Пояснительная записка
Патриотическое воспитание ‒ это целенаправленная деятельность всего педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданских обязанностей. В лицее ежегодно утверждается план по гражданско-патриотическому воспитанию, в который входит система мероприятий, проводимых в процессе творческого и производственного обучения, во внеурочной работе. Музей лицея ‒ широкое поле для творчества обучающихся, педагогов, мастеров производственного обучения, это школа творческого труда и поиска общественной активности и гражданственности. В пространстве музея постигается глубинный смысл человеческой деятельности, в том числе и в рамках профессии. Музей является хранителем образцов творческих и технических возможностей, традиций и опыта поколений. Экспозиции и коллекции музея дают обучающимся возможность более полно и глубоко проникнуть в суть избранной профессии, понять ее значимость для прошлого и настоящего, историю ее традиций и изменений. Все это является залогом успешного формирования не только квалифицированного специалиста с широким кругозором, но и зрелой личности, нашедшей свое место в жизни.
Музей лицея ‒ это:
- хранилище предметов истории и культуры;
- место, где осуществляется коммуникативная функция, осуществляется изучение духовного наследия поколений.
Музей способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся.
Наиболее важным в деятельности музея является регулярное проведение тематических учебных занятий с использование экспозиций и коллекций музейных предметов.
Цель программы ‒ формирование активной жизненной позиции обучающихся через привлечение к организации работы музея.
Задачи:
- развивать познавательные, исследовательские способности обучающихся;
- активизировать творческую поисково-исследовательскую деятельность;
- способствовать формированию гражданской позиции и ответственности.
Методы организации деятельности музея: исследовательский, проектный, поисковый, иллюстративно-наглядный, информационный.
Формы: обзорная экскурсия, учебное занятие с использованием экспозиций и фондов музея, мастер-классы, викторины и олимпиады по профессиям, конкурсы исследовательских работ, праздники «День профессии», встречи с интересными людьми, лекции, диспуты, тематические вечера, проекты.
Ожидаемый результат:
- Пополнение музея музея новыми экспонатами и экспозициями.
- Увеличение числа обучающихся, активно участвующих в работе музея.
- Создание творческого коллектива единомышленников.
- Увеличение числа обучающихся, проявляющих в отношениях нравственные черты характера: милосердие, толерантность, вежливость, уважение.
Направления работы:
- Организационная деятельность.
- Взаимодействие с другими музеями города и области.
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Работа актива музея.
Содержание деятельности:
1. Организационная работа.
- Формирование актива музея из числа учащихся.
- Организация выставок-экспозиций к профессиональным праздникам.
- Поисковая деятельность: сбор материалов о педагогических династиях.
- Вечера встречи ветеранов ВОв с обучающимися.
- Встреча с выпускниками лицея.
- Поиск первых выпускников лицея.
- Подготовка и выпуск информационного буклета к юбилею лицея.
- Разработка презентаций по истории лицея.
- Оформление альбома «Поисковая деятельность актива обучающихся».
2. Взаимодействие музея с общественными музеями города.
- Экскурсии в музей воинов-интернационалистов.
- Участие в заседаниях клуба «Юный патриот» г. Биробиджана.
- Встречи с первостроителями города.
- Участие в праздничных мероприятиях города, посвященных празднованию Дня Победы.
- Уроки Мужества «Земля родная, помни нас», «Он не вернулся из боя» в Музее боевой славы.
- Посещение краеведческого музея «Освоение Приамурья русскими».
- Посещение строительного музея «Улицы моего города».
- Чествование ветеранов ВОв в Городском совете ветеранов.
3. Гражданско-патриотическое воспитание.
- Блиц-опрос обучающихся «Кем быть? Каким быть?».
- Классный час «Традиции нашего училища».
- Классный час «Специалист будущего».
- Развернутая тематическая экспозиция «Время, события, судьбы».
- Оформление альбома «Творческая деятельность лицея».
- Экскурсия в музей Боевой и трудовой славы.
- Урок Мужества, посвященный Дню защитников Отечества.
- Поздравление выпускников с праздником: распространение писем и открыток в воинские части.
- Проведение военно-исторической викторины «Ради жизни на земле».
- Круглый стол: «Война прошла через сердце мое».
- Экскурсия в строительный музей «Мой город», «Как это было…».
- Организация конкурса рисунков «История училища твоими глазами».
- Читательская конференция «Патриотизм. Что это значит?».
- Встреча с ветеранами ВОв и воинами РА Биробиджанского гарнизона.
- Организация встречи обучающихся с ветеранами труда лицея.
4. Деятельность актива музея.
- Поисково-исследовательская работа по созданию новых экспонатов музея.
- Организация конкурсов на лучшую творческую работу.
- Экскурсия в музей.
- Посещение ветеранов ВОв на дому.
- Поздравление военнослужащих.
- Оформление тематических папок.
- Выпуск информационной газеты «Эврика».
- Проведение экскурсий в музее лицея.
- Работа с основным фондом музея.