Цель: познакомить детей со зрительным образом буквы Ч.
Образовательные задачи: закрепить характеристику звука /Ч/; уточнить его артикуляцию. Упражнять детей определению слов с заданным звуком. Закрепить у детей зрительный образ буквы Ч.Повторить с детьми согласование имен числительных с именами существительными. Продолжать формировать интерес к процессу чтения, посредством игр и речевых упражнений.
Развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, развивать мелкую моторику, посредством печатания буквы Ч, развивать у детей словесно -логическое мышление, развивать слуховую память, развивать учебные навыки.
Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества в коллективе, навык взаимодействия.
Оборудование: плоскостная буква Ч, игрушка черепаха, слоговые облака, тетради, ручки, карточки «Черепаха с буквой Ч» по количеству детей, звуковые символы, предметные картинки, плоскостные цифры, карандаши зелёного цвета, таблица с разметкой для написания буквы.
Ход:
1. Организационный момент:
Логопед: здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в звуко -буквенную страну. Я произнесу скороговорку, а вы, послушаете ее и назовёте тот звук, который наиболее часто встречается в словах.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Какой звук, вы чаще всего слышите?
Дети: Мы слышим звук /ч/.
Логопед: как вы думаете, кто торопится к нам в гости?
Дети: Мы думаем, что к нам торопится черепаха.
2. Логопед достаёт игрушку -черепаху.
Логопед: Черепаха очень любит звук /ч/, но она совсем ничего не знает освоём любимом звуке. Произнесите звук /ч/, обратите внимание на губы, на то, где находится ваш язык. Потрогайте рукой горло, закройте уши руками и произнесите несколько раз звук /ч/.
Дети выполняют инструкции учителя -логопеда.
Беседа логопеда с детьми. Артикуляция и характеристика звука Ч.
А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем,
— Что происходит с губами, при произношении звука /ч/? (Губы округлены)
— Зубы не смыкаются.
— Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)
— Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)
Положите ладошку на горло и произнесите звук /ч/. Горлышко звенит или нет? (нет, звук /ч/ глухой)
— В каком замке будет жить звук /ч/? (в замке согласных). Почему? (ниточка рвется, звук нельзя пропеть)
— Звук /ч/ звонкий или глухой? Почему? (звук /ч/ глухой, потому что горлышко «отдыхает», вибрации нет. Когда закрываем уши руками и произносим звук /ч/, то нет эха.
— Запомните звук /ч/ всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца). Звук /ч/ живёт в домике зеленого цвета.
3. Выделение слов со звуком /ч/ по картинкам.
Логопед: Черепаха спешит в город букв и везёт с собой подарки. Подарков очень много и ей очень тяжело. Давайте ей поможем и выберем подарки со звуком /ч/. На доске находятся картинки, дети по одному выбирают картинки со звуком /ч/. Осуществляют контроль друг за другом, проверяя товарища. Если картинка выбрана неверно, то ребенка просят выбрать другие варианты.
4. Игра «Посчитай -ка». (Игра на согласование имен числительных с именами существительными) Работа с раздаточным материалом.
Так, как в городе много букв, то и подарков надо будет подарить много. Давайте пересчитаем предметы, которые мы будем вручать горожанам. У каждого на столе лежит плоскостная цифра. Ребенок сопоставляет цифру с той картинкой, которую выбрал и составляет предложение в соответствии с выбранной картинкой и цифрой. Например: «Черепаха подарит шесть чемоданов».
5. Знакомство со зрительным образом буквы Ч.
Логопед:Вот и пришла черепаха в город букв. Встречает ее буква Ч. А вы знаете, как буква Ч появилась в годе букв? Послушайте сказку.
«Однажды к город букв пришла цифра 4, ей очень понравилось в городе, и она захотела остаться. Но в городе могли жить только буквы. И тогда буква А спросила цифру: «Чем ты любишь заниматься»? Цифра четыре ответила: «Я люблю считать. Четыре черепахи, четыре чертёнка, четыре чемодана.» Буква А сказала: « Всё понятно, ты будешь буквой Ч».
6. Динамическая пауза. Артистические этюды.
Логопед: «Представьте и покажите, что вы несёте тяжёлый чемодан. (Дети изображают, передавая, эмоции через пластику тела). А теперь представьте, что вы хомяки, жующие печенье…. А теперь вы бабочки, пьющие нектар цветка…. А теперь вы червячки, пытающиеся выбраться из земли на грядку и погреться на солнышке…. Молодцы. У вас очень замечательно всё получилось.
7. Закрепление у детей зрительного образа буквы Ч.
Логопед выставляет на панно букву Ч и предлагает внимательно её рассмотреть, обратив внимание на месторасположение в пространстве.
«А теперь давайте напишем нашими пальчиками в воздухе букву Ч. (Дети «пишут» букву Ч в воздухе пальцами).
Черепаха принесла нам задания – карточки, на которых нарисована черепаха и большая буква Ч. Вы должны в большую букву Ч заполнить маленькими буквами ч.» Дети выполняют задания на карточках.
8.Игра на формирование интереса к процессу чтения «Собери слова из облаков».
«Прочитай слова, сложив их из слогов». Черепаха любит мечтать и смотреть в небо, рассматривая зефирные облака. Однажды она заметила на облаках, что облака разного цвета и на них написаны слоги. Она попыталась подобрать облака по цвету и прочитать слова, но у неё ничего не получилось. Давайте её поможем и соберём из слогов слова .
Дети собирают следующие слова ЧУДО, ЧЕМОДАН, ОЧКИ, ЧЕЛОВЕК, УЧЕБНИК. Вы молодцы, с лёгкостью справились с таким сложным заданием.
9. Закрепление зрительного образа буквы Ч.
Логопед:«Черепаха не сразу запомнила, как выглядит буква Ч, иногда она путала её с другими буквами и цифрами. Давайте поможет черепахе запомнить букву ч. Возьмите карточку и обведите букву Ч, будьте внимательны, среди «правильных» букв находятся шпионы».
Дети на индивидуальных карточках выделяют буквы Ч, считая их.
Логопед предлагает одному ребёнку выйти и на большой карточке, дублирующей индивидуальные карточки детей, обозначить все буквы Ч.
10. Печатание буквы Ч в тетрадях.
«Нам осталось поселить букву Ч в наших тетрадях. Посмотрите, как мы будем печатать букву ч».
Логопед на доске, в таблице с разметкой для печатания букв, показывает последовательность действий при напечатании буквы. Дети печатают букву Ч в тетрадях.
11. Итог. Логопед просит вспомнить наиболее интересные задания на занятии и благодарит черепаху. Дети забирают карточки с нарисованной черепахой и большой буквой Ч, для дальнейшего закрашивания буквы в свободной деятельности.