Работа с несплошными текстами на уроках английского языка


Автор: Наталья Геннадьевна Албитова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Должность: учитель английского языка


Согласно концепции исследования читательской грамотности PISA-2018, запоминание информации больше не является основной целью образования. Сама концепция знания становится шире. Уровень образования и профессия человека перестают ограничивать спектр необходимых ему знаний. Специалист со средним профессиональным или высшим образованием – успех обоих заключается в способности взаимодействовать с информацией, делиться ею и использовать ее для решения сложных задач. Способность адаптироваться и применять творческий подход и инновации в ответ на меняющиеся условия, максимально использовать доступные технологии для создания нового знания и расширения своего потенциала и производительности. Способность находить, извлекать, понимать и осмысливать информацию, представленную в разных формах, необходима для того, чтобы люди в полной мере могли участвовать в жизни общества. Читательская грамотность является не только основой для достижения результатов в других предметных областях в течение образовательной деятельности школьников, но и предпосылкой для благополучия во взрослой жизни.

По сравнению с 2000 годом результаты российских учащихся в области грамотности чтения значительно снизились. Общее число учащихся, обладающих необходимыми навыками чтения, сократилось на 7% (с 43% до 36%). Число учащихся с высоким уровнем грамотности уменьшилось с 3% до 2%, а число учащихся, не осваивающих базовые навыки, увеличилось с 9% до 13%.

Результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией.

Стоит обратить внимание на относительно небольшой перечень знаний и умений, которые на международном уровне считается необходимым для грамотного современного человека. К нему, по мнению авторов исследования, прежде всего относятся умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, реклам, объявлений и т.п), характерную для средств массовой информации.

Невысокие результаты исследования показали, что выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни, во всяком случае – на уровне тех требований, которые предъявляются в международных тестах. Поэтому одной из важнейших задач современной системы образования является формирование основ смыслового чтения, предоставляющего учащимся знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем в дальнейшей жизни.

Из опыта работы с некоторыми видами несплошных текстов на уроках английского языка

Текст – это основная единица коммуникации, способ хранения и передачи информации, форма существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида. Текст – это образец реального использования языковых единиц. Он оказывается единственным источником знаний обучаемых в области лексико-грамматической организации иностранного языка. (В.П. Белянин)

Все тексты, с которыми нам приходится встречаться в жизни, можно разделить на два вида: сплошные (линейные) и несплошные (нелинейные).

В русскоязычных словарях термин «нелинейный текст» как самостоятельное понятие мною не найден. В научных статьях его чаще всего его ассоциируют с термином «гипертекст», который обозначает «организационную надстройку над текстом, позволяющую рассматривать его в различных структурных представлениях. Гипертекст позволяет наряду с линейным чтением текста (слева направо, строка за строкой) двигаться и по другим структурным схемам, находить и выбирать определенные фрагменты, расположенные в различных частях текста».

А.А. Дырдин и А.О. Куранов определяют нелинейный текст как «текст, смысловые конструкции которого выстроены автором в виде ассоциативного массива. В свою очередь, сами смысловые конструкции могут быть расположены как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях общего смыслового контекста». В таких текстах информация может быть представлена как вербально, так и невербально.

Таким образом, несплошной текст (нелинейный) – это текст, в котором информация может быть представлена как вербально, так и невербально. В качестве невербального элемента могут быть разные знаково-символические средства:

таблицы;

— графики;

— диаграммы;

— информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);

— расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);

— сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);

— призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);

— комиксы.

На сегодняшний день мы видим, что вся информация, которая появляется в СМИ, в Интернете, если она представлена в качестве несплошного текста, то она привлекает внимание, и у читателей возникает желание ознакомиться с ней, чем читать сплошные объёмные тексты. Как показывает практика, 80% информации человек воспринимает глазами, поэтому такое оформление с визуализацией, с графическим элементом оно воспринимается легче. Тем не менее, нужно учить ребят работать с такими текстами. Если мы посмотрим в примерную образовательную программу основного общего образования в пункте «метапредметные результаты» отмечено, что современные школьники должны уметь представлять информацию не только в сжатой словесной форме, но и в наглядно-символической. Также важность умения работы с несплошными текстами то, что согласно международному исследованию PISA высший уровень читательской грамотности – это извлечение информации из несплошных текстов. Работа с несплошными текстами предполагает наличие следующих умений:

— различать сплошные и несплошные тексты,

— извлекать информацию из несплошных текстов,

— трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот,

— самостоятельно создавать несплошные тексты,

— оценивать полученную информацию.

Любой профессионально успешный человек должен уметь эффективно работать с текстами разного типа. Информация каждый день обновляется и поэтому для эффективной ее обработки специалист должен уметь быстро и правильно находить полезную для себя информацию, интерпретировать ее, а также применять полученные знания на практике.

В современном обществе несплошной текст используется все чаще и чаще. Однако в школах на уроках английского языка ученики изучают в большинстве случаев сплошные тексты, а вот несплошным текстам внимания уделяется крайне мало.

В процессе обучения учащихся 5-11 классов с использованием учебника английского языка «Spotlight» я убедилась в наличии в нём перечисленных видов несплошных текстов. Несплошные тексты показаны в основном как иллюстрации, как дополнительные элементы сплошных текстов и к ним редко даны отдельные задания, поэтому в своей педагогической деятельности я использую серию заданий, направленных на развитие навыков ознакомительного, изучающего и поискового чтения. В основе работы с несплошными текстами лежит деятельность анализа и синтеза.

На учебном занятии работа с несплошным текстом может быть и целью, и средством. В контексте использования несплошной текст в общем образовании имеет ряд преимуществ и недостатков. К первым можно отнести следующее:

— невербальная составляющая позволяет визуализировать информацию, что способствует лучшему восприятию и усвоению сложной информации;

— эффективному восприятию больших объемов информации;

— более быстрому и легкому нахождению запрашиваемой информации;

— сочетание вербальной и невербальной составляющих, по мнению некоторых исследователей, будет способствовать пониманию содержания из-за положительной связи между деятельностью мозга использованием нелингвистических представлений;

— компактность предоставления информации;

— возможность использования разных визуальных инструментов, наиболее полно отвечающих запросам и потребностям конкретной целевой аудитории при предъявлении одной и той же информации;

— возможность наглядно демонстрировать связи и отношения между данными, явлениями, событиями (иерархическая схема, временная шкала и т. д.);

— возможность подобрать или разработать большое количество разнообразных заданий и др.

В качестве недостатков можно выделить:

— наличие у учащихся и педагогов специальных навыков работы;

— большое количество времени на начальном этапе работы, т.к. работа с таким видом текстами предполагает наличие определенных умений.

Работа с нелинейным текстом подразумевает интерактивность и активное чтение со стороны обучающегося. Опыт применения учителем технологии формирования критического мышления через чтение и письмо, технологии деятельностного подхода и других, предполагающих активное участие школьника в самостоятельном добывании знаний и самостоятельное овладение различными навыками и умениями, поможет учащимся овладеть навыками работы с новыми текстами.

Одним из инструментов в помощь педагогу и школьнику может послужить предлагаемый здесь алгоритм работы с нелинейным текстом. Он достаточно гибкий и предназначен для чтения разных видов текстов вне зависимости от содержания, он может быть трансформирован в соответствии с изучаемой темой и целью работы. Алгоритм состоит из четырех частей, каждая из которых может стать логически завершенной составляющей учебного занятия.

Примерный алгоритм работы с нелинейным текстом:

1. Чтение текста:

а) распознавание элементов текста;

б) установление связей и (или) отношений между элементами текста;

в) анализ вербальных и невербальных элементов текста с целью целостного восприятия текста.

2. Понимание содержания (смысла) текста:

а) понимание содержания отдельных элементов текста и в связке с другими;

б) понимание смысла всего текста;

в) анализ нелинейного текста поэлементно (при необходимости) и в целом;

г) критическое осмысление содержания (смысла) текста;

д) установление достоверности содержания (при необходимости);

е) формулирование собственного отношения к содержанию текста.

3. Интерпретация текста:

а) устная интерпретация;

б) письменная интерпретация (способы передачи содержания нелинейных текстов в устной и письменной формах);

в) медиация текста (при обучении школьников, для которых русский язык не является родным; при обучении иностранным языкам).

4. Преобразование текста:

а) преобразование текста или отдельных его элементов в линейный текст;

б) преобразование текста в другой нелинейный текст;

в) создание собственного нелинейного текста.

В состав алгоритма входят инвариантные и вариативные элементы, что помогает видоизменять его в зависимости от цели работы с текстом, не теряя логику. К обязательным этапам алгоритма работы с нелинейным текстом относятся чтение и понимание содержания текста. При этом тщательность проработки каждого подэтапа определяется педагогом в зависимости от цели чтения и уровня сформированности умений работы с нелинейным текстом у учащихся. Важно уточнить, что без понимания текста невозможно выполнять другие задания. Третий и четвертый этапы – интерпретация и преобразование текста – вариативны. Они и их компоненты выбираются педагогом в каждом конкретном случае. На начальном этапе учитель устанавливает последовательность работы с нелинейным текстом, указывает какие их шагов алгоритма нужно выполнить. Позже школьники самостоятельно смогут это делать, исходя из учебного задания. Работа с данным алгоритмом способствует формированию и развитию у школьников системного мышления, поскольку учит целостному восприятию элементов текста с учетом их связи между собой. В определенных случаях, особенно в младших классах и при изучении некоторых тем, рекомендуется использовать предтекстовые задания (так же, как и при работе с линейным текстом). Стоит отметить, что основные стратегии работы с текстом применимы и к нелинейному.

Работа с несплошными текстами предполагает наличие следующих умений:

— различать сплошные и несплошные тексты,

— извлекать информацию из несплошных текстов,

— трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот,

— самостоятельно создавать несплошные тексты,

— оценивать полученную информацию.

Рассмотрим методы работы с некоторыми из примеров нелинейных текстов на уроках английского языка в средней и старшей школе.

Таблица – организация конкретной информации при помощи строк и колонок. Благодаря числовым таблицам школьники могут правильно и точно воспринимать большое количество цифровой информации. Такие таблицы не навязывают какого-то определенного ответа или результата. С помощью таблиц можно сравнивать цифры, любые другие данные и делать какие-то свои выводы, иногда кардинально отличающиеся от выводов других.

Таблицы являются хорошим подспорьем при изучении грамматики английского языка. Это тот момент, когда достаточно большое количество информации можно извлечь как из таблицы, так и сократить ее обратно.

В линейке учебников «Spotlight» грамматический материал даётся на 50 процентов автором учебника в виде таблиц. Учащемуся необходимо научиться читать эти таблицы и извлекать общую информацию.

Например, изучая Present Simple Tens (настоящее простое время глагола), ученик сталкивается с таблицей:

 

 

Ключевые слова выделены чёрным маркером.

Итак, на подготовительном этапе необходимо ввести формулу, чтобы в дальнейшем ученик смог при помощи подстановочных действий варьировать лексическими единицами. В данном случае я называю это «игрой слов».

Вводим формулу последовательности слов в английском предложении. Это необходимо, т.к. в английском языке все члены предложения занимают строго определенную позицию. Я предлагаю учащимся следующую формулу:

Подлежащее + сказуемое + второстепенные члены.

или V

Затем учащиеся, изучая таблицу, приходят к выводу, что английское утвердительное предложение строится по схеме:

Подлежащее + сказуемое + второстепенные члены.

или V

В отрицательном предложении добавляется вспомогательный глагол do/does и частица not, которые в предложении имеют тоже свое определенное место, а именно:

Подлежащее + do/does not + сказуемое ( V ) + второстепенные члены.

Соответственно в вопросительном предложении все слова подчиняются порядку:

Do/does + подлежащее + сказуемое ( V ) + второстепенные члены?

Важно объяснить ребятам, что место подлежащего (на данном этапе изучения английского языка) занимают местоимения и существительные в именительном падеже. Место сказуемого – это место для глагола, а второстепенный члены предложения – это весь остальной «состав поезда»

Следует отметить, что с первой попытки справляются с таким видом представления информации единицы обучающихся. Этому препятствует ряд причин:

  1. Не все ученики знают значение слов на английском языке, чтобы определить, какую часть речи мы видим перед собой.

  2. Небольшой процент, (но он имеет место быть) учащихся путают части речи.

  3. Для детей, носителей русского языка необычно, что слова в предложении нужно ставить в определенный порядок. По принципу «я хочу так» не получится.

Изучив и принимая во внимание все моменты, учащиеся в дальнейшем с успехом применяют полученные знания на практике, а именно к концу пятого класса умеют читать информацию из предложенных таблиц в грамматическом справочнике учебника. Это экономит время на переписывание материала в тетрадь, что позволяет на уроке за сжатый срок не только изучить новый материал, но и применить, и закрепить его на практике.

Упомянув о таблице, нельзя не сказать о пользе подстановочных таблиц. Подстановочная таблица – это важный помощник, способный также облегчить восприятие большого количества информации. Она позволяет ученику внести свой вклад и высказать свое мнение. Для ученика таблица – это шанс поверить в свои силы. Не отмолчаться на уроке, не сидеть в состоянии «всё понимаю, но сказать не могу», а составить целостное хорошее высказывание. Если упражнения направлены на создание языковой готовности к общению, равно как и психологической, развитие умений иноязычного общения протекает более успешно. Не стоит забывать о психологическом состоянии учащегося, и о трудностях, с которыми он может столкнуться:

— как, о чем говорить и в какой последовательности,

— какие средства высказывания использовать.

В большинстве случаев почти все силы учащихся уходят на преодоление первой трудности, в то время как на преодоление второй, языковой трудности у них уже не остаётся сил. Если учащийся будет чувствовать себя «ничего не понимающим», то стимула к обучению у него не возникнет. В процессе обучения у школьника должны быть только позитивные мысли: «Я могу! Я умею! У меня получается!» В этом и проявляется задача учителя – помочь учащемуся почувствовать свою значимость и свои возможности.

При изучении темы «Погода, времена года» в 6 классе для развития навыков говорения можно использовать следующую подстановочную таблицу. Заданием будет составить предложения, используя по одному слову из каждой колонки. Последовательность колонок (слов) не меняется. При работе с такого рода таблицами учащиеся не испытывают особых затруднений, что создаёт ситуацию успеха на уроке для каждого ученика не зависимо от уровня его подготовки. Использование подстановочных таблиц возможно на всех этапах обучения: на этапе ознакомления, тренировки, речевой практики.

Положительные результаты использования подстановочных таблиц на уроках английского языка:

— обучение ведется на продуктивном и репродуктивном уровнях;

— отмечается максимальная активизация познавательной деятельности через творческое оперирование прежними знаниями;

— формирование новых знаний идет с опорой на имеющиеся; одновременно идет повторение (через актуализацию имеющихся знаний);

— снятие трудностей способствует созданию благоприятного микроклимата на уроке;

— учащиеся, воодушевленные правильными ответами, учатся с большим интересом;

— воспитываются также личностные качества как находчивость, изобретательность, оригинальность;

— активизируется избирательная работа мозга – отбирать наиболее существенное; развивается логическое мышление;

— рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность, предназначение;

— оживляется процесс обучения за счет получения положительных эмоций в процессе познания.

Таким образом, осуществляется более осознанная мотивация учения, которая приводит к более высоким результатам.

Задание

Make up sentences.

It

starts

windy and rainy

in Summer.

The days

is

is melting

Autumn

The school

is

short

in Autumn.

The sun

are

shining

in Spring

It

is

in

in Summer

The snow

is

hot

in Winter.

При изучении темы «Увлечения» учащимся можно предложить сделать опрос своих одноклассников на английском языке, заполнить таблицу и сделать вывод, изобразив шкалу в виде графика. График — это наглядное представление зависимости одной величины от другой.

Задание

Make a survey. Ask your classmates about what he/she can do. Fill the table and tell the class what the most popular activity is.

 

watch TV

read books

Play computer games

do sport

fish

Misha

     

Lena

     

Alex

     

Olga

     

Можно усложнить работу, предложив выполнить вычисления в процентах. В ходе выполнения задания учащиеся учатся задавать вопрос собеседнику (отрабатывается умение работы в паре), анализировать полученную информацию, изображать ее в виде графика и представлять полученный результат аудитории. Такой вид работы будет наиболее интересным и продуктивным при использовании групповой формы работы (опрос ведется внутри группы, а представление результата другим группам). Такой вид задания предполагает межпредметную связь, а именно для необходимых вычислений участникам процесса понадобятся познания в области математических вычислений. Также не исключается построение диаграмм.

Диаграмма – геометрическое изображение, позволяющее увидеть показатели в их сравнении или проследить динамику развития какого-либо явления. Выполняется в различных вариантах (bar charts, pie charts, histograms, pictograms, tables). Цифровые данные обычно располагаются от большего к меньшему. Подобный способ расположения помогает ученикам эффективно сравнивать, обобщать и анализировать.

 

Умения читать и строить графики и диаграммы, согласно ФГОС, являются одними их важных познавательных УУД и необходимыми предметными навыками. Способность ученика интерпретировать графики и диаграммы, в том числе критически относиться к представленной информации, а также представлять данные в виде графиков и диаграмм — полезные навыки в современном обществе. Хотя недостатком диаграмм является тот факт, что словарный запас для их интерпретации ограничен (по сравнению, например, с толкованием таблиц) и специфичен, и они визуализируют числовые данные, их преимущество лежит в большей наглядности. Наш глаз воспринимает оптическое высказывание быстрее и продолжительнее, чем абстрактный числовой ряд. Кроме того, диаграмма обозримо выделяет сложные связи в предлагаемой информации.

К самым распространённым видам графиков относятся:

— pie chart – круговая диаграмма;

— flow chart – блок-схема (обычно отображает работу алгоритмов);

— (vertical/horizontal) bar chart/graph – [вертикальный/горизонтальный] столбчатый график.

Общее слово для разных видов графиков – chart. Слово graph чаще применяют к различным линейным графикам, также можно встретить название line graph.

При описании любого графика важно упомянуть:

1) какой график перед вами находится и какую информацию он предоставляет;

2) основные характеристики и тенденции, показанные на графике;

3) общее впечатление о графике.

Для того, чтобы структурировать своё высказывания, необходимо использовать вводные выражения и средства связи.

Начать предложение можно с:

according to… / the provided graph shows… / a closer look reveals… / etc

— деление своего высказывания на пункты: firstly / secondly / finally / etc

— добавление информации: apart from / also / as well (as) / along with / furthermore / etc

— противопоставление: as opposed to / in contrast to / unlike / however / etc

Для того, чтобы указать, какая информация отображена на графике, можно использовать следующие глаголы:

illustrate / show / describe / compare / give/provide information on/about / present / reveal / etc

Графики могут демонстрировать самые разные данные. Несколько распространённых показателей можно обозначить следующими словами:

percentage / number / rate / trend / survey / price / etc

Общие тенденции могут демонстрировать рост или падение:

rise / increase / growth / surge / etc

fall / decrease / decline / dip / etc

Памятка по работе с диаграммой

Посмотрите на задание к диаграмме. Перефразируйте его. Если это вопрос – не повторяйте его. Сформулируйте вводное предложение, основываясь на вашем понимании задания. Вводная часть должна быть краткой.

Посмотрите на общее содержание диаграммы. О чем она? Выделите важные факты. Не акцентируй внимание на мелких деталях. Не приводите примеры из собственного опыта. Не говорите о том, чего вы не видите на диаграмме. Интерпретируйте только факты. Не объясняйте причины происходящего.

Подбирайте синонимы к словам.

Сделайте краткое заключение.

Помните, описывать диаграмму надо так, чтобы кто-то другой смог по твоему описанию создать простой эскиз, набросок этой диаграммы.

Стратегия описания графиков и диаграмм пригодится учащимся при выполнении задания 40 ЕГЭ по английскому языку.

Задание

Imagine that you are doing a project on what people use their smartphones for. You have collected some data on the subject (see the diagram below). Comment on the data in the diagram and give your personal opinion on the subject of the project.

Write 200–250 words.

Use the following plan:

make an opening statement on the subject of the project work;

select and report 2–3 main features;

make 1–2 comparisons where relevant;

outline a problem that can arise with using smartphones and suggest the way of solving it;

draw a conclusion giving your personal opinion on the role of smartphones in our life.

Примерный вариант ответа

Smartphones have become an integral part of the modern life. People use them for different purposes: sending and receiving email, making pnone calls, surfing the Internet, etc. I have done a project on the use of smartphones and now I am going to comment on the data and give my personal opinion on the subject.

According to the reasearch, sending and receiving electronic letters has a strong lead in using smartphones. Seventy-nine per cent of people consider these devices the best means to be in correspondence with their friends and family. At the same time, making phone calls is ranked number two in the purposes smartphones are used for. Specifically, people speak on the phone in seventy-eight per cent of the cases.

The next top positions are held by surfing the Internet and playing games while differing from each other by ten per cent sharp. In fifty-eight cases people connect to the World Wide Web with their smartphones, and in forty-eight cases they take their above-mentioned devices to start a game.

Cosidering the frequency of using smartphones, sense of sight may take a turn for the worse. To reduce the damage it is highly recommended to buy models with high resolution screen and to make special exercises for the eyes.

In conclusion, I would like to stress the fact that a smartphone is indispensable for everyone because of its functional variety.

Рисунок – изображение объектов или явлений, выполняемое с помощью контурных линий, штрихов, пятен.

Если сравнивать его с таблицей или схемой, то как вид несплошного текста он содержит не столь точные данные. Однако рисунок имеет одну очень значимую отличительную особенность. Он визуализирует изучаемый объект. При виде картинки мозг человека непроизвольно заставляет работать наши память, мышление и воображение. К тому же использование наглядных материалов способствует уменьшению объяснений на родном языке в процессе обучения.

Рисунок является самым простым и легким способом сделать урок занимательным и эффективным. На уроках английского языка это незаменимое подспорье для изучения новых лексических единиц. С помощью наглядности ученик лучше усваивает лексический материал. Также картинки используют как опору при описании чего-либо или кого-либо. Например, при описании дома, комнаты, семьи, внешности и т.д. Можно выполнить задание наоборот: по тексту нарисовать картинку. Такие упражнения полезны при описании маршрута, комнаты, внешности и т.д. Например, при изучении темы «Части тела» или «Животные» можно выполнить следующее задание, в котором учащимся будет предложено описать изображение на картинке, используя план как опору.

Такой вид заданий формирует и развивает коммуникативные навыки, познавательные универсальные действия. Развивается логическое мышление. Если в конце выполнения задания учащимся будет предложено выразить своё отношение к животным, то мы будем формировать эмоциональный интеллект у школьников, что тоже немаловажно на сегодняшний день. После составления монолога можно задать вопрос, а где живут слоны и чем они питаются. Ответ должен быть подкреплён достоверной информацией. Как будут добывать ученики информацию – это уже фантазия учителя. Это может быть текст, афиша, комикс, предложенный самим учителем, а можно предложить ученикам самим поискать ответ на вопрос. Этим заданием мы формируем навыки поискового чтения при помощи метода исследования. Такого рода задания можно использовать на любом этапе урока. Это будет зависеть от преследуемой цели данного этапа.

На своих уроках использую задания описания картинки, фото по предложенному плану с целью подготовки к ЕГЭ на этапе речевой зарядки. Немного видоизменяю. Например, пункты плана учащиеся переделывают в вопросы и задают ученику. Принцип работы напоминает мини пресс-конференцию. Не исключается опрос не только одного ученика, но и класса в целом. Ведение такой формы работы из урока в урок снимает у учащихся боязнь общения, формирует навык спонтанной речи, постепенно сокращается языковой барьер, формируется эмоциональный интеллект и личностные УУД. Умение говорить правильно важно не только при изучении английского языка. Как показывает практика, такой метод работы помогает учащимся на итоговом собеседовании по русскому языку при выполнении задания на описание картинки или фото.

 

Задание

Describe a picture using the plan.

The picture shows …..

— height, size

— ears, eyes and nose

— tail

— colour

 

Примерный ответ:

The picture shows an elephant. It is tall and big. Its ears are small. It has got small eyes and a big nose (a trunk). It has got a tail. The elephant is grey. I like elephants. They live in Africa.

Ученикам старших классов будет продуктивнее предложить задания более сложного уровня. Школьнику дают определенный документ с несплошным текстом. Это может быть чек из магазина, грамота, водительские права, свидетельство о рождении, заполненная анкета, медицинская карта, справка, объявление и т.п. Например, учащимся предлагается составить диалог (работа в парах), используя информацию из афиши. (Spotlight – 6, English in use 8) Для учащихся со слабым уровнем подготовки дают опорный диалог, в котором предлагается заменить выделенные фразы, используя информацию из афиши. Для учащихся с продвинутым уровнем знаний опорный диалог можно не давать. И тем, и другим можно дать возможность изменить диалог на их усмотрение тем самым не заключать их в рамки, а дать возможность проявить свои творческие умения.

Задание

Work in pairs. Make a dialogue. Change phrases in bоld.

 

R: Hello, Theatre Royal Haymarket. How can help you?

C: Hello. I’d like to book some theatre tickets, please.

R: Certainly. Which play would you like to see?

C: ‘Hamlet’, on Friday the 21st.

R: OK. How many seats would you like?

C: Two seats, please.

R: Fine … There are available seats in the fourth row, near the front, which cost £30 each, and some nearer the centre … £25 each. Which would you like?

C: Mmmm … The ones near the centre, I think.

R: So, two seats in row 11Friday the 21st… That comes to a total of £50. How would you like to pay?

C: Can I pay by credit card?

R: Certainly. Just give me the number and the expiry date.

C: 3959 3854 1104 9455. Expires this March.

R: And your name?

C: Mark Darcy.

R: Thank you, Mr Darcy. You can collect your tickets at the theatre on Wednesday at 7pm. The performance starts at 8 pm. Enjoy the show.

C: Thank you very much.

Не менее интересно упражнение, носящее название «Облако слов». Облака слов или, как мы привыкли, word clouds это изображения, которые формируются из списка слов. Обычно, чем чаще слово появляется в списке, тем большего размера или чаще оно будет встречаться в облаке слов. Word cloud необязательно имеет форму облака. В зависимости от программы, в которой его создали, изображение может выглядеть как сердце, дерево и т.д. Шрифт, цветовую схему и ориентацию можно настроить и создать уникальный дизайн.

 

Использование облака слов одна из многих стратегий активного обучения, которую преподаватели могут применять для привлечения visual learners. Облака слов можно использовать как визуализацию идей или мыслей учащихся, а также как изображения, которые учитель может готовить заранее.

Wordclouds.com – бесплатный онлайн-генератор облаков, который может работать на вашем компьютере, планшете или смартфоне. Wordclouds.com также может генерировать кликабельные облака слов со ссылками (карта изображений). AnswerGarden – это ресурс, в котором можно строить совместное облако слов в реальном времени в качестве обратной связи от аудитории. Чтобы создать свой AnswerGarden, нужно ввести новую тему на странице Create New AnswerGarden. Следующий шаг поделиться своим AnswerGarden с другими людьми. Использовать его можно во время занятий в классе, на лекции или на конференции. Когда учащиеся начнут публиковать свои ответы на вопрос, вводя собственные ответы или кликая на существующие ответы, которые будут отображаться в AnswerGarden в форме растущего облака слов.

Среди других приложений, в которых можно создавать облака:

WordArt, Tagxedo, Abcya

Что делать с облаками на занятиях английского?

— Актуализация предварительных знаний. Можно задать тему урока и попросить учеников вспомнить все слова на английском, связанные с этой темой. После того как все слова будут добавлены в облако, учащиеся обсуждают слова, которых они не знают в парах или небольших группах, или ищут их в словаре.

— Изучение синонимов и словообразования. Такой навык необходим всем, кто готовится к экзаменам по английскому, например, ЕГЭ, FCE, IELTS и не только.

— Отслеживать прогресс. Вместе учениками можно сравнить два облака слов. Первое облако создаём вместе с ними перед изучением новой темы или юнита. По завершении сформируем новый список слов, связанный с темой. Сравниваем эти облака. Смотрим, какие изменения произошли в знаниях учащихся по теме? Увеличился ли их словарный запас? Знают ли они больше понятий, связанных с темой? Было ли проще формировать список перед введением темы или после завершения?

— Голосования. С помощью word cloud ученики могут голосовать за определенную идею. Например, выбирать тему для эссе, соглашаться или не соглашаться с доводами, решать что-то вместе.

— Получить фидбэк (рефлексию). Использовать облако лучшая идея, ведь все ответы анонимны. В конце урока или темы можно спросить учеников, что нового и полезного они выучили или то, над чем, по их мнению, им придется еще работать.

Одной из компетенций, которой должен сегодня владеть любой профессионально успешный человек, является умение эффективно работать с текстами разного типа и формата. Обработка постоянно обновляющейся информации требует от специалиста умения быстро и правильно находить полезную для себя информацию, интерпретировать и обрабатывать ее, применять полученные знания на практике. На уроках английского языка сегодня учащиеся, как правило, получают знания по разновидностям сплошных текстов. Несплошной текст является, с одной стороны, одним из форматов все чаще используемых в современном коммуникативном пространстве, а с другой, остается «бедным родственником» текстов сплошного формата, все еще преобладающих в школьных учебниках по иностранному языку. Работа с несплошными текстами требуют несколько иных читательских навыков, так как организованы эти тексты иначе, содержат особые связи единиц текста и особые формальные указатели на эти связи. Однако в работах современных исследователей можно найти материал по методике обучения чтению сплошных и несплошных текстов на уровне профессионального образования, которые не могут быть применены к школьной практике.

Таким образом, мною была выявлена эффективность методики работы с несплошными текстами на уроках английского языка в средней и старшей школе, поскольку работа с несплошными текстами позволяет научить ребенка не только критически мыслить, но и способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

В процессе работы была установлена роль текста в обучении иностранному языку. Благодаря вышеописанным примерам заданий можно смело утверждать, что выполнение заданий с несплошными текстами на уроках английского языка реализует коммуникативно-деятельностный подход: коммуникативной единицей принято считать текст, так как именно он способен организовать дальнейшую деятельность индивида. Коммуникативные навыки приобретаются школьниками лишь в том случае, если учащиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, а не пассивно усваивают новое знание.