Разработка урока биологии в 6 классе По теме «Плод, многообразие и значение плодов»


Автор: Улискова Евгения Михайловна
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Хинганск»
Должность: Учитель биологии


Дополнительные файлы

Класс: 6

УМК: И. Н. Пономаревой

Продолжительность урока: 45 минут

Тема урока: «Плод, многообразие и значение плодов»

Номер урока: двадцать пятый урок

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

  • создание условий для актуализации и расширения знаний, учащихся о плодах как репродуктивном органе цветкового растения;
  • ознакомления с классификацией плодов;
  • формирование умений и навыков распознавать плоды.

Воспитательные:

  • создание условий для сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие:

  • создание условий для развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса; развития умений анализировать, делать выводы

Задачи урока:

  • Сформировать понятие о плоде, как важном генеративном органе растений;
  • Познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян;
  • Показать приспособления к распространению;
  • Продолжить формирование умения работать с учебной литературой;

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, работа в парах

Методы, приемы работы на уроке: Словесный, наглядный, частично-поисковый, организация самостоятельной учебной деятельности, поисковая работа с учебником, постановка проблемы, выдвижение гипотез и их обсуждение.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация; плоды, корнеплоды растений; рабочие листы для каждого ученика; раздаточный материал для рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения, технология сотрудничества, групповые технологии, развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).

2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие детей, психологический настрой, мотивация к учебной деятельности) – 1-2 мин.

Доброе утро. Присаживайтесь. Все мы с вами все разные, но чем- то похожи. Проверим?

  1. Кто любит фрукты? (поднимите правую руку)
  2. У кого дома есть домашние животные? (поднимите левую руку)
  3. Кто любит свою семью? (хлопните в ладоши)
  4. У кого есть друзья? (улыбнитесь)

Теперь мы больше знаем друг друга, а значит, мы одна команда и будем работать вместе, и дух партнерства поможет нам в этом.

«Собраться вместе – это начало,
Держаться вместе – это прогресс,
Работать вместе – это успех»

Чарльз Генри Форд, американский поэт

Повернитесь друг к другу, поприветствуйте друг друга и наших гостей, улыбнитесь. Ведь Улыбка — залог хорошего настроения, так мы дарим друг другу здоровье и радость.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Удачной, вам работы!

Недавно у нас был самый красивый урок во всем школьном курсе. О чем мы говорили? (о цветах)

Мы изготовили чудесный цветок, но вот незадача, названия частей цветка кто-то перепутал. Давайте исправим эту ошибку. По одному человеку от каждой группы желающие исправить ошибку.

Спасибо.

2. Целеполагание 1-2 минуты

А сегодня у нас сегодня с вами самый вкусный урок, чтобы определить тему урока послушайте чудесное стихотворение Николая Рыленкова

Цветок всю ночь готовит мед
Пчелу сластену в гости ждет
Бери мол, но, как другу,
Мне окажи услугу,
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
Пчела несет ее, и вот –
Цветок увял и зреет ……
Учитель: Что зреет? (плод)

Учитель: Это и есть тема нашего урока, давайте запишем Плод, разнообразие и значение плодов.

Ребята, какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке? (учащиеся высказывают предположения: узнать, что такое плод; какое он имеет строение; какое значение имеют плоды и т.д.) Спасибо!

Учитель: Ребята, а как вы предлагаете достичь этих целей? Что для этого вам нужно делать? Посмотрите на свои столы (рассмотреть, исследовать плоды, научиться определять виды плодов) Спасибо, ребята!

Учитель: Ребята, чтобы решить данные задачи, я предлагаю вам сегодня выступить в роли исследователей.

Проводить исследования мы будем в 3 группах.

На каждом этапе работы вы сможете набрать определённое количество баллов, которые внесете в оценочный лист. В конце урока баллы переведёте в оценку за урок.

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (5 минуты)

Скажите, пожалуйста, в какой период жизни у растений появляются плоды? На экране термины, необходимо правильно расположить. (После цветения, опыления и оплодотворения)

(оцените свою работу 1 балл — нет ошибок)

Так что такое плод? (ответы детей: Плод важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся из цветка после опыления и оплодотворения).

Один из сказочных героев Незнайка из Цветочного города прислал нам посылку с плодами. Давайте отгадаем загадки и посмотрим, что за плоды прислал нам Незнайка.

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
(Морковь)  

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

Кругла, рассыпчата, бела,
на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко,
ведь, правда, вкусная ……..
(Картошка)

Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)

Над землёй зелёная трава ,
Под землёй алая голова . ( свекла)
Красный, лакомый синьор.
В огороде
Сочный (Помидор)

Ой, ребята, кажется Незнайка, как всегда он все перепутал. Как вы думаете, что нельзя назвать плодом? (1 мин- обсуждение в группе)

Клубень картофеля, – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек, междоузлие. Внутреннее строение как у стебля. Луковица — видоизмененный подземный укороченный побег, стеблевая часть представлена донцем, от которого отходят сочные листья.

Морковь и свекла – это видоизменения корней — корнеплоды, где в запас откладываются питательные вещества.

Молодцы. Оцените свою работу, за каждую найденную ошибку по одному баллу, максимально- 4 балла)

  1. Решение учебной задачи – 12 минут

А чем является остальное содержимое посылки? (Плодами). Докажите. А какое строение имеют плоды и как называются эти плоды, можем мы ответить на данный вопрос? Что нам для этого необходимо сделать? (найти Ответ в учебнике и дополнительных источниках).

На странице 66 найдите ответ на вопрос: Какое строение имеет плод, впишите ответ в схему в рабочем листе

Ответы детей: Плод образуется из цветка после опыления и оплодотворения.

Плод состоит из околоплодника и семян.

Околоплодник – это наружная часть плода. (разросшиеся и видоизмененные стенки завязи). В образовании околоплодника нередко участвуют основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Оцените свою работу, все верно — один балл )

Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.

Возьмите шпажки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод. Соблюдаем правила безопасности.

Все ли плоды удалось проколоть? (нет)

Почему? (оболочка плода жёсткая)

Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? (из некоторых плодов вытекает сок)

Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)

А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)

В рабочем листе заполните схему.

Разрежьте плод винограда, яблока и расщелкните семечку. А чем ещё отличаются плоды? Что вы можете сказать, на какие группы можно разделить семена? (по количеству семян на односемянные и многосемянные))

Молодцы.

Физпауза!!!

— Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева.

Мы за веткой потянулись
Плод сорвали и прогнулись
Ровно встали, подтянулись
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись

— Садитесь, Давайте продолжим нашу работу.
В околоплоднике выделяют 3 Слоя околоплодника: внеплодник, межплодник и внутриплодник.

Внеплодник

Межплодник выглядит по- разному. Он может быть основной частью плода или тонким слоем. Сочная мякоть плодов персика, вишни, абрикоса образована средним слоем околоплодника. А у апельсина, мандарина межплодник белый, рыхлый, волокнистый — пленка, которую мы снимаем.

Внутриплодник различается как по толщине, так и по сочности. Внутриплодник плодов сливы, персика и абрикоса – твердая косточка, окружающая семя.

Разнообразие плодов очень велико. У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся. Каждая группа получает набор муляжей и натуральных объектов. Пользуясь рисунком 80 в учебнике на стр 67, пользуясь раздаточным материалом, определить в группе тип плода, заполнить таблицу и представить результаты работы.

1 группа на тарелочке : арахис (боб), растение капусты (стручок), лотос (коробочка), лещина (орех), желудь

2 группа на тарелочке : подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), абрикос (костянка),помидор (ягода), многокостянка

3 группа на тарелочке : яблоко, тыква (тыквина), клубника (фрага (земляничина), апельсин (гесперидий (померанец)

Типы плодов

типы

название

характеристика

пример

Сухие многосеменные плоды

боб – 

удлиненный плод, раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления, с семенами, прикреплёнными к створкам (горох, фасоль).

Горох, фасоль, чечевица, вика

 

Стручок

удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка).

Капуста, редис, горчица, пастушья сумка

 

коробочка

Плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части.

Мак, тюльпан, дурман, белена, лен.

Сухие односеменные плоды

Орех (орешек)

Невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником

Лещина, липа, гравилат, лотос

 

Желудь

— плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску

Дуб, бук.

Сухие односеменные плоды

семянка

Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, часто имеющий различные наросты

Подсолнечник, одуванчик, череда, василек.

 

Зерновка

Невскрывающийся плод, с пленчатым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре, сросшийся с семенем

Пшеница, рожь, рис, ячмень, кукуруза.

Сочные односеменные плоды

Костянка — 

Плод с твердым деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником. односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка)

Вишня, яблоко, слива, персик, калина, манго

Сочные моносеменные плоды

многокостянка

Сборный плод. Образуется из цветков, имеющих большое количество пестиков. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки

Малина, ежевика, костяника, морошка.

Ягода 

— многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей.

Семена погружены в сочную мякоть околоплодника

Смородина, виноград, картофель, томат.

Яблоко (яблочко)

многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Кроме завязи в образовании плода участвуют и другие части цветка.

 

Яблоня, груша, рябина, боярышник.

Тыквина

 – многосемянный плод , семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе

Огурец, тыква, дыня, кабачок, арбуз

Фрага (земляничина)

Многоорешек с разросшимися при созревании мясистым цветоложем.

Земляника, клубника

Померанец или гесперидий

ягодовидный плод у цитрусовых Многогнездный плод, состоящий из трех слоев: флаведо, альбедо и пульпы.

Апельсин, мандарин, лимон.

 

Представление работы групп. Построение проекта выхода из затруднения. – 6 минут Все на местах в рабочих листках заполняют таблицу.

1 группа на тарелочке : арахис (боб), растение капусты (стручок), лотос (коробочка), лещина (орех), желудь плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску

2 группа на тарелочке : подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), абрикос (костянка),помидор (ягода), малина (многокостянка)?

3 группа на тарелочке : яблоко, тыква (тыквина), клубника (фрага (земляничина), апельсин (гесперидий (померанец)

Оцените свою работу, 4 балла

  1. Закрепление, тренировка отработанного способа действия – 7-9 минут

Тема плоды включена в вопросы ОГЭ по биологии. Задание 29 

Я предлагаю вам прочитать текст и каждой группе найти ответ на свой вопрос.

Используя содержание текста «Кокосовая пальма» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Как называется плод кокосовой пальмы?
2) Какое значение имеют плоды кокосовой пальмы (как используют?)
3) Что позволяет кокосовой пальме расселяться?

КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА

В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.

Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.

1) Как называется плод кокосовой пальмы? Ответ: Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг.

2) Какое значение имеют плоды кокосовой пальмы (как используют?) Ответ: Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.

3) Что позволяет кокосовой пальме расселяться?

Ответ: Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

(видеофрагмент)

В рабочем листке поставьте 1 балл за верно выполненное задание

Вспомните, как еще могут распространяться плоды и семена.

(Животными, ветром, водой, людьми, самораспространением).

Укажите рисунок, на котором изображён плод ягода.
Укажите рисунок, на котором изображён сухой многосемянной плод.

Какое значение имеют плоды? В учебнике страница 89, прочитайте пункт значение плодов

(Ответы детей: плоды обеспечивают развитие, созревание семян – основная функция семян, участие в расселении растений.

Высококалорийный продукт питания всему животному миру

Человек использует плоды и семена в пищу, на корм скоту, в медицине, промышленности)

Включение нового в систему знаний и повторение– 7-8 минут

Учитель: Так же как и Цветы, плоды вдохновляли художников, поэтов, на создание великих произведений. Какие стихотворения о плодах вы знаете? Найти биологические ошибки

Сергей Есенин

И на рябине есть цветы,
Цветы — предшественники ягод,
Они на землю градом лягут,
Багрец свергая с высоты.

Марина Цветаева

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Василий Никитович Морозов наш земляк в стихотворении Свиристель

Прилетели свиристели и уселись на плетень
На рябине ягод ярких
Столько, что не перечесть.
Тут черемуха с бояркой,
И калина тоже есть.
Знаем мы лесные тропки…
Знаем мы лесные тропки,
Я назвать их все готов:
Вот одна к вершине сопки
Вьется змейкой меж кустов.
А другая – к землянике,
Третья – к ягоде бруснике,

Василий Никитович Морозов наш земляк в стихотворении «Земляника»:

Летний лес, а в нем гляди-ка,
Стала спелой земляника.
Рядом с ягодой хожу, но ее не нахожу
Я под каждый куст гляжу.
Землянику нахожу:
Спелую, росистую,
Сладкую, душистую.

Авторы Современных песен тоже не обошли стороной плоды в своих произведениях Яблоки на снегу (М. Муромов), Катюша, Яблочко, Зимняя вишня (А.Варум), ягода малина, Чунга-Чанга» — «жуй кокосы, ешь бананы».

Е.Мартынов «Яблони в цвету»

Многих художников фрукты вдохновляли на создание произведений.

От картин великих русских живописцев:

Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887г) ,

Константин Алексеевич Коровин создал более двадцати произведений, посвященных розам, много работ посвящено плодам. 

  До работ современных художников

  • Смородинов Руслан Александрович «Натюрморт с виноградом»
  • Сергей Владимирович Минаев «Натюрморт с персиками и вишней»

Ученики школы, посещающие школу искусств, создают свои шедевры.

А какие сказки связаны с растениями и их плодами? Как называются эти плоды?

  • Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
  • Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).
  • Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).
  • Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари(тыква).
  • Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

Рефлексия  — 2 минуты

Скоро праздник Новый год. Обязательно на новогоднем столе присутствуют фрукты, давайте наполним фруктами корзинку на доске

Желтая груша – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута!

Зеленое яблоко — Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно!

Красное яблоко – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться!

Ребята, вы замечательно работали на уроке.

Учитель:  Каждый год школьники нашего района участвуют в акции «Мандарин», собирают фрукты и дарят детям из интерната. Ребята тоже включились в акцию, новогоднюю корзинку с фруктами преподнесем пожилым жителям дома сестринского ухода в Хинганске

Молодцы! Вы показали хорошие знания.

Наше исследование приближается к концу.

Домашнее задание – 1 минута: Параграф §12;

  • Создание коллекции рисунков, муляжей, фотографий плодов растений, растущих в ЕАО
  • придумать кроссворд «Плоды»;
  • написать сочинение – «Мой любимый плод» (указать признаки).
  • Подготовить сообщение «Экзотические плоды»
  • Найти пословицы о плодах

Подведение итогов урока – 2 -3минуты

Выводы

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца.

Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. И я хочу вам преподнести витамины в виде мандарин.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

  • 4-6 баллов – ученик с низким уровнем успеваемости – оценка «3»
  • 7-9 баллов – ученик со средним уровнем успеваемости – оценка «4»
  • 10-13 баллов – ученик с высоким уровнем успеваемости — оценка «5»