Задачи: Знакомить детей с правилами оригами, основными понятиями, свойствами бумаги. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Учить следовать устным инструкциям. Стимулировать создание игровых ситуаций.
Оборудование: у каждого ребенка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность), ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши.
Ход занятия:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Педагог читает отрывок стихотворения «Бумага».
С. Михалкова
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности
Пока ничья не тронула рука…
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?…
— Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
— Верно, о бумаге.
Но сначала послушайте небольшую историю:
— Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу, как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
— Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
— Какого цвета бумага?
— Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, рифленая)
— Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой… шершавой.
— Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)
— Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть потолще.
— Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)
— Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
— Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.
— Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
Педагог раздает ножницы
— Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
— Вся ли бумага режется?
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.
— А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось?
ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.
— Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) – Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
— Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась)
ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
— Возьмите простой карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?
ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.
— А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги)
Итог занятия
— Что сегодня мы рассматривали на занятии?
— Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
ВЫВОД:
бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая;
бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму;
бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.
— А теперь подумайте и скажите, что же можно изготовить из бумаги? (ответы детей).