Программа работы музея по патриотическому воспитанию «Я ‒ россиянин»


Автор: Галина Николаевна Бородулина
Место работы: ОГОБУ «Профессиональный лицей г. Биробиджана»
Должность: заместитель директора по УВР


Пояснительная записка

Патриотическое воспитание ‒ это целенаправленная деятельность всего педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданских обязанностей. В лицее ежегодно утверждается план по гражданско-патриотическому воспитанию, в который входит система мероприятий, проводимых в процессе творческого и производственного обучения, во внеурочной работе. Музей лицея ‒ широкое поле для творчества обучающихся, педагогов, мастеров производственного обучения, это школа творческого труда и поиска общественной активности и гражданственности. В пространстве музея постигается глубинный смысл человеческой деятельности, в том числе и в рамках профессии. Музей является хранителем образцов творческих и технических возможностей, традиций и опыта поколений. Экспозиции и коллекции музея дают обучающимся возможность более полно и глубоко проникнуть в суть избранной профессии, понять ее значимость для прошлого и настоящего, историю ее традиций и изменений. Все это является залогом успешного формирования не только квалифицированного специалиста с широким кругозором, но и зрелой личности, нашедшей свое место в жизни.

Музей лицея ‒ это:

  • хранилище предметов истории и культуры;
  • место, где осуществляется коммуникативная функция, осуществляется изучение духовного наследия поколений.

Музей способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся.

Наиболее важным в деятельности музея является регулярное проведение тематических учебных занятий с использование экспозиций и коллекций музейных предметов.

Цель программы формирование активной жизненной позиции обучающихся через привлечение к организации работы музея.

Задачи:

  • развивать познавательные, исследовательские способности обучающихся;
  • активизировать творческую поисково-исследовательскую деятельность;
  • способствовать формированию гражданской позиции и ответственности.

Методы организации деятельности музея: исследовательский, проектный, поисковый, иллюстративно-наглядный, информационный.

Формы: обзорная экскурсия, учебное занятие с использованием экспозиций и фондов музея, мастер-классы, викторины и олимпиады по профессиям, конкурсы исследовательских работ, праздники «День профессии», встречи с интересными людьми, лекции, диспуты, тематические вечера, проекты.

Ожидаемый результат:

  • Пополнение музея музея новыми экспонатами и экспозициями.
  • Увеличение числа обучающихся, активно участвующих в работе музея.
  • Создание творческого коллектива единомышленников.
  • Увеличение числа обучающихся, проявляющих в отношениях нравственные черты характера: милосердие, толерантность, вежливость, уважение.

Направления работы:

  1. Организационная деятельность.
  2.  Взаимодействие с другими музеями города и области.
  3. Гражданско-патриотическое воспитание.
  4. Работа актива музея.

Содержание деятельности:

1. Организационная работа.

  • Формирование актива музея из числа учащихся.
  • Организация выставок-экспозиций к профессиональным праздникам.
  • Поисковая деятельность: сбор материалов о педагогических династиях.
  • Вечера встречи ветеранов ВОв с обучающимися.
  • Встреча с выпускниками лицея.
  • Поиск первых выпускников лицея.
  • Подготовка и выпуск информационного буклета к юбилею лицея.
  • Разработка презентаций по истории лицея.
  • Оформление альбома «Поисковая деятельность актива обучающихся».

2. Взаимодействие музея с общественными музеями города.

  • Экскурсии в музей воинов-интернационалистов.
  • Участие в заседаниях клуба «Юный патриот» г. Биробиджана.
  • Встречи с первостроителями города.
  • Участие в праздничных мероприятиях города, посвященных празднованию Дня Победы.
  • Уроки Мужества «Земля родная, помни нас», «Он не вернулся из боя» в Музее боевой славы.
  • Посещение краеведческого музея «Освоение Приамурья русскими».
  • Посещение строительного музея «Улицы моего города».
  • Чествование ветеранов ВОв в Городском совете ветеранов.

3. Гражданско-патриотическое воспитание.

  • Блиц-опрос обучающихся «Кем быть? Каким быть?».
  • Классный час «Традиции нашего училища».
  • Классный час «Специалист будущего».
  • Развернутая тематическая экспозиция «Время, события, судьбы».
  • Оформление альбома «Творческая деятельность лицея».
  • Экскурсия в музей Боевой и трудовой славы.
  • Урок Мужества, посвященный Дню защитников Отечества.
  • Поздравление выпускников с праздником: распространение писем и открыток в воинские части.
  • Проведение военно-исторической викторины «Ради жизни на земле».
  • Круглый стол: «Война прошла через сердце мое».
  • Экскурсия в строительный музей «Мой город», «Как это было…».
  • Организация конкурса рисунков «История училища твоими глазами».
  • Читательская конференция «Патриотизм. Что это значит?».
  • Встреча с ветеранами ВОв и воинами РА Биробиджанского гарнизона.
  • Организация встречи обучающихся с ветеранами труда лицея.

4. Деятельность актива музея.

  • Поисково-исследовательская работа по созданию новых экспонатов музея.
  • Организация конкурсов на лучшую творческую работу.
  • Экскурсия в музей.
  • Посещение ветеранов ВОв на дому.
  • Поздравление военнослужащих.
  • Оформление тематических папок.
  • Выпуск информационной газеты «Эврика».
  • Проведение экскурсий в музее лицея.
  • Работа с основным фондом музея.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 − семь =