Защита проекта, посвящается 73-ей годовщине со Дня Победы в годы Великой Отечественной войны: «В сердце ты у каждого, Победа! Письма с фронта…»




Защита проекта, посвящается 73-ей годовщине со Дня Победы в годы Великой Отечественной войны: «В сердце ты у каждого, Победа! Письма с фронта…»

Учитель: Каминская Л.П., Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Центр образования имени полного кавалера Славы В.И.Пеллера»

Цель проекта:

1.Привитие любови, уважение к старшему поколению, к Родине, воевавших и работающих в тылу, в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

  1. Познакомить ребят со значением писем в годы войны.

  2. Организовать поисковую работу писем родных и близких, всех людей нашей страны, донести через строки писем о большой значимости их в годы войны, уважительное отношение к истории страны.

  3. Формировать чувство патриотизма и гордость за нашу Родину.

  4. Показать через героический пример народа, какой нелегкой ценой нашей стране досталась Победа.

Ход мероприятия:

Учитель: — Сегодня мы поговорим с вами, как в годы Великой Отечественной войны наш народ проявил массовый героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.  Многим из них было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. 73 года назад 9 мая прогремел салют в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые «треугольники» были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым.

«В сердце ты у каждого, Победа» — так называется наш проект.

1 ученик:

Июнь…клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

2 ученик:

Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров, шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. На защиту Родины поднялся весь советский народ. В первый же день родилась песня «Вставай, страна огромная», которая вдохновила и сплотила весь народ на борьбу с врагом.

(Звучит отрывок песни «Вставай страна огромная»)

— «Вставай страна огромная!» звучало призывом для всех: и для солдат, которые встали в строй, и для женщин, детей, которые остались в тылу.

1 Ученик:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий  русский народ.

2 ученик:

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

И было так страшно, если переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

Письма военных лет – они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким. В них была заключена на тот момент – ЖИЗНЬ!

Дети читают стихи:

Мама, я ещё вернусь с войны,

Мы, родная, встретимся с тобою,

Я прижмусь средь мирной тишины,

Как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь

Жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть

Добрыми словами и делами.

Верь мне, мама, — он придет наш час,

Победим в войне святой и правой.

И одарит мир спасенный нас

И венцом немеркнущим, и славой!

Давно уже закончилась война, отгремели её последние выстрелы, все меньше остается ветеранов, которые могут рассказать о пройденных фронтовых дорогах, и тем дороже для нас становятся те реликвии, что хранятся в семьях бывших солдат Великой Отечественной войны: документы, фотографии, письма, заметки…

Мой друг нашёл архив умершего отца.

И там, среди бумаг, письмо от деда с фронта.

С далекой той войны, что ближе нет сердцам

Детей и внуков тех, кто там…за горизонтом.

— Учитель: Большой вклад в завоевание Победы внесли женщины. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую — трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень.

Они работали на заводах, в полях, были разведчицами, связистками, медсёстрами. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Медсестра: (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

«Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!»-

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

-Учитель: В страшные суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Шли тяжёлые годы войны. В тылу врага трудились женщины, дети, старики. Они ждали весточки с фронта от своих мужей и сыновей. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой только с победой.

Дети зачитывают строки из семейных фронтовых писем.

Солдат 1 (пишет письмо) .

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Солдат 2 (разворачивает письмо и читает).

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром — снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть —

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Солдат 3 (со свечой).

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Мой друг нашёл архив умершего отца.

И там, среди бумаг, письмо от деда с фронта.

С далекой той войны, что ближе нет сердцам

Детей и внуков тех, кто там…за горизонтом.

— Учитель: Письма с фронта – это особая часть наследия. Написанные порой на оберточной бумаге или бланке, они трудно и долго добирались до адресата. Простота, искренность и краткость содержания этих посланий вызваны войной.

Письма писали в перерывах между боями, писали в окопах, отправляли из госпиталей, опускали на станциях. Письма были разные. Но чаще всего, это были письма для матерей и любимых. Они начинались по-разному: от длинного, наполненного чувством: «Дорогая, милая, любимая, хорошая моя», до краткого, но с глубочайшим смыслом «Мама!»

Рассказывают о письмах с фронта от своих прадедах – Матвей Соловьев, Ярослав Дмитриев.

Клип: « Письма с фронта»

4 года шла ожесточённая война. Это тысячи разрушенных и сожжённых городов и сёл, тысячи взорванных заводов и разрушенных железнодорожных путей.

1 ученик: Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда.

2 ученик: Это 125 граммов хлеба в сутки.

3 ученик: Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4 ученик: Война — это 20 часов у станка в день.

5 ученик: Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

7 ученик: Война – это более 27 миллионов погибших. Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать 32 года.

(Звучит фоном песня «День Победы»)

Учитель : Но вот она пришла – весна победного 1945 года.

1 ученик В девятый день ликующего мая,

                  Когда легла на землю тишина.

                  Промчалась весть от края и до края:

                  Мир победил! Окончена война!

2 ученик Еще тогда нас не было на свете,

                  Когда гремел салют из края в край.

                  Солдаты, подарили вы планете

                  Великий май, победный май!

3 ученик Спасибо вам, ветераны,-

                 Солдаты минувшей войны –

                За ваши тяжелые раны,

                За ваши тревожные сны.

4 ученик Вновь скупая слеза сторожит тишину.

                 Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

                 Сколько юных тогда не вернулось назад,

                 Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

                 Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье – 

                 Ты послушай святую минуту молчания.

— Учитель:    В память о погибших прошу всех встать. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

Звучит метроном.

В эти дни, когда оживает весенняя природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! Понимаем, что за все, что мы имеем – мы обязаны всем тем, кто воевал на полях сражения и ковал великую Победу!

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти, павших, будьте достойны! Вечно, достойны!… (Р. Рождественский)

Клип: « Письмо нынешнего поколения фронтовику…»

Рефлексия: Дети на сложенном листе «треугольником» пишут письма солдату, офицеру…свои впечатления о проекте, что они узнали, о значимости письма, слова благодарности за Победу!