ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ «КОНКУРС ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО. ГОДЫ И СУДЬБЫ»


Автор: Кузина Людмила Ивановна, Щербакова Людмила Степановна
Место работы: ОГПОБУ "Биробиджанский колледж культуры и искусств"


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим о событии мирового масштаба, которое ознаменовано именем великого русского композитора – о Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. 60 лет назад открылся 1 Международный конкурс имени великого русского композитора. Музыка Чайковского принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры. Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков. Центральная тема в творчестве Чайковского – остроконфликтная борьба человека за право на счастье. (Слайд 2)

Подготовка к конкурсу была долгой и ответственной, но вряд ли тогда можно было предполагать, какое значение этот конкурс будет иметь, и какой статус приобретет. Прообразом Конкурса стало творческое соревнование, состоявшееся в России в 1890 году по инициативе Антона Рубинштейна, благодаря усилиям которого был организован конкурс композиторов и пианистов. История конкурса Чайковского началась с предложения Министерства культуры. Мотивация была безошибочной: «около 30-ти лет советские пианисты и скрипачи принимают участие во всех крупнейших международных конкурсах, занимают там лучшие места. А в СССР за все эти годы не было проведено ни одного конкурса». И это было чистой правдой. И так, в 1956 году Правительством СССР и Министерством культуры конкурс был учрежден, а открылся Первый конкурс 18 марта 1958 года и проводился лишь по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Начиная со второго конкурса, в программу вошло соревнование виолончелистов. Оргкомитет конкурса в течение почти двадцати лет возглавлял композитор и великолепный пианист Дмитрий Шостакович. В первом музыкальном соревновании приняли участие 67 исполнителей из 21 страны. Ошеломляющей победой на первом конкурсе стало выступление молодого американского пианиста Вана Клиберна. Огромный техасец, курчавый, с голубыми глазами – он обаял жюри, слушателей и даже своих коллег по музыкальному цеху. Святлослав Рихтер, член жюри конкурса, поставив многим нули, Клиберну ставил неизменные высшие 25 баллов. Финальное выступление Вана Клиберна выделилось редкой гармонией артистических и музыкальных качеств пианиста, что вызвало бурю оваций публики. Исключительно одаренный пианист всегда прославлял светлое начало жизни, душевную чистоту и благородство человека — играя ли сонату В.А.Моцарта, Фантазию Ф.Шопена, вариации П.И.Чайковского или шестую сонату С.Прокофьева. Имя молодого американского исполнителя Вэна Клайберна (в России его привыкли называть Ван Клиберн) мгновенно облетело весь земной шар и стало олицетворением высочайшего класса музыкальноисполнительского искусства. Молодой пианист, блестяще исполнивший Первый концерт П.И.Чайковского стал эталоном исполнительского мастерства для многих пианистов мира. Продано было более миллиона экземпляров его исполнения этого концерта. 

Первый концерт для фортепиано с оркестром за 60-летнюю историю стал настоящим символом конкурса, его визитной карточкой, являясь обязательным произведением для исполнения всеми участниками конкурса.

(Звучит 1 Концерт П.И. Чайковского)

Победителем первого конкурса среди исполнителей-скрипачей стал скрипач Валерий Климов. Советский скрипач замечательно выступил еще во втором туре, прекрасно исполнив «Размышление» П.И. Чайковского, Шестую сонату Э. Изаи и каприсы Н. Паганини. Этот высокоодаренный и разносторонний артист завоевал первую премию и золотую медаль. В его игре жюри отметило красивый, теплый и выразительный тон, кристально звучащую технику и внутреннее благородство исполнения.

Имя Валерия Климова долгое время служило именем нарицательным для выпускников российских музыкальных школ.

(Стравинский Русский танец из балета «Петрушка»)

Второй Международный конкурс имени П. И. Чайковского проводился в Москве с 1 апреля по 7 мая 1962 года. Выступая с приветственной с речью Дмитрий Шостакович, Председатель оргкомитета. Он сказал: «Как музыкант – я счастлив. Как советский гражданин — я горжусь тем, что моя страна созвала и сердечно принимает в столице столь представительное и уважаемое собрание музыкантов. Как человек своего века — я радуюсь тому, что конкурс имени Чайковского духом своим и направленностью утверждает идеалы, близкие всему прогрессивному человечеству». Виолончельное жюри конкурса возглавил Мстислав Ростропович. Количество участников выросло до 136 человек, представлявших 31 страну. Конкурсных номинаций стало три. Абсолютный лидер среди исполнителей-виолончелистов – Наталья Шаховская (1 премия и золотая медаль) покорила жюри «невероятной ровностью выступлений во всех трех турах и выдающимся исполнением Концерта Шостаковича» Наталия Шаховская была одной из талантливейших учениц Ростроповича. Ее игру отличали глубина и содержательность, многокрасочность звучания и темперамент. В 1962 году Шаховская получила первую премию на конкурсе Чайковского и начала преподавать в Консерватории. Среди ее учеников — заслуженные артисты РФ и лауреаты международных конкурсов. Она гастролировала во многих странах мира. В репертуаре музыканта — практически вся классическая сольная и ансамблевая литература для виолончели. Наталии Шаховской посвящены сочинения С. Беринского, С. Губайдуллиной, Л. Книппера, Н. Сидельникова, С. Цинцадзе. «Наталия Шаховская артистка большого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виолончель в ее руках звучит многокрасочно и объемно, она умеет крупную форму писать большими мазками», – говорил Мстислав Ростропович. 

(Й. Гайдн – Концерт для виолончели с оркестром До мажор)

Появление вокальной номинации на Третьем конкурсе Чайковского (1966) было обязано популярной в то время идее глобального расширения московского соревнования. Успехи первых двух конкурсных предприятий породили мысль о превращении конкурса в «состязание всех родов музыки Чайковского». «Давайте помечтаем… Быть может, в соревнование включатся вокалисты, дирижеры, оркестры — и конкурс превратится в фестиваль музыки, в тот «самый главный» музыкальный центр, всемирный музыкальный праздник. А имя Чайковского, светлый дух его творчества будут сближать и объединять тысячи самых разных людей со всех концов света», — так рассуждал в 1962 году председатель фортепианного жюри Эмиль Гилельс. Победителем на конкурсе вокалистов среди мужчин стал советский певец Владимир Атлантов. Этот Международный конкурс стал переломным периодом в творчестве молодого певца. Там он сделал первые шаги к мировой известности. Соревнования проходили в Московской консерватории. Владимир Атлантов заняв первое место, получил золотую медаль. Эта победа сделала тенора известным не только на родине, но и за границей. В то время Джордж Лондон (американский певец) отметил в своём интервью, что в будущем Владимира можно не сомневаться. И он был абсолютно прав. Владимир Атлантов стал лидером советского оперного искусства. Лучшие театры планеты соревновались за право предоставления сцены этому великому тенору. Известные режиссёры и дирижёры ставили на него спектакли, а мировые звёзды желали спеть с Атлантовым дуэтом. 

(Звучит Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»)

Творческое состязание традиционно является стартовой площадкой для молодых одаренных музыкантов, дает им возможность обрести любовь публики и признание мирового профессионального сообщества, начать блестящую международную карьеру. Конкурс дал мощный старт многим исполнителям: Денису Мацуеву, Михаилу Плетневу, Гидону Кремеру, Владимиру Спивакову, юному Даниилу Трифонову и многим другим.

Так, Михаил Плетнев блистательно выступив и став безоговорочным победителем VI конкурса им.П.И.Чайковского, получил признание, как на родине, так и в Европе, Америке. После триумфального выступления на конкурсе в 1978 году началась интенсивная концертная деятельность Михаила Плетнева. Он выступал по всему миру с сольными программами. Плетнев считается одним из лучших в мире интерпретаторов музыки Чайковского. Народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, лауреат множества государственных и международных премий Михаил Плетнев сочетает в себе незаурядные таланты не только пианиста, но и дирижера и композитора. В 1980 году Михаил Плетнев дебютировав как дирижер, в девяностые годы основал Российский национальный оркестр — первый негосударственный оркестр России с частным финансированием (1990).который быстро завоевал репутацию одного из ведущих оркестров мира. Каждый сезон РНО под руководством Плетнева и других выдающихся дирижеров предпринимает гастрольные турне по Европе, США и Азии. 

(М. Плетнев «Подснежник)

1998 год – этот год знаменит XI Международным конкурсом им. П.И. Чайковского, именно тогда все услышали новое имя на музыкальном Олимпе – Денис Мацуев. Сегодня это имя знают повсеместно. Мальчик из провинциального Иркутска, сумевший в юном возрасте покорить взыскательную Москву, поразил всех своим мастерством. Впервые Денис Мацуев стал лауреатом Международного благотворительного общественного фонда «Новые имена» в 1991 году, благодаря чему посетил с концертами более 40 стран. Главную известность Мацуеву принесла победа на XI Международном конкурсе П. И. Чайковского в 1998 году, артисту на тот момент было 23 года.

Сегодня, в начале XXI века Мацуев — один из популярных пианистов современности, который совмещает в своих музыкальных произведениях новаторство и традиции русской фортепианной школы. С 1995 года он солист Московской филармонии. С 2004 года представляет свой ежегодный персональный абонемент «Солист Денис Мацуев». В абонементе вместе с пианистом выступают ведущие оркестры России и зарубежья.

Мацуев активно руководит проектами и проводит фестивали. Один из таких фестивалей – «Звезды на Байкале», который проводится с 2004 года. В 2010 году Мацуев по приглашению французских коллег принял участие в организации фестиваля города Анси. Главной задачей этого фестиваля стало сближение российской и французской музыкальных культур.

В настоящее время Денис Мацуев является президентом Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена».

(Звучит Прелюдия Соль минор С.Рахманинова)

На протяжении, без малого 60 лет Международный конкурс имени П.И. Чайковского является одним из центральных событий в мировой музыкальной жизни, во многом определяющим вектор развития музыкального исполнительского искусства.

Вплоть до начала 1980-х конкурс оставался событием политическим и музыкальным в равной мере. В автобиографической книге «Монолог пианиста» Владимир Крайнев рассказывал, как решение о его участии в конкурсе принимала лично Екатерина Фурцева (Министр культуры СССР). Высокой гостьей первых двух конкурсов Чайковского была бельгийская королева Елизавета, патронесса знаменитого международного конкурса в Брюсселе. За этот период конкурс завоевал высокий международный авторитет, и рассматривается молодыми музыкантами как высочайшая оценка их исполнительского мастерства. В России конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры, и каждый раз его проведение становится одним из главных событий в стране. Главная цель музыкального состязания — выявление новых талантов.

В 2011 году на XIV конкурсе им. П.И. Чайковского произошли некоторые изменения в организации – конкурс охватил не только Москву, но и СанктПетербург, где состязались виолончелисты и вокалисты. Возглавил оргкомитет конкурса известнейший музыкант, дирижер, художественный руководитель знаменитого Мариинского театра Валерий Гергиев, один из величайших мировых музыкантов мира, руководивший одним из лучших симфонических оркестров – оркестром Мариинского театра, который не только ставит оперы и балеты, но и с успехом гастролирует по всему миру с концертными программами.

Помимо композитора и великолепного пианиста Дмитрия Шостаковича состав жюри в разное время украшали такие известные имена как: Эмиль. Гилельс, Давид Ойстрах, Ирина. Архипова, Э. Журдан-Моранж, H. Буланже, Даниил Шафран, Ефрем Цимбалист, Мстислав Ростропович и многие другие выдающиеся музыканты из разных стран.

Международный конкурс им. П.И. Чайковского – поистине эпохальное событие, привлекающее к себе внимание всей мировой общественности и каждый раз открывавшее нам все новые и новые таланты.

Надеемся, что предстоящий конкурс откроет миру плеяду новых молодых талантливых исполнителей-музыкантов. Причем, к его участникам добавятся еще и исполнители на медных и деревянных духовых инструментах

Художественные традиции, которые были заложены выдающимися деятелями отечественной музыкальной культуры, и по сей день дают правильные эстетические ориентиры представителям творческой молодежи всего мира.

Конкурс является одним из авторитетнейших мировых смотров музыкантов-исполнителей. Каждое проведение, которого становится крупным художественным событием в мировой культуре. Конкурс имени П.И.Чайковского – это всемирный форум музыкантов разных стран и поколений. На нем происходит обмен опытом между разными направлениями и школами музыкального исполнительства. Это замечательная школа мастерства для нового поколения музыкантов-исполнителей.

Конкурс имени П.И. Чайковского является символом преемственности и продолжения культурных традиций нашей страны. Поэтому мы с нетерпением ждем 2019 год, где во второй половине июня, в Москве и Санкт-Петербурге пройдет очередной 16 конкурс им.П.И.Чайковского, чтобы еще раз насладиться прекрасной музыкой великого русского композитора.

 

 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 + два =