Занятие «Знакомство с оригами» (первый год обучения)


Автор: Марина Александровна Пельменёва
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 16»
Должность: воспитатель


Задачи: Знакомить детей с правилами оригами, основными понятиями, свойствами бумаги. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Учить следовать устным инструкциям. Стимулировать создание игровых ситуаций.

Оборудование: у каждого ребенка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность), ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Педагог читает отрывок стихотворения «Бумага».

С. Михалкова

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности

Пока ничья не тронула рука…

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?…

— Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

— Верно, о бумаге.

Но сначала послушайте небольшую историю:

— Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу, как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.

— Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.

— Какого цвета бумага?

— Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, рифленая)

— Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой… шершавой.

— Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)

— Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть потолще.

— Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей) 

— Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей) 

— Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.

ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.

— Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей) 

ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.

Педагог раздает ножницы

— Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)

— Вся ли бумага режется?

МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.

— А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось?

ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.

— Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей)  Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

— Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) 

ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

— Возьмите простой карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?

ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.

— А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги)

Итог занятия

— Что сегодня мы рассматривали на занятии?

— Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

ВЫВОД:

  • бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая;

  • бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму;

  • бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.

— А теперь подумайте и скажите, что же можно изготовить из бумаги? (ответы детей).