Урок обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе




Автор:  Л.В. Крупецая, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 п. Смидович

Программа «Планета знаний» автор Т.М.Андрианова

Тема: Звук [ц], буквы Ц ц

Цели: обеспечить условия для ознакомления с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, обозначающими этот звук на письме.

Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука [ц], как всегда твердого согласного звука; развивать фонематический слух; познакомить с особенностями текста; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; прививать читательский интерес; ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.

Планируемый результат:

Предметные: научатся определять место звука в [ц]в различных словах и сравнивать их звучание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Составлять тест сказки по его началу.

Личностные: Определяют границы собственного знания и «незнания»; высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами

УУД: регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой форме; формирование умения слушать друг друга и вступать в диалог.

познавательные: участвуют в процессе говорения и слушания; сравнивают слово с его звуковой схемой;

коммуникативные: выразительно рассказывают сказку, опираясь на иллюстрации; прослеживают логику повествования;

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, компьютерные колонки, презентация;

Электронный учебник

Учебник стр. 95

РТ стр 43

карточки в тренировочных тетрадях

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученика
Орг. момент.

Создание благоприятных условий для изучения новой темы

Эмоциональный настрой на урок

— Прозвенел и смолк звонок.

-Дети, всё у вас в порядке?

-Хочу вам пожелать удачи!

— Начинается урок!

— Книжки, ручки и тетрадки!

— Вместе мы сможем решить любую задачу!

Постановка учебной задачи.

Цель:

актуализация известных знаний,

составление плана работы

Вывод:

Звук [Ц]-согласный, глухой, твёрдый

Побуждающий диалог:

(формулирование учебной задачи вместе с учителем)

— Рассмотрите внимательно ленту и назовите предметы, которые видите на ней?

-Как вы считаете, к какой русской народной сказке относятся эти предметы?

— Какой одинаковый звук мы слышим в данных словах?

— В какой части слова находится новый особенный звук? Произносим несколько раз.

— Какой буквой обозначают данный звук на письме? Посмотрите, как она выглядит.

— Дайте характеристику звука [Ц]

— А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока, закончив предложение.

— Давайте поставим задачу урока.

— Наметьте план урока?

Внимательно рассматривают иллюстрации на ленте

Называют сказку «Царевна – лягушка»

Произносят слова «царевна-лягушка», «царевна», «цепь»

В начале слова

Буква «Це» (демонстрация данной буквы на ленте и доске)

Дают характеристику звуку с опорой на ленту букв

Звук [Ц ]-согласный, глухой, твёрдый

С опорой на начало предложения заканчивают и формулируют название темы урока, ставят задачу на урок и планируют работу с опорой на страницу учебника.

Открытие нового знания.

Установление новых знаний

ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный

Вывод:

Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово

Вывод:

Выявили лексическое значение слов

Вывод:

Соединяем иллюстрацию с текстом

Первичное закрепление знаний

Цель

:роль новых слов для понимания сюжета сказки

ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями.

стр 88 — 89

ВЫВОД:

Иллюстрации соответствуют тексту «Спутник букваря»

Самостоятельное чтение

и система вопросов коллективного наблюдения.

  • 1.Работа со словами в столбиках.
  1. ПЕРВЫЙ СТОЛБИК:

— Прочитайте самостоятельно слова первого столбика, подготовьтесь к чтению вслух.

— Какие два слова обозначают одного человека или Что можно сказать о словах ЦАРЬ и ОТЕЦ?

— Где находится особенная буква в словах?

— Как вы считаете, какое слово в данном столбике может быть лишним, почему?

— Какая гласная буква стоит после буквы Ц? На что она указывает?

— Давайте рассмотрим схему к данному слову. Прочитайте её. [Ц]

ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный.

2.ВТОРОЙ СТОЛБИК:

Посмотрите на слова 2 столбика, что особенного увидели? Чем отличаются? Прочитайте и подготовьтесь к чтению.

— Что обозначает первое слово? Второе?

— Кого можно назвать удальцом?

3.ТРЕТИЙ СТОЛБИК

Внимательно прочитайте слова третьего столбика. Подготовьтесь к чтению вслух.

— Что общего в словах этого столбика?

— Какие два слова этого столбика можно объединить? Почему?

-Подумайте, к какому слову второго столбика можно отнести слово «красавец»? Почему?

— Какие слова можно объединить в тему «семья»?

— А если бы у царя был сын, как его называли, жену?

-Кто использовал данные слова в устной речи?

— Попробуйте восстановить эпизоды сказки, используя данные слова.

4.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

— Найдите столбик, в котором все слова обозначают одушевлённый предмет мужского рода.

-Давайте подготовимся к чтению. Нужно прочитать два слова на одном дыхании, три слова.

Фронтальная работа по обсуждению

1.РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

-Кого вы видите на станицах учебника?

-Почему они необычно и странно одеты?

-Рассмотрите царя и скажите, каким нам его показал художник?

-Что можно сказать о царевиче?

-Возможно, почему героев так показал художник, мы узнаем из текста.

2.РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Анализирующее коллективное наблюдение (проблемно-диалогическая технология)

Что видите, между иллюстрациями?

— Почему это текст? Какой это текст?

  • Первичное чтение отрывка из сказки (текста) вслух стр 93

Подводящий диалог:

— Кто главная героиня сказки? Имя состоит из двух слов.

-От какого имени образовалось женское имя героини?

-А вы знаете, что имя Василиса означает «царственная, способная к превращениям». Перечитайте первое предложение и найдите доказательства её способности к превращениям.

-Каким качеством наделил её народ? Почему её называют ПРЕМУДРОЙ? (приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень, заменить словом ОЧЕНЬ)

— Что сказано о внешнем виде?

— Для чего она звала мамок, нянек?

— Какие задания давала Василиса Премудрая?

ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями.

— Смогли ли мы найти ответ, почему герои в такой позе? Есть ли ответ в данном тексте?

ФИЗМИНУТКА

Под музыку учитель читает отрывок из «Спутника Букваря».стр 88 — 89

Побуждающий диалог(проблемно-диалогическая технология)

-А вот, что ответил царь – отец младшему сыну, вы узнаете, прочитав дальше самостоятельно отрывок.

Чтение отрывка по сказке из «Спутника букваря» стр 88 абзац 3

— Но сначала прочитайте слово (словарная разминка, лексическая работа со словом)

на доске И-ЗУ-КРА-ШЕН-НУ-Ю. Что означает данное слово?

-Чем украшена рубашка? (работа со старословянскими словами и их значениями: злато – золото)

— Почему авторы сказки говорят не украшенная, а изукрашенная?

— Почему нельзя сказать по-другому об узорах?

— Какие были узоры?

— Кто может быть хитрым? (ЧЕЛОВЕК, ЖИВОТНОЕ)

Самостоятельное прочтение столбиков слов.

Обозначают одного человека

В начале и конце слова

Лишнее «ЦЕПИ» т.к. неодушевленный предмет множественное число \\ или отец буква Ц стоит в конце слова

Гласная Е – обозначает мягкость согласного звука

Работают со схемой

ВЫВОД: особенный звук, всегда твёрдый, глухой, не имеет пару по звонкости

На конце согласный звук [Ц],

буква Ц

Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово

Молодой человек, похвала за что-либо,

Храброго, быстрого, отважного человека

Читают внимательно слова

Ударения во всех словах падает на второй слог.

Царевна, красавица – можно объединить в группу, т.к женского рода

Красавец и молодец — можно объединить в группу

Семья- царь, царевна (сын- \царевич, жена – царица)

Народ для создания сказаний, сказочники, писатели

Восстанавливают эпизоды сказки, в которых могли звучать данные слова:

у одного царя было три сына

-сыновья поклонились в пояс…

-Здравствуй, добрый молодец!.

-дуб стоит, а на неё на цепях сундук…

Читают слова третьего столбика, готовятся к работе с текстом.

Героев сказки, которые одеты в платья того времени.

Его поза, лицо, руки говорят о том, что царь удивлен

Царевич – удивление, испуг, страх обо всем говорят руки, глаза, мнет в руках шапку.

Отрывок из сказки-текста (многоточие в начале и конце текста, абзацы, есть реплика)

Василиса Премудрая

Женское имя образовалось от мужского имени Василий.

Знакомятся со значением имени. «царственная, способная к превращениям».

Находят слова-действия: лягушка прыгнула, сбросила, обернулась

Была очень мудрой. Говорят о составе данного слова, приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень

Такая красавица, что и в сказке не расскажешь.

Оказали помощь

Испечь хлеб, сшить рубашку, выткать ковер.

Ответ не найден

Продолжают знакомство с текстом отрывком «Спутник букваря»

Закрыв глаза, внимательно слушают чтение учителя.

Самостоятельная работа с текстом

Очень красивое (корень -краш-)

Старославянский язык. Златом — серебром \ золотом

Не простые, а хитрые узоры

1.Самоконтроль по технике чтения (текст состоит из 21 слова, замер по часам)

2. Поведение результатов чтения

Этап:

Использование полученных знаний

Вывод:

Чтобы понять какой человек, должно пройти время. Сразу нельзя сказать и дать оценку человеку

Говорят в сказках ложь да в ней намёк добрым молодцам урок

чему научит нас сказка?

-Какой предстала главная героиня в начале сказки?

-А в конце сказке?

РАБОТА С ПОСЛОВИЦЕЙ.

Фронтальная дискуссия

слово

— Прочитайте пословицу

-Как вы понимаете это выражение?

Трудолюбию, веры в прекрасное, не отступать от поставленной цели

Делают вывод

Чтобы понять какой человек на самом деле, должно пройти время. Сразу нельзя сказать и дать оценку человеку

Самостоятельная работа.

Цель:

чтение текста с новой буквой., звуко-буквенный анализ

Вывод:

Буква Ц может быть в начале, конце и середине слова

Самостоятельное чтение и

Анализирующее коллективное наблюдение

Чтение стихотворения, «Букварь», стр.93

-С каким текстом будем работать? Почему?

-Прочитайте стихотворение.

— Где встречается в словах особенная буква «ЦЕ»?

— Какие предметы вы видите? Назовите.

— Какое задание вы можете предложить?

Овца перец гусеница

заяц огурец цапля

— Какой одинаковый особенный звук в каждом слове?

— Используя звуковую схему слова, назовите слова с мягкими согласными звуками.

— Стихотворение, пишут каждую строку с большой буквы, есть рифма.

-Читают строки на одном дыхании.

-отвечают на поставленный вопрос словами из стихотворения.

— Дети называют предметы, на доску вывешиваются картинки.

— Выполняют звуковую схему выбранного слова.

1.Самопроверка и самоконтроль выполненной работы.

2. итог проверки

Группируют картинки с опорой на схему в файловые кармашки (зеленый и синий)

оценивание деятельности, фиксация результатов

Подводящий диалог:

— С какой особенной буквой и звуком мы познакомились?

— В чем особенность данного звука?

— Есть ли ещё такие же особенные буквы на ленте букв?

— Давайте вернемся к столбикам и попробуем найти слово, которое поможет охарактеризовать нашу работу на уроке.

— Закончите предложение:

МНЕ СЕГОДНЯ УДАЛОСЬ….

Я МОГУ СЕБЯ ПОХВАЛИТЬ,,,,

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО …

МНЕ БЫЛО ТРУДНО….

Я ХОЧУ СКАЗАТЬ СПАСИБО …..

Я благодарю Вас за урок.

С буквой «Це»

Всегда твердый, глухой звук[ж][ш], буквы «Же» и «Ша»

2 столбик, МОЛОДЕЦ.

Я молодец…..