В развитии и воспитании дошкольника большую роль играет умственное, физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Оригами позволяет осуществить в равной степени и трудовое, и умственное, и эстетическое, а это немаловажно для развития современного ребенка.
По определению педагога Д.Р. Гончарова, оригами – это «… не просто искусство складывания из бумаги, а древнее японское изобретение и одно из самых распространенных по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором «голова работает руками и очень успешно».
Различают две разновидности оригами: традиционное и творческое. Первое отличается тем, что предполагает создание поделок только из одного листа бумаги, преимущественно белого цвета, по традиционной технологии и не предусматривает их украшения. Второе – предусматривает изготовление фигурок из бумаги разного цвета, допускает использование ножниц, украшение декоративными элементами, а также предполагает нетрадиционную, творческую технологию изготовления.
Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в знании, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому развитие творческого воображения в процессе работы воспитанников с бумагой по технологии «Оригами» – одна из задач при подготовке ребенка к школе. Это одна из множественных причин введения в нашем учреждении программы «Оригами» для детей дошкольного возраста. Большой выбор моделей, сферы моделирования (животные растения, люди, насекомые, летающие модели и т.п.) позволяет ребенку увлечься работой и незаметно для него многократно повторять одни и те же движения, доводя их до автоматизма. Чувствительность пальцев в процессе занятий возрастает, движения становятся все более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребенка к школе – развитие мелкой моторики, при этом в работе участвуют две руки.
Легкость, ощущение уверенности в процессе приобретения навыков работы с бумагой способствуют формированию положительного психоэмоционального состояния дошкольника, а постоянное ощущение неожиданности, быстрое достижение цели создают основу для достижения успеха каждого ребенка во время любого занятия, так как педагог предлагает модели, которые будут интересны детям, понятны в технике исполнения и обязательно выполнены.
Сначала детей увлекает кажущаяся простота работы с бумагой. Однако вскоре они понимают, что оригами – это красота, сложность и точность. Дети начинают задумываться о гармонии цвета и формы конструкции, подборе и компоновке различных моделей, расположении в пространстве. Все это требует не просто воспроизведения по образцу, а творческого применения знаний и навыков работы в технике оригами. Освоение последовательности приемов оригами помогает решать творческие задачи на доступном, интересном материале.
Если принять во внимание особенность детей дошкольного возраста – развитие воображения, занятия оригами, постоянно е ненавязчиво решая творческие задачи, активизируют развитие логического мышления. На каждом занятии дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния (на глаз), что развивает глазомер.
Эта технология помогает решать еще одну задачу подготовки детей к школе – развитие коммуникативных умений. В совместной работе дошкольники учатся договариваться со сверстниками и взрослыми, действовать сообща, подчиняясь правилам работы с бумагой.
Моя программа по оригами «Бумажки» рассматривает групповые, творческие занятия с детьми искусством оригами. Она рассчитана на 3 года прохождения курса в режиме занятий с детьми 4-7 лет (с учетом одного занятия в неделю).
Программа «Бумажки» предполагает, что уже через несколько месяцев дети овладеют основными приемами складывания (согнуть на себя, перегнуть от себя, вогнуть внутрь и т. д.), освоят новые термины (верхняя сторона, диагональ, нижний угол, центр фигурки, горизонтальная или вертикальная линия и т.д.). Данная программа включает в себя не только занятия по освоению базовых форм (треугольник, квадрат, рожок мороженого, воздушный змей и др.), но и занятия, посвященные праздникам, занятия по составлению сюжетно-тематических композиций. А это в свою очередь, позволяет заинтересовать детей, эмоционально настроить на занятие, развить коллективное творчество. Я предлагаю детям только хорошо известные модели, знакомство с которыми помогает освоить последовательность основных приемов и создать базу для творческих изысканий в дальнейшем. Модели подбираются из разных сфер моделирования, связанного с изучением с особенностей окружающего мира и в соответствии с интересом детей: животные, птицы, рыбы, растения и т.д. При этом учитываются уже освоенные детьми приемы сгибания бумаги, с постепенным их усложнением. Важно чтобы за одно занятие ребенок успевал закончить выбранную модель, при этом они должны быть различными по тематике, чтобы не угасал интерес детей к этой технике.
Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливая работа, я стараюсь разнообразить формы общения с детьми.
Рассмотрим основные из них:
Показ уже готовой модели и последующее поэтапное изготовление такой же с подробным объяснением и пошаговой демонстрацией новых приемов.
Занятие-загадка: когда нет образца и результат работы будет известен только в конце занятия. На таком уровне педагог проверяет уровень развития внимательности, точности движений, аккуратности детей, которые повторяют за ним приемы изготовления модели. Такие занятия очень нравятся дошкольникам, так как полученный результат и узнавание модели вызывают у них большую радость.
-
Изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию. Такая форма применяется для контроля усвоения пройденного, развития произвольной памяти детей.
Изготовление «оригами с тайной». Работа идет по первому варианту, дети видят образец, делают с педагогом так же, но узнают, что полученная модель имеет неожиданные свойства, о которых никто не догадывался (какие-либо движущиеся детали).
«Занятия творчества» или «Придумай сам». Такие занятия возможны с детьми подготовительных групп, когда у детей уже есть база для самостоятельных поисков.
Выполнение коллективной работы. Для такого занятия заранее готовится большое панно, куда прикрепляет модели – оригами, сделанные с детьми. Это общая выставка работ каждого ребенка, показывающая результаты обучения.
Занятия всегда проходят очень интересно, весело, со стихами, рассказами, взаимной помощью друг другу.
Цели и задачи реализации программы «Бумажки»
Цель программы:
Развитие личности ребенка в процессе конструктивной деятельности.
Задачи:
Дать детям первоначальные знания, умения и навыки по технике оригами;
Развивать психические процессы (память, концентрацию внимания, пространственное воображение, связную речь);
Умственные способности (познавательную активность, логику, способность следовать устным инструкциям или шагам пооперационной карты);
Совершенствовать мелкую моторику (точные движения пальцев, готовить руку к письму);
Знакомить с основными геометрическими понятиями (точка, угол, середина, диагональ, квадрат, круг и др.);
Развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию;
Уверенность в своих силах, расширять коммуникативные способности;
Воспитывать любовь к труду и сотрудничеству;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе.
Планируемые результаты освоения программы «Бумажки»
На конец освоения программы:
— Развиваются психические процессы, такие как память, концентрация внимания, пространственное воображение, связная речь;
— Формируется умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;
— Развиваются познавательная активность, логика, способность следовать устным инструкциям;
— Формируются творческие способности, художественный вкус и аккуратность;
— Совершенствуются мелкая моторика и точные движения пальцев;
— Овладевают простейшими приемами складывания;
— Соблюдают технику безопасности при работе с ножницами, клеем;
— Работают в коллективе.
Примерное перспективное планирование, первый год обучения
Месяц | Наименование темы | Задачи |
Сентябрь | Знакомство с оригами | Знакомить с правилами оригами, основными понятиями, свойствами бумаги. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Учить следовать устным инструкциям. Стимулировать создание игровых ситуаций. |
Овощи | Познакомить детей с базовой формой оригами «круг», «полукруг». Развивать способность к коллективному взаимодействию, общению. Организовывать выставку творческих работ оригами. | |
Фрукты, яблоко | Учить складывать поделки из круга. Продолжать знакомить с базовой формой — полукруг. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившейся работе. | |
Игрушка для тигренка | Продолжать учить складывать поделки из круга. Продолжать знакомить с базовой формой — полукруг. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившейся работе. | |
Октябрь | Божья коровка | Продолжать учить складывать поделки из круга, базовая форма – полукруг, совмещать их с другими геометрическими фигурами. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившейся работе. |
Осенние листочки | Учить складывать поделки из круга, базовая форма – полукруг. Познакомить с базовой формой «листок». Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить работать в коллективе. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившейся работе. | |
Гусеничка | Учить складывать поделки из круга, полукруга. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившемуся образу или предмету. | |
Корзина с фруктами | Содержимое Повторить с детьми базовые формы – круг, полукруг, листочек. Прививать интерес к технике оригами. Учить следовать устным инструкциям. Воспитывать любовь к природе, любознательность. Создавать игровые ситуации. | |
Ноябрь | Цыпленок | Учить складывать поделки из круга. Закреплять базовую форму — полукруг. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившемуся образу или предмету. |
Рожок мороженого | Продолжать учить складывать поделки из круга. Познакомить с базовой формой – конус «рожок мороженого». Учить выполнять поделку из нескольких кругов. | |
Букет цветов для мамочки | Продолжать учить складывать поделки из круга. Продолжать знакомить с базовой формой – конус «рожок мороженого». Учить выполнять поделку из нескольких кругов. | |
Кошкин дом | Продолжать учить складывать поделки из круга. Познакомить с базовой формой – «бревнышко». Учить выполнять поделку из нескольких кругов. | |
Декабрь | Игрушка на елку | Учить детей оклеивать готовую деталь цветной бумагой (втулка от бумаги), дополнять поделку мелкими деталями. Учить следовать устным инструкциям. |
Конфета на елку | Учить детей оклеивать готовую деталь цветной бумагой (втулка от бумаги; первый год обучения), дополнять поделку мелкими деталями (вырезать из полоски бумаги, сразу несколько квадратов, кругов; второй, третий год обучения). Учить следовать устным инструкциям. Учить внимательно, слушать стихотворение, и хором отвечать на вопрос. | |
Елочка, елочка (коллективная работа) | Познакомить детей с базовой формой «квадрат», «треугольник». | |
Мордочка лисенка | Продолжать знакомить детей с базовой формой «квадрат». | |
Январь | Волшебный кубик | Закреплять знания детей об изученных базовых формах. Продолжать учить следовать устным инструкциям. |
Игрушка забава | Учить детей оклеивать готовую деталь цветной бумагой (баночка, втулка), дополнять поделку мелкими деталями. Учить следовать устным инструкциям. | |
Чайная пара | Закреплять знания детей об изученных базовых формах «квадрат, круг». Продолжать учить следовать устным инструкциям. | |
Кит и кот | Учить складывать поделки из круга. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Продолжать учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившемуся образу или предмету. | |
Февраль | Дом | Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Знакомить с базовой формой «дверь». Воспитывать понимание взаимосвязи пользы и красоты. Стимулировать создание игровых ситуаций. |
Солдатики | Продолжать учить складывать поделки из круга. Повторить и закрепить базовую форму цилиндр «бревнышко». Развивать наблюдательность, чувство цвета. Формировать аккуратность при выполнении задания. | |
Танк | Продолжать учить детей конструировать поделки из бросового материала (коробочка, трубочка для коктейля). Вспомнить и закрепить базовую форму «полукруг». | |
Доктор Айболит | Учить складывать поделки из круга. Закреплять базовую форму – «рожок мороженого». Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. | |
Март | Коллективная работа «Поздравление для мам» | Знакомить с праздником мам и бабушек. Учить делать поздравительную газету. Закреплять знания о цветах. Поощрять желание доставлять радость родным. Закреплять базовые формы «полукруг, рожок мороженого, бревнышко». |
Открытка для мамы | Продолжать учить складывать поделки из круга. Знакомить с базовой формой цилиндр «бревнышко». Развивать наблюдательность, чувство цвета. Формировать аккуратность при выполнении. | |
Птицы прилетели | Продолжать учить складывать поделки из круга. Развивать наблюдательность, чувство цвета. Формировать аккуратность при выполнении задания. | |
Воздушный змей | Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Познакомить с базовой формой «воздушный змей». Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас. | |
Апрель | Ракета | Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Продолжать знакомить с базовой формой «воздушный змей». Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас. |
Холодильник | Продолжать учить складывать поделки из квадрата, базовая форма – «дверь». | |
Книга | Продолжать учить складывать поделки из квадрата, базовая форма – «книга». | |
Кошечка | Продолжать учить складывать поделки из квадрата – мордочка кошечки. Расширять кругозор, обогащать словарный запас. | |
Май | Открытка | Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас. |
Рыбки в аквариуме | Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас (коллективная работа). | |
Муха, бабочка | Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас. | |
Соберем букет цветов | Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас (коллективная работа). |
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Совместная организация выставок с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
Организация тематических консультаций на родительских собраниях, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).
Средства для реализации программы:
— дидактические материалы для работы с детьми (демонстрационные пособия, схемы, образцы работ, листочки с играми и заданиями);
— раздаточный материал (бумага цветная, белая, картон, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры);
— листы ватмана;
— картонные коробки;
— стаканчики для ножниц, клея, карандашей;
— технические средства обучения (мультимедийное оборудование, компьютер, аудиотехника для создания творческого фона);
— информационное обеспечение (библиотека книг по оригами с яркими картинками и понятными для детей схемами).
Примерная структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов конструирования из бумаги.
3. Самостоятельная работа детей.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала. (Оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе: дополнение изделия мелкими деталями.)
6. Рассматривание готовых работ.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Бумажки» рассчитана на три года обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе не более 12 человек. Занятие проводятся один раз в неделю длительностью до 25 минут согласно возрастной группе. Группы формируется из детей в возрасте от 4 до 7 лет.