«Каждый человек уникален и любая ситуация рассматривается персонально»
Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. В федеральном проекте «Учитель будущего» через наставничество будет решаться задача и профессионального роста педагогических работников. Следовательно, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога—наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Программа составлена на основе действующих нормативно-правовых актов МБОУ «СОШ № 10»; Программой наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОШ № 10»; планом работы «Школы молодого педагога», планом научно-методической работы учителей начальных классов, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, классными журналами и журналом по технике безопасности.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы – 3 года.
Цель и задачи
Цель – обеспечение качественного уровня развития системы наставничества на институциональном уровне, формирование эффективных механизмов взаимодействия наставника и начинающего педагога.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
3. Дифференцировано и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
4. Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
7. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
8. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Технологии, которые будут применяться в данной программе, подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы с наставниками.
Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, медиация, проектная.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
— консультирование (индивидуальное, групповое);
— активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
1 этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2 этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3 этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Принципы наставничества
— добровольность;
— гуманность;
— соблюдение прав молодого специалиста;
— соблюдение прав наставника;
— конфиденциальность;
— ответственность;
— искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
— взаимопонимание;
— обязательность;
— непрерывность;
— способность видеть личность.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
— активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
— повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
— появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
— участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
— наличие портфолио у каждого молодого педагога;
— успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
— эффективный способ самореализации;
— повышение квалификации;
— достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
— успешная адаптация молодых специалистов;
— повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательной организации.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Описание ресурсов (материальных и нематериальных), необходимых для реализации программы (практики ) наставничества
Материально-технические условия и ресурсы включают в себя:
рекреационную зону (класс, кабинет психолога) для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых;
доску объявлений для размещения открытой информации по наставничеству педагогических работников (в т.ч. электронный ресурс, чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях);
широкополосный (скоростной) интернет; Wi-Fi;
-
средства для организации видео-конференц-связи (ВКС);
стимулирование молодого специалиста;
другие материально-технические ресурсы.
Нематериальные условия, необходимые для реализации программы наставничества:
локальные акты образовательной организации;
информационно-методическое сопровождение работы педагога-наставника;
соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым;
общеобразовательная программа НОО;
рабочая программа по предметам;
программа воспитания.
Перспективный план работы с молодыми специалистами на 2021-2024 учебный год
Месяц | 1-й год стажировки | 2-й год стажировки | 3-й год стажировки |
август | Собеседование с | Корректировка и | Корректировка и |
сентябрь | Оформление классной | Час общения с молодыми Посещение уроков наставника. | Организация методической помощи в проведении уроков, |
октябрь | Методы изучения | Психолого—педагогические требования к проверке, учету и оценке достижения планируемых | Современный учитель в условиях внедрения |
ноябрь | Изучение теории | Изучение теории | Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся. Дискуссия «Домашнее задание: как, сколько, когда?» |
декабрь | Современные образовательные технологии. | Обучение анализу, самоанализу урока (практикум). | Обучение анализу, |
январь | Консультации. | Консультации. | Основы профессиональной компетентности учителя (профстандарт). Здоровьесберегающий |
февраль | Современные образовательные технологии. | Формирование метапредметного | Потребность в успехе. |
март | Открытый урок. | Открытый урок. | 1.Открытый урок. |
апрель-май | «Круглый стол». Обсуждение методической, педагогической литературы, | Микроисследование «Проблемы молодых учителей». Анализ профессиональных затруднений. | Творческий отчет |