Автор: Л.В. Крупецая, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 п. Смидович
Программа «Планета знаний» автор Т.М.Андрианова
Тема: Звук [ц], буквы Ц ц
Цели: обеспечить условия для ознакомления с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, обозначающими этот звук на письме.
Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука [ц], как всегда твердого согласного звука; развивать фонематический слух; познакомить с особенностями текста; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; прививать читательский интерес; ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.
Планируемый результат:
Предметные: научатся определять место звука в [ц]в различных словах и сравнивать их звучание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Составлять тест сказки по его началу.
Личностные: Определяют границы собственного знания и «незнания»; высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами
УУД: регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой форме; формирование умения слушать друг друга и вступать в диалог.
познавательные: участвуют в процессе говорения и слушания; сравнивают слово с его звуковой схемой;
коммуникативные: выразительно рассказывают сказку, опираясь на иллюстрации; прослеживают логику повествования;
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, компьютерные колонки, презентация;
Электронный учебник
Учебник стр. 95
РТ стр 43
карточки в тренировочных тетрадях
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент. Создание благоприятных условий для изучения новой темы | Эмоциональный настрой на урок — Прозвенел и смолк звонок. -Дети, всё у вас в порядке? -Хочу вам пожелать удачи! | — Начинается урок! — Книжки, ручки и тетрадки! — Вместе мы сможем решить любую задачу! |
Постановка учебной задачи. Цель: актуализация известных знаний, составление плана работы Вывод: Звук [Ц]-согласный, глухой, твёрдый | Побуждающий диалог: (формулирование учебной задачи вместе с учителем) — Рассмотрите внимательно ленту и назовите предметы, которые видите на ней? -Как вы считаете, к какой русской народной сказке относятся эти предметы? — Какой одинаковый звук мы слышим в данных словах? — В какой части слова находится новый особенный звук? Произносим несколько раз. — Какой буквой обозначают данный звук на письме? Посмотрите, как она выглядит. — Дайте характеристику звука [Ц] — А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока, закончив предложение. — Давайте поставим задачу урока. — Наметьте план урока? | Внимательно рассматривают иллюстрации на ленте Называют сказку «Царевна – лягушка» Произносят слова «царевна-лягушка», «царевна», «цепь» В начале слова Буква «Це» (демонстрация данной буквы на ленте и доске) Дают характеристику звуку с опорой на ленту букв Звук [Ц ]-согласный, глухой, твёрдый С опорой на начало предложения заканчивают и формулируют название темы урока, ставят задачу на урок и планируют работу с опорой на страницу учебника. |
Открытие нового знания. Установление новых знаний ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный Вывод: Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово Вывод: Выявили лексическое значение слов Вывод: Соединяем иллюстрацию с текстом Первичное закрепление знаний Цель :роль новых слов для понимания сюжета сказки ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями. стр 88 — 89 ВЫВОД: Иллюстрации соответствуют тексту «Спутник букваря» | Самостоятельное чтение и система вопросов коллективного наблюдения.
— Прочитайте самостоятельно слова первого столбика, подготовьтесь к чтению вслух. — Какие два слова обозначают одного человека или Что можно сказать о словах ЦАРЬ и ОТЕЦ? — Где находится особенная буква в словах? — Как вы считаете, какое слово в данном столбике может быть лишним, почему? — Какая гласная буква стоит после буквы Ц? На что она указывает? — Давайте рассмотрим схему к данному слову. Прочитайте её. [Ц] ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный. 2.ВТОРОЙ СТОЛБИК: —Посмотрите на слова 2 столбика, что особенного увидели? Чем отличаются? Прочитайте и подготовьтесь к чтению. — Что обозначает первое слово? Второе? — Кого можно назвать удальцом? 3.ТРЕТИЙ СТОЛБИК — Внимательно прочитайте слова третьего столбика. Подготовьтесь к чтению вслух. — Что общего в словах этого столбика? — Какие два слова этого столбика можно объединить? Почему? -Подумайте, к какому слову второго столбика можно отнести слово «красавец»? Почему? — Какие слова можно объединить в тему «семья»? — А если бы у царя был сын, как его называли, жену? -Кто использовал данные слова в устной речи? — Попробуйте восстановить эпизоды сказки, используя данные слова. 4.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА — Найдите столбик, в котором все слова обозначают одушевлённый предмет мужского рода. -Давайте подготовимся к чтению. Нужно прочитать два слова на одном дыхании, три слова. Фронтальная работа по обсуждению 1.РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ -Кого вы видите на станицах учебника? -Почему они необычно и странно одеты? -Рассмотрите царя и скажите, каким нам его показал художник? -Что можно сказать о царевиче? -Возможно, почему героев так показал художник, мы узнаем из текста. 2.РАБОТА С ТЕКСТОМ. Анализирующее коллективное наблюдение (проблемно-диалогическая технология) —Что видите, между иллюстрациями? — Почему это текст? Какой это текст?
Подводящий диалог: — Кто главная героиня сказки? Имя состоит из двух слов. -От какого имени образовалось женское имя героини? -А вы знаете, что имя Василиса означает «царственная, способная к превращениям». Перечитайте первое предложение и найдите доказательства её способности к превращениям. -Каким качеством наделил её народ? Почему её называют ПРЕМУДРОЙ? (приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень, заменить словом ОЧЕНЬ) — Что сказано о внешнем виде? — Для чего она звала мамок, нянек? — Какие задания давала Василиса Премудрая? ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями. — Смогли ли мы найти ответ, почему герои в такой позе? Есть ли ответ в данном тексте? ФИЗМИНУТКА Под музыку учитель читает отрывок из «Спутника Букваря».стр 88 — 89 Побуждающий диалог(проблемно-диалогическая технология) -А вот, что ответил царь – отец младшему сыну, вы узнаете, прочитав дальше самостоятельно отрывок. Чтение отрывка по сказке из «Спутника букваря» стр 88 абзац 3 — Но сначала прочитайте слово (словарная разминка, лексическая работа со словом) на доске И-ЗУ-КРА-ШЕН-НУ-Ю. Что означает данное слово? -Чем украшена рубашка? (работа со старословянскими словами и их значениями: злато – золото) — Почему авторы сказки говорят не украшенная, а изукрашенная? — Почему нельзя сказать по-другому об узорах? — Какие были узоры? — Кто может быть хитрым? (ЧЕЛОВЕК, ЖИВОТНОЕ) | Самостоятельное прочтение столбиков слов. Обозначают одного человека В начале и конце слова Лишнее «ЦЕПИ» т.к. неодушевленный предмет множественное число \\ или отец буква Ц стоит в конце слова Гласная Е – обозначает мягкость согласного звука Работают со схемой ВЫВОД: особенный звук, всегда твёрдый, глухой, не имеет пару по звонкости На конце согласный звук [Ц], буква Ц Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово Молодой человек, похвала за что-либо, Храброго, быстрого, отважного человека Читают внимательно слова Ударения во всех словах падает на второй слог. Царевна, красавица – можно объединить в группу, т.к женского рода Красавец и молодец — можно объединить в группу Семья- царь, царевна (сын- \царевич, жена – царица) Народ для создания сказаний, сказочники, писатели Восстанавливают эпизоды сказки, в которых могли звучать данные слова: —у одного царя было три сына -сыновья поклонились в пояс… -Здравствуй, добрый молодец!. -дуб стоит, а на неё на цепях сундук… Читают слова третьего столбика, готовятся к работе с текстом. Героев сказки, которые одеты в платья того времени. Его поза, лицо, руки говорят о том, что царь удивлен Царевич – удивление, испуг, страх обо всем говорят руки, глаза, мнет в руках шапку. Отрывок из сказки-текста (многоточие в начале и конце текста, абзацы, есть реплика) Василиса Премудрая Женское имя образовалось от мужского имени Василий. Знакомятся со значением имени. «царственная, способная к превращениям». Находят слова-действия: лягушка прыгнула, сбросила, обернулась Была очень мудрой. Говорят о составе данного слова, приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень Такая красавица, что и в сказке не расскажешь. Оказали помощь Испечь хлеб, сшить рубашку, выткать ковер. Ответ не найден Продолжают знакомство с текстом отрывком «Спутник букваря» Закрыв глаза, внимательно слушают чтение учителя. Самостоятельная работа с текстом Очень красивое (корень -краш-) Старославянский язык. Златом — серебром \ золотом Не простые, а хитрые узоры 1.Самоконтроль по технике чтения (текст состоит из 21 слова, замер по часам) 2. Поведение результатов чтения |
Этап: Использование полученных знаний Вывод: Чтобы понять какой человек, должно пройти время. Сразу нельзя сказать и дать оценку человеку | Говорят в сказках ложь да в ней намёк добрым молодцам урок — чему научит нас сказка? -Какой предстала главная героиня в начале сказки? -А в конце сказке? РАБОТА С ПОСЛОВИЦЕЙ. Фронтальная дискуссия слово — Прочитайте пословицу -Как вы понимаете это выражение? | Трудолюбию, веры в прекрасное, не отступать от поставленной цели Делают вывод Чтобы понять какой человек на самом деле, должно пройти время. Сразу нельзя сказать и дать оценку человеку |
Самостоятельная работа. Цель: чтение текста с новой буквой., звуко-буквенный анализ Вывод: Буква Ц может быть в начале, конце и середине слова | Самостоятельное чтение и Анализирующее коллективное наблюдение Чтение стихотворения, «Букварь», стр.93 -С каким текстом будем работать? Почему? -Прочитайте стихотворение. — Где встречается в словах особенная буква «ЦЕ»? — Какие предметы вы видите? Назовите. — Какое задание вы можете предложить? Овца перец гусеница заяц огурец цапля — Какой одинаковый особенный звук в каждом слове? — Используя звуковую схему слова, назовите слова с мягкими согласными звуками. | — Стихотворение, пишут каждую строку с большой буквы, есть рифма. -Читают строки на одном дыхании. -отвечают на поставленный вопрос словами из стихотворения. — Дети называют предметы, на доску вывешиваются картинки. — Выполняют звуковую схему выбранного слова. 1.Самопроверка и самоконтроль выполненной работы. 2. итог проверки Группируют картинки с опорой на схему в файловые кармашки (зеленый и синий) |
оценивание деятельности, фиксация результатов | Подводящий диалог: — С какой особенной буквой и звуком мы познакомились? — В чем особенность данного звука? — Есть ли ещё такие же особенные буквы на ленте букв? — Давайте вернемся к столбикам и попробуем найти слово, которое поможет охарактеризовать нашу работу на уроке. — Закончите предложение: МНЕ СЕГОДНЯ УДАЛОСЬ…. Я МОГУ СЕБЯ ПОХВАЛИТЬ,,,, МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО … МНЕ БЫЛО ТРУДНО…. Я ХОЧУ СКАЗАТЬ СПАСИБО ….. —Я благодарю Вас за урок. | С буквой «Це» Всегда твердый, глухой звук[ж][ш], буквы «Же» и «Ша» 2 столбик, МОЛОДЕЦ. Я молодец….. |