Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская». 5 класс


Автор: Наталья Петровна Сурменко
Место работы: МБОУ «СОШ № 6»
Должность: учитель технологии


Пояснительная записка

Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Здесь требуются особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Работа в кружке — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Цель программысоздать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы.

Обучающие:

  • Обучить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;

  • Обучить основам технологии вышивки, бисероплетения, художественного изготовления искусственных цветов, вязания, лоскутное шитье, изготовления мягкой игрушки;

  • Познакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ, традиционными народными праздниками.

Развивающие:

  • Развить чувство эстетического восприятия прекрасного;

  • Развить образное и пространственное мышление;

  • Развить творческие способности и фантазию учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;

  • Воспитать трудолюбие и уважение к мастерам своего дела;

  • Воспитать умение преодолевать неудачи.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Типы занятий: комбинированные занятия (Освоение нового материала, повторение и закрепление пройденного);

Возрастная группа: 10-12 лет

Наполнение группы: 7-15 человек

Срок: 1 год. (35 часов, 1час в неделю)

Форма подведения итогов – Итоговая выставка работ обучающихся

Методика проведения занятия

Формы работы:

  • Беседы;

  • Занятия на основе метода интеграции;

  • Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций;

  • Выставки работ по декоративно-прикладному искусству;

  • Просмотр видеофильмов;

  • Использование силуэтного моделирования;

  • Экспериментирование с различными художественными материалами;

  • Самостоятельное создание декоративных изделий.

Методы и приемы:

1. Наглядные методы:

— рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;

— показ способов действия с инструментами и материалами.

2. Словесные методы:

— беседа;

— использование художественного слова;

— объяснение способов действия с инструментами и материалами;

— указания, пояснения;

— анализ выполненных работ.

3. Практические методы:

— обучение способам изготовления декоративных цветов, бисероплетения;

— самостоятельное выполнение декоративных изделий;

— использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;

— индивидуальный подход.

4. Метод «подмастерья»

5. Мотивационные методы: убеждение, поощрение; создание ситуации успеха.

6. Игровые методы: игровые ситуации.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающимися в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства, истории, народных обрядов и традиций северо-западных народов.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • будут создавать композиции с изделиями;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

  • получат знания о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • узнают о народных промыслах северо-западного региона.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Составление альбома лучших работ;

  • Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе;

  • Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах;

  • Защита проектов;

  • Творческий отчет руководителя кружка на педсовете;

  • Проведение мастер-классов;

  • Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);

  • Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”).

Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.

Для освоения программы необходимы следующие материалы и приспособления:

Для изготовления искусственных цветов вам потребуется медная, алюминиевая, железная проволока разного диаметра, от 0,3 до 2 мм. по 2 м. Она обязательно должна быть пластичной. Бумага креповая зеленая, белая, красная или розовая, клей ПВА, нитки белые № 35 и № 100, вата, ножницы, ткань белая, зеленая — лучше шелк или хлопчатобумажную (ситец) по 0,3 м. (ткань обработана крахмалом), ножницы, тетрадь, исчезающий карандаш для ткани, картон для выкроек формата А-4 два листа, цветные карандаши.

Для бисероплетения вам потребуется: бисер, бусины и стеклярус производство Чехия (пакетик с россыпью из трех – четырех оттенков одного цвета), иглы для бисера, размер иглы соответствует отверстию бисера; чем больше номер, чем соответственно тоньше игла. Для бисеринок с маленькими отверстиями подходят иглы номеров от 10 до 15, мононить, нитки синтетические. Хорошо подходят нити из нейлона и спандекса, нить-резинка, ножницы. Чтобы удобно было работать с бисером — обычное полотенце, для хранения бисера пластиковые контейнеры.

Для вышивки мулине, лентами, бисером потребуется: канва, серый или белый лен, креп-сатин (ткань на выбор) нитки мулине 3-4 цветов, ирис, ленты атласные 0,3 – 5,0 см. (цвет: зеленые, красные, желтые, коричневые и их оттенки). Иглы с тупым концом. Синельные или гобеленовые иглы, обязательно с широким ушком. Размеры игл от №13 до №18. Игла для вышивки бисером №26.

Чтобы облегчить себе работу, приобретите пару небольших круглых магнитов, на которых очень удобно оставлять иглы. Пяльцы круглые или прямоугольные. Ножницы — маленькие остроконечные вышивальные и большие портновские, исчезающий карандаш по ткани.

Для изготовления мягкой игрушки потребуется: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, наперсток, мел, клей ПВА, бумага для выкройки, бусины или кукольные глазки.

Для вязания крючком вам потребуются: крючок№ 2, пряжа 55% хлопок/45% акрил, вес 50гр/160 м. (белый, красный, желтый, голубой, коричневый, оранжевый по 1 шт.), синтепон, дополнительные инструменты: иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, линейка для построения выкроек, швейные булавки и булавка для временного перемещения петель.

Для изготовления подарков к праздникам потребуется: тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см., линейка, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого, белого цветов) 5 упаковок, крючок № 3.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • будут создавать композиции с изделиями;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

  • получат знания о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • узнают о народных промыслах северо-западного региона.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Составление альбома лучших работ;

  • Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе;

  • Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах;

  • Защита проектов;

  • Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.;

  • Проведение мастер-классов;

  • Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);

  • Участие в школьных конкурсах.

Тематический план

Наименование раздела

Кол-во
часов

Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов

5

Раздел 2. Бисероплетение

5

Раздел 3. Вышивка

6

Раздел 4. Лоскутное шитье

4

Раздел 5. Мягкая игрушка

4

Раздел 6. Вязание крючком

6

Раздел 7. Подарки к праздникам

3

Раздел 8. Выставки.

2

Итого:

35

Календарно-тематический план работы кружка

по декоративно – прикладному творчеству

Наименование раздела и темы занятия

Содержание темы

Практическое задание

Кол-во часов

Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов

5

Занятие 1. Введение в мастерство

Вводное занятие. Знакомство с видами ДПИ. Инструменты, оборудование и материалы, из истории возникновения, ТБ

Выполнение тычинок, обработка стебля

1

Занятие 2. Изготовление цветов без инструментов

Понятие композиции. Пропорции. Изготовление лилии

Выполнение деталей цветка, сборка цветка.

1

Занятие 3.

Изготовление цветов без инструментов

Способы раскроя деталей. Изготовление розы.

Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции.

1

Занятие 4. Изготовление цветов с использованием инструментов

Приемы работы с инструментами. Изготовление цветка хмелек.

Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции.

1

Занятие 5. Изготовление фантазийных цветов без инструментов

Приемы работы. Изготовление фантазийного цветка

Выполнение деталей цветка, сборка цветка.

1

Раздел 2. Бисероплетение.

5

Занятие 6. История плетения из бисера

Основные принципы плетения. Схемы плетения

Выполнение букета цветов из бисера

1

Занятие 7. Плетение животных из бисера

Приемы и принципы плетения по схеме

Выполнение животных из бисера (брелок на телефон)

1

Занятие 8. Плетение животных из бисера

Приемы и принципы плетения по схеме

Выполнение

колье из бисера и бусин

1

Занятие 9. Плетение животных из бисера

Понятие модуля. Пропорции человека.

Выполнение наброска фигуры человека

1

Занятие 10. Плетение фенечки

Принципы и приемы, схемы плетение фенечки на станке

Выполнение фенечки на станке

1

Раздел 3. Вышивка

6

Занятия 11-13 Вышивание крестиком

Прием вышивания крестиком

Вышивка несложной картинки

Выполнение упражнений по вышиванию нитками мулине

3

Занятия 14-16 Вышивание панно лентами

Приемы вышивания лентами. Приемы компоновки рисунка для вышивания лентами

Выполнение упражнений по вышиванию лентами

3

Раздел 4. Лоскутное шитье

4

Занятие 17. Первые шаги в лоскутной технике

Из истории возникновения.

Понятие симметрии, композиции, приемы работы

Выполнение декоративного узора в технике «Ляпак»

1

Занятия 18-20. Лоскутная техника

Выполнение декоративного изделия по выбору учащегося. Декоративная отделка

Выполнения обработки косой бейкой изделия

3

Раздел 5. Мягкая игрушка

4

Занятие 21. Построение выкройки игрушки животного

История возникновения. ТБ. Понятие чертежа и выкройки

Выполнение выкройки игрушки

1

Занятие 22. Раскрой частей игрушки и сшивание деталей

Виды и формы мягкой игрушки. Понятие о приемах раскроя

Выполнение раскроя частей игрушки и сшивание деталей

1

Занятие 23. Сшивание частей игрушки и ее набивка

Приемы и техника ручных стежков

Выполнение сшивания частей игрушки

1

Занятие 24. Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки

Понятие о формирования готового изделия

Выполнение сборки и декорирования готового изделия

1

Раздел 6. Вязание крючком

6

Занятие 25. История возникновения вязании крючком

Понятие чтения и составления схемы. Воздушная петля, соединительный столбик

Выполнение воздушной петли, соединительного столбика, туловище

1

Занятие 26. Вязание игрушки по выбору учащихся

Понятие прибавления и убавления петель, столбик без накидом, столбик с накидом

Выполнение прибавления и убавления петель, столбик с накидом, вязание гребешка

1

Занятие 27. Вязание игрушки по выбору учащихся

Понятие соединительный столбик с накидом

Выполнение гребешка и крылышек петушка

1

Занятие 28. Вязание игрушки по выбору учащихся

Понятие симметрии.

Выполнение клюва и хвостика петушка

1

Занятия 29-30. Завершение работы. Сборка готового изделия

Понятие пропорции для вязаных игрушек

Выполнение приемов сборки деталей петушка

2

Раздел 8. Подарки к праздникам

3

Занятие 31. Елочные украшения

История праздника. Понятие развертки

Изготовление ёлочного украшения – «подарок»

1

Занятие 32. Подарок ко дню Матери

История праздника.

Техника йо-йо

Изготовление подарка в технике йо-йо

1

Занятие 33. Подарок к 8 марта

История праздника

Изготовление подарка в технике вязания крючком

1

Занятие 34. 35.

Выставка

Значение демонстрации ДПИ

Подведение итогов. Обмен опытом по МК

Окончательная отделка. Подготовка изделий к выставке

2