Воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни


Автор: Галина Сергеевна Силаева
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 3» с. Ленинское
Должность: воспитатель


«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам»

Восточная мудрость

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ценностного отношения к здоровому образу жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит прежде всего в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Актуальным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Поэтому за основу своей работы по воспитанию здорового образа жизни я взяла взгляды академика Н.М. Амосова: «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем».

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В своей работе я поставила перед собой следующую цель – сформировать у детей представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Поставленную цель, я решала посредством следующих задач:

  • Формирование у детей потребности в здоровье и осознанном отношении к нему.

  • Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

  • Формирование нравственной культуры, самопознание, умения и навыки по физическому самосовершенствованию.

Систему работы построила с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

В работе придерживаюсь следующих принципов:

— Доступность (учет возрастных особенностей, адаптированность материала к возрасту);

— Систематичность (повторение усвоенных правил и норм);

— Последовательность (от простого к сложному);

— Наглядность (учет особенностей мышления);

— Динамичность (интеграция программы в разные виды деятельности);

— Дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения норм и правил ЗОЖ каждым ребенком).

Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются: занятия, досуги, спортивные соревнования, праздники, а также использование здоровьесберегающих технологий и педагогических проектов.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии использую различные дорожки, «косички», «змейки», для подлезания – дуги, обручи. Имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.

В каждое физкультурное занятие включаю несколько основных видов движения, элементы спортивных игр, упражнения для укрепления свода стопы и профилактики плоскостопия, упражнения для укрепления мышц спины с целью профилактики нарушения осанки. На таких занятиях, использую наглядность (схемы, рисунки, фотографии, иллюстрации), опыты, сюрпризные приемы, музыкальное сопровождение, подвижные игры, эстафеты, дыхательные гимнастики, элементы самомассажа и мн. др.

На физкультурных досугах, развлечениях, физкультурно-музыкальных праздниках дети закрепляют правила безопасного поведения на улице и дома, а также правила укрепления здоровья.

К одним из новых форм оздоровления детей относится фитбол-гимнастика. Упражнения на фитболах несут оздоровительный эффект, тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия дошкольников, оказывают стимулирующее влияние на растущий организм. В этом учебном году разработала целую система занятий по физкультуре, включающую комплексы упражнений по фитбол-гимнастике, направленные на развитие ловкости и выносливости, укрепление мышечного и брюшного корсета.

Решая поставленные задачи, активно использую здоровьесберегающие технологии.

Использовать здоровьесберегающие технологии, я начинаю со 2 младшей группы. Малыши в игровой форме знакомятся с гимнастикой для пальчиков, с удовольствием ходят по дорожкам «здоровья», выполняют дыхательные упражнения.

В средних и старших группах дети уже самостоятельно выполняют элементы самомассажа, знакомятся с гимнастикой для глаз, психогимнастикой, усложняются упражнения для плоскостопия и формирования правильной осанки. В игровой форме изучают части своего тела.

При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи, но ребенок здесь не просто «работает», а играет своим телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая, его по законам красоты. Когда ребенок лепит красивое лицо, он поглаживает лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой, надавливает пальчиками активные точки переносицы, середину бровей, разглаживает брови, глаза, похлопывает по щекам, подергивает нос. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему.

Использование релаксационных упражнений помогает снять напряжение с мышц лица, рук, ног, туловища. Коммуникативные игры «Корабль и ветер», «Бабочка», «Гроза», «Муравей» развивают эмоциональную сферу ребенка.

Досуги, совместные праздники здоровья, театрализованные постановки способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации: «Поможем Маше Заболейкиной», «В гостях у феи Чистоты», «Путешествие по станциям Здоровья», «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит!».

Работая по данной теме, собрала материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработала картотеки игр и упражнений, выпустила папки-передвижки, составила памятки для родителей.

В процессе работы накопила определённый опыт, которым делилась с педагогами по вопросу формирования культуры ЗОЖ у дошкольников на педсоветах, семинарах, РМО, открытых занятиях.

Начиная со старших групп, в течение года, провожу серию занятий из цикла «Как устроено тело человека»: «Опора нашего организма», «Позвоночник – мой помощник в движении», «Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу» и другие.

На таких занятиях идёт формирование представлений детей о человеке, его организме и здоровье, зависимости здоровья человека от образа жизни, о безопасном поведении в быту и природе. Знакомлю детей с элементарными знаниями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основами оказания первой помощи. При знакомстве с организмом человека, стараюсь подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле.

В результате проведенной работы в этом направлении у детей формируется осознанное отношение к своему здоровью, расширяются представления о состоянии собственного тела, появляется стойкое желание заниматься физкультурой.

Здоровый образ жизни, к которому приучают ребенка в детском саду, должна находить каждодневную поддержку дома. Ведь главным воспитателем ребенка являются родители. От того какое внимание уделяют родители здоровому образу жизни, зависит состояние физического комфорта ребенка. поэтому в своей работе я уделяю большое значение работе с родителями.

С этой целью был запущен проект «Взаимодействие с родителями по формированию у детей здорового образа жизни». С помощью различных форм (анкетирование, консультации, буклеты из серии «Ступеньки здоровья», мастер- классы за круглым столом «Здоровье детей в наших руках», совместные физкультурные занятия, «дни открытых дверей») знакомлю родителей с методами и приемами воспитания у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни. Совместные физкультурные досуги «Папа, мама, я – спортивная семья», «За здоровьем вместе с мамой», «Мамы и дочки, папы и сыночки» и мн. др. стали традицией в нашем детском саду. Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов. Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне

Данный опыт помог по-новому взглянуть на проблему формирования здорового образа жизни.

Определяя положительные результаты своей работы в физическом развитии, сохранении и укреплении здоровья детей, я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно ищу новые формы и методы физического совершенствования детей.

Для повышения качества ФО в детском саду я использую ресурсы сети Интернет. Свои материалы я также публикую на сайте: МААМ. RU: https://www.maam.ru/users/.

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей – это необычно благородная и благодарная роль.

Результатом и наградой будет осознание, что ты внес свой вклад в то, чтобы здоровье наших детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние дети стали духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.