Человек – высшее творение природы.
Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами,
он должен отвечать, по крайней мере,
одному требованию: быть здоровым!»
А.А. Леонов
Обоснование:
Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. В последние годы в нашей стране, согласно данным Российской Академии медицинских наук установлено, что ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками 70-х годов ХХ века связано с вполне конкретными и четко выявленными причинами. В комплексе с увеличением объема образовательных нагрузок, интенсификацией процесса обучения, причиной менее адекватного реагирования и более выраженного утомления школьников на образовательные нагрузки является нарушение двигательного режима школьников. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки обучающихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны. Лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров».
Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения зрения и осанки, приобретающих заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы, что влияет как на качество освоения ими учебного материала, так и на социализацию школьников. Различные неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании. Воспитание здорового образа жизни у обучающихся является неотъемлемой частью воспитательной работы в школе. Здоровье – состояние организма, при котором все его функции и системы находятся в гармоническом взаимодействии и динамически уравновешены с внешней средой. Общее здоровье человека складывается из физического, психического и социального. Все они взаимосвязаны между собой. Так, на фундаменте физического покоится здоровье психическое, душевное, на нем – нравственное, социальное. «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё ‒ ничто», ‒ говорят классики.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно дает здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказывается одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья. Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического здоровья подрастающего поколения.
В последние годы в нашей школе заметно увеличилось число обучающихся с ослабленным состоянием здоровья. Причинами этого является малоподвижный образ жизни, вследствие чего у детей теряются ценности по формированию здорового образа жизни, что в конечном итоге сказывается на состоянии здоровья, их умственном развитии, становлении личности гражданина Российской Федерации. Чтобы привлечь подростков к ведению здорового образа жизни, обратить внимание на сохранение собственного здоровья, педагоги школы предлагают обучающимся различные мероприятия: соревнования, конкурсы, кружки, секции, просмотры фильмов по формированию здорового образа жизни; составление проектов на тему «Моя спортивная карьера», «Что такое здоровый образ жизни» и т. д.; участие в спортивных мероприятиях класса, школы, района.
Для того, чтобы достичь сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей, важно уделять внимание:
демонстрации личного примера родителей и учителей по пропаганде здорового образа жизни;
выполнению домашних заданий по физической культуре для учеников с низким уровнем физического развития;
-
проведению совместных занятий детей и родителей, участию их в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;
организации выступлений учителя физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу…»;
проведению консультаций для родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития и соблюдения оптимального двигательного режима;
разработке индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
активного использования возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов.
Успех выполнения программы школы по формированию здорового образа жизни обучающихся, конечно же, зависит от желания самого подростка, которого не всегда можно переубедить в необходимости новых кардинальных изменений в его жизни. Но главным в этой работе является взаимодействие педагогического коллектива, родителей (законных представителей) и социальных партнеров по формированию положительной мотивации у обучающихся к здоровому образу жизни.
Цель – формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся. Обеспечение информационной, агитационной и пропагандистской работы по приобщению школьников к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Формировать стойкое убеждение в личной ответственности за состояние здоровья. Воспитывать у обучающихся бережное отношение в своему здоровью.
2. Развивать систему кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни. Привлекать обучающихся к участию в кружках и секциях спортивного направления.
3. Привлекать к участию в спортивных мероприятиях в школе, в районе, в области.
4. Развивать спортивные способности у обучающихся. Способствовать физическому самосовершенствованию обучающихся. Добиваться высоких результатов в спортивной карьере школьников.
5. Осуществлять проектную деятельность по формированию здорового образа жизни и рекламировать преимущества здорового образа жизни.
6. Создать и поддерживать в школе нормы санитарно-гигиенического режима.
7. Улучшить медицинское обслуживание обучающихся.
8. Организовывать спортивные конкурсы и соревнования для обучающихся в каникулярное время.
9. Вести пропаганду здорового образа жизни среди близкого окружения (в семье, среди друзей и одноклассников) и населения сел.
10. Формировать у обучающихся потребность к ведению ЗОЖ.
Принципы:
1. Коллективность.
2. Желание проявить себя.
3. Ответственность.
4. Добросовестность.
5. Честность.
6. Организованность.
7. Индивидуальный подход.
8. Воспитание личности в коллективе и через коллектив.
9. Убеждение.
10. Толерантность.
11. Доверительность.
12. Конфиденциальность.
Формы работы:
1. Уроки физической культуры.
2. Спортивные мероприятия (конкурсы, соревнования).
3. Проектная деятельность.
4. Игры (подвижные, спортивные, настольные (шахматы и шашки).
5. Анкетирование.
6. Дополнительные занятия с одаренными детьми.
7. Выставки спортивных достижений.
8. Школьные спортивные мероприятия.
9. Родительские собрания (классное, общешкольное).
10. Исследовательская деятельность.
11. Беседы.
12. Утренняя зарядка.
13. День здоровья.
14. Спортивные праздники.
15. Просмотр спортивных передач.
16. Оформление агитационного материала (буклеты).
17. Памятки для обучающихся и родителей (законных представителей).
18. Портфолио спортивных достижений.
Методы: Доступность. Дифференцированность. Взаимодействие. Убеждение. Толерантность. Пропаганда. Агитация.
Участники программы: Обучающиеся 1-9 классов, педагоги, классные руководители, родители.
Средства:
1. Оборудованный спортивный зал.
2. Спортивные тренажеры (велотренажер, высокая перекладина, брусья и др.).
3. Художественные (краски, фломастер, карандаши, бумага, ватман).
4. Спортивные (волейбольные мячи и сетка, футбольные мячи и сетки, секундомер, ворота, гимнастические маты, баскетбольные мячи, скакалки, обручи, кегли, и т. д.).
5. Диски.
6. ИКТ.
7. Инструкции.
8. Оборудованный стадион.
9. ТСО (музыкальный центр, телевизор).
10. Методическая и художественная литература.
Предполагаемые результаты:
Снижение числа обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе.
Привитие интереса к спорту через внеклассные мероприятия.
Увеличение числа воспитанников, занимающихся в спортивных кружках и секциях.
Увеличение числа обучающихся, ведущих здоровый образ жизни.
Привлечение родителей к спортивным мероприятиям.
Формирование бережного отношения к своему здоровью.
Программа рассчитана на период
с 1.09.2012 г. по 31.05.2017 г.
Нормативно-правовая база программы
Программа по формированию здорового образа с целью улучшения организации и проведения спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы была составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письма Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.09.2010 г. № ЮН-02-09/4912, от 07.09.2010 г. № ИК-1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;
Рекомендаций Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта от 22.10.2010 «Совершенствование системы физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа Минобразования РФ, Минздрава РФ, Государственного комитета по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.2002 №2715/227/66/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
Письма Министерства образования РФ от 28.04. 2003 г. № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений». Методические рекомендации // Вестник образования России.-2003, июль, №13;
«Методических рекомендаций по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в образовательных учреждениях» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 октября 2006 г. №Пр-1811.
Методических рекомендаций о проведении в 2011-2012 годах школьного и муниципального этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации № ПК- 02-09/2691 от 19.05.2011 г.
Рекомендаций комиссии общественной палаты Российской Федерации по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта на тему: «Совершенствование системы физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях». Письмо Комитета образования ЕАО от 30.11.2010 г. №2770/10.
«Методических указаний по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы». Письмо Комитета образования ЕАО от 30.11.2010 г №2770/10.
Методических рекомендаций «Организация работы образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся». Институт повышения квалификации педагогических работников исход. № 263 от 11.04.2011.
Положения о проведении областных спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» Председателя комитета образования ЕАО, Председателя комитета по физической культуре и спорту правительства ЕАО от 07.07.2011 г.
Положения о проведении областных соревнований школьников в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол в школу» председателя комитета образования ЕАО, председателя комитета по физической культуре и спорту правительства ЕАО от 29.11.2011 г.
Положения о проведении соревнований Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» Еврейской автономной области среди команд общеобразовательных школ сезона 2011-2012 годов председателя комитета образования ЕАО, председателя комитета по физической культуре и спорту правительства ЕАО от 05.12.2011 г.
Локальные акты отдела образования муниципального образования «Октябрьский район»:
Положение о проведении осеннего районного легкоатлетического кросса.
Положение о проведении первенства района по баскетболу (девушки) между сборных команд школ.
Положение о проведении первенства района по баскетболу (юноши) между сборных команд школ.
Положение о проведении первенства района по волейболу (девушки) между сборных команд школ.
Положение о проведении первенства района по волейболу (юноши) между сборных команд школ.
Положение о проведении районных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья».
Методические рекомендации по разработке учебных программ по предмету «Физическая культура» №20 от 13.01.2012 г.
Положение о проведении весеннего районного легкоатлетического кросса.
Исполнители программы
Участники программы | Функции |
Учителя физической культуры | Разработка целевой программы «В здоровом теле ‒ здоровый дух!», реализация программы, расширение сети дополнительного образования со спортивно-оздоровительным уклоном. |
Администрация школы | Утверждение целевой программы «В здоровом теле ‒ здоровый дух!», контроль за реализацией программы, создание материально-технической базы (приобретение спортивного инвентаря, оборудование на школьный стадион, учебников по физической культуре), создание условий для реализации программы, анализ результатов по реализации программы. |
Классные руководители | Реализация программы: пропаганда ЗОЖ, участие в семинарах, круглых столах по данной проблеме, применение новых форм работы, методик в учебно-воспитательном процессе по данной проблеме, привлечение обучающихся к работе в спортивных кружках и секциях, к участию в спортивных мероприятиях, предоставление отчетности, участие в работе педагогических советов, совещаний по данной проблеме, семинарах, круглых столах; организация просветительской и воспитательной работы с обучающимися и родителями (законными представителями). |
Учителя предметники | Реализация программы: пропаганда ЗОЖ на уроках, участие в заседаниях Управляющего совета, педагогических совещаний. |
Педагог-организатор | Реализация программы: привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях школы, проведение Дня здоровья, пропаганда ЗОЖ, выпуск школьной газеты «Школьные вести». |
Воспитатель группы продленного дня | Реализация программы: пропаганда ЗОЖ, привлечение воспитанников к спортивным мероприятиям. |
Руководители ДО | Реализация программы: привлечение обучающихся к работе спортивных кружков и секций, пропаганда ЗОЖ. |
Служба сопровождения (мед. работник) | Реализация программы: пропаганда ЗОЖ, распространение знаний о ЗОЖ среди обучающихся и родителей (законных представителей), проведение тематических бесед, посещение уроков физической культуры, предоставление отчетности, проведение диспансеризации и медицинских осмотров, прививок. |
Библиотека | Реализация программы: подготовка литературы по проблеме, выставки методической литературы; проведение конкурсов, викторин, формирование культуры личности обучающихся на основе ЗОЖ. |
Родители (законные представители) | Реализация программы: участие в работе Управляющего Совета школы, родительских собраний, круглых столов, родительских комитетов, беседы в семье. Участие во внеклассных спортивных мероприятиях в классе, в школе, в районе; личный пример родителей в пропаганде ЗОЖ. |
Социальные партнеры | |
Районный методический кабинет | Оказание содействия в реализации плана программы: проведение семинаров, методическое обеспечение. |
Администрация Полевского сельского поселения | Оказание содействия в реализации плана программы: индивидуальные профилактические мероприятия с семьями, выделение средств на спортивные массовые мероприятия в поселении. |
Дома культуры сёл Полевое, Самара, Луговое | Оказание содействия в реализации плана программы: проведение спортивных мероприятий в течение года и каникулярное время с привлечением обучающихся; распространение буклетов; проведение мероприятий с обучающимися по ЗОЖ; организация выставки книг по теме и проведение бесед; пропаганда ЗОЖ среди обучающихся и населения. |
Районный спорткомитет | Оказание содействия в реализации плана программы: пропаганда ЗОЖ, проведение спортивных мероприятий и праздников для обучающихся и родителей (законных представителей), агитация обучающихся к дальнейшему развитию спортивных способностей, поощрение победителей соревнований, проведение спортивных мероприятий в летний период. |
Центр детского творчества | Оказание содействия в реализации плана программы: организация дополнительного образования спортивного направления в школе; пропаганда ЗОЖ, организация выставок спортивных достижений обучающихся; поощрение победителей соревнований, конкурсов. |
Отдел опеки и попечительства | Оказание содействия в реализации плана программы: проведение семинаров, привлечение опекаемых детей к работе секций и к участию в спортивных мероприятиях; пропаганда ЗОЖ. |
Администрация муниципального района | Оказание содействия в реализации плана программы: осуществление организационно-методического обеспечения и координация деятельности по пропаганда ЗОЖ обучающихся; финансовая поддержка спортивных мероприятий в районе и в области. |
Частные предприниматели | Оказание содействия в реализации плана программы: спонсирование проведения акций, мероприятий, конкурсов, пропаганды ЗОЖ. |
СМИ | Оказание содействия в реализации плана программы: реклама и пропаганда ЗОЖ через помещение статей о спортивных достижениях обучающихся в газете «Октябрьские зори», показ телевизионных передач по областному телевидению о ЗОЖ в художественных и документальных фильмах. |
Содержание работы на этапах программы
Название этапа |
|
I этап. Подготовительный 2012-2013 учебный год |
|
II этап. Внедрение 2012-2017 учебный год |
|
III этап. Отслеживание и анализ результатов 2012-2013 уч. год 2013-2014 уч.год 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год |
|
План
спортивных мероприятий МКОУ «ООШ с. Полевое»
№ п/п | Название мероприятия | класс | Сроки проведения |
1 | Легкоатлетический осенний кросс | 1-9 | сентябрь |
2 | Соревнование в игре «Перестрелка» | 5-7 | октябрь |
3 | Соревнование в игре «Перестрелка» | 1-4 | октябрь |
4 | Соревнование по волейболу | 7-9 | ноябрь |
5 | Шахматный турнир | 5-9 | ноябрь |
6 | Соревнование в игре «Перестрелка» | 5-6 | ноябрь |
7 | «Президентские состязания» | 1-9 | ноябрь-декабрь |
8 | «Президентские игры» | 5-9 | декабрь |
9 | Военно-спортивный месячник | 1-9 | январь-февраль |
10 | «Весёлые старты» | 1-4 | февраль |
11 | Соревнование по пионерболу | 5-6 | январь |
12 | Соревнование по волейболу | 7-9 | февраль |
13 | Соревнование по волейболу | 5-7 | февраль |
14 | Соревнование по баскетболу | 7-9 | февраль |
15 | Военно-спортивный конкурс «Готовлюсь Родину защищать» | 5-9 | февраль |
16 | Соревнование по волейболу между девушками. | 8-9 | март |
17 | День здоровья | 1-9 | 7 апреля |
18 | Легкоатлетический весенний кросс | 1-9 | апрель, май |
19 | «Старты надежд» | 7-8 | до 9 мая |
20 | «Президентские состязания» между отрядами летнего оздоровительного лагеря | 5-8 | 11 июня |
21 | «Весёлые старты» между отрядами летнего оздоровительного лагеря | 1-4 | 11 июня |
План районных спортивных мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | класс | Сроки проведения |
1 | Легкоатлетический осенний кросс | 5-9 | сентябрь |
2 | Шахматный турнир | 5-9 | ноябрь |
3 | Соревнование по баскетболу | 5-9 | январь |
4 | Соревнование по волейболу | 7-9 | февраль |
5 | «Президентские состязания» | 6-9 | апрель |
6 | «Президентские игры» | 7-9 | апрель |
7 | Легкоатлетический весенний кросс | 5-9 | апрель |
Расписание
работы спортивных кружков и секций
№ п/п | Название кружка | № кабинета | класс | Режим работы | Руководитель |
понедельник | |||||
1 | «Пионербол» | спортзал | 3-6 | 15.00-16.00 | Михайличенко Р.М. |
2 | Секция «Волейбол» | спортзал | 7-9 | 18.00-19.30 | Михайличенко Р.М. |
в т о р н и к | |||||
1 | «Шахматы» | 11 | 1-9 | 15.00-17.00 | Михайличенко Р.М. |
с р е д а | |||||
1 | Кружок «Спортивные подвижные игры» | спортзал | 1-2 | 15.55-16.40 | Михайличенко Р.М. |
2 | Секция «Волейбол» | спортзал | 7-9 | 18.00-19.30 | Михайличенко Р.М. |
четверг | |||||
1 | «Пионербол» | спортзал | 3-6 | 15.00-16.00 | Михайличенко Р.М. |
п я т н и ц а | |||||
1 | Секция «Волейбол» | спортзал | 5-9 | 18.00 –19.30 | Михайличенко Р. |
Анализ работы школы по программе «В здоровом теле – здоровый дух!» показывает, что достигнуты положительные результаты. Так, анализ анкетирования обучающихся показал, что снизилось количество курящих школьников; полностью отсутствуют обучающиеся, принимающие наркотические вещества. Все больше ребят стали посещать кружки и секции. Увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в спортивных мероприятиях в школе, в районе, в области. У ребят произошел рост спортивных достижений, которыми они пополнили свои портфолио.
2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | |
Кол-во кружков | 4 | 4 | 4 |
Количество детей | 45 | 56 | 60 |
В % соотношении | 46 % | 58 % | 65 % |