Урок-защита краткосрочного проекта «Что такое хорошо и что такое плохо».




Открытый урок по литературному чтению. 1 класс. Автор учебника: О.В. Кубасова

Урок-защита краткосрочного проекта «Что такое хорошо и что такое плохо».

Подготовила: учитель начальных классов Каминская Любовь Петровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы В.И. Пеллера»

За две недели до урока дети разделены на 4 группы, каждой группе дано задание:

Группа детей. Стихи.

Группа детей. Басни.

  1. Группа детей. Сказки.

— Найти детские произведения, в которых говорится о том, что хорошо делать, а что плохо.

Предлагаются произведения следующих авторов: Л.Н.Толстого, Е.Пермяка, Ю.Ермолаева, Л.Каминского, С.Михалкова, басни Эзопа и И.А.Крылова и других авторов. Дети читают произведения, выделяют главную мысль, проводят словарную работу, иллюстрируют, представляют произведения в творческой форме. Отвечают на вопросы:

-Чему учит нас это произведение?

— Какие хорошие поступки вам понравились, на кого из героев вы бы хотели быть похожи?

— Кого вы осуждаете и за что?

цель: способствование формированию учебной мотивации, создание условия для приобщения к ценности познания, привитие интереса к литературному чтению, к правильному выбору книги и пользованию ей.

Задачи:

  • формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;

  • создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

  • формировать на примере положительных литературных героев позитивную моральную позицию.

Ход урока.

Урок проводится с компьютерной поддержкой.

— Сегодня у нас необычный урок. А в чем его необычность, вы узнаете чуть позже. Давайте посмотрим презентацию стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», и ответим на вопрос

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

1. Презентация.(стихотворение В.Маяковского)

— Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?( мы будем рассуждать о хороших поступках, говорить о том, чего нельзя делать)

-О каких хороших поступках шла речь в стихотворении?

— На кого вы хотели бы быть похожи?

1 слайд Тема урока

— В конце урока мы заселим эту прекрасную полянку цветами, тем более сейчас какое время года? Да, ребята весна – это время цветения различных растений, осуществление надежд, хотите я вам открою тайну своей мечты, – я хочу, чтобы вы росли добрыми, порядочными людьми и сегодня на уроке на примере литературных произведений мы будем учиться самым положительным качествам, которые может иметь человек. Каждой группе даны лепестки цветов, на которых записаны качества характера. Вы выберите те слова, , которые вы хотели бы воспитать в себе, видеть в других и прикрепите их на разноцветную полянку.

К сегодняшнему уроку вы читали разные жанры литературных произведений. А какие?

Слайд (жанры)

(рассказы, сказки, стихи, басни)

— Сегодня я буду выступать не только в роли учительницы, но и доброй волшебницы. А раз я волшебница, то у меня есть волшебная палочка, по велению которой на экране будет появляться название литературного жанра. И вы сразу догадаетесь, какая групп будет отвечать. Но для этого надо быть очень внимательным. Итак, мы начинаем.

Слайд ( Л.Н.Толстой)

— Вам знакомо имя этого писателя?

— Что вы о нем знаете?

В конце урока мы познакомимся с рассказом, великого русского писателя «Правда всего дороже», прочитав который, вы сделаете для себя вывод.

Слайд (рассказы Толстого)

(под музыку появляется Слайд) Рассказы о детях. Е.Пермяк «Бумажный змей»

чтение рассказа по частям

пересказ рассказа «Бумажный змей»

— В каком предложении выражена основная мысль рассказа?

( Только дружить они еще не научились – вот в чем беда)

-Чему учит нас этот рассказ?

Вывод: Я думаю, этот рассказ натолкнул вас на мысль, что только в согласии и дружбе можно сделать любое полезное дело.

Пришли ли к согласию герои следующего рассказа, мы сейчас узнаем

Слайд Л.Каминский «Великаны и лилипуты»,

Чтение по частям. Ра-ди-о-те-атр

Анализ рассказа.

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

4 слайд

Ю. Ермолаев « Навестили»,( дети инсценируют рассказ)

-Что расстроило Толика?

Правы ли его приятели? Обоснуй свое мнение.

-Как бы вы поступили на их месте?

Вывод: У детских писателей очень много интересных рассказов. И вы, дорогие мои юные читатели, я уверена, обязательно их прочитаете и из каждого рассказа возьмете для себя что-то полезное.

По взмаху моей палочки на экране появляется следующий жанр

Слайд Стихи. А.Барто, С.Михалков, Э.Мошковская, С.Маршака

Стихи каких авторов вам уже знакомы. Назовите их.

А вот детям понравились следующие стихи . Давайте их послушаем и обсудим их вместе.

С.Маршак. Читает Никонова Лена.

— Как нужно вести себя на уроке?

— А мы будем звать на помощь «Угомона?»

А.Барто «Что делать с Алексеем?» Читает Косицын Костя

( анализ стихотворения)

Э.Мошковская «Можно всему-всему научиться» Читает Видякина Алина

Вывод: — О каких хороших поступках говориться в этих стихотворениях?

Чему учат нас эти стихи?

Физминутка.

Слайд Басни.

Что такое басня?

— Басня – это короткая поучительная история.

Басни слагают в стихах, в прозе.

— Какие басни вы прочитали?

( Женя Назарчук – басня Эзопа « Муравей и Голубь»)

Басня Л.Н.Толстого «Муравей и Голубка» Рассказывает Тихонова Женя.

— Какую басню напоминает вам басня «Муравей и Голубка»? Чем?

Басня Эзопа Пастух-шутник.

Анализ басни

— Кто в основном является героями басен? (животные)

Много басен написал И.А.Крылов. С некоторыми мы уже знакомы. В дальнейшем вам предстоит открыть удивительный для себя мир басен. У них, действительно, есть чему поучиться. В каждой басне есть мораль.

— Моя волшебная палочка открывает следующий удивительный мир – это мир сказок.

Какие бывают сказки? ( народные и литературные)

Слайд. Сказки.

— Чему учат нас сказки?

Что, как не сказка учит нас добру.

Мы сегодня поговорим о замечательном, великом поэте А.С. Пушкине.

Слайд. Портрет Пушкина.

Слайд. Сказки А.С.Пушкина.

Мы прочитаем отрывок сказки « Сказка о рыбаке и рыбке»

Дети перед уроком прочитали сказку и провели словарную работу.

Слайд. Словарная работа

Выступление детей. Лукьянченко Даша.

В сказке «О рыбаке и рыбке» встретилось много слов, значения которых дети узнали заранее. Потому что эта сказка написана около двухсот лет назад, она не о нашем времени. В ней встречаются слова, которые употребляются редко в нашей речи.

  • Брань – ругань.

  • Воротился – вернулся.

  • Простофиля – глупый человек.

  • Сварливая – склонная к ссоре.

  • Невод – большая сеть для ловли рыбы.

  • Корысть – выгода.

  • Светелка – небольшая светлая комната, обычно в верхней части дома.

  • С тесовыми воротами – с воротами из теса.

  • Дворянка столбовая – женщина из знатного старинного рода.

Слайды ( фрагменты сказки)

Дети читают сказку по частям.

— Расскажи о своем отношении к старику и старухе.

— Почему золотая рыбка выполняла просьбы старика?

— Какое бы желание вам хотелось бы загадать золотой рыбке?

Вывод: Старик был очень добрым, а старуха – наоборот – злая и сварливая. Ей все было мало.

Рыбка благодарна старику, что он спас ей жизнь. Она тоже была очень доброй и жалела старика. Но она понимала, что все это прихоти старухи.

Эта сказка учит нас доброте, чуткости. Нужно с пониманием относится к людям.

-Ребята, раз я сегодня волшебница, то у меня тоже есть огромное желание.

-Вы его выполните?

-Как вы думаете, какое оно? ( рассуждение детей)

Дома прочитаете рассказ Л.Н.Толстого и подберете к нему пословицу.

— Ребята. Наш урок подходит к концу. Но это лишь только заканчивается урок…

В жизни вас ждет удивительный мир книг. Который вас научит любить, понимать друг друга. Быть добрыми и никогда не делать плохих поступков.

Из ваших выступлений мы создадим буклет.

— А теперь давайте заполним нашу Поляну Добра цветами, на лепестках которых написаны те качества, которым мы учились на протяжении всего времени, пока готовились к защите нашего проекта. У каждой группе на столе лепестки, выберите те, которые посчитаете нужными и наклейте на поляку. ( дети под музыку клеят лепестки)

Презентация. Подготовка к проекту.

— Что вам запомнилось из нашего урока?

— Что интересного узнали?

Спасибо за урок!