Пояснительная записка
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Еврейской автономной области, родного района и села, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения Волочаевки, гордость за своих односельчан, людей прошлого и настоящего, воспитывает патриотизм, гуманизм и справедливость.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Содержимое
Краеведение тесно связано с походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение простейшими туристскими навыками и умениями.
Работа краеведческого кружка проводится на базе школьного музея третий год. Состав участников кружка – 15 обучающихся 5-8 классов. В ходе работы привлекаются новые участники краеведческой работы, которая стала неотъемлемой частью жизни школы. В течение учебного года в работе кружка и по его направлениям задейстВОваны старшеклассники.
Планирование кружка во многом повторяет уже изученные блоки, включает новый блок проектной деятельности. В данной программе планируется расширение знаний через знакомство с дополнительными источниками исторической информации.
Через краеведческий кружок учащиеся нашей школы могут получить дополнительные знания по истории нашего села, Смидовичского района, Еврейской автономной области и приобрести навыки музейного дела. Для сбора экспонатов для нашего музея планируется привлечь не только кружковцев, но и учащихся различных классов, жителей села.
Занятия «краеведов» и изучение материала проходит непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее с архивными документами и экспонатами.
Темы курса нацелены на воспитание любви, уважения к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку как к малой родине.
Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа.
В процессе работы ребята получают наиболее полное представление о Смидовичском районе Еврейской автономной области, его населенных пунктах. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне своей местности, района и области. Важное место в программе занимает изучение истории своего населенного пункта. Программа предполагает проведение встреч с интересными людьми, экскурсий.
В процессе обучения происходит усложнение требований, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Цели и задачи:
- постоянно обогащать учащихся знаниями по истории своего района, с. Волочаевка, своей школы;
- прививать любовь к малой родине;
- развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками;
- способстВОвать развитию навыков исследовательской работы школьников;
- приобщить школьников к поисково-исследовательской работе в ходе изучения родного края;
- дать дополнительные знания по гуманитарным предметам;
- воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории;
- развивать общую культуру школьников;
- формировать у них систему взглядов, принципов и норм поведения и отношения к окружающей среде, осознание своего места в жизни, в цепи поколений;
- развивать материальную и духовную культуру учащихся;
- пробудить интерес и уважение к прошлому и настоящему своей страны, семьи;
- раскрыть положение родного края как части России, показать единство истории родного села, края с историей и жизнью России;
- продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для историко-краеведческого музея.
В сфере внешкольной работы планируются следующие мероприятия:
- организация экскурсий, экспедиций по пополнению фондов музея, охрана памятников истории и культуры;
- уход за могилами погибших в годы Великой Отечественной войны, основателя села, участников Гражданской войны;
- участие в мероприятиях юных краеведов;
- проведение выставок материалов фондов музея;
- подготовка экскурсоводов;
- разработка и оформление новых экспозиций; переписка с музеями и архивами;
- организация на базе музея поисковой исследовательской работы по историко-краеведческой тематике, участие в конкурсах.
Курс дает возможность школьникам самостоятельно оценивать свою работу, ее результат, видеть достоинства и недостатки. Формы организации занятий могут быть разнообразными. Структура занятий позволяет включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, беседу, выступление учащихся. Большое внимание уделяется практической деятельности, например составлению своей родословной, работе с письменными и вещественными историческими источниками информации и т. д. В процессе обучения по данной программе предполагается оформление и обновление экспозиций школьного музея.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
- принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
- принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
- принцип интеграции и дифференциации обучения;
- принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Основные методы обучения:
- практические;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- беседы;
- дискуссии;
- встречи с интересными людьми;
- мини сочинения;
- походы, экскурсии;
- конкурсы, викторины;
- составление презентаций.
Формы и приемы по изучению родного края:
- Экскурсии по селу, району «Волочаевка в прошлом и настоящем», «По местам боевой славы», на сопку Июнь-Корань, посещение музеев.
- Конкурсы рисунков на темы: «Мой любимый уголок», «Моё село», «Село моей мечты» и др.
- Выставка фотографий «Всегда на страже школьник-патриот!».
- Создание презентаций по истории школы, природе окрестностей с. Волочаевка, истории села Волочаевка, жители села и т. д.
Направления работы:
1. Военно-патриотическое.
Цель — воспитание у учащихся уважения к боевым традициям нашего народа; знакомство с героическим прошлым наших земляков-участников Первой Мировой, Гражданской, Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн.
Задачи :
- Продолжить сбор и изучение материалов об участниках боевых действий в Великой Отечественной войне.
- Подготовка и обновление экспозиции, посвященной 90-летию Волочаевского боя, участникам ВОв.
- Краеведческое направление.
Цель – изучение истории родного села, истории школы, своей семьи.
Задачи :
- Изучение вопроса о заселении территории с. Волочаевка.
- Подготовка экспозиции, посвящённой педагогам школы.
- Сбор фотоматериалов к выставке «Всегда на страже школьник-патриот!».
- Изучение музейного дела.
Цель: приобретение учащимися навыков работы в музее.
Задачи:
- Сбор и изучение материалов по истории села.
- Подготовка экспозиций.
- Подготовка экскурсоводов среди обучающихся 7-8 классов.
- Проведение экскурсий.
- Работа с фондами.
Содержание программы
1 блок.«Мир моего села» (10 часов)
- Из истории села Волочаевка.
- Наше село в годы Гражданской войны и интервенции.
- Волочаевский бой.
- Обзорная экскурсия по селу, на сопку Июнь-Корань.
- Наше село во время ВОв.
- Земляки – герои.
- Выдающиеся земляки.
- История школы.
Экскурсии по экспозициям школьного музея:
- тема: «Гражданская война»,
- тема: «История возникновения села Волочаевка»,
- тема: «История школы».
2 блок.«Музейное дело» (8 часов)
- Знакомство с понятиями: «экспозиция», «экспонат», «запасной фонд музея».
- Сбор материалов по истории школы.
- Понятие о летописи. Исторические летописи. Летопись школы.
- Экскурсии в школьном музее.
- Систематизация собранного материала музея школы.
- Правила оформления музейных экспонатов, нумерация музея. Регистрация собранных материалов и экспонатов. Ведение инвентарной книги музея.
3 блок.«Школьный проект» (14 часов)
- Знакомство с понятием «школьный проект».
- Классификация проектов и их характеристики.
- Создание своего проекта.
- Знакомство с проектами краеведческой направленности.
- Практическая работа над проектами «Педагоги школы с. Волочаевка», «Выпускники школы» и т. д.
Практические работы:
- Подготовка и обновление экспозиции, посвящённой педагогам школы.
- Работа с домовыми книгами с. Волочаевка с 1951 по 1971 гг.
- Работа с домовыми книгами с. Волочаевка с 1971 по 1985 гг.
- Работа с письменными источниками по спискам выпускников, работников и учителей школы.
- Сбор материалов, отражающих историю краеведческого движения школьников села в разные годы.
4 блок.«90-летию завершения Гражданской войны на Дальнем Востоке посвящается…» (12 часов)
- Углубление знаний об истории района и села в период Гражданской войны на Дальнем Востоке.
- Знакомство с особенностями расстановки сил зимой 1922 года на современной территории Смидовичского района.
Практические работы:
Поиск информации в различных источниках, в том числе в сети Интернет. Работа в музее школы по оформлению экспозиций и материалов для проведения школьной конференции к 90-летию Волочаевского боя.
Экскурсия на сопку Июнь-Корань с целью знакомства с памятниками исторического и культурного значения и знакомства с «панорамой» Волочаевских событий 1922 года. Участие в торжественном митинге.
5 блок.«Топонимы нашей местности» (4 часа)
- Происхождение названий сельских улиц.
- Топонимы окрестностей села, природных образований.
Практическая работа:
Составление топонимического словаря с. Волочаевка и его окрестностей.
6 блок«География моей семьи» (10 часов)
1. Моя родословная (У меня есть своя история. Понятие родословной. Родословное древо. Какие события прошлого и как отразились на истории моей семьи? Нужно ли знать свою родословную?).
2. Страницы из семейного альбома (Листая страницы из семейного альбома. О чем рассказала старая фотография? Страничка из семейного альбома. О чем могут поведать фотографии из вашего альбома?).
Практикум. Рождаемость по маминой и папиной линии. Половозрастной состав моей семьи. Знакомство с Интернет-сайтами по генеалогии
Практикум. География расселения моих родственников. Города в жизни моей семьи. Мой любимый город (село). Миграции моей семьи, с чем они были связаны.
Практикум. Национальный состав моей семьи. Есть ли династии? Уровень образования. Моя будущая профессия.
Практические работы:
- Составление родословной «Я и мои предки».
- Оформление контурной карты «Города моих родственников».
- Составление и анализ таблицы «Уровень образования и основные профессии моей семьи».
- Моя будущая профессия.
7 блок.«Природа моего села» (12 часов)
- Географическое положение села Волочаевка. Место на карте. Границы, территория.
- Рельеф, горные породы.
- Внутренние воды: реки, озера, болота.
- Климат. Особенности сезонных изменений.
- Почвенный покров.
- Растительный и животный мир моего села и его окрестностей.
- Антропогенное воздействие на природу родного края.
- Участие в экологической акции по санитарной очистке сопки Июнь-Корань
Общие практические задания:
- подготовка материалов для создания презентаций о природе, истории с. Волочаевка и работе кружка;
- разгадывание ребусов, кроссвордов по истории района, села;
- интеллектуальные игры «Знаешь ли ты Землю Волочаевскую?»;
- оформление экспозиций и выставок в музее к 90-летнему юбилею Волочаевского боя.
Календарно-тематический план краеведческого кружка «Поиск»
(70 часов, 2 часа в неделю)
Дата проведения | № занятия | Тема занятия | Практическая часть | |
практические работы | экскурсии | |||
«Мир моего села» (10 часов) | ||||
1 | Водная беседа. Знакомство с планом работы кружка на учебный год Инструктаж по ТБ. | |||
1 | Школьный музей. Для чего нужен школьный музей? | |||
1 | 66-летие окончания Второй Мировой войны (лекция с использованием экспозиции школьного музея) Участие жителей села в ВОв А.С. Панов. Участие в торжественном митинге у памятника жителям Волочаевки-участникам Великой Отечественной войны | в музее школы, у памятного места | ||
1 | Село Волочаевка в прошлом и настоящем. Наше село в годы Гражданской войны и интервенции. Волочаевский бой История школы и патриотической работы | в музее школы | ||
2 | Обзорная экскурсия по селу, на сопку Июнь-Корань | вокзал – школа – сопка | ||
1 | Смидовичский район | |||
1 | Еврейская автономная область. Страницы истории | |||
2 | Экологический субботник на сопке Июнь-Корань | Санитарная очистка территории лестницы и верхней площадки от мусора. | ||
«Музейное дело» (8 часов) | ||||
2 | Знакомство с понятиями: «экспозиция», «экспонат», «запасной фонд музея», источники исторической информации. О чем будет рассказывать школьный музей. Где и как собирать материалы для школьного музея | |||
2 | Понятие о летописи. Исторические летописи. Летопись школы. Яркие личности – выпускники медалисты, спортсмены, ученые, защитники Родины | |||
2 | Правила оформления музейных экспонатов, нумерация экспонатов. Регистрация собранных материалов и экспонатов. Ведение инвентарной книги музея. Ведение экскурсий | |||
2 | Проба сил в проведении экскурсий по экспозициям школьного музея | |||
«Школьный проект» (14 часов) | ||||
1 | Что такое школьный проект? Классификация проектов | |||
1 | Характеристика этапов работы над проектом Планирование и оформление проекта Результат и оценка проекта | |||
2 | Представление простейших краеведческих проектов: — «Достопримечательности Волочаевки» — «Дата основания села» — «История школы» — «Выпускники школы» — «Генеалогическое древо основателя села» — «Моя малая Родина» и др. | Демонстрация в компьютерном классе | ||
1 | Проекты, посвященные юбилейным датам района и области. | |||
1 | Составление проекта пособия-путеводителя, посвященного юбилейным датам с. Партизанское и с. Волочаевка | |||
2 | Проект «Педагоги школы с. Волочаевка» | Систематизация материалов об учителях Волочаевских школ в фотографиях и документах школьного музея | ||
2 | Проект «Педагоги школы с. Волочаевка» | Работа с домовыми книгами с. Волочаевка с 1951 по 1985 гг. | ||
2 | Проект «Выпускники школы № 11 с. Волочаевка с 1978 года по настоящее время» | Работа с журналами и архивными документами для воссоздания списка выпускников к 35-летию школы. | ||
2 | Летопись школьного краеведческого движения | Сбор материалов | ||
«90-летию завершения Гражданской войны на Дальнем Востоке посвящается…» (12 часов) | ||||
1 | Углубление знаний об истории района в период Гражданской войны на Дальнем Востоке. | |||
1 | От Ина к Волочаевке | Поиск информации в различных источниках, в том числе в Интернете | ||
2 | Подготовка и обновление материалов в экспозиции «…И на Тихом океане свой закончили поход» | |||
4 | Подготовка материалов и экспозиций музея к приему гостей. Подготовка к конференции, посвященной 90-летию Волочаевского боя. Подготовка экскурсоводов | Работа в музее школы | ||
2 | Участие в торжественном митинге, посвященном 90-летию Волочаевского боя | Экскурсия на сопку Июнь-Корань с целью знакомства с памятниками исторического и культурного значения и знакомства с «панорамой» Волочаевских событий 1922 года. | ||
2 | Участие в конференции, посвященной 90-летию Волочаевского боя | |||
«Топонимы нашей местности» (4 часа) | ||||
2 | Топонимы окрестностей села, природных образований. Работа с письменными источниками информации | Составление топонимического словаря с. Волочаевка и его окрестностей. | ||
2 | Происхождение названий сельских улиц. Работа с классными журналами по воссозданию полного списка улиц Волочаевки с 1920-х гг. | Составление топонимического словаря с. Волочаевка и его окрестностей. | ||
«География моей семьи» (10 часов) | ||||
2 | Моя родословная (У меня есть своя история. Понятие родословной. Родословное древо. Какие события прошлого и как отразились на истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную) | |||
2 | Страницы из семейного альбома (Листая страницы из семейного альбома. О чем рассказала старая фотография. Страничка из семейного альбома. О чем могут поведать фотографии из вашего альбома?) | |||
2 | Знакомство и Интернет-сайтами по генеалогии | Составление родословной «Я и мои предки» | ||
2 | Мамина и папина линии. | |||
1 | География расселения моих родственников. Города в жизни моей семьи. Мой любимый город (село). Миграции моей семьи и с чем они связаны были | Оформление контурной карты «Города моих родственников» | ||
1 | Национальный состав моей семьи. Есть ли династии. Уровень образования. Моя будущая профессия | Составление и анализ таблицы «Уровень образования и основные профессии моей семьи». Моя будущая профессия | ||
«Природа моего села» (12 часов) | ||||
1 | Правила поведения в природе | Инструктаж по ТБ | ||
1 | Географическое положение села Волочаевка. Место на карте. Границы, территория | Оформление опорных географических картосхем по особенностям природы нашей местности | ||
2 | Рельеф, горные породы | Измерение высоты сопки Июнь-Корань с помощью нивелиров. Изучение горных пород | ||
2 | Внутренние воды: реки, озера, болота | |||
1 | Климат. Особенности сезонных изменений | |||
1 | Почвенный покров | Работа образцами почвенного профиля нашей местности | ||
1 | Растительный и животный мир моего села и его окрестностей | |||
1 | Антропогенное воздействие на природу родного края | |||
2 | Участие в экологической акции по санитарной очистке сопки Июнь-Корань | |||
ИТОГО: | 70 часов |
Что должны знать и уметь воспитанники:
- работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;
- составлять доклады, рефераты;
- оформлять дневник похода, вести записи в полевых дневниках;
- применять полученные знания на практике;
- самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний;
- практиковаться в умении проводить экскурсии.
Основным слагаемым краеведческой работы и воспитания учащихся для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя. Значительную роль в реализации курса призван сыграть деятельный подход, предусматривающий активное участие учащихся в сборе материала, подготовку ими сообщений по разделам курса, экскурсий, работы в фондах школьного музея.
Итоги работы кружка
Обработать результаты поисковой работы и пополнить школьный музей.
Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти об истории села и его людях.
Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись поискового движения.
Разрабатывать тексты экскурсий – обзорных и тематических, организация поиска по направлению “История моей школы”, «История села».
Оформлять и обновлять экспозиции школьного музея. Составить тематические презентации.
Учебно-наглядный комплекс: карты ЕАО, атласы, мультимедиа, ресурсы сети Интернет, презентации, схемы, таблицы, книги, хрестоматии, справочники, материалы школьного музея, архива школы.
ЛИТЕРАТУРА
- Административно-территориальное устройство Еврейской автономной области 1858-2003 гг. : справочно – информационное издание. – Биробиджан, 2004.
- Алексеев А. И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до конца XIX века. – М., 1982.
- Алексеев А. И. Русские географические исследования на Дальнем Востоке и в Северной Америке. – М., 1976.
- Амур – река подвигов : художественно-документальные повествования о Приамурской земле, её первопроходцах, защитниках и преобразователях. – 3-е изд. – Хабаровск, 1983.
- Биробиджан : литературный альманах. – Хабаровск, 2004.
- Биробиджанский – наш район. – Биробиджан, 2002.
- Брук Б. Л. Биробиджан. – М., 1928.
- Бойко-Павлов Д. И. Так было на Дальнем Востоке / Д. И. Бойко-Павлов, Е. П. Сидорчук. – М., 1964.
- Вайсерман Д. Как это было? – Биробиджан, 1993.
- Всё о Еврейской автономной области : справочно-энциклопедический сборник. – Биробиджан, 1997.
- Деревянко А. П. Ранний железный век Приамурья. – Новосибирск, 1973.
- Дорога длиною в жизнь : очерки о трудовых династиях ЕАО. – Хабаровск, 2004.
- Еврейская автономная область / под ред. Ф. Н. Рянского. – Биробиджан, 1992.
- Еврейская автономная область : энциклопедический словарь. – Биробиджан, 1999.
- Историко-географический атлас Еврейской автономной области. 8-9 классы. – Биробиджан, 2006.
- Калинин М. И. Об образовании Еврейской автономной области. – М., 1934.
- Литература ЕАО : хрестоматия для учащихся 9-11 классов. – Биробиджан, 2005.
- На берегах Биры и Биджана. – Хабаровск, 1981.
- О нашей автономии на уроках истории. 8-9 класс : учебно-методическое пособие для учителей. – Биробиджан, 2004.
- Свидетельствуют факты. – Хабаровск, 1988.
- Сергеев О. И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. – М., 1983.
- 100 лет Дальневосточной железной дороге. – Хабаровск, 1997.
- Хавкин М. П. Еврейская автономная область к своей первой годовщине. – М., 1935.
- Шведов В. Г. История Еврейской автономной области : учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений ЕАО / В. Г. Шведов, Б. М. Голубь. – Хабаровск, 2009.
- 65 лет городу Биробиджану. – Биробиджан, 2002.
- Штанько Н. На легендарной сопке (Музей на Волочаевской сопке) // Известия.– 1958. – 23 февр.
- Шумахер П. В. К истории приобретения Амура : наши отношения с Китаем (1848-1860) // Русский архив. – 1878. – № 11.
- Интернет-ресурсы.