Составила: Набокова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Облучье» имени Героя Советского Союза Юрия Владимировича Тварковского
Пояснительная записка
Факультатив «Финансовая грамотность» является курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики и семьи.
Курс рассчитан на 51 час:
- 5 класс – 17 часов
- 6 класс – 17 часов
- 7 класс – 17 часов
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.
Основные содержательные линии курса:
- Деньги, их история, виды, функции
- Семейный бюджет
- Экономические отношения семьи и государства
- Семья и финансовый бизнес
- Собственный бизнес
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания, литературы и краеведения. Через мини-исследования обучающиеся познакомятся с экономикой семей ЕАО. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, мини – исследования, проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты
Личностные:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации ,передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на Интернет-сайтах и проведение простых опросов;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики; знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание тем факультативного курса
5 класс
Введение.
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают. Что такое деньги. Как появились деньги. Из истории российских денег. История монет. Бумажные деньги. Безналичные деньги. Как работает электронная карточка. Валюты. Защита денег от подделок.
Раздел 2. Доходы и расходы семьи. Откуда в семье берутся деньги. Куда уходят деньги. Что такое семейный бюджет и как его правильно планировать.
Итоговое занятие.
6 класс
Введение.
Раздел 1. Риски потери денег и имущества
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. История зарождения страхования. Как делать сбережения.
Раздел 2. Семья и государство: как они взаимодействуют
История зарождения налоговой политики. Налоги, которые есть в нашей жизни. Почему мы должны платить налоги. Социальные пособия.
7 класс
Введение
Раздел 1. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Что такое банк. История появления первых банков в России. Банковские услуги. Что такое бизнес, его виды. Собственный бизнес. Предприятия малого бизнеса в ЕАО. Валюта и валютные операции.
Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают |
||
2. | Как появились деньги | 1 |
3. | Из истории российских денег | 1 |
4. | История монет | 1 |
5. | Бумажные деньги | 1 |
6. | Безналичные деньги | 1 |
7. | Как работает электронная карточка | 1 |
8. | Валюты | 1 |
9. | Защита денег от подделок | 1 |
10. | Решение заданий по разделу «Что такое деньги и какими они бывают» | 1 |
11. | Представление результатов исследований | 1 |
Раздел 2. Доходы и расходы семьи | ||
12. | Откуда в семье берутся деньги | 1 |
13. | Куда уходят деньги | 1 |
14. | Что такое семейный бюджет и как его правильно планировать | 1 |
15. | Составление группового проекта «День рождения моего одноклассника» | 1 |
16. | Представление проектов | 1 |
17. | Итоговое занятие. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 |
Тематическое планирование
6 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
Раздел 1. Риски потери денег и имущества | ||
2-3. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 2 |
4. | История зарождения страхования | 1 |
5. | Как делать сбережения | 1 |
6. | Решение заданий по разделу «Риски потери денег и имущества» | 1 |
7. | Представление результатов исследования | 1 |
Раздел 2. Семья и государство: как они взаимодействуют | ||
8. | История зарождения налоговой политики | 1 |
9. | Налоги, которые есть в нашей жизни | 1 |
10. | Почему мы должны платить налоги | 1 |
11. | Мини-исследование | 1 |
12. | Социальные пособия | 1 |
13. | Мини-исследование | 1 |
14. | Составление группового проекта «Государство – это мы» | 1 |
15. | Представление проектов | 1 |
16. | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 |
17. | Итоговое занятие. | 1 |
Тематическое планирование
7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
Раздел 1. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | ||
2. | Что такое банк | 1 |
3. | История появления первых банков в России | 1 |
4. | Банковские услуги | 1 |
5. | Практическая работа | 1 |
6. | Представление мини – исследований | 1 |
7. | Что такое бизнес, его виды | 1 |
8. | Собственный бизнес | 1 |
9. | Мини-исследование | 1 |
10. | Практическая работа «Составляем бизнес-план» | 1 |
11. | Предприятия малого бизнеса в ЕАО | 1 |
12-13. | Валюта и валютные операции | 2 |
14. | Мини – исследование «Валюты мира» | 1 |
15. | Практическая работа | 1 |
16. | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 |
17. | Итоговое занятие. | 1 |
УМК
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для учащихся.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: контрольные измерительные материалы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Ермакова И.В. Протасевич Т.А. Начала экономики. 5-6 классы: учебное пособие.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Ермакова И.В. Протасевич Т.А. Начала экономики. 5-6 классы: рабочая тетрадь.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Липсиц И.В.Экономика: учебник для 7-8 классов.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Матвеев Э. Финансовая грамотность для школьников.
Горяев А. Чумаченко В.Финансовая грамота для школьников. Изд: Баккара-Принт,2010.
Новожилова Н.В. Экономика семьи.5 класс.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
-
Антонова Ю. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.