Размышления учителя начальных классов «Воспитание: взгляд в будущее»




Автор: Светлана Геннадьевна Калинская, учитель начальных классов  МБОУ «Гимназия №1» г.Биробиджан

«Вечным законом да будет: учить и учиться

всему через примеры,
наставления и применение на деле»
Я. А. Коменский

2012 год, июнь

Сегодня первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников. Чувства разные: радость от осознания того, что я буду учителем начальных классов, интерес, как всё пройдёт, страх… Вдруг я не смогу найти общий язык с родителями? Вдруг моя речь собьётся? Вдруг я не понравлюсь им? Ведь мои будущие родители не имеют представления, кто я, потому что я буду трудоустраиваться в эту школу в августе. Всё получилось спонтанно. Школе нужен учитель, и я решилась поменять место работы.

На последний вопрос я готова найти ответ. Пойду в строгом синем платье, сделаю аккуратную причёску. Минимум украшений.

Воспитатель – философ в своей педагогической
деятельности не должен допускать отклонения
от нормы, а своим поведением в жизни должен
утверждать её.
Луций Анней Сенека
(4 до н.э. – 65)

Сбор в актовом зале, перед входом которого списки будущих первоклассников.

– Кто такая Калинская? – переговариваются родители.

Стало неловко, даже как-то стыдно. Прошла в актовый зал, села в стороне. Хорошо, увидела знакомую – маму будущего первоклассника. Перебросились словами. Стало спокойнее.

Выступали директор, завучи, психолог школы. Представили учителей. Спасибо администрации школы за добрые слова в мой адрес. Я чувствовала, что меня внимательно рассматривают. Оценивали! Оценивали: как одета, какая причёска, как вышла на сцену. Общее собрание закончилось. Пора расходиться по кабинетам…

Пора… Мы в кабинете. Надо начинать. С чего начать? Вспоминаю реплику – вопрос «Кто такая Калинская?» Представилась. Представилась скромно, так как за спиной был только 20-летний стаж работы в коррекционной школе и курсы. А ведь я пришла работать в самую лучшую школу не только города, но и области…

Другая образовательная система…

Недоумение застыло в глазах родителей «А чему она научит детей?» Я услышала, точнее, увидела этот вопрос в глазах родителей и снова… страх. А вдруг не справлюсь! Опыта работы с такими детьми нет! Надо переступить барьер. Продолжаю, что мой опыт может помочь родителям в воспитании детей, а детям – при усвоении образовательной программы. Параллельно провела беседу «Что нужно знать родителям будущих первоклассников?» и вот тут-то мне и помог мой опыт, потому что я не только давала рекомендации, но и приводила примеры, которые были достаточно убедительны. Убедила! Пошли на контакт! Одна из мам взяла надо мной шефство: у неё старший сын в этой же школе. А я не со всеми традициями школы знакома. Как же я ей благодарна! Собрание закончилось на доброжелательной ноте. Жду 1 сентября!

2017 год, май

Пять лет! Ровно пять лет с той первой встречи. Мой первый класс заканчивает пятый класс. Мои родители подали мою кандидатуру на конкурс «Любимый учитель». Спасибо вам, мои дорогие! Это ответ на ваш главный вопрос. Помните его? Но не всё так просто. Ваш любимый учитель должен пройти ещё одно испытание – творческое.

Мой выбор – «Воспитание: взгляд в будущее»
Принцип искусства воспитания гласит: дети
должны воспитываться не для настоящего,
а для будущего, возможно лучшего состояния
рода человеческого!

Кант И.
(1724 – 1804 гг.)

Помните мой девиз « Научить всех, воспитать каждого»? Ни один урок, ни оно мероприятие не проходили без воспитательных моментов. Но это не потому, что мне были неудобны непослушные дети, а потому, что я осознавала ответственность перед будущим ваших детей.

Сегодня дети – завтра народ.
В. Сухомлинский
(1918-1970)

«Воспитание: взгляд в будущее» – не из лёгких тема. Философская. Но все мы знаем, будущего нет без прошлого и настоящего. Окунёмся в прошлое.

Пифагорейцы отмечали, что «…обучать и воспитывать следует во всяком возрасте, с тем, чтобы и дети не вели себя по-младенчески, и юноши по-детски, и мужи по-юношески, и старики не впадали в маразм» Как это актуально сегодня! Оглянитесь вокруг…

Ребёнку два года. Он плачет: упал, расшиб коленку. А мама ему: «Надо было под ноги смотреть!»

Ребёнку четыре года. Много вопросов, а мама – не слышит, занята своими проблемами.

Ребёнку семь лет. В руках гаджет. Ничего вокруг не видит, никого не слышит. Игра занимает его больше, чем окружающий мир.

Ребёнку двенадцать лет. Он не умеет поддерживать беседу. Редко, у кого есть настоящие друзья.

Ребёнку 16 лет. У него нет контакта с родителями, потому что в два года его не поняли, в четыре – не ответили на вопросы, а в семь – дали гаджет, чтобы «не мешал». А родители только сейчас поняли, что ребёнок стоит на пороге взрослой жизни, и начинают его воспитывать, но, увы,… поздно.

Детям нужны не поучения, а примеры.

Жозеф Жубер
(1754-1824)

Я всегда говорила, что воспитание начинается до рождения ребёнка. С рождения семьи. Именно семья – начало той жизни, которую родители желают своему ребёнку. Главная проблема молодых родителей, о которой говорил А.В. Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, – это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.

Я не преувеличу, если скажу, что молодые
родители, не умеющие быть мужем и женой,
зачастую так же беспомощны, неумелы и
неопытны, как дети.<…> И вот большое горе
приходит тогда, когда эти взрослые дети
рожают детей.

В. Сухомлинский
(1918-1970)

Наш городок небольшой, но посмотрите, сколько центров, школ раннего развития детей открыто. Развитием и воспитанием детей занимаются специалисты. А в чём роль родителя? Ведь «главное в воспитании – учить следовать примеру родителей» Демокрит (460 – 370 до н.э.)

Часто слышу один и тот же вопрос:

– Что делать, Светлана Геннадьевна?

Однозначного ответа нет и не будет. Сколько детей, столько и решений проблемы, к этому прибавьте семейные традиции, возраст родителей. Иногда на поставленный вопрос решение приходит сразу. Но чаще приходится продумывать целую тактику в отношении воспитания ребёнка, но так, чтобы он не догадался, что идёт прямое воспитательное воздействие. И вот здесь я благодарна вам, мои родители, что, не смотря на трудности, мы были и есть единомышленники. Совершенно прав В.А. Сухомлинский – выдающийся советский педагог – новатор, гуманист, утверждавший, что педагогика должна стать наукой для всех. Очень интересен опыт Василия Александровича, который организовал в Павлышской средней школе родительский университет, куда родители записывались за два года до поступления их ребёнка в школу и занимались регулярно вплоть до окончания школы детьми. Программа школы была рассчитана на 250 часов и включала в себя все основные разделы теории воспитания и педагогической психологии.

Школа наравне с родителями несёт ответственность за будущее наших детей. По своему духу я приверженец гуманной педагогики, которая ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной педагогики. Дал мне это понять Шалва Александрович Амонашвили – Учитель, у которого я побывала в роли ученицы. Ш.А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какими они есть».

Да, Никита, не смотря на то, что ты доставляешь много хлопот учителям, я знаю, что ты добрый и отзывчивый мальчик. Я просто уверенна, что ты никогда не оставишь друга в беде, будешь первым помощником своей маме в старости.

Назар, может и не сбудется твоя мечта, но мечта твоих детей сбудется обязательно, потому что однажды ты вспомнишь мои уроки воспитания.

Дима, сколько мы с тобой пережили, знает только твоя мама. Сколько времени, сил, терпения нам это стоило. Мы боролись за тебя! И мы победили!

Лера, а помнишь первый класс! Что ни день – драка с Никитой. А сейчас ты красивая, спокойная девочка.

Руслана… Ульяна… Илюша… Даша…

Можно каждому из вас, мои дети, посвятить не одну строчку.

Я благодарна вам за то, что каждый раз при встрече слышу восторженное «Светлана Геннадьевна!»

Я благодарна вам за то, что вы прибегаете ко мне поделиться своими тайнами.

Я благодарна вам за то, что вы разрешили стать мне вашим другом.

Хочется закончить словами Януша Корчака «Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может выжечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца».