Защита проекта, посвящается 73-ей годовщине со Дня Победы в годы Великой Отечественной войны: «В сердце ты у каждого, Победа! Письма с фронта…»
Учитель: Каминская Л.П., Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования имени полного кавалера Славы В.И.Пеллера»
Цель проекта:
1.Привитие любови, уважение к старшему поколению, к Родине, воевавших и работающих в тылу, в годы Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
Познакомить ребят со значением писем в годы войны.
Организовать поисковую работу писем родных и близких, всех людей нашей страны, донести через строки писем о большой значимости их в годы войны, уважительное отношение к истории страны.
Формировать чувство патриотизма и гордость за нашу Родину.
Показать через героический пример народа, какой нелегкой ценой нашей стране досталась Победа.
Ход мероприятия:
Учитель: — Сегодня мы поговорим с вами, как в годы Великой Отечественной войны наш народ проявил массовый героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Многим из них было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. 73 года назад 9 мая прогремел салют в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые «треугольники» были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым.
«В сердце ты у каждого, Победа» — так называется наш проект.
1 ученик:
Июнь…клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
2 ученик:
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров, шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. На защиту Родины поднялся весь советский народ. В первый же день родилась песня «Вставай, страна огромная», которая вдохновила и сплотила весь народ на борьбу с врагом.
(Звучит отрывок песни «Вставай страна огромная»)
— «Вставай страна огромная!» звучало призывом для всех: и для солдат, которые встали в строй, и для женщин, детей, которые остались в тылу.
1 Ученик:
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий русский народ.
2 ученик:
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
И было так страшно, если переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.
Письма военных лет – они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким. В них была заключена на тот момент – ЖИЗНЬ!
Дети читают стихи:
Мама, я ещё вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, — он придет наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой!
Давно уже закончилась война, отгремели её последние выстрелы, все меньше остается ветеранов, которые могут рассказать о пройденных фронтовых дорогах, и тем дороже для нас становятся те реликвии, что хранятся в семьях бывших солдат Великой Отечественной войны: документы, фотографии, письма, заметки…
Мой друг нашёл архив умершего отца.
И там, среди бумаг, письмо от деда с фронта.
С далекой той войны, что ближе нет сердцам
Детей и внуков тех, кто там…за горизонтом.
— Учитель: Большой вклад в завоевание Победы внесли женщины. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую — трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень.
Они работали на заводах, в полях, были разведчицами, связистками, медсёстрами. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Медсестра: (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!»-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
-Учитель: В страшные суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Шли тяжёлые годы войны. В тылу врага трудились женщины, дети, старики. Они ждали весточки с фронта от своих мужей и сыновей. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой только с победой.
Дети зачитывают строки из семейных фронтовых писем.
Солдат 1 (пишет письмо) .
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу.
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Солдат 2 (разворачивает письмо и читает).
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром — снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть —
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.
Солдат 3 (со свечой).
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что лесами сокрыта от глаз,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мой друг нашёл архив умершего отца.
И там, среди бумаг, письмо от деда с фронта.
С далекой той войны, что ближе нет сердцам
Детей и внуков тех, кто там…за горизонтом.
— Учитель: Письма с фронта – это особая часть наследия. Написанные порой на оберточной бумаге или бланке, они трудно и долго добирались до адресата. Простота, искренность и краткость содержания этих посланий вызваны войной.
Письма писали в перерывах между боями, писали в окопах, отправляли из госпиталей, опускали на станциях. Письма были разные. Но чаще всего, это были письма для матерей и любимых. Они начинались по-разному: от длинного, наполненного чувством: «Дорогая, милая, любимая, хорошая моя», до краткого, но с глубочайшим смыслом «Мама!»
Рассказывают о письмах с фронта от своих прадедах – Матвей Соловьев, Ярослав Дмитриев.
Клип: « Письма с фронта»
4 года шла ожесточённая война. Это тысячи разрушенных и сожжённых городов и сёл, тысячи взорванных заводов и разрушенных железнодорожных путей.
1 ученик: Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда.
2 ученик: Это 125 граммов хлеба в сутки.
3 ученик: Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4 ученик: Война — это 20 часов у станка в день.
5 ученик: Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
7 ученик: Война – это более 27 миллионов погибших. Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать 32 года.
(Звучит фоном песня «День Победы»)
Учитель : Но вот она пришла – весна победного 1945 года.
1 ученик В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина.
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
2 ученик Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
3 ученик Спасибо вам, ветераны,-
Солдаты минувшей войны –
За ваши тяжелые раны,
За ваши тревожные сны.
4 ученик Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчания.
— Учитель: В память о погибших прошу всех встать. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.
Звучит метроном.
В эти дни, когда оживает весенняя природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! Понимаем, что за все, что мы имеем – мы обязаны всем тем, кто воевал на полях сражения и ковал великую Победу!
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти, павших, будьте достойны! Вечно, достойны!… (Р. Рождественский)
Клип: « Письмо нынешнего поколения фронтовику…»
Рефлексия: Дети на сложенном листе «треугольником» пишут письма солдату, офицеру…свои впечатления о проекте, что они узнали, о значимости письма, слова благодарности за Победу!