Работа с детьми старшего дошкольного возраста в технике «оригами»


Автор: Марина Александровна Пельменёва
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 16»
Должность: воспитатель


В развитии и воспитании дошкольника большую роль играет умственное, физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Оригами позволяет осуществить в равной степени и трудовое, и умственное, и эстетическое, а это немаловажно для развития современного ребенка.

По определению педагога Д.Р. Гончарова, оригами – это «… не просто искусство складывания из бумаги, а древнее японское изобретение и одно из самых распространенных по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором «голова работает руками и очень успешно».

Различают две разновидности оригами: традиционное и творческое. Первое отличается тем, что предполагает создание поделок только из одного листа бумаги, преимущественно белого цвета, по традиционной технологии и не предусматривает их украшения. Второе – предусматривает изготовление фигурок из бумаги разного цвета, допускает использование ножниц, украшение декоративными элементами, а также предполагает нетрадиционную, творческую технологию изготовления.

Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в знании, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому развитие творческого воображения в процессе работы воспитанников с бумагой по технологии «Оригами» – одна из задач при подготовке ребенка к школе. Это одна из множественных причин введения в нашем учреждении программы «Оригами» для детей дошкольного возраста. Большой выбор моделей, сферы моделирования (животные растения, люди, насекомые, летающие модели и т.п.) позволяет ребенку увлечься работой и незаметно для него многократно повторять одни и те же движения, доводя их до автоматизма. Чувствительность пальцев в процессе занятий возрастает, движения становятся все более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребенка к школе – развитие мелкой моторики, при этом в работе участвуют две руки.

Легкость, ощущение уверенности в процессе приобретения навыков работы с бумагой способствуют формированию положительного психоэмоционального состояния дошкольника, а постоянное ощущение неожиданности, быстрое достижение цели создают основу для достижения успеха каждого ребенка во время любого занятия, так как педагог предлагает модели, которые будут интересны детям, понятны в технике исполнения и обязательно выполнены.

Сначала детей увлекает кажущаяся простота работы с бумагой. Однако вскоре они понимают, что оригами – это красота, сложность и точность. Дети начинают задумываться о гармонии цвета и формы конструкции, подборе и компоновке различных моделей, расположении в пространстве. Все это требует не просто воспроизведения по образцу, а творческого применения знаний и навыков работы в технике оригами. Освоение последовательности приемов оригами помогает решать творческие задачи на доступном, интересном материале.

Если принять во внимание особенность детей дошкольного возраста – развитие воображения, занятия оригами, постоянно е ненавязчиво решая творческие задачи, активизируют развитие логического мышления. На каждом занятии дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния (на глаз), что развивает глазомер.

Эта технология помогает решать еще одну задачу подготовки детей к школе – развитие коммуникативных умений. В совместной работе дошкольники учатся договариваться со сверстниками и взрослыми, действовать сообща, подчиняясь правилам работы с бумагой.

Моя программа по оригами «Бумажки» рассматривает групповые, творческие занятия с детьми искусством оригами. Она рассчитана на 3 года прохождения курса в режиме занятий с детьми 4-7 лет (с учетом одного занятия в неделю).

Программа «Бумажки» предполагает, что уже через несколько месяцев дети овладеют основными приемами складывания (согнуть на себя, перегнуть от себя, вогнуть внутрь и т. д.), освоят новые термины (верхняя сторона, диагональ, нижний угол, центр фигурки, горизонтальная или вертикальная линия и т.д.). Данная программа включает в себя не только занятия по освоению базовых форм (треугольник, квадрат, рожок мороженого, воздушный змей и др.), но и занятия, посвященные праздникам, занятия по составлению сюжетно-тематических композиций. А это в свою очередь, позволяет заинтересовать детей, эмоционально настроить на занятие, развить коллективное творчество. Я предлагаю детям только хорошо известные модели, знакомство с которыми помогает освоить последовательность основных приемов и создать базу для творческих изысканий в дальнейшем. Модели подбираются из разных сфер моделирования, связанного с изучением с особенностей окружающего мира и в соответствии с интересом детей: животные, птицы, рыбы, растения и т.д. При этом учитываются уже освоенные детьми приемы сгибания бумаги, с постепенным их усложнением. Важно чтобы за одно занятие ребенок успевал закончить выбранную модель, при этом они должны быть различными по тематике, чтобы не угасал интерес детей к этой технике.

Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливая работа, я стараюсь разнообразить формы общения с детьми.

Рассмотрим основные из них:

  1. Показ уже готовой модели и последующее поэтапное изготовление такой же с подробным объяснением и пошаговой демонстрацией новых приемов.

  2. Занятие-загадка: когда нет образца и результат работы будет известен только в конце занятия. На таком уровне педагог проверяет уровень развития внимательности, точности движений, аккуратности детей, которые повторяют за ним приемы изготовления модели. Такие занятия очень нравятся дошкольникам, так как полученный результат и узнавание модели вызывают у них большую радость.

  3. Изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию. Такая форма применяется для контроля усвоения пройденного, развития произвольной памяти детей.

  4. Изготовление «оригами с тайной». Работа идет по первому варианту, дети видят образец, делают с педагогом так же, но узнают, что полученная модель имеет неожиданные свойства, о которых никто не догадывался (какие-либо движущиеся детали).

  5. «Занятия творчества» или «Придумай сам». Такие занятия возможны с детьми подготовительных групп, когда у детей уже есть база для самостоятельных поисков.

  6. Выполнение коллективной работы. Для такого занятия заранее готовится большое панно, куда прикрепляет модели – оригами, сделанные с детьми. Это общая выставка работ каждого ребенка, показывающая результаты обучения.

Занятия всегда проходят очень интересно, весело, со стихами, рассказами, взаимной помощью друг другу.

Цели и задачи реализации программы «Бумажки»

Цель программы:

Развитие личности ребенка в процессе конструктивной деятельности.

Задачи:

  • Дать детям первоначальные знания, умения и навыки по технике оригами;

  • Развивать психические процессы (память, концентрацию внимания, пространственное воображение, связную речь);

  • Умственные способности (познавательную активность, логику, способность следовать устным инструкциям или шагам пооперационной карты);

  • Совершенствовать мелкую моторику (точные движения пальцев, готовить руку к письму);

  • Знакомить с основными геометрическими понятиями (точка, угол, середина, диагональ, квадрат, круг и др.);

  • Развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию;

  • Уверенность в своих силах, расширять коммуникативные способности;

  • Воспитывать любовь к труду и сотрудничеству;

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе.

Планируемые результаты освоения программы «Бумажки»

На конец освоения программы:

— Развиваются психические процессы, такие как память, концентрация внимания, пространственное воображение, связная речь;

— Формируется умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;

— Развиваются познавательная активность, логика, способность следовать устным инструкциям;

— Формируются творческие способности, художественный вкус и аккуратность;

— Совершенствуются мелкая моторика и точные движения пальцев;

— Овладевают простейшими приемами складывания;

— Соблюдают технику безопасности при работе с ножницами, клеем;

— Работают в коллективе.

Примерное перспективное планирование, первый год обучения

Месяц

Наименование темы

Задачи

Сентябрь

Знакомство с оригами

Знакомить с правилами оригами, основными понятиями, свойствами бумаги. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Учить следовать устным инструкциям. Стимулировать создание игровых ситуаций.

Овощи

Познакомить детей с базовой формой оригами «круг», «полукруг». Развивать способность к коллективному взаимодействию, общению. Организовывать выставку творческих работ оригами.

Фрукты, яблоко

Учить складывать поделки из круга. Продолжать знакомить с базовой формой — полукруг. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившейся работе.

Игрушка для тигренка

Продолжать учить складывать поделки из круга. Продолжать знакомить с базовой формой — полукруг. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившейся работе.

Октябрь

Божья коровка

Продолжать учить складывать поделки из круга, базовая форма – полукруг, совмещать их с другими геометрическими фигурами. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившейся работе.

Осенние листочки

Учить складывать поделки из круга, базовая форма – полукруг. Познакомить с базовой формой «листок». Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить работать в коллективе. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившейся работе.

Гусеничка

Учить складывать поделки из круга, полукруга. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившемуся образу или предмету.

Корзина с фруктами

Содержимое

Повторить с детьми базовые формы – круг, полукруг, листочек. Прививать интерес к технике оригами. Учить следовать устным инструкциям. Воспитывать любовь к природе, любознательность. Создавать игровые ситуации.

Ноябрь

Цыпленок

Учить складывать поделки из круга. Закреплять базовую форму — полукруг. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившемуся образу или предмету.

Рожок мороженого

Продолжать учить складывать поделки из круга. Познакомить с базовой формой – конус «рожок мороженого». Учить выполнять поделку из нескольких кругов.

Букет цветов для мамочки

Продолжать учить складывать поделки из круга. Продолжать знакомить с базовой формой – конус «рожок мороженого». Учить выполнять поделку из нескольких кругов.

Кошкин дом

Продолжать учить складывать поделки из круга. Познакомить с базовой формой – «бревнышко». Учить выполнять поделку из нескольких кругов.

Декабрь

Игрушка на елку

Учить детей оклеивать готовую деталь цветной бумагой (втулка от бумаги), дополнять поделку мелкими деталями. Учить следовать устным инструкциям.

Конфета на елку

Учить детей оклеивать готовую деталь цветной бумагой (втулка от бумаги; первый год обучения), дополнять поделку мелкими деталями (вырезать из полоски бумаги, сразу несколько квадратов, кругов; второй, третий год обучения). Учить следовать устным инструкциям. Учить внимательно, слушать стихотворение, и хором отвечать на вопрос.

Елочка, елочка (коллективная работа)

Познакомить детей с базовой формой «квадрат», «треугольник».

Мордочка лисенка

Продолжать знакомить детей с базовой формой «квадрат».

Январь

Волшебный кубик

Закреплять знания детей об изученных базовых формах. Продолжать учить следовать устным инструкциям.

Игрушка забава

Учить детей оклеивать готовую деталь цветной бумагой (баночка, втулка), дополнять поделку мелкими деталями. Учить следовать устным инструкциям.

Чайная пара

Закреплять знания детей об изученных базовых формах «квадрат, круг». Продолжать учить следовать устным инструкциям.

Кит и кот

Учить складывать поделки из круга. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Продолжать учить склеивать части поделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившемуся образу или предмету.

Февраль

Дом

Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Знакомить с базовой формой «дверь». Воспитывать понимание взаимосвязи пользы и красоты. Стимулировать создание игровых ситуаций.

Солдатики

Продолжать учить складывать поделки из круга. Повторить и закрепить базовую форму цилиндр «бревнышко». Развивать наблюдательность, чувство цвета. Формировать аккуратность при выполнении задания.

Танк

Продолжать учить детей конструировать поделки из бросового материала (коробочка, трубочка для коктейля). Вспомнить и закрепить базовую форму «полукруг».

Доктор Айболит

Учить складывать поделки из круга. Закреплять базовую форму – «рожок мороженого». Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость.

Март

Коллективная работа «Поздравление для мам»

Знакомить с праздником мам и бабушек. Учить делать поздравительную газету. Закреплять знания о цветах. Поощрять желание доставлять радость родным. Закреплять базовые формы «полукруг, рожок мороженого, бревнышко».

Открытка для мамы

Продолжать учить складывать поделки из круга. Знакомить с базовой формой цилиндр «бревнышко». Развивать наблюдательность, чувство цвета. Формировать аккуратность при выполнении.

Птицы прилетели

Продолжать учить складывать поделки из круга. Развивать наблюдательность, чувство цвета. Формировать аккуратность при выполнении задания.

Воздушный змей

Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Познакомить с базовой формой «воздушный змей». Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Апрель

Ракета

Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Продолжать знакомить с базовой формой «воздушный змей». Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Холодильник

Продолжать учить складывать поделки из квадрата, базовая форма – «дверь».

Книга

Продолжать учить складывать поделки из квадрата, базовая форма – «книга».

Кошечка

Продолжать учить складывать поделки из квадрата – мордочка кошечки. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Май

Открытка

Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Рыбки в аквариуме

Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас (коллективная работа).

Муха, бабочка

Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Соберем букет цветов

Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас (коллективная работа).

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

  • Совместная организация выставок с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.

  • Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.

  • Организация тематических консультаций на родительских собраниях, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).

Средства для реализации программы:

— дидактические материалы для работы с детьми (демонстрационные пособия, схемы, образцы работ, листочки с играми и заданиями);

— раздаточный материал (бумага цветная, белая, картон, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры);

— листы ватмана;

— картонные коробки;

— стаканчики для ножниц, клея, карандашей;

— технические средства обучения (мультимедийное оборудование, компьютер, аудиотехника для создания творческого фона);

— информационное обеспечение (библиотека книг по оригами с яркими картинками и понятными для детей схемами).

Примерная структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов конструирования из бумаги.

3. Самостоятельная работа детей.

4. Физ. пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала. (Оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе: дополнение изделия мелкими деталями.)

6. Рассматривание готовых работ.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Бумажки» рассчитана на три года обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе не более 12 человек. Занятие проводятся один раз в неделю длительностью до 25 минут согласно возрастной группе. Группы формируется из детей в возрасте от 4 до 7 лет.