Развитие творческой активности на уроках технологии и во внеурочной деятельности


Автор: Наталья Петровна Сурменко
Место работы: МБОУ «СОШ № 6»
Должность: учитель технологии


Время и общество, в котором мы сейчас живем, становится более сложным, интересным, противоречивым и требует нестандартного подхода к решению различных задач. В условиях инновационного развития общества, государство испытывает потребность в гражданах с принципиально новым жизненным подходом. С каждым годом на рынке труда растет спрос на квалифицированные кадры, обладающие яркой индивидуальностью и творческими качествами, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Основной груз ответственности за это лежит на системе образования. Поэтому, при проведении модернизации образования большой акцент делается на его качестве и подготовке ученика к творческой деятельности.

Особая роль в формировании личности отводится учебной деятельности в рамках предметной области «Технология», которая в наибольшей степени способствует раскрытию и развитию творческого начала обучающихся. Таким образом, проблема всестороннего развития подрастающего поколения актуальна, как никогда.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Признаками и критериями творческой деятельности можно назвать следующие: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей, я пришла к таким выводам: в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития ребенка, на эту тему написано достаточно научных и методических работ, появилось очень много центров, развивающих творческие способности детей, начиная с трехлетнего возраста.

На основе этого можно сформулировать основные задачи развития творческих способностей учащихся:

  • приобщить учащихся к творческой работе;

  • привить интерес к творчеству, поиску, инициативе, исследованию;

  • развить навыки созидания, самореализации.

Развитие творческих способностей обучающихся предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Не каждая школа имеет хорошее обеспечение кабинета технологии, реальность такова, что в некоторых школах их просто нет, а программа есть и ее надо выполнять. Как совместить программу и творчество? Вот тут и наступает момент, когда учитель с помощью своей фантазии, дидактических наработок и творческого потенциала пытается разнообразить деятельность детей за счет творческих заданий, проектных исследований и вовлечения их в социально значимые направления деятельности.

В чем заключается содержательная характеристика педагогического содействия формированию творческих способностей учащихся на основе технологического обучения в общеобразовательной школе.

Понимая под творческими способностями интегративное качество личности, включающее мотивационный, деятельностный и творческий компоненты, обеспечивающие предрасположенность и готовность к деятельности по созданию оригинального продукта и содействующие самореализации личности, мы рассматриваем обучение технологии с позиции формирования творческих способностей.

Первый компонент мотивационный – это отношение детей к творческой деятельности, способствует развитию познавательных мотивов и интересов учащихся, актуализирует индивидуальные потребности, склонности к творческой деятельности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового. Это есть творческая направленность личности учащихся.

Второй компонент деятельностный фиксирует включенность учащихся в различные виды творческой деятельности: решение проблемно-творческих задач и выполнение творческих заданий, проектирование, моделирование и другие виды, связанные с творческим мышлением.

Третий компонент творческийобеспечивает творческое отношение к учебному предмету и включенность в творческий поиск по реализации замысла и идеи, определяет стиль деятельности учащегося, совпадающий с интересом к технологии, и творческую самостоятельность, способствует проявлению творческого воображения.

В своей работе я действую во всех направлениях, подстраиваясь под каждого обучающегося, стараясь найти нужный подход.

Для творческого мышления характерны не только развитость логических способностей, обширность знаний, но и гибкость, критический взгляд на проблему, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, разрешению различных ситуаций. Для реализации данного приема на своих уроках я использую проблемные вопросы, не давая готового ответа. Например, при изучении пластика задаю вопрос учащимся: Как вы думаете, какой вид материала сейчас нас окружает повсюду?

Стараюсь уделять внимание истории происхождения понятий, часто обращаюсь к жизненному опыту обучающихся, пусть еще небольшому, даю задания для самостоятельной поисково – исследовательской деятельности (подготовить сообщение, создать презентацию, придумать свой способ отделки изделия, эскизы своей будущей комнаты, детских светильников и т.п.). Приобщаю более успешных учащихся к выступлению в роли помощников – консультантов. Как показывает личный опыт, знания и умения, полученные от сверстника, воспринимаются и усваиваются намного быстрее и эффективнее, да и сами ребята с большим удовольствием выступают в этой роли.

Следующим важным приемом активизации творческой деятельности обучающихся в моей практике, является формирование у них положительной мотивации к обучению.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем овладеть желаемой специальностью, воспитывать чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями.

В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой низкой учебной и творческой активности учащихся. Причём, снижение активности учащихся наблюдается, начиная со средних классов школы. Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению.

На мой взгляд, существует ряд причин, приводящих к снижению качества обучения. В ходе преподавания технологии я столкнулась со следующими проблемами:

  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);

  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, например, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);

  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).

Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учёбе и творческой деятельности.

На протяжении многих лет я использую в своей работе такую активную форму обучения как игра. Нетрадиционные уроки – урок-игра, урок-конкурс, урок-дискуссия – повышают интерес учащихся к предмету, создают атмосферу сотрудничества.

Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность, способствуют превращению дидактической задачи в задачу игровую. Коммуникативно-мыслительные игры являются эффективным средством диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучающихся.

Такие мероприятия по кулинарии, машиноведению, материаловедению способствуют развитию интеллектуальных, коммуникативных навыков, тех качеств, которые необходимы каждому человеку.

Конкурсы, игры и викторины по технологии отражают подготовку учащихся по школьной программе, развивают творческую инициативу, мышление, пространственное воображение, фантазию, помогают определиться в будущей профессии.

Участвуя в таких играх, ребята с большим удовольствием разгадывают логические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, по вариантам, классный конвейер, зачет в парах и т. д.

Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.

Мой опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе.

Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе совместной деятельности.

Проблемное обучение – создаю в учебной деятельности проблемные ситуации и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение предметными компетенциями, развиваются мыслительные способности.

Дифференцированное обучение – использую возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в области моего предмета. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Работая в данной школе 13 лет, я постоянно стремлюсь найти пути решения проблемы повышения интереса к предмету.

При анализе своей педагогической деятельности я определила закономерность: качество знаний обучающихся можно повысить только в условиях активного обучения. Следует бороться с формализмом, который проявляется в отрыве теоретических знаний от умения их практического применения. Поэтому стараюсь, создаю такие условия обучения, чтобы процесс познания был для детей привлекательным. Одним из условий формирования интереса к учебному предмету «Технология» являются выставки, конкурсы творческих работ обучающихся. Работы ребят вывешиваются на стендах в школе, классе. Это тот случай, когда ребенок может увидеть работы других детей и сам захотеть сделать такие изделия.

Также я стараюсь применять тестовые задания в форме викторины, игры. Например, в игре «Кто быстрее?» «Кто больше?» и т.д. Такая работа может быть проведена как индивидуально, так и по парам, в группах. Победившие получают медаль «Самый эрудированный».

Следующим приемом активизации проявления творческих способностей является метод проектов.

Творческий проект ‒ это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Учебный проект, как элемент творчества учащихся рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Проектный метод позволяет научить учащихся самостоятельно, критически мыслить; приобщаться к практической деятельности; связывает тему проекта с другими учебными дисциплинами.

Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте составляют представление о жизненном цикле изделия от зарождения — замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся только примерные темы, конечный выбор остается за ними.

При составлении плана урока, в зависимости от темы, учитываю возрастные и половые особенности учащихся, чтобы проектные изделия были интересны, как мальчикам, так и девочкам. Особую поддержку оказываю обучающимся с низким уровнем обученности для того, чтобы они проявляли инициативу, творчество на каждом уроке, поощряю выполнение любых по сложности заданий. Например, подготовить сообщение, найти интересный рецепт, экспериментально проверить правильность утверждения. Наиболее плодотворным направлением в нашей школе являются проекты в декоративно-прикладном искусстве, т.к. любое изделие, выполненное собственными руками в различных техниках, дает реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся.

Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

Помощь в моей работе по технологии и во внеурочной деятельности мне оказывают следующие компоненты:

— созданные мною методические разработки «Натуральные ткани», «Лоскутная техника», «Пластик», «Здания и сооружения», «Вязание крючком», «Дизайн интерьера» и другие;

— элективный курс для 8-9 классов «Дизайн»;

— кружки «Страна мастеров» для учащихся 5-6 классов, «Творческая идея» — для 8-9 классов (реализация творческих проектов);

— ежегодные смены летних профильных отрядов «Творческая мастерская» для 6-8 классов.

Наиболее эффективно эти приемы реализуются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий: информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных методов обучения.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной, творческой активности учащихся является интегрированное обучение. Например, урок, проведенный с целью выполнения проектной работы в графическом редакторе и на ткани. Происходит ознакомление с понятиями: лоскутная техника, компьютерное моделирование; закрепление знаний о лоскутной технике, ее видах, а также о возможностях графических редакторов; формируются навыки выполнения аппликации в графическом редакторе и на ткани; развиваются творческий потенциал ребенка, его образное и пространственное мышление, умения работать в поисковых системах Интернета, с библиотечным фондом, анализировать и синтезировать необходимую информацию, создавать презентации.

Иными словами, на подобных уроках в индивидуально-групповой форме формируются предметные компетенции в области информатики и технологии. Учащиеся собирали и обрабатывали информацию, создавали варианты эскизов и элементы декорирования и т.д. В ходе работы над проектом объективно возникла необходимость исследовательской деятельности: собранный материал сопоставлялся и анализировался, находились связи и закономерности. В результате была разработана модель покрывала, идеальная как по форме существования, так и по содержанию. Работа настолько захватила ребят, что они стали разрабатывать варианты формы изделия и его применения.

На данном этапе своей работы мне удалось создать условия для того, чтобы дети учились самостоятельно управлять собственной учебно-познавательной деятельностью. Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности, и творческие способности не исключение. На уроках технологии необходимо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение детской души, делает её духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности. Во время работы над изделием у ребят складывается уважительное отношение между членами коллектива, появляется потребность к дальнейшему творческому труду.

Помимо вышеперечисленного, обучение такого типа как нельзя лучше раскрывает творческий потенциал самого педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Кроме традиционных уроков использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра «Кулинарный поединок»; интегрированный с информатикой урок — «Путешествие в страну овощей»; урок-конференция «История швейной машины»; урок-консультация «Устройство швейной машины».

Степень усвоения материала на уроке проверяю тестированием, проведением самостоятельных творческих работ, выполнением чертежей, схем, готовых изделий, а также при устном и письменном опросе в рабочих тетрадях. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов по карточкам «Анализ моей работы».

Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках технологии, но и во внеурочной кружковой деятельности. Ребята с удовольствием посещают занятия.

Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:

— служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках. Я постоянно стараюсь обучиться чему-то новому, интересному, участвую в различных марафонах (по рукоделию, кулинарии), осваиваю и повышаю уровень различных техник (плетение из бумаги, работа с фетром, изготовление брошей);

— поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения;

— разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят;

— поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал;

— поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему;

— поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

— готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

Выбранная мною для изучения и апробирования тема развития творческих способностей обучающихся актуальна и требует как разработки системы учебных занятий по технологии с использованием современных технологий осуществления учебно-воспитательного процесса и оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического, дидактического обеспечения технологического образования, так и разработки подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие. Такая система урочной деятельности поможет сформировать у детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного здоровья, воспитание культуры здоровья. Занятия по технологии рассчитаны, как правило, на два урока, а значит, появляется риск переутомления учащихся снижения внимания. Поэтому на уроках постоянно провожу физкультминутки и гимнастику для глаз, чередую виды деятельности и формы работы учащихся, уделяю внимание соблюдению во время проведения уроков и внеклассных мероприятий правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

В своей работе стараюсь создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинете технологии, продумать оформление работ учащихся и учителя. В кабинете есть в наличии добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а также материал для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда. Также пытаюсь поддерживать психологически комфортную атмосферу, проявлять уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Поддерживаю творческие проявления обучающихся, не критикую необычные идеи, помогаю им избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников.

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.

На протяжении всей своей педагогической деятельности я пытаюсь использовать различные формы развития творческих способностей учащихся. Но в последнее время особо стала уделять им внимание, т.к. поняла, что теряется интерес не только к отдельным учебным предметам, но и к учению вообще. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, станут ли в дальнейшем накопленные знания активным достоянием обучающихся.

Деятельность по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии позволила мне добиться основного – повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом, тем более, что и содержание предмета очень сильно изменилось в последнее время. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.

Данный опыт показал, что у обучающихся 5-7 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая активность, показательно вырос уровень выполнения творческих работ.

Одним из этапов развития творческой личности является внеурочная деятельность, занятия после уроков дают возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Особенностью внеурочной деятельности предметной области «Технология» является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование у обучающихся УУД, включающее формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, является главной целью учителя технологии.

Внеурочная деятельность имеет большие возможности в этом направлении. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.

Школьная программа ориентирована на «среднего» ученика, а внеурочная работа позволит наиболее полно решить вопрос формирования всесторонне развитой, социально активной личности. Она также способствует развитию потребности в различных видах деятельности, формирует познавательный интерес к различным областям знаний, развивает творческие способности. Эта работа является связующим звеном между школой и жизнью и позволяет более продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни.

Во внеурочной деятельности создаются условия для новых отношений между учителем и учащимися, где меняется позиция ученика, непосредственное педагогическое руководство переходит в опосредованное влияние учителя.

Разнообразная внеурочная деятельность является важным источников эстетического опыта школьников. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, происходит творческое развитие личности, учащиеся имеют большие возможности для самопроявления, самореализации, развиваются лучшие черты и качества личности.

Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.

Дети обладают разнообразными способностями. И моя задача – создать благоприятные условия для выявления этих способностей в доступной и интересной для детей деятельности. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей, что я и применяю в кружковой деятельности. Предлагаю разные направления в рукоделии, даю право выбора уровня сложности и вида изделия, если вижу что у ученика больше потенциал, чем он сам в себе видит, ненавязчиво пытаюсь подтолкнуть к тому, чтобы усложнить работу.

Таким образом, творчество является целенаправленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Для развития продуктивных форм творческой активности вовлекаю в процесс самостоятельного поиска. Предложив учащимся открыть необычные свойства самых обычных предметов: свойств бумаги, пенопласта и т.п., отметив наиболее оригинальные (редко встречающиеся), многочисленные и разнообразные ответы. Такие развивающие творческие задания, используемые на занятиях внеурочной деятельности, стимулируют интерес учащихся. Для стимуляции активности необходимо пользоваться вопросами типа: как это изменить? А если это увеличить или уменьшить? А если это соединить с чем – либо? и т.п.

Развитие творческих способностей обучающихся происходит на основе развития воображения и мышления. Во внеурочной деятельности я предлагаю ученикам представить себе ситуации, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе у ученика могут возникнуть затруднения, мешающие продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т.е. помогает развитию воображения.

Основная форма обучения на занятиях и во внеурочной работе по технологии – это учебно-практическая деятельность.

Задачи, которые я ставлю перед учениками, состоят в том, чтобы научить их основным техникам изготовления изделий из ткани, бумаги, ознакомить с современными технологиями и материалами, развить внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной деятельности, воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность, стараюсь привить интерес к народному искусству, обучить специфике изготовления поделок с учетом возможностей материалов.

Организация внеурочной работы по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие их творческих способностей.

Таким образом, предмет «Технология» считается на сегодняшний день одним из наиболее сложных, т.к. имеет много направлений деятельности, которая должна не только научить необходимым навыкам и умениям бытового содержания, дать углубленные знания по основам современных технологий, но и способствовать развитию творчески активной личности с задатками творческого мышления.

У меня, как и у каждого педагога, есть своя система работы, которая дает стабильный результат. Весь учебный процесс основывается на заинтересованности самого учителя. Если учитель безразличен, не имеет своих увлечений и хобби, способностей, которыми сможет удивить ученика, то такой учитель не сможет и заинтересовать.

Чтобы достичь положительного результата, я ежегодно даю открытые уроки, провожу мастер-классы, участвую в конкурсах. Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках его учеников, а компетентностью, конкурентоспособностью и востребованностью выпускников в жизни. И оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Для того, чтобы идти в ногу с современными стандартами образования учителю необходимо повышать свой профессиональный уровень. И я стремлюсь к этому: повышаю квалификацию на программах дополнительного профессионального образования, обобщаю опыт работы на уровне школы и города, являюсь экспертом Регионального чемпионата «Абилимпикс», участвую в вебинарах, марафонах по изучению различных видов техник и технологий.