Туризм как основа формирования навыков здорового образа жизни


Автор: Кирилл Андреевич Воронов
Место работы: ОГАУДО "Детско-юношеский центр "Солнечный"
Должность: педагог дополнительного образования


Туризм – это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Ходить не вредно, вредно не ходить.  Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной ходьбе. Туризм – отличный способ сохранения и восстановления здоровья, поддержания активности и работоспособности, развитие человека в таких направлениях, как развитие человеческих качеств, необходимых в экстремальных условиях походной жизни.
Туризм и здоровье неотделимы.  Известно выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа – здоровое тело». Туризм помогает гармонично развиваться человеческой личности этих двух здоровых начал. Сила духа может направлять разум человека в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Очень важно сегодня убедить и научить подрастающее поколение использовать  свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья. Анализ анкетирования в детско-юношеском центре «Солнечный» показал высокую мотивацию детей к ведению здорового образа жизни: 98% обучающихся желают быть здоровыми и вести ЗОЖ.

Именно в основе работы объединений лежит убеждение, что физическая активность имеет важные преимущества для здоровья и способствует профилактике заболеваний.
Исходя из этого, Считаю, что основными задачами моего направления деятельности являются : популяризация туризма, как средства укрепления здоровья; повышение туристического мастерства; развитие положительных качеств личности: взаимовыручки, товарищества, честности, выносливости.
В основе решения этих задач заложена активность самого ребенка. Поэтому проблему деятельности определяет стимулирование физической активности учащихся посредством вовлечения в туристско-краеведческую деятельность.
Также туристско-краеведческая деятельность является важнейшим средством воспитания, благодаря своему многообразию и универсальности.
Контингент объединения постоянно расширяется, осуществляется преемственность между возрастными группами. Взаимоотношения между детьми отличаются чуткостью, добрым отношением друг к другу, стремлением помочь. Объединение всегда характеризует особый настрой, собранность, высокая работоспособность и целеустремленность, здоровое чувство конкуренции в соревновательной борьбе. Благодаря именно этим качествам коллективу удается достигать высоких результатов на соревнованиях.
Теоретические и практические занятия провожу с привлечением наглядных материалов, использованием новых методик. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, в обучении младших школьников.
Практические занятия провожу во время проведения туристских мероприятий, экскурсий в помещении (в спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываю в походах выходного дня, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Для этого в центре «Солнечный» имеется вся материальная база: палатки, спальные мешки, коврики, обвязочные системы, карабины, жумары, спусковые устройства, каски, веревки.  
После каждого года обучения за рамками учебных часов ежегодно провожу зачетный поход, туристский слет, соревнования.
Занимаясь туризмом, ученик получает специальные знания по медицине, физиологии, гигиене, необходимые для профилактики заболеваний, травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у учащегося формируется отношение к собственному здоровью, как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.
Туристско-краеведческая работа юных туристов многообразна по формам. Самой комплексной, эффективной формой является туристский поход. Это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.
Туризмом я занимаюсь с 2005 года, с 12 лет. Воспитывал меня педагог дополнительного образования Чулков Александр Сергеевич. За время обучения коллектив неоднократно становился победителем и призёром ежегодных региональных и межрегиональных слётов и фестивалей (в городе Хабаровске, в Приморском крае). Принимали участия в походах различных категорий сложности (I – категория сложности на Курильские острова, II – категория сложности – пешеходный на Сахалине и Курилах, III – категории сложности – спелеопоход по ЕАО).
Работа педагога дополнительного образования по туризму не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Сколько всего надо знать нового, сколько материалов нужно успеть подготовить, суметь сделать работу самому и понятно объяснить каждому ребенку. Как и чем увлечь, заинтересовать, чтобы найти подход к каждому воспитаннику, помочь ему развивать свое собственное мышление, воплощать свои идеи на практике. Как важно завоевать доверие родителей, суметь понять, что в итоге они хотят получить от занятий для своего ребенка на начальном этапе образовательного процесса.
Поэтому я постоянно сотрудничаю с родителями. Именно взаимодействие с родителями, бабушками и дедушками помогает мне понять глубину интересов и стремлений ребенка, которые важно направить в нужное русло.
Для этого в сентябре 2021 года был проведен первый региональный Фестиваль семейного туризма и отдыха «Мы туристская семья». Проект Фестиваля, представленный мной, победил в конкурсе грантов «Измени жизнь к лучшему». В мероприятии приняло участие 14 семей-команд. Дети и родители состязались в прохождении туристской полосы препятствий, мышеловку, паутину, маятник, параллельные перила и др. Команды показали свои умения разводить костры, демонстрировали кулинарные способности в конкурсе поваров, художественные в конкурсе стенгазет, а творческие в представлении команд. В рамках фестиваля прошел мастер-класс по завязыванию узлов. Завершилось мероприятие торжественным награждением победителей и участников ценными подарками, дипломами и кубками.

За последние 3 года и на сегодняшний день работа в объединениях продолжается с той же активностью и ребята показывают высокие результаты в различных соревнованиях, конкурсах и походах.
На базе центра проводятся мероприятия, в которых принимают участие команды из других субъектов Дальнего Востока.
Например, в 2022 году прошло открытое первенство по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в закрытых помещениях. В первенстве состязались 5 команд: 3 из г. Хабаровска, 1 сборная команда детско-юношеского центра «Солнечный», 1 команда из п. Биракан. Всего в соревнованиях приняло участие 120 обучающихся.

Большую работу провожу с начинающими ребятами, например, первенство по спортивному туризму на пешеходных дистанциях (эстафета). Спортсменам необходимо пройти этапы первого и второго класса: «подъем-спуск», «подъем по стенду с зацепами», «навесная переправа» и др.

Традиционно в период весенних каникул обучающиеся центра посещают пещеры Еврейской автономной области «Пасечная», «Старый медведь», «Ледяная», «Римская», «Искателей». Под руководством педагогов ребята узнают об особенностях подземного мира: карстовых и новообразованиях, сталактитах, сталагмитах, ледниках.
Хочется отметить, что спелеопоход является достаточно тяжелым испытанием для ребят. Ведь спуск в пещеру – это не просто работа со специальным туристским снаряжением, это еще и большая победа над страхом, которая открывается только самым отважным туристам. Например, глубина пещеры Римская – 90 метров, а вот пещера Искателей не такая глубокая – всего 7 метров, зато ее протяженность поражает – 80 метров различных ходов под землей.
Пещера Пасечная – самая известная из всех пещер Облученского района, она идеальна для новичков. Ее глубина составляет 12 метров, но в ней расположен очень красивый ледник, который не тает даже летом.
В походе состоялось торжественное посвящение новичков в спелеологи, проведена праздничная туристская полоса препятствий.

Еще одним новым мероприятием в центре стал Первый открытый молодежный фестиваль по скалолазанию Climbinq Fest. В нем приняло участие 173 человека. Фестиваль проводился в рамках конкурса проектов «Измени жизнь к лучшему» при поддержке губернатора ЕАО Р.Э. Гольштейна.

Ежегодно в центре проводится региональный туристический слет, в котором участвует до 20 команд. в том числе воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Команда детско-юношеского центра «Евротур» неоднократно была победителем соревнований. Победители и призеры слета награждаются дипломами департамента образования ЕАО и медалями.
Сборная команда центра «Солнечный» ежемесячно принимает участие в краевых соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, которые проходят в г. Хабаровске. Команда показывает хорошие результаты. Участники завоевали 17 медалей различного достоинства на дистанциях «Пешеходная», «Пешеходная-связка», «Пешеходная-группа».

В работе объединений применяю отработанные на практике методические разработки туристской направленности, что помогает мне организовать работу с ребятами по трем направлениям.
 1. Тренировочный процесс помогает ребятам стать сильнее и выносливее физически. Как показала практика, система работы достаточно проста: общая физическая подготовка, длительное передвижение, которое способствует формированию выносливости, теоретическое занятие (гигиена питания, эффективный подбор одежды и обуви для активного отдыха, оказание первой медицинской помощи и др.).
2. Участие в соревнованиях по таким видам, как «Спортивное ориентирование», «Пешеходный туризм» и «Скалолазание»,   способствует развитию мотивации к тренировочному процессу, заставляет ребят работать над собой, над собственным развитием. Только соревнования дают ребятам ощутить «вкус победы», а значит испытать радость от занятий.
3. Организация пешеходных походов.
Дети центра «Солнечный» ходят в однодневные походы, цель которых знакомство с природой, экологическая работа, сплочение команды, и конечно, оздоровление и отдых на свежем воздухе. Но самая главная цель – это развитие главного физического качества как выносливость.
Это такие мероприятия:
Соревнования по технике пешеходного туризма
Цель: преодоление различных препятствий во время проведения многодневного похода, развитие физических качеств. Соревнования включают такие виды: вязка узлов, хождение по висячему мосту, качающемуся бревну, по канату, преодоление параллельной и навесной переправы, траверс.
Соревнования по вязке узлов на скорость
Цель: изучение основ оказания первой помощи. Где я провожу консультации, практические занятия по поиску, транспортировке и перевязке пострадавшего. Обучающиеся изучают инструкции по технике безопасности при работе с режущими, колющими инструментами, приготовлении пищи на костре, ТБ при пожаре, поведении на воде.

Тренировки и соревнования по «Школе выживания»
Цель:  обучение способам выживания в экстремальных ситуациях. 
Виды: обеспечение водой в экстремальных ситуациях, построение укрытий, виды костров, подача сигналов SOS, определение сторон горизонта по местным признакам, аварийное ориентирование, определение признаков плохой и хорошей погоды, кипячение воды, определение пищевых растений и съедобных грибов, распознавание продуктов питания.

Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, скажем, гимнастика, борьба, бокс и т.д., но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ребенку не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Эффект туризма переоценить невозможно. Постепенно у учащегося формируется отношение к собственному здоровью, как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.
 Опыт показывает, что  детско-юношеский туризм во всех формах своей деятельности является одним из наиболее  эффективных оздоровительных технологий, способствующих всестороннему развитию личности, формированию  здорового образа жизни человека, имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.