Программа практико-ориентированного проекта по созданию пособия-путеводителя «Волочаевское сельское поселение»


Автор: Алексей Николаевич Зайцев
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка»
Должность: учитель истории


Участники: ученики 10-11 классов.

Продолжительность: двухгодичный.

Цель: создание историко-географического пособия-путеводителя по Волочаевскому сельскому поселению Смидовичского муниципального района ЕАО.

Актуальность: в 2013 году у двух населенных пунктов Волочаевского сельского поселения юбилейные даты: селу Волочаевка исполняется 105 лет, а селу Партизанскому – 60. В преддверии празднования юбилейных дат решено напечатать и издать пособие-путеводитель по Волочаевскому сельскому поселению.

Вопросы проекта:

  • Изучение Волочаевского сельского поселения в его границах (прошлое, настоящее и будущее населенных пунктов поселения), отраженное в названиях географических объектов, улиц и т. д.
  • Изучив историю родного края и особенности природы, составить краткий топонимический словарь поселения и пособие-путеводитель.

Итоговый продукт : пособие-путеводитель «Волочаевское сельское поселение».

Ход проекта:

Перед началом работы над проектом организуется встреча с главой администрации Волочаевского сельского поселения. Ведется беседа о тематике планируемого проекта, его назначении.

В процессе обсуждения задания разрабатывается структура проекта и определяются четыре темы :

  1. История и географические особенности поселения.
  2. Изучение топонимики объектов.
  3. Изучение биографий людей, чьи имена носят улицы и географические объекты или истории появления этих названий.
  4. Памятные и достопримечательные места поселения.

Обучающиеся делятся на 6 групп по 2-3 человека в каждой.

Четыре группы занимаются сбором информации по тематике проекта. На этапе сбора информации одна из групп отправляется в архив поселения, где работает с некоторыми документами. Выясняется количественный состав улиц прошлого и настоящего, их старые и новые названия. В архиве музея школы выясняется происхождение и имена некоторых географических и исторических объектов. Многие названия – гидронимы, ойконимы, их происхождение изучаются также данной группой учащихся. Проводится анализ временного периода, когда объекты переименовывались, какие события этому предшестВОвали. Осуществляется работа с картой поселения, района, области. Ведется поиск информации о природе данной местности.

Вторая группа отправляется в краеведческие музеи г. Биробиджана и г. Хабаровска, в библиотеки, занимается поиском старых газетных статей о малой Родине. Из старых газет, журналов, книг ученики собирают интересный материал о прошлом территории, где сейчас расположено поселение.

Большая работа предстоит третьей группе учеников. Объект их исследования – люди, в честь которых названы улицы, события, происходившие на территории поселения. Поиск группы неограничен – книги, Интернет, газеты, журналы.

Ребята встречаются с ветеранами и старожилами поселения, которые помогают в сборе информации о прошлом населенных пунктов поселения, оцифровывают фотографии.

Четыре группы учеников, собирая материал согласно представленному учителем заданию, в итоге должны выполнить свой мини-проект, который впоследствии объединяется в единый.

Ученики пятой группы получают задание фотографировать, вести видеосъемку улиц, встреч с людьми, памятников, достопримечательных мест, исторических объектов. Полученный материал обрабатывается ими и готовится для размещения в путеводителе.

Шестая группа, группа дизайнеров, работает непосредственно над созданием путеводителя. При проектировании пособия учащиеся пользуются различными информационными программами.

Презентация путеводителя осуществляется в период празднования юбилеев сел. Отдельные страницы демонстрируются во время Дней села на территории поселения.

Этапы разработки проекта:

  1. Постановка цели и задач.
  2. Разработка структуры пособия-путеводителя «Волочаевское сельское поселение».
  3. Определение тем, которые будут отображены в работе.
  4. Разработка сценариев объектов, включающих в себя подбор информации, иллюстраций, и т. д.
  5. Создание электронного варианта пособия.
  6. Представление пособия, устранение ошибок.
  7. Издание пробного экземпляра пособия.
  8. Корректировка материала, опираясь на заключения учителей-предметников, специалистов администрации, экспертов.

Примерные темы для работы над разделами пособия:

  • общая характеристика современного поселения;
  • а что же было раньше? (из истории возникновения населенных пунктов);
  • фотостраница («архивные фотографии рассказывают»);
  • географическое положение поселения;
  • природа окрестностей: рельеф, климат, гидрография, почвы, растительный и животный мир, полезные ископаемые;
  • места для отдыха;
  • топонимика улиц поселения;
  • достопримечательности поселения;
  • культура и искусство;
  • общественные организации;
  • физкультура и спорт;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • предприятия и организации поселения;
  • административное управление;
  • наши земляки – гордость села;
  • фотостраница «Наша жизнь»;
  • поселение вчера-сегодня-завтра;
  • большая любовь к малой родине (творческая страничка).