Программа летнего отдыха «Счастливое лето»


Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов


Пояснительная записка

Экологическая площадка «Счастливое лето» организуется на базе МБОУ СОШ №2. Близкое расположение парка и реки Тунгусска позволяют создать площадку экологической направленности. Вовлечение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Лето – пора поистине золотая. Ведь от того, как человек подпитается активизирующейся в этот период живительной силой самой природы, какую психологическую разгрузку он получит, какие положительные эмоции приобретет, какой настрой получит на предстоящий год, зависит его дальнейшая успешность, рождение и реализация новых планов и замыслов. Тем более – если этот человек – ребенок.

Для того чтобы летние каникулы были полезными и продуктивными как для здоровья, так и для интеллектуально-творческого развития, необходимо создать наиболее благоприятные условия для оздоровления и отдыха.

«Счастливое лето» – название игры, где через выполнение различных заданий – коллективных и индивидуальных – на «Поляне радостных событий» (экран игры) появляется все больше и больше имен участников смены с указанием их званий и заслуг.

Дети чувствуют себя инициаторами, организаторами проводимых дел и активными участниками жизни.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 9 лет

Цель программы:

Создание благоприятных условий для формирования личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы.

Задачи программы:

  • способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;

  • расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

  • развитие различных форм общения в разновозрастных группах;

  • создание условий для развития творческого потенциала,

  • создание положительного эмоционального климата в коллективе;

  • создание системы взаимодействия в коллективе, которая основана на позитивных взаимоотношениях

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;

  • Конституцией Российской Федерации;

  • Законом РФ «Об образовании».

Ведущие принципы: В основе деятельности экологическоплощадки лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:

  • личностно-ориентированный подход;

  • приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;

  • обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;

  • воспитание способности и потребности общения с миром через освоение

  • гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.

Предполагаемые результаты программы

  • Сплочение временного детского коллектива;

  • Приобретение детьми нового социального опыта;

  • Установление полезных контактов среди сверстников села;

  • Закрепление навыков здорового образа жизни;

  • Социальная адаптация в пространстве временного детского коллектива;

  • Сбор методических материалов в помощь организаторам и вожатым из опыта реализации программы «Счастливое лето»;

Содержание программы.

Содержательная часть программы реализуется в течение 16 дней. Основное время отводится проектно – исследовательской работе, сочетающей, как учебно – трудовую, так и образовательную деятельность.

Модель экологического лагеря – сюжетно-ролевая игра «Счастливое лето».

В основе сюжета игры — организация жизнедеятельности страны со своей историей, традициями и законами.

За смену происходит изучение, ознакомление, приобретение навыков практической деятельности как индивидуально, так и в группе и в коллективе.

I этап – организационный (включение в игру)(1-3 день)

Задачи этапа:

знакомство детей друг с другом;

выявление интересов, склонностей и способностей детей;

мотивация на игровое взаимодействие;

образование городов, обсуждение законов и правил жизни.

На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз своих городов, которые формируются из детей по 7-10 человек. Город действует на основании программы и плана лагеря. Этап завершается утверждением Законов Страны.

II этап – основной период (4-14 день)

Задачи этапа: включение детей в совместную активную жизнь;

создание условий самореализации и саморазвития детей.

Начинает действовать система стимулов и поощрений. По мере участия в игре на протяжении всей смены заполняется «Поляна радостных событий». Участие и успех отрядов в общелагерных делах отмечается символами на экране игры.

Каждый символ имеет свою расшифровку:

Алый значок — в лагере все любуются вами, вы постарались по полной программе;

Зеленый значок — чуть-чуть не хватило до ликования, но ваш отряд достоин признания;

Синий значок — что-то сегодня вы подкачали, завтра удача будет с вами.

Символ игры — улыбающееся солнышко, за победу в конкурсе отряд получает символ. В конце потока по количеству солнышек будет выбран победитель игры. Будет назван лучший город.

Каждый ребенок в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами попадает в позицию то организатора, то участника, а то и автора какого то дела.

Для реализации цели и задач программы используются следующие формы работы: кружки, конкурсы, КТД, творческие лаборатории, инициативные группы, соревнования, выставки, турниры, трудовые акции, «огоньки» ролевые игры, деловые игры, ярмарки, тематические дни.

Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики.

III этап – заключительный (15-18день)

Задачи этапа:

рефлексия участников лагеря;

исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;

оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных;

День в свою очередь состоит из трех блоков:

1 блок Информационный блок (Получение заданий, знаний). Проводятся утренние линейки;

2 блок Практический блок (Получение навыков). Работа в микрогруппах, мастер – классах, индивидуальная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Подготовка к общелагерному делу.

3 блок –  Творческий блок (Закрепление материала). Коллективно-творческая деятельность.

Основные законы участников игры

«Счастливое лето»:

  1. Закон добра — дари людям добро.

  2. Закон заботы – позаботься о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите.

  3. Закон милосердия – прояви милосердие, этим ты проявишь свою силу духа.

  4. Закон мира — согрей мир своим участием и добротой.

  5. Закон леса – не навреди природе.

  6. Закон человека – соблюдай нравственность в общении друг с другом.

  7. Закон 0: 0 – делай всё вовремя.

  8. Не тот капитан, кто впереди идёт, а тот капитан, кто за собой ведёт.

  9. Не думай, что ты выше друзей, и нос задирать, зазнаваться не смей!

Задачи периода

Отрядные дела

Знакомство детей друг с другом;

выявление интересов, склонностей и способностей детей;

мотивация на игровое взаимодействие;

Знакомство «Расскажи мне о себе»,

Заочная экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».

Включение детей в совместную активную жизнь;

создание условий самореализации и саморазвития детей.

Подготовка к тематическим дням.

Игра «Мы экологи». «Что такое? Кто такой?». День леса. День весёлых игр и забав. Истории о лекарственных растениях. Ярмарка чудес. Творческая игра «Озеленим нашу школу». Спортивная программа Малые олимпийские игры». Беседа «Экологические проблемы Земли». Конкурс рисунков на асфальте «Чистая среда». Конкурс рисунков «Природа родного края». Экологическая беседа «Всё в природе взаимосвязано». День добрых дел.

Рефлексия;

Выставка творческих работ учащихся.

Закрытие смены.

План сетка.

1 день

Открытие смены

2 день

Игра «Расскажи мне о себе»

3 день

Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».

4 день

Театрализованная игра «Посвящение в экологи».

5 день

День веселых игр и забав

«Ярмарка чудес»

6 день

«Истории о лекарственных растениях»

7 день

Творческая мастерская «Озеленим нашу школу»

8 день

День леса.

9 день

Спортивная программа «Малые олимпийские игры».

10 день

«Чистая среда»

11 день

Конкурс рисунков «Мой поселок»

12 день

Экологическая беседа“Все в природе взаимосвязано!”

13 день

Беседа: «Экологические проблемы Земли»

14 день

День реки.

15 день

День добрых дел.

16 день

Конкурс «Мы — Робинзоны»

17 день

Конкурс рисунков «Природа родного края»

18 день

Закрытие смены.

«Поляна радостных событий»

Площадка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

                    

Алый значок — все любуются нами, мы постарались по полной программе;

Зеленый значок — чуть-чуть не хватило до ликования, но мы достойны признания;

Синий значок — что-то сегодня мы подкачали, завтра удача будет с нами.