методической деятельности школы, а это предполагает точность и перспективность исполнения задуманного целеполагания;

  • главные требования к мониторинговой деятельности;

  • научно определяющие целеполагание и технологию мониторинга, а это включает: анализ проблем и трудностей педагогов, всесторонняя диагностика проблем, четкое определение их источников и характера; поиск и разработка вариантов и решений рассматриваемых проблем с учетом имеющихся ресурсов; оценка возможных последствий каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения, т.е. приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных привести к желаемым изменениям; разработка организационных форм внедрения проектируемой деятельности в практику и условий ее эффективной реализации.

Мониторинг профессиональных затруднений педагогов осуществляется по следующей схеме:

  • Диагностика

  • Результат

  • Корректировка

  • Прогнозирование

3.5. Этапы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:

1-й этап:Установочный.

Алгоритм действий:

определение целей и задач мониторинга;

— определение основных показателей и критериев;

— выбор методов диагностики.

2-й этап: Диагностико-аналитический.

Алгоритм действий:

сбор информации;

— количественная и качественная обработка данных;

— постановка педагогического диагноза;

— сравнение результатов, полученных при обработке;

— установление и анализ причинно-следственных зависимостей.

3-й этап: Прогностический.

Алгоритм действий:

прогнозирование дальнейших результатов и возможностей развития;

— планирование устранения трудностей педагогов.

4-й этап: Деятельностный.

Алгоритм действий:

— организация работы по реализации планов в целях осуществления коррекции образовательного процесса и деятельности педагогов;

— устранение выявленных профессиональных затруднений.

5-й этап: Промежуточно-диагностический, (уточняющий)

Алгоритм действий:

сопоставление имеющихся результатов с нормативными показателями;

— установление причин затруднений на основе логического анализа;

— разработка стратегии коррекционно-развивающей работы.

6-й этап: Итогово-диагностический (завершающий)

Алгоритм действий:

оценка состояния деятельности педагога в ходе мониторинга;

— сопоставление полученных результатов с первоначальными;

— установление соответствия избранных целей и задач мониторинга;

— определение эффективности проведенной работы с педагогом

3.6. Методы сбора и обработки информации: экспертный опрос, диагностика, наблюдение, анализ документов, посещение занятий, контроль знаний, умений и навыков, анкетирование, тестирование, самооценка.

3.7. Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:

1. Содержание образования.

2. Качественный состав педагогических кадров:

3. Уровень сформированности профессиональной компетентности:

4. Эффективность работы педагога по плану самообразования

5. Результаты аттестации педагогов.

6. Эффективность деятельности педагога.

7. Самообобщение опыта педагога и обобщение опыта работы на различных уровнях: муниципальном, областном.

8. Сформированность нормативно-правовой базы.

9. Используемые педагогические технологии.

10. Уровень владения информационными технологиями.

11. Инновационная деятельность и экспериментальная деятельность педагога.

12. Материально-техническая база.

Предполагаемый результат. Критерии и показатели эффективности

По результатам реализации мониторинга затруднений педагогов будет выстроена целостная многоуровневая система мониторинга и статистики, обеспечивающая объективное информационное отражение состояния трудностей педагогических кадров в ДОУ, аналитическое обобщение результатов деятельности и на основе данных, разработку прогноза и обеспечения развития и коррекции. Проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов позволит: получить оперативную и достоверную информацию по деятельности педагога ДОУ и его профессиональных проблемах и трудностях; позволит отразить состояние проблем и трудностей педагога в образовательном процессе, аналитически обобщить результаты диагностики, на основе которых спланировать прогноз развития и коррекции педагогической деятельности;

Результат мониторинга профессиональных затруднений педагогов предполагает:

  • Сбор, накопление и обработка фактического материала о реальном состоянии образовательного процесса в ДОУ.

  • Непрерывное наблюдение за состоянием методической работы и ее влиянием на повышение качества образования.

  • Своевременное выявление затруднений дидактического и методического характера, изменений, происходящих в образовательной среде, и факторов, вызывающих их.

  • Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.

  • Прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества образования в ДОУ.

  • Выявление, изучение, обобщение и распространение положительного опыта педагогов.

4. Возможные риски и пути их преодоления

Возможные риски:

Пути преодоления

1) Несовершенство инструментария определения компетентности педагога (диагностических методик, процедур).

1) Своевременность принятия на всех уровнях управленческих решений, внесение оправданных корректировок в диагностических картах и процедурах проведения мониторинга.

2) Недостаточная квалификация кадров по проведению мониторинга и ограниченные возможности по их подготовке.

2) Организация обучения кадров по проблеме организации и проведения мониторинговых исследований.

5. План действий по реализации программы

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

Сроки

Мероприятия/направления

Ответственные

Управленческие решения

I этап (организационно-подготовительный)

Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение:

Январь 2021

1. Разработка локальных актов, необходимых для реализации программы:

— Положение о мониторинге профессиональных затруднений педагогов;

— Циклограмма мониторинга

Старший воспитатель

Утвердить на заседании Методического совета.

Февраль 2021

2. Подбор и разработка диагностического инструментария

Старший воспитатель

Утвердить на заседании Методического совета.

В течение 2021 г.

3. Создание компьютерной информационной базы мониторинга

Старший воспитатель

Приказ

В течение 2021 г.

4. Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров для руководителей МО

Старший воспитатель

Протоколы и методические рекомендации

В течение 2021 г.

5. Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров

Старший воспитатель

Протоколы и методические рекомендации

II этап (практический)

Апробация механизмов и инструментария мониторинга профессиональных

затруднений педагогов:

Март 2021

1. Запуск циклограммы мониторинга

 

Приказ по реализации программы мониторинга

Март 2021

2. Апробация диагностических карт, анализ промежуточных результатов по их реализации

 

Первичные итоги рассматривать на заседаниях МО

Август 2021

3. Корректировка плана работы ДОУ по итогам анализа результатов реализации программы

 

План работы

Май 2021

4. Обсуждение хода и данных мониторинга на административном совещании

 

Совершенствование системы мониторинга.

 

5. Анализ работы по программе

 

Аналитическая справка

 

6. Разработка схемы «листа индивидуального образовательного маршрута»

.

Утверждение на педагогическом совете

 

7. Разработка индивидуализированной Модели повышения квалификации педагогических кадров

 

Утверждение на педагогическом совете

 

8. Разработка в помощь педагогам научно-методических материалов по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения.

 

Утверждение на педагогическом совете

III этап (внедренческий)

Корректировка и совершенствование программы мониторинга

 

1. Проведение мониторинга в соответствии с утвержденной циклограммой

 

Формирование банка данных по результатам мониторинга

 

2. Корректировка механизмов и инструментария реализации мониторинга

 

Утверждение диагностического инструментария

 

3. Апробация «листа индивидуального образовательного маршрута» и корректировка его содержания

.

Утверждение на педагогическом совете

 

4. Совершенствование компьютерной информационной базы данных мониторинга

 

Характеристика базы. Совещание руководителей МО

 

5. Проведение семинара «Управление методической работой на основе мониторинга профессиональных затруднений педагогов ДОУ»

 

Представление опыта для методических служб

 

6. Апробация новой модели методической службы, основанной на удовлетворении индивидуальных образовательных запросов педагогов

 

Утверждение плана работы

 

7. Анализ работы по программе

 

Аналитическая справка

IV этап (обобщающий)

Аналитическая работа по реализации программы «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

 

1. Обобщение опыта работы:

— публикации в методических журналах

— выпуск методических сборников

— выступление на конференциях

 

Представление опыта

 

2. Подведение итогов реализации программы

 

Круглый стол

Механизм мониторинга профессиональных затруднений педагогов

Критерии: компетентности и компетенции

Показатели

Диагностические средства, методы и формы

Периодичность

Профессиональная компетентность

Профессионально значимые личностные качества педагога

Общая культура педагога

Анкетирование

1 раз в год

Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки.

Анкетирование

По мере необходимости

Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Умение продемонстрировать свои достижения

Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства

В течение года

Умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты

Индивидуальная образовательная программа для работы с ОД

1 раз в год

Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению

Анкетирование

1 раз в год

Мотивация учебной деятельности

Умение обеспечить успех в педагогической деятельности

Анкетирование, тестирование, экспертная оценка деятельности педагога

В течение года

Умение превращать учебную задачу в личностно значимую (умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов)

Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов воспитанников

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников

Экспертная оценка занятия

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение года

Умение планировать воспитательную работу

Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии

Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личность

Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу воспитанников

Анализ документации

1 раз в год

Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения

Экспертная оценка занятия

В течение года

Умение организовать проектную деятельность воспитанников

Умение разрабатывать рабочую образовательную программу

Умение реализовать интегрированные знания

Организация учебной деятельности

Умение сформировать интеллектуальные операции у воспитанников

Осуществление оценочно-ценностной рефлексии

Умение оценить результаты своей деятельности

В ходе самоанализа урока

В течение года

Умение анализировать уровень воспитанности Осуществление оценочно-ценностной рефлексии, проводить диагностику нравственных качеств

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение года

Информационная компетентность

Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач

Умение работать с информационными источниками

Экспертная оценка деятельности педагога

В течение года

Умение работать с научной, методической и учебной литературой

Умение адаптировать получаемую новую информацию для осуществления оценочно-ценностной рефлексии различного уровня подготовки и возраста

Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий

Умение модернизировать и оптимизировать информационные ресурсы, инфраструктуру образовательного процесса, приспосабливая ее к своим особенностям и особенностям воспитанников; создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала воспитанников посредством применения ИКТ

Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога

Использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР в образовательном процессе

Умение проводить компьютерные демонстрации опытов, создавать презентации по материалам занятия

Экспертная оценка деятельности педагога

В течение года

Умение применять Интернет-технологии в образовательном процессе и совместной деятельности

Анкетирование

1 раз в год

Коммуникативная компетентность

Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей

Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного воспитанника

Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации

1 раз в год

Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях

1 раз в год

Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность родителей и воспитанников

Анкетирование родителей и воспитанников, анализ документации, экспертиза деятельности педагога

1 раз в год

Умение конструктивно взаимодействовать со специалистами по вопросам развития способностей детей

Умение осуществлять взаимодействие с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса

 

Умение работать в группе (находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование и т.п.)

Участие в мероприятиях различного уровня

1 раз в год

Правовая компетентность

Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию основных образовательных программ (приказы, утверждающие Федеральный стандарт образования, региональный базисный учебный план и др.), соответствующие концепции Федерального государственного стандарта и образовательной политики РФ на современном этапе

Тестирование

1 раз в год

Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса

Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа)

В течение года

Критерии, показатели и индикаторы сформированности

профессиональных компетентностей педагога

Критерии

Показатели

Содержание

мониторинга

Методы и методики изучения

Индикаторы

Исполнители

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Умение перевести тему НОД в педагогическую задачу

Знание образовательных стандартов и реализующих их программ.

Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу

Отслеживание и анализ материалов диагностики умения корректировать цели, делать выводы

Наблюдение, карты посещения уроков, экспертная оценка

% педагогов с высоким (средним, низким) уровнем владения конкретными способами перевода темы в задачи

 

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников

Знание возрастных особенностей воспитанников.

Владение методами перевода цели в образовательную задачу на конкретном возрасте

Анализ умений по организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом возрастных особенностей

Анализ посещения НОД

% педагогов, умеющих ставить педагогические цели и задачи

 

Компетентность в области мотивирования воспитанников

Умение обеспечить успех в деятельности

Знания возможностей конкретных воспитанников.

Постановка учебных задач в соответствии с возможностями воспитанников.

Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам

Выявление умений создания ситуаций успеха в обучении

Собеседование, анализ НОД, экспертная оценка

% педагогов с высоким (средним, низким) уровнем умений обеспечивать успех воспитанников в деятельности

 

Компетентность в области информационной культуры

Умение использовать в профессиональной деятельности информационных ресурсов

Умения использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы.

Умение квалифицированно работать с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, программно-методическими комплексами

Отслеживание и анализ результатов диагностики уровня владения основными информационными умениями

Анкетирование, аттестация педагогов, участие в конкурсах профессионального мастерства, посещение НОД

% педагогов с высоким (средним, низким) уровнем владений информационными ресурсами

 

Умение вести самостоятельный поиск информации

Профессиональная любознательность;

умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;

использование различных баз данных в образовательном процессе

Отслеживание постоянного профессионального роста педагога,

уровня непрерывного обновления собственных знаний и умений вести самостоятельный поиск

Анкетирование

% педагогов с высоким, средним, низким уровнем владения вести самостоятельный поиск информации

 

Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений

Умение выбрать программу, РППС

учебно-методические пособия

Знание образовательных стандартов и различных видов программ; умения структурировать программный материал, адаптировать ее к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; умения обосновывать выбор учебно-методических пособий, используемых педагогом

Анализ материалов исследования готовности педагога к выбору и разработки программ. Отслеживание и анализ информации о выборе программ. Анализ данных об экспертизе качества разработанных программ

Анкетирование, экспертная оценка

Мера обеспеченности учебно-методической литературой,

доля работников, участвующих в разработке программ

 

Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

Умения использовать психологические методы, приемы, процедуры в профессиональной деятельности;

знания детской психологии,

владения технологиями психолого-педагогической коррекции

Отслеживание и анализ материалов диагностики уровня владения педагогом основными педагогическим и психологическими умениями

Наблюдение, собеседование, анкетирование

Мера затрат времени, ресурсов психических, физических для получения результата

 

Компетентность в области организации образовательной деятельности

Знание методик

возможности применение получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;

владение методами решения различных задач;

свободное решение олимпиад: региональных, российских, международных

Анализ знаний, сочетания теоретического знания с видением его практического применения.

Выявление предпосылок установления личностной значимости педагога в подготовке воспитанников к олимпиадам и конкурсам региональных, российских, международных уровней

Анализ результатов

% качества знаний воспитанников;

Результативность участия в олимпиадах, конкурсах воспитанников

 

Владение методами и приемами работы

Знание нормативных методов и методик. Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторской школы. Использование в образовательном процессе современных методов и технологий обучения

Эффективность усвоения знаний и формирования умений у воспитанников, предусмотренных программой. Анализ развития творческого потенциала педагога.

Анализ уровня сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков

Анкета «Оценка и самооценка профессиональных умений педагога»

% педагогов с высокими, достаточными, средними, слабыми профессиональны-ми умениями

 

Комплексная диагностическая методика

«Профессиональные потребности и затруднения педагогов»

I — Насколько вам необходимы для успешной работы следующие знания, умения и качества личности (Заполните колонку А, ранжировав пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для вашей работы).

II — Насколько вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности. Заполните колонку Б, проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки.

III — Заполните колонку В, вычислив разность показателей в колонках А и Б (А — Б = В).

п/п

Показатели/индикаторы

профессиональных потребностей и затруднений

А

Б

В

1

Личностная подготовка

   

1.1.

Уверенность в своих силах

   

1.2.

Контактность с людьми

   

1.3.

Системность в работе

   

1.4.

Понимание происходящих в ДОУ изменений

   

1.5.

Понимание норм отношений в коллективе

   

2

Правовая подготовка

   

2.1.

Знание своих гражданских и профессиональных прав

   

2.2.

Знание основ законодательства в сфере образования

   

2.3.

Знание норм прав дошкольников

   

2.4.

Умение обучить правовой самозащите дошкольников

   

2.5.

Умение отстоять свои права

   

3

Экономическая подготовка

   

3.1.

Знание основ рыночной экономики

   

3.2.

Знание хозяйственного механизма работы ДОУ

   

3.3.

Умение рационально организовать свой труд

   

3.4.

Умение рационально организовать труд дошкольников

   

3.5.

Умение формировать экономическое мышление дошкольников

   

4

Управленческая подготовка

   

4.1.

Знание основ управления ДОУ

   

4.2.

Умение управлять развитием дошкольников

   

4.3.

Умение корректировать свой стиль руководства

   

5

Общекультурная работа

   

5.1.

Способность к творчеству

   

5.2.

Знание основ искусств

   

5.3.

Умение развивать творческие способности дошкольников

   

5.4.

Поддержание своей спортивной формы

   

5.5.

Умение соблюдать режим труда и отдыха

   

6

Общеобразовательная подготовка

   

6.1.

Знание ФГОС

   

6.2.

Знание смежных дисциплин

   

6.3.

Умение осваивать новый опыт

   

6.4.

Умение развивать у дошкольников учебные умения

   

6.5.

Умение использовать в работе ТСО

   

7

Коммуникативная подготовка

   

7.1.

Знание основ делового общения

   

7.2.

Умение бесконфликтно общаться с дошкольниками

   

7.3.

Умение разрешать конфликты с родителями

   

7.4.

Умение избегать конфликтов с коллегами

   

7.5.

Умение бесконфликтно общаться с руководством

   

8

Психологическая подготовка

   

8.1.

Умение управлять своим состоянием

   

8.2.

Знание основ психологии управления

   

8.3.

Умение изучать личность дошкольников

   

8.4.

Умение развивать память дошкольников

   

8.5.

Умение развивать мышление дошкольников

   

9

Методологическая подготовка

   

9.1.

Знание теории поэтапного формирования умственных действий

   

9.2.

Знание теории развивающего обучения

   

9.3.

Знание теории программированного обучения

   

9.4.

Умение самостоятельно изучать дидактические теории

   

9.5.

Знание основ дидактики

   

10

Технологическая подготовка

   

10.1.

Умение планировать изучение тем

   

10.2.

Умение проводить образовательную деятельность разных типов

   

10.3.

Умение управлять учебно-познавательной деятельностью дошкольников

   

10.4

Умение организовать самостоятельную работу дошкольников

   

10.5

Умение организовать контроль знаний

   

Разъяснения процедуры проведения комплексной диагностической методики «Профессиональные потребности и затруднения педагогов»

Каждый показатель диагностической методики соответствует определенному виду профессиональной подготовки педагога. Каждый вид (показатель) включает в себя определенную сумму знаний и умений (набор индикаторов). При отработке анкеты были оставлены наиболее важные для профессионализма современного воспитателя. Так определились 50 направлений профессионального развития педагога. Изучая потребности педагогов ДОУ в овладении различными знаниями и умениями, руководители методической службы ДОУ получают возможность целенаправленно и системно повышать профессионализм педагогов, логично и конкретно планировать методическую работу ДОУ, получать помощь от методической службы.

Цель диагностической методики – изучить удовлетворенность профессиональной подготовкой.

Задание участникам диагностирования:

Заполните колонку «А», ранжировав, пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы, ответив на вопросы:

1. Насколько Вам необходимы для успешной работы знания, умения и качества личности, представленные в анкете.

2. Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности.

Заполните колонку «Б», проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки. Заполните колонку «В», вычислив разность показателей в колонках А и Б (А — Б = В).

Если разность окажется отрицательной, то педагог испытывает потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по данному вопросу. Показатели в колонках «В» указывают, какие профессиональные потребности и затруднения педагога удовлетворены, какие — нет. Далее необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Таковыми считаются те, которые в колонке «В» имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).

Если анкетируется один педагог, то результаты могут послужить основой программы профессионального саморазвития педагога, плана тематических консультаций старшего воспитателя, курирующего методическую деятельность, и индивидуального плана работы по повышению педагогического мастерства. По отдельным направлениям массовых затруднений и потребностей возможно планирование курсов повышения квалификации или городские методические семинары, круглые столы, педагогические чтения и т.п..

Наибольший эффект использования данной диагностической методики в планировании и организации методической работы ДОУ, плана работы методической службы. Изучение динамики профессиональных потребностей и затруднений педагогов позволяет организовать методическую работу более конкретно, индивидуализировано и удобно для всех работников методической службы ДОУ.