Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (экологическое направление)


Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов


Пояснительная записка

Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, особенно в период летних каникул, т.к. в молодёжной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. ЛДП выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры на ЛДП побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, активистов.

Все мы — дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.

Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Экологическая культура — неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Пришкольный лагерь экологического направления “Одуванчик” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.

Программа “Одуванчик” предусматривает: нестандартную организацию смены, максимальное включение ролевых игр.

Цели и задачи программы:

Цель создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.

Задачи:

1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;

2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью;

3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности;

4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;

5.  Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;

6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;

7.  Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

8. Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности; ответственности педагогических и медицинских работников за сохранность жизни детей;

9. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

10.Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

11. Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе;

  1. Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
  2. Формировать у подростков представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
  3. Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
  4. Включить в мотивационную структуру личности подростка те положительные качества, которые определяют его эстетическое отношение к природе, экологическую культуру поведения в целом.

Проблема, над которой работают воспитатели: “Экологическое воспитание и укрепление здоровья учащихся на основе средств педагогики путем внедрения личностно-ориентированных и игровых технологий”.

Основная идея программыРеализация мероприятий, направленных на создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей в летний период.

Содержание и форма реализации.

Продолжительность смены 18 дней. Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов в количестве 25 человек.

Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. В лагере проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. В лагере действует орган самоуправления: совет командиров, который собирается ежедневно.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

 Безопасность всех проводимых мероприятий;

Учет особенностей каждой личности;

 Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;

  Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;

  Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

 Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

 Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

 Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности:

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность;
  • Образовательно – содержательное направление (экологическое воспитание);
  • Художественно-творческая деятельность.

Образовательносодержательное направление

(экологическое воспитание):

Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках. Самое ценное в работе лагеря — организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения экологических экскурсий, с учётом возрастных особенностей.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Физкультурно – оздоровительная работа:

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

 Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  Утренняя гимнастика (зарядка);

  Спортивные игры на стадионе;

  Подвижные игры на свежем воздухе;

  Эстафеты — спортивная игра «Веселые старты»;

  • Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»

  • Беседы медсестры:

    • «Первая помощь при укусе насекомым»;

    • «Чем опасны клещи»;

    • «Где ты найдёшь витамины»;

    • «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;

    • «Помоги своему зубу».

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Художественно – творческая деятельность:

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

 Изобразительная деятельность;

 Конкурсные программы;

 Творческие конкурсы;

  Игровые творческие программы;

  Концерты; праздники;

  Творческие игры;

  Выставки (рисунков, поделок и т.д.)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Программа осуществляется по следующим блокам:

Организационный.

Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях. Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.

Оздоровительный.

Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.

Позиции ребенка: Знаю, могу, делаю, стараюсь.

Алгоритм действия: Звук——Дыхание——Эмоция;

Движение———Экология———Питание.

Виды работ:

1. Углубленный медицинский контроль и наблюдения за здоровьем детей: оперативный контроль со стороны воспитателей и медиков; профилактические и лечебные мероприятия.

2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих: спортивно — массовая работа: танцевальные занятия, работа спортивных секций; обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; открытие форточек, обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.

3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.

4. Экологический.

Позиция ребенка: “ Я хочу это сделать сам, я уже делал что-то подобное, не надо мне помогать, я попробую догадаться”

Алгоритм действия: Мышление———Изделие———Польза.

Душа———Результат———Радость.

Принципы организации педагогического процесса:

1. Гуманистической направленности.

2. Связи с жизнью и практикой.

3. Организационный принцип: последовательности и систематичности.

4. Научности.

5. Наглядности.

Принципы управления деятельностью воспитанников:

1. Активности детей.

2. Доступности и посильности.

3. Учета возрастных и индивидуальных особенностей.

4. Прочности и действенности результатов.

Основные “законы” воспитанников:

1. Все связано со всем.

2. За все надо платить?.

3. Человек — часть природы, а не её властелин.

4. “Правой руки”.

5. “Умного поведения на природе”.

Методы.

1. Организация деятельности: словесные, наглядные и практические, проблемно-поисковые (упражнения, воспитывающие ситуации/ инструктажи/ рассказы и т.

2. Стимулирования и мотивации (познавательные игры/ дискуссии, соревнования/ эмоциональное воздействие/ поощрение/ наказание и др.)

3. Контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика/ тестирование, анкетирование).

Формы и виды работ:

1. Организация кружка.

2. Участие в культурных мероприятиях поселка.

3. Организация различных конкурсов.

4. Экскурсии, походы.

5. Проведение различных операций по экологии, исследовательские практические работы. Оформление работ учащихся (альбомы, фотостенды, Малая Красная книга и т.д.)

6. Ролевые игры.

7. Спортивно-массовые мероприятия и другие.

Материально – техническое обеспечение:

  1. Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;

  2. Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;

  3. Видеотехника и аудиоматериалы;

  4. Призы и награды для стимулирования.

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

  • Закон «Об образовании РФ»;

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;

  • Устав МБОУ «СОШ № 2»;

  • Положение о лагере дневного пребывания;

  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;

  • Инструкции по организации и проведению экскурсий;

  • Приказы УО;

  • Должностные инструкции работников;

  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

  • Заявления от родителей;

  • Правила регистрации детей при поступлении;

  • Акт приемки лагеря.

Педагогические условия:

1.   Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;

2.   Организация различных видов деятельности;

3.   Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;

4.   Создание ситуации успеха;

5.   Систематическое информирование о результатах прожитого дня;

6.   Организация различных видов стимулирования.

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

  • Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;

  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

 

Ожидаемые результаты:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;

  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;

  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности;

  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;

  • Расширение кругозора детей;

  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;

  • Личностный рост участников смены.

  • Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
  • Организационно — пропагандистские умения:
    • Применение знаний законодательства об охране природы;

    • Планирование практических дел по охране природы;

    • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Поведенческие умения:

    • Формирование умений правильного поведения в природе;

  • Опознавательные умения:

    • Распознавание объектов природы;

    • Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

  • Преобразовательные умения:

    • Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.

  • Тиражирование опыта

    • Проведение школьных конференций по итогам работы;

    • Публикация заметок и статей в местной печати.

Список используемой литературы:

1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002;

2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;

3. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;

4. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006;

5. А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;  

6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

Законы лагеря

  • Без разрешения воспитателей (вожатых) не покидай лагерь;

  • Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу;

  • Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым;

  • Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают;

  • Время дорого у нас: берегите каждый час, каждую минуту, каждую секунду – не опаздывайте;

  • Долой скуку;

  • Будь вынослив и терпелив;

  • Один за всех и все за одного! За друзей стой горой;

  •  Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

РЕЖИМ ДНЯ

8.30 — 8.45 встреча детей «Мы вам рады»;

8.45 — 9.00 утренняя зарядка:

«Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»;

9.00 — 9.30 завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»;

9.30. – 11.00 занятия в отрядах по направлению лагеря;

11.00-12.30 спортивно-оздоровительный час:

« Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»

12.30-13.00 инструктаж по ТБ

13.00-13.30 обед

«Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет»;

13.30 -14.20 художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия):

«Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!»

14.00 -14.30 обед

«Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет»;

14.20 -14.30 операция «Уют»

«Надо в порядок все привести, в классе убрать и пол подмести!»;

14.30 — роспуск детей по домам «До свидания! До новых встреч!».

День

Мероприятие

1 «День знакомств»

  • Организационное мероприятие по приему детей;

  • Открытие лагерной смены;

  • Подвижные игры;

  • Оформление отрядного уголка;

  • Инструктаж по технике безопасности;

  • Тренинг «Знакомство».

2 «День Природы»

  • Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»;

  • Спортландия «Спорт любить – сильным и здоровым быть»;

  • Подвижные игры на свежем воздухе;

  • Мероприятие «Мы – друзья природы»

3 «День Питания»

  • Утренняя зарядка «Весёлое приседание»;

  • Своя игра «Гигиена питания»;

  • «Съедобный зоопарк» изготовить из разных овощей:

— огуречного крокодила;

— картофельного медведя;

— морковную лису и т.д.;

4 «День ПДД»

  • Утренняя зарядка;

  • «Знатоки дорожной азбуки» познавательный турнир;

  • Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак:

«Осторожно: жидкий асфальт»;

«Осторожно: неприятные запахи» и т.д.;

  • Подвижные игры на свежем воздухе;

5 «День Сказок»

  • Утренняя зарядка;

  • Путешествие в сказку «По сказкам Павла Бажова»;

  • «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей:

— рабочий костюм Бабы-яги;

— парадно-выходной костюм Иванушки — дурачка;

— спортивный костюм Кощея Бессмертного;

— зимний костюм Водяного;

  • Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?»

6 «День Умников»

  • Утренняя зарядка;

  • Познавательный турнир «Умники и умницы»;

  • «Рассказ на одну букву» сочинить короткий рассказ на одну букву – К; М; О; П; С;

или стихотворение.

7 «День Шахмат»

  • Утренняя зарядка;

  • «Шахматный турнир»

  • Мероприятие «Мой лес»

8 «День Музыки»

  • Утренняя зарядка;

  • Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»;

  • Конкурс «Спрятавшиеся ноты»

— в прочитанных предложениях найти спрятавшиеся ноты;

— составить предложения, в которых спрятались бы пять нот (ля, ми, ре, фа, си);

  • КВН «Птичьи разговоры»

9 «День Талантов»

  • Утренняя зарядка;

  • Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето»;

  • Конкурс частушек;

  • Конкурс песен о лете.

10 «День Здоровья (Нептуна)»

  • Утренняя зарядка;

  • Игра «Счастливый случай!» за здоровый образ жизни;

  • «Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить;

11 «День Грибника»

  • Утренняя зарядка;

  • Экологический конкурс «Грибной марафон»;

  • «Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало:

  1. «Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»;

  2. «Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»

12 «День Мастеров»

  • Утренняя зарядка;

  • Мастер – класс «Умелые руки не знают скуки»;

  • Подвижные игры на свежем воздухе;

  • «Фестиваль цветов»;

13 «День Художника»

  • Утренняя зарядка;

  • Конкурс рисунков «Дети любят рисовать»;

  • «Иллюстрация к песне» сделать иллюстрации к строчкам популярных песен:

— «Мне снится зелёное лето, с прожилками жёлтых цветов»;

— «Пусть всегда будет Солнце, пусть всегда небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»;

14 «День Памяти жертв Хиросимы и Нагасаки»

  • Утренняя зарядка;

  • Презентация «Ядерная угроза»

15 «День воинской славы России»

  • Утренняя зарядка;

  • Конкурсная программа «Русская кудесница»;

  • Конкурс рисунков «Герб станицы» — нарисовать герб своей станицы;

  • «Перевод с русского на русский» сохраняя смысл сказать по другому следующие фразы:

  1. «Бьют часы 12 раз»;

  2. «Шёл отряд по берегу»;

  3. «Воробей влетел в окно».

16 «День Врунов»

  • Утренняя зарядка;

  • «День врунов» развлекательное шоу;

  • «Весёлые старты» на стадионе;

  • Игра-лото «Знаешь ли ты деревья»

17 «День Дружбы»

  • Утренняя зарядка;

  • «Солнечный круг» развлекательно – игровая программа;

  • Игра «Буриме» — сочинить стихотворение на заданные рифмы:

  1. «Кошка – ложка – окошко – немножко»;

  2. «Лето – зной – веселье – вой»;

  3. «Стакан – банан – карман – обман».

18 «День Расставания»

  • Утренняя зарядка;

  • «Сюрприз – PARTY» шоу программа к закрытию оздоровительного сезона;

  • «Сцена прощания» концертная программа.