Участники: ученики 10-11 классов.
Продолжительность: двухгодичный.
Цель: создание историко-географического пособия-путеводителя по Волочаевскому сельскому поселению Смидовичского муниципального района ЕАО.
Актуальность: в 2013 году у двух населенных пунктов Волочаевского сельского поселения юбилейные даты: селу Волочаевка исполняется 105 лет, а селу Партизанскому – 60. В преддверии празднования юбилейных дат решено напечатать и издать пособие-путеводитель по Волочаевскому сельскому поселению.
Вопросы проекта:
- Изучение Волочаевского сельского поселения в его границах (прошлое, настоящее и будущее населенных пунктов поселения), отраженное в названиях географических объектов, улиц и т. д.
- Изучив историю родного края и особенности природы, составить краткий топонимический словарь поселения и пособие-путеводитель.
Итоговый продукт : пособие-путеводитель «Волочаевское сельское поселение».
Ход проекта:
Перед началом работы над проектом организуется встреча с главой администрации Волочаевского сельского поселения. Ведется беседа о тематике планируемого проекта, его назначении.
В процессе обсуждения задания разрабатывается структура проекта и определяются четыре темы :
- История и географические особенности поселения.
- Изучение топонимики объектов.
- Изучение биографий людей, чьи имена носят улицы и географические объекты или истории появления этих названий.
- Памятные и достопримечательные места поселения.
Обучающиеся делятся на 6 групп по 2-3 человека в каждой.
Четыре группы занимаются сбором информации по тематике проекта. На этапе сбора информации одна из групп отправляется в архив поселения, где работает с некоторыми документами. Выясняется количественный состав улиц прошлого и настоящего, их старые и новые названия. В архиве музея школы выясняется происхождение и имена некоторых географических и исторических объектов. Многие названия – гидронимы, ойконимы, их происхождение изучаются также данной группой учащихся. Проводится анализ временного периода, когда объекты переименовывались, какие события этому предшестВОвали. Осуществляется работа с картой поселения, района, области. Ведется поиск информации о природе данной местности.
Вторая группа отправляется в краеведческие музеи г. Биробиджана и г. Хабаровска, в библиотеки, занимается поиском старых газетных статей о малой Родине. Из старых газет, журналов, книг ученики собирают интересный материал о прошлом территории, где сейчас расположено поселение.
Большая работа предстоит третьей группе учеников. Объект их исследования – люди, в честь которых названы улицы, события, происходившие на территории поселения. Поиск группы неограничен – книги, Интернет, газеты, журналы.
Ребята встречаются с ветеранами и старожилами поселения, которые помогают в сборе информации о прошлом населенных пунктов поселения, оцифровывают фотографии.
Четыре группы учеников, собирая материал согласно представленному учителем заданию, в итоге должны выполнить свой мини-проект, который впоследствии объединяется в единый.
Ученики пятой группы получают задание фотографировать, вести видеосъемку улиц, встреч с людьми, памятников, достопримечательных мест, исторических объектов. Полученный материал обрабатывается ими и готовится для размещения в путеводителе.
Шестая группа, группа дизайнеров, работает непосредственно над созданием путеводителя. При проектировании пособия учащиеся пользуются различными информационными программами.
Презентация путеводителя осуществляется в период празднования юбилеев сел. Отдельные страницы демонстрируются во время Дней села на территории поселения.
Этапы разработки проекта:
- Постановка цели и задач.
- Разработка структуры пособия-путеводителя «Волочаевское сельское поселение».
- Определение тем, которые будут отображены в работе.
- Разработка сценариев объектов, включающих в себя подбор информации, иллюстраций, и т. д.
- Создание электронного варианта пособия.
- Представление пособия, устранение ошибок.
- Издание пробного экземпляра пособия.
- Корректировка материала, опираясь на заключения учителей-предметников, специалистов администрации, экспертов.
Примерные темы для работы над разделами пособия:
- общая характеристика современного поселения;
- а что же было раньше? (из истории возникновения населенных пунктов);
- фотостраница («архивные фотографии рассказывают»);
- географическое положение поселения;
- природа окрестностей: рельеф, климат, гидрография, почвы, растительный и животный мир, полезные ископаемые;
- места для отдыха;
- топонимика улиц поселения;
- достопримечательности поселения;
- культура и искусство;
- общественные организации;
- физкультура и спорт;
- образование;
- здравоохранение;
- предприятия и организации поселения;
- административное управление;
- наши земляки – гордость села;
- фотостраница «Наша жизнь»;
- поселение вчера-сегодня-завтра;
- большая любовь к малой родине (творческая страничка).