Развитие двигательной активности обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Автор: Нелли Анатольевна Желткова
Место работы: МБОУ С(К)Ш г. Биробиджана
Должность: учитель физической культуры


Дополнительные файлы

Развитие двигательной активности обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида : из опыта работы Желтковой Н.А., учителя физической культуры муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12» г. Биробиджана

Развитие двигательной активности обучающихся с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности, которая позволяет реализовать наследственную программу индивидуального развития. Благодаря движению организм не только восполняет потраченное, но и создает задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительные возможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятными условиями среды, перед заболеваниями.

Двигательная активность ‒ это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций).

Двигательная деятельность (активность) ‒ совокупность двигательных актов.

Двигательная деятельность человека ‒ одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребенка.

Двигательное действие ‒ это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи).

Недостаток движения – гипокинезия – вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. Так, в школьных возрастах у 50% 6–8-летних, у 60% 9–12-летних и у 80% старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности.

Из числа всех нарушений здоровья человека умственное отставание является дефектом самым распространенным. Термином «умственная отсталость» обозначают стойко выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы.

Характерными особенностями детей с недостатками интеллекта в моей работе являются:

  • примитивный замысел в игре;
  • примитивная оценка конкретной ситуации;
  • слабая ориентация в простых практических вопросах;
  • наглядно-образный характер мышления;
  • плохое понимание смысла прочитанного;
  • медленное восприятие словесных определений, не связанных с конкретной ситуацией;
  • недостаточность тонких дифференцированных движений и выразительности мимики;
  • без предварительного разъяснения эти дети часто не понимают условия несложной инструкции, при ее решении застревают на предыдущем способе действия;
  • таким детям свойственна относительная сохранность эмоций, но они часто неадекватно реагируют на ситуацию;
  • наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития;
  • снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах;
  • нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем;
  • нарушение согласованности дыхательного акта с двигательной нагрузкой.

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

Физическое воспитание способствует формированию у детей с интеллектуальным недоразвитием положительных личностных качеств и является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.

Физическое воспитание в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением занимает одно из ведущих мест при подготовке обучающихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и труду.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Оно направлено на решение образовательной, воспитательной, коррекционно-компенсаторной и лечебно-оздоровительной задач.

Основными задачами физического воспитания, которые я ставлю на уроках физической культуры, являются:

  • укрепление здоровья и закаливание организма детей, формирование у них правильной осанки;
  • формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
  • коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
  • формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
  • воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
  • содействие военно-патриотической подготовке.

Я постоянно учитываю результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей и устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья детей, поступающих в образовательные учреждения. Рассматривая структуру хронических заболеваний, я на первое место ставлю заболевания органов дыхания; на второе — заболевания костно-мышечной системы, на третье ‒ аллергические заболевания. У детей наблюдаются частые заболевания ОРВИ в период эпидемий и из-за неблагоприятных факторов окружающей среды.

В связи с этим в нашей школе разработаны оздоровительные мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости организма заболеваниям, общего тонуса и двигательной активности, а также включены упражнения по предупреждению заболеваний глаз и костно-мышечной системы. Поэтому, учитывая нарушения различного характера, для обучения и развития двигательной активности детей я использую различные методы и приёмы:

  • методы формирования знаний;
  • методы обучения двигательным действиям;
  • методы развития физических способностей;
  • методы воспитания личности;
  • методы регулирования психического состояния детей.

В целях обогащения детей знаниями я использую словесный метод, метод наглядной информации и метод практических упражнений. Наиболее важными словесными методами у меня на уроке физической культуры являются рассказ, лекция и беседа, который занимает до 10% времени от урока. В качестве примера покажу, как задание можно выполнить применительно к рассказу.

Рассказ ‒ это словесный метод обучения, который предполагает устное повествование учебного материала. Я применяю метод рассказа при изложении нового учебного материала, носящего ознакомительный характер, что позволяет мне при минимальных затратах времени сообщить максимум знаний. Главным условием эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана урока, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы урока, удачный подбор упражнений и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тона изложения.

В то же время, я стараюсь учитывать, что словесные методы в процессе физического воспитания школьников необходимо сочетать с практической деятельностью, так как это способствует правильному выполнению любого упражнения и одновременно развивает речь детей. Формирование знаний и обучение движениям в этом случае происходит быстрее, так как информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового, двигательного анализаторов и двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается.

Все названные методы и приёмы, которые я использую на уроке физической культуры, активизируют функции детского организма, связанные с двигательной активностью.

В основном я использую методы развития физических способностей детей. Чтобы повысить двигательную активность, развиваю мышечную силу путем обучения обучающихся двигательным действиям – корригирующим силовым упражнениям для профилактики нарушений осанки и предупреждения сколиотической установки позвоночника, а также коррекции имеющихся нарушений. Дети выполняют упражнения основной гимнастики; легкоатлетические упражнения; упражнения с преодолением сопротивления внешней среды; упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами; участвуют в подвижных играх и эстафетах.

Важным для детей является развитие скоростных способностей. Они необходимы в бытовой, учебной, спортивной, трудовой деятельности. Ребёнок должен быстро реагировать на внешние сигналы, предвидеть опасность (например, на транспорте), быстро перестраивать свою деятельность в зависимости от меняющихся условий. А поскольку скоростные качества и способность реагировать на происходящее зависят от состояния центральной и периферической нервной системы, от психических функций, от уровня координационных способностей, от особенностей эмоционально-волевой сферы, у детей с нарушениями интеллекта как минимум один или несколько из этих факторов имеют дефекты и потому тормозят развитие скоростных способностей.

Большое внимание я уделяю контролю за физическим развитием и подготовленностью учащихся. Процесс физической подготовки детей начинаю с обследования состояния их здоровья, общего физического развития и двигательной сферы. Эту работу провожу по определённому плану при участии школьного фельдшера.

Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приёмов, условий организации занятий направляю на максимальное всестороннее развитие ребёнка, его потенциальных возможностей. Такие естественные виды упражнений, как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и другие обладают огромными возможностями для повышения двигательной активности, а также для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, профилактики вторичных нарушений, физической подготовленности, коррекции сенсорных и психических нарушений (см. Приложение 1).

Особая ценность в развитии повышения двигательной активности принадлежит подвижным играм. Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребёнка и больше, чем другие средства, соответствуют удовлетворению его естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, неизбежному спутнику ребёнка с нарушениями в развитии, но и способствует восстановлению утраченного им здоровья, укреплению всех функций детского организма, развитию физических способностей и тем самым профилактике соматических заболеваний.

Ученик с нарушением интеллекта не способен к длительным, монотонным занятиям, которые часто необходимы для выработки тех или иных компенсаторных навыков и качеств. Поэтому всю работу я строю таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе наиболее привлекательных видов деятельности. На своих уроках использую разнообразные подвижные игры (например, для развития быстроты реакции) (см. Приложение 4), а для формирования правильной осанки – игру «Быстро шагай».

В 5-м классе при освоении скоростного бега на 30 метров у обучающихся развиваются способность относительно легко ориентироваться в пространстве и способность прямолинейно перемещаться в заданную точку. В 6-ом классе при изучении темы «Общеразвивающие упражнения с набивными мячами» ребята с удовольствием играют в игру «Быстрые мячи», в процессе которой у них развивается умение рационально рассчитывать усилия при передаче мячей разного веса, закрепляются представления о направлениях движения, способность быстро переключать внимание и менять направление движения, развивается точность движений кисти. При разучивании игры обучающиеся испытывали трудности: теряли мяч, не могли сориентироваться в направлении. В ходе систематически проводимых игр ребята довольно прочно усвоили правила игры и стали активнее ориентироваться в более сложных игровых ситуациях, которые я предлагала им сознательно.

Традиционно используемые в разных видах основных движений упражнения (в беге, прыжках, метании, лазании) дают возможность детям школьного возраста улучшать функции различных систем организма, развивать двигательные навыки и способности, всесторонне их развивать. Существенную роль при этом оказывает предметно-развивающая среда, которая стимулирует поисковую активность ребенка, побуждает его к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.

Особое значение для физического воспитания детей в условиях школы я предаю физкультурному и спортивно-игровому оборудованию. Именно оно способствует целенаправленному и всестороннему развитию детей.

При разработке рациональной спортивно-игровой среды в школе я особую роль отвожу созданию предпосылок для обеспечения обучающихся оптимальным уровням двигательной активности. Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяю условиями организации деятельности и ее характером. Поэтому я целенаправленно руковожу двигательной деятельностью детей, так как даже старшие школьники не всегда могут ее реализовать на должном уровне. В связи с возрастающими познавательными интересами детей младшего школьного возраста (компьютерные игры, просмотр телепередач и видеокассет, конструирование и т. д.) у них могут сформироваться привычки к малоподвижному образу жизни.

Для поддержания интереса к урокам я применяю физкультурно-оздоровительные тренажеры в физическом воспитании младших школьников. Предлагаю им тренажеры наиболее доступные, интересные для детей, которые могут способствовать развитию и укреплению разных групп мышц и всего организма в целом.

В своей работе всегда учитываю, что занятия с использованием тренажеров оказывают положительное воздействие на организм ребенка в том случае, если физическая нагрузка будет строго дозирована с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей занимающихся. Физическая нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому во время занятий физической культурой со школьниками было тщательно изучено влияние упражнений, выполненных ими на тренажерах, на организм.

Наиболее целесообразны и полезны занятия с использованием тренажеров для детей младшего школьного возраста. К этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. В младшем возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Старшие обучающиеся обладают хорошей способностью адаптироваться к физическим нагрузкам разного характера, оказывающим тренирующее воздействие. Вместе с тем переносимые физические нагрузки должны находиться в зоне «умеренного напряжения».

Тренажеры я использую для развития физических качеств, совершенствования умений и навыков, повышения двигательной активности детей, улучшения их физической работоспособности.

Дети 5-6 классов способны анализировать свои движения и действия сверстников, контролировать свое самочувствие. Двигательная активность обучающихся становится все более целенаправленной, отвечающей их индивидуальному опыту, интересам и желаниям.

Во время занятий с использованием тренажеров старшие школьники стремятся не только поддерживать высокий уровень двигательной активности, но и проявлять свои физические возможности – силу, ловкость, выносливость. В то же время у детей этого возраста повышается способность к волевой регуляции двигательной активности. С целью достижения определенного результата они уже способны преодолевать трудности. Занятия на тренажерах также позволяют детям проявлять самостоятельность, настойчивость и целеустремленность.

Предлагаемые тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:

  • имеют привлекательный вид, вызывают интерес у детей,
  • побуждают детей к разнообразной двигательной активности;
  • учитывают особенности образного восприятия школьников;
  • позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;
  • доступны для использования детьми всех уровней физической подготовленности (высокого, среднего, низкого);
  • моделируют движения – такие, как бег, прыжки, подлезание и др.;
  • малогабаритные, т. е. соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.

Физические нагрузки школьников направлены на оздоровление и функциональное совершенствование организма. Особую важность представляет использование физических нагрузок, адекватных возрасту и уровню готовности организма, его функциональных систем.

В физическом воспитании детей старшего школьного возраста использую оптимальные параметры физических нагрузок, которые значительно не отличаются друг от друга.

С детьми 5-9 классов провожу занятия по физической культуре с использованием тренажеров разного типа – как простейшего, так и сложного устройства.

Занятия тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть целым комплексом упражнений, способствующих укреплению разных групп мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости). Кроме того, занятия физической культурой с использованием тренажеров в значительной мере повышают эмоциональный тонус детей, активизируют их познавательную деятельность, формируют нравственно-волевые качества (выдержку, решительность, смелость, дисциплинированность), развивают детскую любознательность, творческое воображение, умение бережно обращаться с пособиями, способствуют выработке умения управлять своим поведением и способами общения со сверстниками.

Эффективность школьных занятий физической культурой с использованием тренажеров во многом определяется постановкой основных задач. К числу этих задач я отношу следующие:

  • обеспечение тренировки всех систем и функций организма ребенка (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов) через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
  • укрепление мышечного тонуса ребенка путем интенсификации его двигательной активности и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру;
  • удовлетворение естественной потребности ребенка в разных формах двигательной активности;
  • целенаправленное развитие общей выносливости организма ребенка и его физических качеств;
  • овладение ребенком определенными двигательными умениями и навыками, приемами страховки.

Наряду с тренажерами сложного устройства я широко использую тренажеры простейшего типа (Приложение 2).

К ним относятся:

  • детские эспандеры — для развития мышц плечевого пояса;
  • диски «Здоровье» — для укрепления мышц туловища и ног, тренировки вестибулярного аппарата,
  • гантели, гири – для укрепления мышц рук и плечевого пояса.
  • массажеры «Колибри» – для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног,
  • мячи-массажеры – для массажа разных частей тела,
  • резиновые кольца – для развития мышц кистей рук,
  • массажные коврики – для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия,
  • гимнастические ролики – для развития координационного аппарата,
  • фитболы – для развития гибкости позвоночника, координационных способностей и др.

Простейшие тренажеры удобны в пользовании, так как не занимают много места, их можно переносить из одного помещения в другое. Это позволяет широко применять их как во время организованных педагогом разных форм и видов работы по физическому воспитанию (утренней гимнастики, физкультурных занятий), так и во время самостоятельной деятельности детей.

В основу организации физкультурных занятий с тренажерами должен быть положен индивидуально-дифференцированный подход к детям, для чего следует заранее распределить детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных критерия: состояние их здоровья, уровень физической подготовленности и двигательной активности. Я использую тесты оценки функционального состояния организма учащихся, прослеживаю их динамику, веду паспорта физического развития и двигательных способностей учащихся (Приложение 3).

Первую подгруппу составляют практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и отличающиеся неплохой физической подготовкой.

Во вторую подгруппу могут быть включены дети второй и третьей групп здоровья (это часто болеющие дети и дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем двигательной активности и слабые физически.

Установление двух подгрупп детей дает мне возможность осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию двигательных заданий и игровых упражнений, по физической нагрузке, а также методам и приемам ведения занятий в зависимости от подгруппы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

Следует помнить, что дети первой подгруппы, как правило, быстрее выполняют двигательные задания, так как им свойственны решительность, самостоятельность, активность и стремление к улучшению своих результатов. Этим детям достаточно одного или двух показов упражнения на тренажере. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением различных действий.

Во время занятий физической культурой важно создавать доброжелательную обстановку, чаще подбадривать детей, поощрять их.

Литература ДЛЯ подготовки к урокам

  1. Бабенкова, Р.Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе / Р.Д. Бабенкова, С.Ю. Юровский, Б И. Захарин. ‒ М. : Просвещение, 1997.
  2. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. – М. : Аграф, 1997.
  3. Виневцев, С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе обучения : автореф. дис. канд. пед. наук. ‒ Красноярск, 2000.
  4. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. ‒ 1966. ‒ № 6.
  5. Выготский, Л. С. Собр. соч. : в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983.
  6. Дмитриев, А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания / А.А. Дмитриев. ‒ Красноярск, 1987.
  7. Дмитриев, А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А.А. Дмитриев. – М. : Сов. спорт , 1991.
  8. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. ‒ 1998. ‒ № 1.
  9. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М. : Просвещение, 1995.
  10. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общей ред. Л. В. Шапковой. – М. : Советский спорт, 2000.
  11. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск : Полымя, 1989.