Пояснительная записка
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Здесь требуются особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.
Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Работа в кружке — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Цель программы – создать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
Обучить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;
Обучить основам технологии вышивки, бисероплетения, художественного изготовления искусственных цветов, вязания, лоскутное шитье, изготовления мягкой игрушки;
Познакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ, традиционными народными праздниками.
Развивающие:
Развить чувство эстетического восприятия прекрасного;
Развить образное и пространственное мышление;
Развить творческие способности и фантазию учащихся.
Воспитательные:
Воспитать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;
Воспитать трудолюбие и уважение к мастерам своего дела;
Воспитать умение преодолевать неудачи.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Типы занятий: комбинированные занятия (Освоение нового материала, повторение и закрепление пройденного);
Возрастная группа: 10-12 лет
Наполнение группы: 7-15 человек
Срок: 1 год. (35 часов, 1час в неделю)
Форма подведения итогов – Итоговая выставка работ обучающихся
Методика проведения занятия
Формы работы:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций;
Выставки работ по декоративно-прикладному искусству;
Просмотр видеофильмов;
Использование силуэтного моделирования;
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Самостоятельное создание декоративных изделий.
Методы и приемы:
1. Наглядные методы:
— рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;
— показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
— беседа;
— использование художественного слова;
— объяснение способов действия с инструментами и материалами;
— указания, пояснения;
— анализ выполненных работ.
3. Практические методы:
— обучение способам изготовления декоративных цветов, бисероплетения;
— самостоятельное выполнение декоративных изделий;
— использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;
— индивидуальный подход.
4. Метод «подмастерья»
5. Мотивационные методы: убеждение, поощрение; создание ситуации успеха.
6. Игровые методы: игровые ситуации.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающимися в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства, истории, народных обрядов и традиций северо-западных народов.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.
-
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
будут создавать композиции с изделиями;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
получат знания о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
узнают о народных промыслах северо-западного региона.
Формы подведения итогов реализации программы:
Составление альбома лучших работ;
Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе;
Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах;
Защита проектов;
Творческий отчет руководителя кружка на педсовете;
Проведение мастер-классов;
Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”).
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.
Для освоения программы необходимы следующие материалы и приспособления:
Для изготовления искусственных цветов вам потребуется медная, алюминиевая, железная проволока разного диаметра, от 0,3 до 2 мм. по 2 м. Она обязательно должна быть пластичной. Бумага креповая зеленая, белая, красная или розовая, клей ПВА, нитки белые № 35 и № 100, вата, ножницы, ткань белая, зеленая — лучше шелк или хлопчатобумажную (ситец) по 0,3 м. (ткань обработана крахмалом), ножницы, тетрадь, исчезающий карандаш для ткани, картон для выкроек формата А-4 два листа, цветные карандаши.
Для бисероплетения вам потребуется: бисер, бусины и стеклярус производство Чехия (пакетик с россыпью из трех – четырех оттенков одного цвета), иглы для бисера, размер иглы соответствует отверстию бисера; чем больше номер, чем соответственно тоньше игла. Для бисеринок с маленькими отверстиями подходят иглы номеров от 10 до 15, мононить, нитки синтетические. Хорошо подходят нити из нейлона и спандекса, нить-резинка, ножницы. Чтобы удобно было работать с бисером — обычное полотенце, для хранения бисера пластиковые контейнеры.
Для вышивки мулине, лентами, бисером потребуется: канва, серый или белый лен, креп-сатин (ткань на выбор) нитки мулине 3-4 цветов, ирис, ленты атласные 0,3 – 5,0 см. (цвет: зеленые, красные, желтые, коричневые и их оттенки). Иглы с тупым концом. Синельные или гобеленовые иглы, обязательно с широким ушком. Размеры игл от №13 до №18. Игла для вышивки бисером №26.
Чтобы облегчить себе работу, приобретите пару небольших круглых магнитов, на которых очень удобно оставлять иглы. Пяльцы круглые или прямоугольные. Ножницы — маленькие остроконечные вышивальные и большие портновские, исчезающий карандаш по ткани.
Для изготовления мягкой игрушки потребуется: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, наперсток, мел, клей ПВА, бумага для выкройки, бусины или кукольные глазки.
Для вязания крючком вам потребуются: крючок№ 2, пряжа 55% хлопок/45% акрил, вес 50гр/160 м. (белый, красный, желтый, голубой, коричневый, оранжевый по 1 шт.), синтепон, дополнительные инструменты: иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, линейка для построения выкроек, швейные булавки и булавка для временного перемещения петель.
Для изготовления подарков к праздникам потребуется: тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см., линейка, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого, белого цветов) 5 упаковок, крючок № 3.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
будут создавать композиции с изделиями;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
получат знания о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
узнают о народных промыслах северо-западного региона.
Формы подведения итогов реализации программы:
Составление альбома лучших работ;
Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе;
Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах;
Защита проектов;
Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.;
Проведение мастер-классов;
Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
Участие в школьных конкурсах.
Тематический план
Наименование раздела | Кол-во |
Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов | 5 |
Раздел 2. Бисероплетение | 5 |
Раздел 3. Вышивка | 6 |
Раздел 4. Лоскутное шитье | 4 |
Раздел 5. Мягкая игрушка | 4 |
Раздел 6. Вязание крючком | 6 |
Раздел 7. Подарки к праздникам | 3 |
Раздел 8. Выставки. | 2 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематический план работы кружка
по декоративно – прикладному творчеству
Наименование раздела и темы занятия | Содержание темы | Практическое задание | Кол-во часов |
Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов | 5 | ||
Занятие 1. Введение в мастерство | Вводное занятие. Знакомство с видами ДПИ. Инструменты, оборудование и материалы, из истории возникновения, ТБ | Выполнение тычинок, обработка стебля | 1 |
Занятие 2. Изготовление цветов без инструментов | Понятие композиции. Пропорции. Изготовление лилии | Выполнение деталей цветка, сборка цветка. | 1 |
Занятие 3. Изготовление цветов без инструментов | Способы раскроя деталей. Изготовление розы. | Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции. | 1 |
Занятие 4. Изготовление цветов с использованием инструментов | Приемы работы с инструментами. Изготовление цветка хмелек. | Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции. | 1 |
Занятие 5. Изготовление фантазийных цветов без инструментов | Приемы работы. Изготовление фантазийного цветка | Выполнение деталей цветка, сборка цветка. | 1 |
Раздел 2. Бисероплетение. | 5 | ||
Занятие 6. История плетения из бисера | Основные принципы плетения. Схемы плетения | Выполнение букета цветов из бисера | 1 |
Занятие 7. Плетение животных из бисера | Приемы и принципы плетения по схеме | Выполнение животных из бисера (брелок на телефон) | 1 |
Занятие 8. Плетение животных из бисера | Приемы и принципы плетения по схеме | Выполнение колье из бисера и бусин | 1 |
Занятие 9. Плетение животных из бисера | Понятие модуля. Пропорции человека. | Выполнение наброска фигуры человека | 1 |
Занятие 10. Плетение фенечки | Принципы и приемы, схемы плетение фенечки на станке | Выполнение фенечки на станке | 1 |
Раздел 3. Вышивка | 6 | ||
Занятия 11-13 Вышивание крестиком | Прием вышивания крестиком Вышивка несложной картинки | Выполнение упражнений по вышиванию нитками мулине | 3 |
Занятия 14-16 Вышивание панно лентами | Приемы вышивания лентами. Приемы компоновки рисунка для вышивания лентами | Выполнение упражнений по вышиванию лентами | 3 |
Раздел 4. Лоскутное шитье | 4 | ||
Занятие 17. Первые шаги в лоскутной технике | Из истории возникновения. Понятие симметрии, композиции, приемы работы | Выполнение декоративного узора в технике «Ляпак» | 1 |
Занятия 18-20. Лоскутная техника | Выполнение декоративного изделия по выбору учащегося. Декоративная отделка | Выполнения обработки косой бейкой изделия | 3 |
Раздел 5. Мягкая игрушка | 4 | ||
Занятие 21. Построение выкройки игрушки животного | История возникновения. ТБ. Понятие чертежа и выкройки | Выполнение выкройки игрушки | 1 |
Занятие 22. Раскрой частей игрушки и сшивание деталей | Виды и формы мягкой игрушки. Понятие о приемах раскроя | Выполнение раскроя частей игрушки и сшивание деталей | 1 |
Занятие 23. Сшивание частей игрушки и ее набивка | Приемы и техника ручных стежков | Выполнение сшивания частей игрушки | 1 |
Занятие 24. Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки | Понятие о формирования готового изделия | Выполнение сборки и декорирования готового изделия | 1 |
Раздел 6. Вязание крючком | 6 | ||
Занятие 25. История возникновения вязании крючком | Понятие чтения и составления схемы. Воздушная петля, соединительный столбик | Выполнение воздушной петли, соединительного столбика, туловище | 1 |
Занятие 26. Вязание игрушки по выбору учащихся | Понятие прибавления и убавления петель, столбик без накидом, столбик с накидом | Выполнение прибавления и убавления петель, столбик с накидом, вязание гребешка | 1 |
Занятие 27. Вязание игрушки по выбору учащихся | Понятие соединительный столбик с накидом | Выполнение гребешка и крылышек петушка | 1 |
Занятие 28. Вязание игрушки по выбору учащихся | Понятие симметрии. | Выполнение клюва и хвостика петушка | 1 |
Занятия 29-30. Завершение работы. Сборка готового изделия | Понятие пропорции для вязаных игрушек | Выполнение приемов сборки деталей петушка | 2 |
Раздел 8. Подарки к праздникам | 3 | ||
Занятие 31. Елочные украшения | История праздника. Понятие развертки | Изготовление ёлочного украшения – «подарок» | 1 |
Занятие 32. Подарок ко дню Матери | История праздника. Техника йо-йо | Изготовление подарка в технике йо-йо | 1 |
Занятие 33. Подарок к 8 марта | История праздника | Изготовление подарка в технике вязания крючком | 1 |
Занятие 34. 35. Выставка | Значение демонстрации ДПИ Подведение итогов. Обмен опытом по МК | Окончательная отделка. Подготовка изделий к выставке | 2 |