Программа (практика) наставничества молодого специалиста «Путь к совершенству»


Автор: Башта Т.В., Махиня О.Г.
Место работы: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10"
Должность:


«Каждый человек уникален и любая ситуация рассматривается персонально»

Пояснительная записка

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. В федеральном проекте «Учитель будущего» через наставничество будет решаться задача и профессионального роста педагогических работников. Следовательно, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагоганаставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Программа составлена на основе действующих нормативно-правовых актов МБОУ «СОШ № 10»; Программой наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОШ № 10»; планом работы «Школы молодого педагога», планом научно-методической работы учителей начальных классов, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, классными журналами и журналом по технике безопасности.

Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы – 3 года.

Цель и задачи

Цель – обеспечение качественного уровня развития системы наставничества на институциональном уровне, формирование эффективных механизмов взаимодействия наставника и начинающего педагога.

Задачи:

1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.

3. Дифференцировано и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.

4. Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.

5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.

7. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.

8. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.

Технологии, которые будут применяться в данной программе, подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы с наставниками.

Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, медиация, проектная.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:

— консультирование (индивидуальное, групповое);

— активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).

Деятельность наставника

1 этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2 этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3 этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Принципы наставничества

— добровольность;

— гуманность;

— соблюдение прав молодого специалиста;

— соблюдение прав наставника;

— конфиденциальность;

— ответственность;

— искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

— взаимопонимание;

— обязательность;

— непрерывность;

— способность видеть личность.

Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

— активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

— повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;

— появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);

— участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;

— наличие портфолио у каждого молодого педагога;

— успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

— эффективный способ самореализации;

— повышение квалификации;

— достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

— успешная адаптация молодых специалистов;

— повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательной организации.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Описание ресурсов (материальных и нематериальных), необходимых для реализации программы (практики ) наставничества

Материально-технические условия и ресурсы включают в себя:

  • рекреационную зону (класс, кабинет психолога) для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых;

  • доску объявлений для размещения открытой информации по наставничеству педагогических работников (в т.ч. электронный ресурс, чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях);

  • широкополосный (скоростной) интернет; Wi-Fi;

  • средства для организации видео-конференц-связи (ВКС);

  • стимулирование молодого специалиста;

  • другие материально-технические ресурсы.

Нематериальные условия, необходимые для реализации программы наставничества:

  • локальные акты образовательной организации;

  • информационно-методическое сопровождение работы педагога-наставника;

  • соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым;

  • общеобразовательная программа НОО;

  • рабочая программа по предметам;

  • программа воспитания.

Перспективный план работы с молодыми специалистами на 2021-2024 учебный год

Месяц

1-й год стажировки
«Компетентность

учителя – залог
творчества и успеха
обучающихся»

2-й год стажировки
«Самостоятельный
творческий поиск»

3-й год

стажировки
«Выбор индивидуальной педагогической линии»

август

Собеседование с
молодыми
специалистами, выбор
наставника.

Корректировка и
утверждение плана
работы с молодыми
специалистами.

Корректировка и
утверждение плана
работы с молодыми
специалистами.

сентябрь

Оформление классной
документации (личных дел, журнала, плана воспитательной
работы). Составление
тематического планирования. Посещение уроков
молодых специалистов
наставниками. (консалтинговая деятельность).
Знакомство с локальными актами школы, регламентирующими УВП.

Час общения с молодыми
специалистами «Расскажи о своих впечатлениях, достижениях в прошлом (первом) учебном году»

Посещение уроков наставника.
Подготовка учителя к уроку. Посещение уроков молодых специалистов наставниками с последующим анализом.

Организация методической помощи в проведении уроков,
внеклассных мероприятий.
Организация методической помощи в проведении родительского собрания.
Посещение уроков коллег.

октябрь

Методы изучения
личности школьника.
Требования к плану
воспитательной работы класса. Методика разработки плана воспитательной работы. Подготовка и
проведение родительского собрания.

Психологопедагогические требования к проверке, учету и оценке достижения планируемых
результатов.

Современный учитель в условиях внедрения
ФГОС. Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам.

ноябрь

Изучение теории
вопроса «Урок с позиции требований системно-
деятельностного подхода». Посещение уроков
коллег в МО.

Изучение теории
вопроса «Требования
ФГОС к
конструированию
современного урока».

Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся. Дискуссия «Домашнее задание: как, сколько, когда?»

декабрь

Современные образовательные технологии.
Знакомство с теорией
и практикой применения при посещении уроков
наставника и др. коллег.
Посещение внеклассных занятий, классных часов у
опытных классных руководителей.

Обучение анализу, самоанализу урока (практикум).
Посещение внеклассных занятий, классных часов у опытных классных руководителей.

Обучение анализу,
самоанализу урока
(практикум).
Посещение молодыми
специалистами
внеклассных занятий,
классных часов у
опытных классных
руководителей.

январь

Консультации.
Здоровьесберегающий
подход в развитии успешности ученика. Анализ внеклассного мероприятия с позиции здоровьесбережения.

Консультации.
Здоровьесберегающий
подход в развитии
успешности ученика.
Анализ внеклассного
мероприятия с позиции
здоровьесбережения.

Основы профессиональной компетентности учителя (профстандарт). Здоровьесберегающий
подход в развитии
успешности ученика.
Анализ внеклассного
мероприятия с позиции здоровьесбережения.

февраль

Современные образовательные технологии.
Знакомство с теорией и практикой применения при посещении уроков
наставника и др. коллег.
«Мой педагогический
дебют» — открытые внеклассные мероприятия,
тренинговые занятия (тема по выбору).

Формирование метапредметного
результата в рамках урока и внеурочной деятельности.
Посещение уроков молодых специалистов наставниками.
«Мой педагогический дебют» — открытые внеклассные мероприятия, тренинговые занятия (тема по выбору).

Потребность в успехе.
Мотив и цель достижения. Посещение уроков молодых специалистов наставниками. «Мой педагогический
дебют» — открытые внеклассные мероприятия, тренинговые занятия (тема по выбору).

март

Открытый урок.
Консультации.
Организация
каникулярного отдыха детей.

Открытый урок.
Консультации.
Организация
каникулярного отдыха детей.

1.Открытый урок.
2. Самообразование –
необходимое условие
профессионального
развития педагога.
3. Реализация темы по
самообразованию,
внедрение ее в практику своей работы.

апрель-май

«Круглый стол». Обсуждение методической, педагогической литературы,
изученной стажерами. Итоги работы за год стажерской практики.

Микроисследование «Проблемы молодых учителей». Анализ профессиональных затруднений.

Творческий отчет
молодых учителей.